Если говорить о китайских амбициях в плане создания авианесущих кораблей, то еще лет 20 назад это было на грани фантастики (или что-то типа анекдота). В настоящее же время и экономические возможности, и промышленные мощности Поднебесной вполне способны осилить данную программу. Не хватает только опыта проектирования и эксплуатации авианесущих кораблей и летательных аппаратов корабельного базирования.
Итак, начнем, как обычно, с небольшой исторической справки. В мемуарах Лю Хуацина, опубликованных агентством Синьхуа в 2004 году, детально описаны этапы работы над проектом авианосца для ВМС Китая.
В 1970 году под руководством Лю Хуацина штабом ВМС НОАК было разработано специальное технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания авианосца и проектное предложение к нему для информирования военно-политического руководства страны.
В мае 1980 года Лю первым из руководителей НОАК совершает поездку на американский авианосец «Китти Хок», которая оставляет у него неизгладимые впечатления и желание продолжить работу над первым китайским авианосцем.
В начале 1980-х годов, под влиянием идей Лю Хуацина и его сторонников среди руководящего состава ВМС НОАК в ряде НИИ и т.н. «мозговых центрах» НОАК приступили к изучению возможности создания легкого авианосца водоизмещением 15000-20000 т и транспортных вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) типа «Си Харриер». Однако, данная попытка создания проекта авианосца ограничилась исключительно научно-исследовательскими работами.
В 1986 году для повторного обоснования (ТЭО) по проекту авианосца в структуре ВМС НОАК были объединены усилия двух органов — Управления вооружения и технологий ВМС и Центра технико-экономического обоснования вооружений ВМС. Перед ними ставится задача не только по обоснованию проекта, но и по ключевым вопросам — выбору платформы авианосца и самолетов палубной авиации.
В марте 1987 года Лю Хуацин доводит до ГШ НОАК информацию о том, что руководством авиационной и судостроительной промышленности и соответствующими экспертами сделан вывод о технологической возможности создания страной авианосца, несмотря на существование ряда проблем технического характера, над которыми необходимо серьезно работать. Доклад произвел впечатление на ГШ НОАК и Комитет по оборонной науке, технике и промышленности Китая (КОНТПК, COSTIND). После этого к данной теме подключились различные НИИ, а Управление вооружений ВМС приступило к достаточно глубокому изучению возможностей реализации проекта под эгидой КОНТПК. Главным подрядчиком работ над проектом авианосца был выбран 708-й НИИ (Шанхай) Китайского объединения судостроительной промышленности, в то время как работа над проектно-конструкторской документацией была поручена 701-му и 702-му НИИ судостроения в Пекине.
Подразделения, занимавшиеся НИОКР, наладили тесные контакты с представителями ВПК ряда стран. Так, российские эксперты в области проектирования авианосцев, несколько раз посещали Китай для чтения лекций перед китайскими специалистами. В целях ознакомления с зарубежным опытом эксперты ВМС и специалисты ряда профильных отраслей китайской промышленности посетили Францию, США, Россию, Украину, где тщательно изучали всю информацию об авианосцах различных классов.
Кроме этого, технические материалы по проектам авианосцев поступали в Китай и из других источников, очевидно имевших соответствующий гриф секретности. Полученные в ходе инспекционных поездок рабочие материалы, ввезенная из-за границы техническая и проектная документация, результаты собственных исследований — все это тщательно анализировалось и изучалось.
Занимая пост заместителя председателя ЦВС КНР, Лю Хуацин продолжал курировать вопросы создания авианосца. Так, по его запросу КОНТПК и Главное управление вооружений (ГУВ) ГШ НОАК сделали полный расчет стоимости финансирования проекта по созданию авианосца, включая средства, необходимые для предварительных исследований и необходимого вооружения. Результатом всех этих усилий стало то, что в начале 1992 года китайское руководство санкционировало программу по изучению и созданию авианосца, а руководители профильных ведомств различного уровня провели всестороннее технико-экономическое обоснование данного проекта.
