Поплавковые гидросамолеты-торпедоносцы Sopwith Special (No 170) & Type C. Великобритания
Достоверно не установлено, оказали ли какое-либо влияние на британское Адмиралтейство опыты по сбросу торпеды с самолета, проведенные в 1912 году в Италии, или нет. Следует отметить, что в 1912 году лейтенантом Королевского флота (капитан-лейтенантом) Д. Х. Хайд-Томпсоном (Lieut DH Hyde-Thomson; RN) был представлен на обсуждение документ, в котором были изложены рекомендуемые параметры для использования авиационных торпед. Данный документ был передан в торпедный испытательный центр Королевского флота (Admiralty Torpedo Experimental Establishment) и в конце концов попал начальнику авиационного управления (Air Department) капитану (капитану 1-го ранга) Мюррею Фрейзеру Суэтеру (Capt Murray Fraser Sueter; RN) [1]. В 1913 году по результатам изучения документа Д. Х. Хайд-Томпсона Адмиралтейство предложило авиастроительным компаниям Sopwith, Short и White построить прототип гидросамолета-торпедоносца. Этими самолетами должны были стать Sopwith Special, Short Type 184 и Wight Type 840 (гидросамолеты перечислены в хронологическом порядке, хотя благодаря адаптации Short Folder стал первым британским самолетом, сбросившим в полете торпеду).
До недавнего времени было много путаницы относительно ранних гидросамолетов-торпедоносцев компании Sopwith. В некоторой степени это было связано с сохранившимися документами, согласно которым все гидросамолеты, заказанные Адмиралтейством до начала Первой Мировой войны, оснащались 14-цилиндровыми радиальными двигателями жидкостного охлаждения Canton-Unne, развивавшими мощность 200 л.с. и имевшими обозначение Type C. Первоначально данные двигатели приобретались во Франции и затем изготавливались в Великобритании под обозначением Salmson 2M.7. Компанией Short был создан самолет Short Type C – машина, которая была оснащена двигателем Type C и которая не предназначалась для торпедных атак. На сохранившейся фотографии компании Sopwith и подписанной как «самолет Type C» изображен крупный четырехстоечный биплан с 14-цилиндровым двигателем Canton-Unne. Точность этой подписи не подвергалась сомнениям, пока недавние исследования не доказали, что на фотографии на самом деле изображен гидросамолет Sopwith Special (серийный номер 170), который по-видимому был разработан Р. Дж. Эшфилдом (R. J. Ashfield) и предназначался для полетов с 14-дюймовой (356 мм) торпедой массой 810 фунтов (367 кг). Фактически это был первый британский самолет, проектированный и построенный с конкретной целью: создание торпедоносца.
Согласно заявления командира эскадрильи Артура М. Лонгмора (Squadron Commander A. M. Longmore; RN), командовавшего расположенной в Калшоте авиабазой Королевского флота, гидросамолет Sopwith No 170 прибыл на базу 1 июля или около этой даты и был собран в течение примерно пяти дней. Затем были выполнены проверки работы двигателя и пробежки самолета, которые показали, что перед тем как гидросамолет сможет взлететь с торпедой, его конструкция должна быть подвергнута серьезным изменениям. Сначала выяснилось, что двигатель не развивает полной мощности; на самолет был установлен новый двигатель, но даже с ним машина не могла с торпедой оторваться от воды. Таким образом, первым британским самолетом, поднявшим в воздух торпеду и осуществившим ее сброс 28 июля 1914 года, стал Short Folder (серийный номер 121).
Нет никаких сомнений в том, что Short Folder был превосходным самолетом и, хотя Sopwith Special в конце концов 7 ноября выполнил один полет с пилотом (командир звена Дж. Л. Траверс [Flt-Cdr J L Travers]), пассажиром и полным запасом топлива, ему так и не удалось поднять торпеду. В конце того же месяца, полагая, что Sopwith Special можно использовать в качестве бомбардировщика, гидросамолет был оснащен экспериментальным бомбодержателем. Однако неизвестно, летал ли он когда-либо с этим бомбодержателем, поскольку в начале января 1915 года двигатель Canton Unne был снят для осмотра в Калшоте. Примерно в конце апреля гидросамолет Sopwith Special был снят с вооружения авиации Королевского флота и в течение последующих недель он был окончательно разобран.
К сожалению, о поплавковом гидросамолете Sopwith Type C сохранилось очень мало информации; есть лишь ссылка, что в перечне имущества авиации Королевского флота числились три самолета данного типа с серийными номерами 157-159. Эти гидросамолеты (и шесть машин Short Type C с серийными номерами 161-166) были отнесены к категории бомбардировщиков со складывающимися крыльями, радиооборудованием и оборонительным пулеметом. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что Sopwith Type C когда-либо летал с бомбовой нагрузкой, поскольку в Калшоте, скорее всего испытания не проводились, и нет никаких сохранившихся записей о проведении летных испытаний.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Sopwith Special (No 170) & Type C
Назначение: гидросамолет-торпедоносец
Статус: единичное производство
Компания-производитель: Sopwith Aviation Co Ltd, Кингстон-апон-Темс, графство Суррей
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель жидкостного охлаждения Canton-Unné, развивавший мощность 200 л.с. и через удлиненный вал и редуктор вращавший двухлопастный деревянный винт диаметром 9 футов (2,7 м)
Размеры:
размах верхнего крыла 66 футов 0 дюймов (20,12 м)
размах нижнего крыла 58 футов 0 дюймов (17,68 м)
длина 36 футов 0 дюймов (10,97 м)
высота 12 футов 10 дюймов (3,91 м)
площадь крыльев 785 кв. футов (72,9 м²)
Масса:
пустого 3243 фунта (1471 кг)
общий с топливом на 2 часа и торпедой 4324 фунта (1961 кг)
Летные характеристики: н/д
Вооружение: одна 14-дюймовая (356 мм) торпеда Уайтхеда
Количество изготовленных: 1 [Special Seaplane No 170] + 3 [Sopwith Type C]
[1] позднее контр-адмирал, кавалер Почетнейшего ордена Бани, член парламента
источник: Francis K. Mason «The British Bomber since 1914», pages 19-20
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-poplavkovye-gidrosamolety-torpedonoscy-sopwith-special-no-17