В 1956 г тракторный завод Vörös Csillag (Красная звезда), располагавшийся в Будапеште (Венгрия), приступил к выпуску специализированных транспортных средств для строительства — самосвалов-думперов, разгрузка которых происходила под действием тяжести груза.
Первый думпер получил обозначение DR-50. Также он был известен как «Дутра» (Dutra — dumper + tractor). Его конструкция была создана на базе колёсного трактора. Думпер оснащался дизельным двигателем Csepel D413 мощностью 60 л.с. Кабина отсутствовала. Рабочее место водителя представляло собой кресло, вращающееся вокруг колонки с двумя вертикальными рулевыми колёсами. Педали управления также были дублированы. Это позволяло свободно маневрировать на тесных стройплощадках без разворота — достаточно было повернуть сиденье водителя назад.
Постепенно конструкция DR-50 совершенствовалась. Сначала модернизированный DR-50C был оснащён гидравлическим механизмом подъёма кузова, превратившись, таким образом, в полноценный самосвал. Затем, в 1961 г автомобиль получил закрытую кабину водителя и обозначение DR-50D. На базе DR-50D Выпускались думпер-самопогрузчик DR-50SD и универсальный погрузчик DR-50FD, известный также как B-1.
Семейство DR-50 пользовалось большим спросом в странах соцлагеря благодаря своей надёжности и способности работать на весьма ограниченных площадках. Немало DR-50 было поставлено в СССР.
В 1966 г на базе DR-50 был разработан самосвал G-116 Gödölö, выпускавшися до 1973 г.
Самосвал, похожий на трактор – самоделку называется думпер. По сути, это и есть трактор, но не универсальный, а специализированный. Служит он для перевозки сыпучих грузов в пределах стройплощадок и промышленных предприятий, на дорогах общего пользования он, как правило, не встречался.
Самосвал, похожий на трактор – самоделку называется думпер. По сути, это и есть трактор, но не универсальный, а специализированный. Служит он для перевозки сыпучих грузов в пределах стройплощадок и промышленных предприятий, на дорогах общего пользования он, как правило, не встречался.
Но из каждого правила есть исключения, вот и на старых фото можно увидеть «Дутру» на улицах Москвы. Причем, на машине хорошо виден госномер. Работали думперы на московских стройках, но недолго.
Трактор-самосвал имел очень примитивную конструкцию. Справа от кабины водителя находится четырёхцилиндровый дизельный двигатель «Чепель» мощностью 60 л.с. Коробка передач была четырёхступенчатой, задний мост с реверс-редуктором, так что передач заднего хода тоже было 4.
Так сделано специально, трактор самосвал способен ездить взад-вперед, для этого на нем предусмотрено даже дублированное управление. В СССР поставлялись версии с обычным управлением.
Необходимости в разворотах на участке при дублированном управлении не было, «Дутра» могла стать под загрузку в очень стесненных условиях, и это было её положительной стороной. Проходимость здесь – тракторная, это тоже было плюсом.
Минусов было больше. Управление очень тяжелое, гидроусилителя руля нет, а передняя ось прилично нагружена.
Отдельная история – опасная разгрузка.
Привычный нам гидроцилиндр появился уже на поздних версиях, а до этого кузов опрокидывался за счет собственного веса. Он сконструирован таким образом, что основная масса груза находится в задней части. Сам «совок» опирается на раму двумя эллиптическими упорами. Вот как это выглядит.
Так вот, груженый кузов удерживается от опрокидывания специальным фиксатором в передней части. Подъехав к месту выгрузки, водитель должен был отойти от машины метров на 5, и дернуть тросик разблокировки этого фиксатора. Кузов под весом груза откидывался назад, выгружался, после чего возвращался в исходное положение, подталкиваемый двумя пружинами. Фиксатор блокировался автоматически.
Часто такая разгрузка сопровождалась отрывом передней части от земли на несколько секунд.
Иногда думпер вслед за грузом летел в котлован, поэтому соблюдение техники безопасности здесь играло важнейшую роль, но у нас, как известно, правилами ТБ часто пренебрегают. В общем, бывали случаи, как на стройках так и на производстве. Сама по себе машина не была опасной, но несоблюдение правил работы вело к трагедиям.
По московским улицам на «Дутре» ездить было тяжело, обзорность никакая. Словом, не любили шофера эту машину, поэтому массовых её поставок в СССР не было.
Одна из уцелевших, хоть и основательно вросших в землю «Дутр» несколько лет назад была найдена в Свердловской области. Еще, возможно несколько единиц сохранилось в Казахстане, их там много было в шестидесятых, и в самой Венгрии еще штуки три осталось.
Так вот, груженый кузов удерживается от опрокидывания специальным фиксатором в передней части. Подъехав к месту выгрузки, водитель должен был отойти от машины метров на 5, и дернуть тросик разблокировки этого фиксатора. Кузов под весом груза откидывался назад, выгружался, после чего возвращался в исходное положение, подталкиваемый двумя пружинами. Фиксатор блокировался автоматически.
Часто такая разгрузка сопровождалась отрывом передней части от земли на несколько секунд.
Иногда думпер вслед за грузом летел в котлован, поэтому соблюдение техники безопасности здесь играло важнейшую роль, но у нас, как известно, правилами ТБ часто пренебрегают. В общем, бывали случаи, как на стройках так и на производстве. Сама по себе машина не была опасной, но несоблюдение правил работы вело к трагедиям.
По московским улицам на «Дутре» ездить было тяжело, обзорность никакая. Словом, не любили шофера эту машину, поэтому массовых её поставок в СССР не было.
Одна из уцелевших, хоть и основательно вросших в землю «Дутр» несколько лет назад была найдена в Свердловской области. Еще, возможно несколько единиц сохранилось в Казахстане, их там много было в шестидесятых, и в самой Венгрии еще штуки три осталось.