В середине 1992 года Академия наук Китая направила 15 специалистов по военно-морскому делу на два месяца в Украину для проведения детального анализа и проработки вопроса по созданию авианосца. После заслушивания их отчета и ознакомления с результатами ТЭО, представленного специалистами различных отраслей и ведомств, ЦВС КНР принимает решение продолжить работу над данным проектом и уже в январе 1993 года на программу создания авианосца (НИОКР, закупка за рубежом авианосцев, палубных самолетов и радиоэлектронного оборудования) выделяется несколько миллиардов долларов. Амбициозность данного плана заключалась в том, что была поставлена задача создать первый китайский авианосец уже к 2000 году. Однако из-за отсутствия технологий строительства авианосца и проблем с разработкой и закупкой самолетов палубной авиации данный план так и не был реализован.
В 1996 году вновь появляются сообщения о том, что Китай планирует построить собственный авианосец к 2003 году, а на начальный этап реализации данного проекта уже выделено более $1,2 млрд. Строительство планировалось вести на судоверфи Далянь, а техническую помощь должны были оказать специалисты из России и Украины. Однако и этим планам не суждено было сбыться. Сложно говорить о том, что именно помешало их реализации — азиатский кризис 1997 года, или перераспределение финансовых средств в пользу приоритетного и первоочередного развития подводного флота ВМС НОАК, или что-то еще… Скорее всего, программа создания авианосцев просто взяла небольшую паузу, так как именно в последующие годы китайцам удалось получить в свои руки сразу три российских авианесущих корабля, причем, за очень смешные деньги — чуть более $40,0 млн.
Тем не менее, сложности при реализации проектов создания авианосцев заставили руководство КНР отказаться от всех предыдущих планов и принять решение претворять программу в жизнь последовательно — в два этапа.
АВ «Мельбурн» после приобретения.
Первый этап — закупка авианосцев, выводимых из состава зарубежных флотов и списываемых на утилизацию (на металлолом) для детального изучения проектов кораблей (были приобретены австралийский АВ «Мельбурн» а также ТАКР «Киев» и «Минск» — прим. doktorkurgan) — к тому времени уже успешно претворялся в жизнь. На втором этапе планировалось спроектировать и создать свой собственный авианосец и самолеты палубной авиации.
В рамках первого этапа нужно упомянуть несостоявшуюся продажу Францией АВ «Клемансо» (китайцы посчитали слишком высокой стоимость модернизации, также восторга не вызвали ТТХ французского корабля; а строительство корабля по проекту «Де Голля» французы даже и не предлагали ), а в рамках второго этапа можно отметить попытку испанской судостроительной компании «Empresa Nacional Bazan» в 1995-1996 гг. заитересовать китайскую сторону проектами легких авианосцев SAC-200 и SAC-220 (легкие авианосцы водоизмещением соответственно 23 тыс. т. и 25 тыс. т.; авиакрыло 21 легкий самолет типа МиГ-29 или «Харриер» и 4 вертолета); проект был разработан на основе легкого АВ «Принц Астурийский».
Предполагаемое изображение АВ проекта SAC 220
В январе 1996 года глава испанской компании побывал в Китае и провел переговоры по вопросам подряда на строительство, которые окончились безрезультатно. Китайцы в то время были заинтересованы только в получении проектной документации на данные авианосцы, а не в их фактическом заказе.
Несколько позже китайские специалисты посетили тайский авианосец «Chakri Nerubet», построенный испанской компанией «Empresa Nacional Bazan» в 1994-1997 годах, имея вполне конкретные цели по ознакомлению и установлению возможности покупки корабля по более низкой цене, используя экономические трудности испытываемые Таиландом в тот период.
АВ «Chakri Nerubet» ВМС Тайланда.
Знаковым для программы создания китайского авианосца стал 1999 год. На второй сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) девятого созыва, начавшей работу 5 марта 1999 года, был официально одобрен план создания авианосца, получивший название «проект 9935» (китайцы, обожающие системность в планировании, и здесь остались верны себе, обозначив план по дате начала работы сессии).
Согласно данному проекту, в период с 2000 по 2003 год на судоверфи Цзяннань (около Шанхая) планировалось построить первый собственный авианосец водоизмещением 48000 т с обычной главной энергетической установкой (ГЭУ) и максимальной скоростью 30 узлов. ГЭУ корабля планировалось оснастить турбинами китайского производства TB-21 (номинальная мощность — 21 МВт), разработанными по российской технологии. Россия должна была поставить радиолокационное оборудование и два ударных противокорабельных ракетных комплекса с боезапасом по 24 КР каждый. Поступление авианосца в боевой состав флота ожидалось в 2005 году. Сессия ВСНП одобрила выделение 1 млрд юаней на первый этап разработки, в то время как полная стоимость проекта оценивалась в 4,8 млрд юаней (около $630 млн).
Ниже несколько изображений, возможно проработки компоновки перспективных АВ на начальном этапе (уж больно экзотический вид имеют).
По некоторым данным, основную техническую документацию для «проекта 9935» предоставило Невское проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург), заключившее контракт с китайскими представителями в 1994 году. В основу проекта был положен вариант модернизации советского ТАКР проекта 1143.4 (с возможностью базирования до 24 палубных истребителей типа Су-33) в соответствии с тактико-техническими требованиями китайской стороны и заключительными изменениями, внесенными в проект специалистами шанхайской судоверфи Худун-Чжунхуа.
Свое развитие программа создания авианосца получила на закрытом пленарном заседании Постоянного комитета ВСНП девятого созыва, состоявшемся в августе 1999 года. Итогом заседания стало принятие «плана 9985» (опять-таки, по дате принятия решения), согласно которому планировалось осуществить финансирование программы строительства трех авианосцев для ВМС НОАК (водоизмещение каждого — от 48000 до 60000 т, оснащение — обычными ГЭУ).
Строительство первого корабля планировалось начать на судоверфи Цзяннань в 2001 году, при этом, по расчетам, на постройку каждого авианосца должно было уходить не более трех лет. Ввод первого авианосца в боевой состав ВМС должен был состояться в 2006 году, второго — 2007-2008 годах, третьего — 2010-2011 годах. По оценкам экспертов, стоимость одного корабля должна была составить около $600 млн.
Учитывая плановость китайской экономики, «план 9985» являлся очень реалистичным с точки зрения финансового обеспечения, так как работы по первому авианосцу планировалось завершить в период действия десятой пятилетки (2001-2005 года), а по третьему авианосцу — в конце одиннадцатой пятилетки (2006-2010 года).
Но данному плану, также как и предыдущим, не суждено было сбыться. На это повлияли как политические факторы (недостаточная политическая воля руководства КНР в необходимости немедленного обладания авианосным флотом), так и финансовые — статья военно-морских расходов в военном бюджете просто физически не могла потянуть одновременное финансирование строительства и подводных лодок, и боевых надводных кораблей различных классов, и авианосцев. Существенной причиной временного отказа от реализации планов строительства авианосцев стало и то, что имеющихся на тот момент судостроительных мощностей даже на крупнейших судоверфях страны (Далянь, Цзяннань, Худун-Чжунхуа, Вайгаоцяо) было просто недостаточно для строительства корабля такого класса.
Исходя из всего этого, в 2002 году руководство Китая принимает решение отложить строительство собственного авианосца как минимум до 2010 года.
Появлявшиеся периодически в прессе в период с 2005 по 2008 года сообщения о начале строительства авианосца, не соответствовали действительности и, в большей мере, были отголоском проведения вялотекущих ремонтно-восстановительных работ на ТАКР «Варяг».
По данным западных СМИ, в 2007 году в военно-политическом руководстве Китая наконец-таки завершились внутренние дискуссии по поводу приоритетности строительства подводного флота и авианосцев, и финансовые средства были выделены на оба направления развития флота. Также ЦВС КНР одобрил планы по созданию двух авианосных групп (каждая — во главе с авианосцем) — по одной группе на зоны ответственности Восточного и Южного флотов ВМС НОАК.
Согласно утвержденным планам, строительство двух первых авианосцев среднего класса водоизмещением 48000-64000 т c обычной силовой установкой, получивших наименование «тип 089», должно начаться в 2009 году на судоверфи Цзяннань (к 2015 году должны быть спущены на воду два корабля). Неатомные авианосцы планируется построить в качестве переходного образца для отработки технологий производства крупных кораблей.
Первый атомный авианосец (с ядерной силовой установкой) водоизмещением 93000 т, получивший наименование «тип 085», должен быть построен в период с 2015 по 2020 год на той же судоверфи. По своим размерам и характеристикам проект корабля соответствует недостроенному советскому авианосцу «Ульяновск», проектно-конструкторскую документацию на который, по некоторым данным, Китай тайно купил у России (ниже чертеж ТАВКР «Ульяновск», ниже — предполагаемый вид АВ «тип 085»).
Одновременно, к 2010 году китайские военные планируют завершить модернизацию недостроенного ТАКР «Варяг», который предполагается использовать в качестве учебного авианосца для подготовки пилотов палубной авиации и обслуживающего персонала.
Окончательное утверждение этих новых планов состоялось осенью 2008 года. Тогда же в составе Управления по вооружению штаба ВМС НОАК был создан специальный орган — «отдел номер 048» (или «инженерно-технический отдел по авианосцам»), в задачи которого входят координация усилий и курирование вопросов по постройке авианесущих кораблей с обычной силовой установкой, а также организация закупок в России палубных истребителей Су-33. Важность данного органа, созданного для межведомственной координации, подтверждается тем, что руководитель отдела имеет ранг, соответствующий уровню заместителя министра, хотя напрямую он подчиняется главкому ВМС НОАК.
Таким образом, в настоящее время полным ходом ведется достройка экс — «Варяга» (в качестве этакого учебно-боевого авианосца), на подходе парочка его клонов китайской постройки; в перспективе можем увидеть и китайский вариант «Ульяновска».
Основные характеристики перспективных авианесущих кораблей ВМС Китая
В настоящее время Китай производит модернизацию судостроительных предприятий (Даляньская и Цзянаньская судоверфи), а также готовит инфраструктуру базирования кораблей большого водоизмещения.
Учебный авианосец «Ши Лан» (бывший «Варяг»)
Возможности авиакрыла корабельного базирования невозможно реализовать без самолета ДЛРО. Опять-же в сети мелькают фотографии (предположительно фотошопные) такого самолета с опознавательными знаками ВВС НОАК (при этом самолет подозрительно похож на Як-44, изображен на схеме ниже).
После прибытия в порт Далянь (март 2002 года), в течение трех лет (2002-2005 года) китайские эксперты занимались тщательным изучением и анализом структурных особенностей ТАКР «Варяг», проектной документации на корабль, его состоянием. Помощь китайцам в этом вопросе оказывали российские и украинские технические специалисты (по словам мэра города Николаева, из-за безработицы на местной судоверфи некоторые инженеры и рабочие уехали на работу по контракту в Далянь).
С мая 2005 года, после более чем трехлетнего пребывания у причальной стенки порта, на корабле началось проведение отдельных ремонтно-восстановительных работ — он был отбуксирован в сухой док, где его перекрасили в светло-серые цвета китайского флота и убрали с бортов надпись «Варяг». Палубную надстройку («остров») перекрасили в темно-красный цвет, вокруг нее появились строительные леса, начались масштабные работы по приведению корпуса корабля в надлежащий вид: очистка от ржавчины и морской соли, нанесение специального покрытия для предотвращения скапливания воды в трюмах, установка систем внутренней вентиляции и освещения. Вокруг «Варяга» была выставлена вооруженная охрана, вход на охраняемую территорию стал осуществляться только по спецпропускам, было увеличено количество пропускных пунктов для входящих на него специалистов. На самом корабле изменили конфигурацию временных надстроек, начались работы в двигательном отсеке. Была отремонтирована платформа для комплекса РЛС и восстановлена система энергоснабжения, включая освещение палубы. К сентябрю 2005 года основная часть работ на корабле, включая «остров», была завершена, а «Варяг» опять вернулся на свое место к причальной стенке, около которой к тому времени было построено огромное складское помещение. Осенью того же года корабль посещает высокая делегация — очевидно, из военно-политического руководства страны.
В 2006 году на причале дополнительно построено несколько больших складов и хранилищ для размещения материально-технических средств. На корабле наиболее интенсивные работы ведутся на палубной надстройке, по-прежнему окруженной строительными лесами. Кроме этого, проводится антикоррозийная обработка основной палубы корабля, для чего наносится хромо-цинковая грунтовка, также предназначенная для предотвращения скольжения и пробуксовки самолетов на палубе. По некоторым данным, для повышения живучести корабля на нижней палубе корабля дополнительно устанавливается не менее трех поперечных водонепроницаемых изолирующих перегородок. На борт корабля ввозится много нового строительного материала, с одновременным вывозом мусора и старых материалов. К концу года «Варяг» принимает вид нормального корабля, а восстановительные работы свертываются, строительные леса с «острова» на палубе разбираются и удаляются.
В 2007 году вокруг «Варяга» усиливаются меры безопасности. На территорию объекта закрыт доступ гражданским лицам, на входах и выходах установлено круглосуточное дежурство полицейских нарядов. По сообщениям ряда китайских СМИ, выдаются первые контракты на производство оборудования для отдельных систем корабля.
В 2008 году восстановительные работы на авианосце приостанавливаются — вероятно, из-за разногласий с Россией по поводу поставок бортового вооружения, радиоэлектронных систем, а также силовой установки.
После окончательного завершения основных работ по строительству мощностей новой даляньской судоверфи, 27 апреля 2009 года «Варяг» снова перемещается в сухой док, после чего на нем начинается активная фаза производственных работ. С июня 2009 года проводится частичный демонтаж палубной надстройки корабля. С помощью портальных кранов удаляется несколько модулей в носовой и кормовой части «острова», предназначенных для размещения антенн и аппаратуры большинства радиоэлектронных систем и комплексов корабля. Очевидно, что следующим шагом будет установка новых систем радиолокации и управления кораблем.
В целом, завершение работ по т.н. «проекту 02» — модернизации бывшего недостроенного ТАКР «Варяг» — который, по сообщениям китайских СМИ, сейчас имеет заводское наименование «Ши Лан» и бортовой номер «83», намечено на 2010 год. Планируется, что корабль будет использоваться в качестве учебного авианосца для подготовки обслуживающего персонала и пилотов палубной авиации, а также как испытательная платформа новых систем и оборудования, которые впоследствии могут быть установлены на авианосцах «тип 089» и «тип 085». Кроме этого, есть вероятность того, что корабль будет дополнительно оборудован под Центр системы разведки, слежения, компьютерного сбора, управления и связи (C4ISR, «Command, Control, Communication, Computer Intelligence, Surveillance, Reconaissance»).
Авианосец «тип 089»
С вводом в строй третьего дока судоверфи Цзяннань китайские судостроители получили возможность начать строительство первого собственного авианосца. Возможно, что строительство уже началось, а официально это будет объявлено, например, 1 октября 2009 года — в 60-ую годовщину образования КНР.
Согласно плану, строительство первого авианосца водоизмещением 48000-64000 т c обычной силовой установкой, должно быть завершено в 2012 году, с тем, чтобы в 2012-2015 годах завершить постройку и второго авианосца такого же класса.
По сообщениям, основное оборудование для оснащения этих авианосцев закуплено в России. В то же время, ряд китайских компаний также заключили контракты и получили подряды на разработку и производство отдельных узлов и систем для авианосца. Так, поставка стальных листов для строительства будет осуществляться шанхайским металлургическим заводом Баошань («Shanghai Baoshan gantiechang»). В качестве силовой установки, вероятно, будут выбраны паровые турбины типа TB-21, выпускаемые китайской компанией «Лудунчан» и позволяющие кораблю развивать скорость до 30 узлов. Хотя не исключено, что Китай может закупить газотурбинные двигатели украинского производства, например, типа DA80/DN80 (экспортный вариант двигателя UGT-25000) предприятия «Заря-Машпроект», которыми уже оснащены китайские эсминцы класса «Гуанчжоу» и «Луян-II».
На состоявшейся в июле 2007 года выставке морского оборудования в Гуанчжоу было подтверждено, что подряды на строительство основных узлов корабля, включая корпус авианосца, уже распределены между различными компаниями. Так, например, компания «Zhenjiang Marine Electrical Appliance» (ZMEA) поставит низковольтные и резервные переключатели, а также пульты управления для системы электроснабжения корабля, связывающие единую АСУ энергосистемой корабля. Эта же компания, вероятно, будет участвовать в производстве ГЭУ корабля, опыт в проектировании и разработке которых для ВМС НОАК (совместно с 704-м НИИ судостроения) она уже имеет. Вероятный производитель пультов управления боевого информационного поста и машинного отделения — шанхайская компания «Shanghai Marine Instrument Co. Ltd.», имеющая опыт производства аналогичных систем для китайской армии.
Таким образом, после реализации утвержденных военно-политическим руководством Китая планов, уже к 2015 году в составе ВМС НОАК будет насчитываться три авианосца: один — учебный («Ши Лан») и два — построенных по проекту «тип 089».
Реальность данного плана подтверждается количеством закупленных в 2006 году «в экспериментальных целях» в России комплектов оборудования (четыре), которые включали подпалубный тросовый аэрофинишер, блокировочные сетки, задержник и другое вспомогательное оборудование (включая четыре комплекта тормозных гаков для палубных истребителей Су-33), которые используются при посадке истребителей на авианосец. Эти системы разработаны ОАО «ЦТСС», а произведены на ОАО «Пролетарский завод» (Санкт-Петербург). Первый комплект будет использоваться для проведения структурного анализа и возможного копирования с последующей установкой на тренажерном комплексе в ЛИЦ Яньлян (для наземной подготовки летчиков палубной авиации). Второй комплект будет установлен для проведения тренировочных испытаний на авианосце «Ши Лан», а третий и четвертый — предназначены для установки на первых двух авианосцах «тип 089», которые появятся на вооружении ВМС НОАК.
Авианосец «тип 085»
После завершения строительства в третьем доке судоверфи Цзяннань двух авианосцев проекта «тип 089», в 2015-2020 годах на базе этих же судостроительных мощностей планируется постройка первого авианосца с ядерной силовой установкой (водоизмещение 93000 т), получившего наименование «тип 085». Предполагается, что по размерам и вооружению этот корабль будет аналогом недостроенного советского тяжелого атомного авианосца «Ульяновск» и сопоставим с американским ударным авианосцем «Рональд Рейган». По предварительным оценкам, авианосец будет оснащен оборудованием для катапультного взлета палубных самолетов, причем основой послужит не паровая катапульта, а магнитная, благо опыт построения таких систем Китай уже имеет (поезда на магнитной подушке в Шанхае).
Некоторые аспекты вооружения и оснащения перспективных китайских АВ.
Судя по имеющимся в сети изображениям, мода на РЛК с ФАР не избегла и китайских корабелов. По крайней мере на данном фото изображена островная надстройка китайского АВ (либо «Ши Лан», либо «тип 089» либо «тип 085»), явно радары с ФАР.
Ближнее ПВО может осуществляться при помощи ЗРК «HQ-7» (не совсем лицензионный вариант комплекса «Наваль Кроталь», см. в посте про китайские фрегаты УРО), а также ЗАК «тип 730» (7-ствольная 30-мм пушка, техническая скорострельность 4000 выстр./мин, но обычно стреляет очень короткими очередями. Максимальная дальность стрельбы составляет 3000 м, но цели, как правило, перехватываются на значительно более коротких дальностях 1000-1500 м.; разработана по образцу ЗАК «Голкипер», но с использованием снаряда и элементов конструкции АК-630).
Авиационная группировка будет состоять из истребителей J-15 (нелицензионный вариант Су-33; в 2003 году Китай приобрел в Украине один испытательный самолет Т-10К-7 (бортовой номер 89) из установочной партии прототипов палубного самолета Су-33, выпущенной в 1990 году для заводских испытаний корабельных самолетов на комплексе НИТКА. Самолет был в неисправном состоянии, поэтому оставался в Украине (аэродром Новофедоровка, Крым), в то время как остальные пять самолетов серии Т-10К из состава установочной партии в 1993 году были перегнаны в Москву.)
Т-10 К (Су-33), ниже фото J-15 в полете.
В 2006 году Китай также приобрел в Украине один (из двух остававшихся на то время после распада СССР на аэродроме Новофедоровка) палубный самолет Су-25УТГ.
Су-25УТГ представляет собой учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ (УТГ — учебно-тренировочный с гаком). Основное назначение самолета — обучение лётного состава палубной авиации технике взлета и посадки на наземном комплексе с устройствами укороченного взлета (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишер).
Примечательно, что украинцы продали китайцам практически полуразобранный самолет (бортовой номер 43 — без крыльев и хвостового оперения), в то время как второй Су-25УТГ — относительно боеготовый (бортовой номер 42) — продать отказались.
Также есть информация об испытании корабельной версии китайского истребителя J-10 (с целью адаптации самолета к корабельной эксплуатации установили тормозной крюк, плоскости крыльев выполнены складными; также есть информация о проработке двухдвигательного варианта истребителя — для повышения надежности).
Кликните для увеличения рисунка
Характеристики палубных самолетов.
РЛК, установленный на самолете, скорее всего китайский аналог радара EL/M-2075 израильской фирмы Elta (имеет круговую зону обзора и предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей на дальности до 450 км. Она работает в диапазоне 1 280-1 400 МГц на одной из 22 частот. Каждая АФАР (сектор обзора по азимуту 120°) состоит из 864 активных ППМ, которые осуществляют электронное сканирование луча ДН в двух плоскостях. Антенные решетки имеют длину 8,87 м и высоту 1,73 м. Модули выполнены на твердотельных элементах. Сканирование луча ДН осуществляется: по углу места +17,5°, по азимуту +60°.)
Вертолеты могут быть как российского производства (Ка-28) так и китайские Z-8JH (Чжи-8) (в варианте многоцелевого).
По мнению китайских аналитиков, в состав первой китайской АУГ, кроме авианесущего корабля, может войти боевая группа из 6-8 боевых кораблей (ФР УРО класса «Цзянху» (проект 053)), ЭМ УРО класса «Шэньян» (проект 051С), класса «Ланьчжоу» (проект 052С), класса «Гуанчжоу» (проект 052В), класса «Современный» (проекты 956Э и 956ЭМ), класса «Люйху» (проект 052), класса «Лухай» (проект 051В) и 2-3 ударных подводных лодки (АПЛ класса «Хань» (проект 091), АПЛ класса «Шан» (проект 093), ПЛАРБ класса «Цзинь» (проект 094)), а также корабль снабжения и корабль-топливозаправщик.
Некоторые соображения о кораблях, входящих в АУГ. Прежде всего речь идет о кораблях ПВО и ПЛО. Такими кораблями в первую очередь являются эскадренные миноносцы. Чем располагает ВМФ НОАК:
ЭМ пр. 051С, головной корабль «Шицзячжуан» (головной корабль введен в строй в 2007 г., в серии 2 корабля; по размерениям, архитектуре и энергетике идентичны «Шеньчженю», но существенными улучшением является применение на этих кораблях шести восьмизарядных ПУ российского ЗРК «С-300Ф», в экспортном обозначении – «Риф-М», и двух МЗАК «тип 730», в совокупности обеспечивших существенное увеличение потенциала ПВО).
Имеется и более специализированный ЭМ ПВО, тип 052С (головной корабль «Хайкоу», всего построено 2 ед., вступил в строй в 2004 г.; характерной особенностью является наличие РЛК с ФАР китайской разработки, а также отсутствие ПКРК; вооружение представлено 6-ю носовыми и 2 кормовыми шестизарядными ПУ китайского комплекса «HQ-9», лицензионной и модифицированной версии российского ЗРК «Риф-М» зональной обороны и двух АУ «тип 730». ).
В том-же корпусе и с той-же энергентикой построены многоцелевые ЭМ тип 052В, головной ЭМ «Гуаньчжоу» (борт. № 168), вступил в строй в июле 2004 г. как многоцелевой корабль, с равномерно усиленным боевым потенциалом, а именно:
ударные возможности – за счет сохранения 4х4 ПУ ПКРК «YJ-83»;
ПВО — за счет размещения двух ПУ российского ЗРК «Штиль» (48 ЗУР) и двух семиствольных 30-мм АУ МЗА «Тип 730»;
ПЛО — за счет размещения вертолета «Чжи-9А» или более тяжелого — «Ка-28».
Кроме этого имеется 4 ЭМ российской постройки: два пр. 956 Э (ничем не отличаются от российских ЭМ типа «Современный») и два проекта 956 ЭМ (в котором китайцы отказались от «избыточной огневой мощи», демонтировав кормовую 130-мм АУ. Но за счет этого, был существенно увеличен противовоздушный потенциал, посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан».)
Эскадренные миноносцы пр. 956Э (рис. вверху) и 956ЭМ — общее и частное: 1-2х1 130-мм АУ «АК-130»: 2 – 1х1 – ПУ ЗРК «Штиль» (24 ЗУР); 3 – 2х4 ПКР «3М-80Э»; 4 — АП РЛС «Минерал-Э»; 5 – АП РЛС «Фрегат — МЭ»; 6 – 30-мм АУ «АК-630»; 7 – МЗРАК «Каштан».
ЭМ российского производства имеют ярко выраженную ударную/противокорабельную составляющую, и до введения в строй авианосцев китайской постройки способны обеспечить решение задач уничтожения надводных кораблей вероятного противника (в данном случае речь идет о гипотетической операции по присоединению Тайваня силовыми методами).
Кстати, в связи с этим характерно название, которое дали китайцы «Варягу» — «Ши лан». Так звали национального героя Китая, адмирала, жившего в 1621-1696 гг, главнокомандующего Маньчжурского флота, носившего титул «морской миротворец». Известен он тем, что в июле 1683 года, возглавив армию, состоящую из 300 боевых кораблей и 20-тысячного отборного войска, в большом военно-морском сражении около Пескадорских островов (ныне острова Пэнхулэдао близ Тайваня) одержал победу над флотом тайваньского военачальника Лю Госюань (династия Чжэн). В октябре того же года Ши Лан достиг берегов Тайваня и принял капитуляцию представителя правящей на острове династии Чжэн — Чжэн Кэшуана. Вернувшись на материк, Ши Лан убедил правящего китайского императора Канси включить Тайвань в состав Китая. За свои заслуги получил от императора высокий титул «Младший наставник прямого наследника».
Необходимо добавить, что ,судя по имеющейся во всемирной сети информации, сумрачный китайский гений не стоит на месте. В частности имеются изображения АВ водоизмещением 60-80 тыс.т., архитектура которого явно несет в себе черты стелс-технологий.
Кроме этого есть изображение АВ, спроектированного по катамаранной схеме:
Ну и под занавес немного умных мыслей, взятых из статьи «Призрак авианосца» (взято здесь http://flot.com/blog/Ships_Dreams/1996.php).
…Несмотря на ряд нерешенных вопросов Китай все ближе продвигается к реализации своих авианосных амбиций с позиций одобрения руководства, финансовых возможностей, развития военно-морской стратегии и необходимых технологий. Китай в среднесрочной перспективе, вероятно вплотную приблизится в своих разработках к использованию средних авианосцев в ближней с морской зоне и получит важный опыт для будущих морских операций больших авианосцев в океанской зоне в долгосрочной перспективе. В этом разделе мы предлагаем некоторые мысли о потенциальных возможностях использования Китаем таких кораблей, то есть факторы способные охарактеризовать эти возможные операции и их региональные последствия.
Авианосец это не простой одиночный корабль . Чтобы оставаться неуязвимым в условиях интенсивного противоборства с противником, он должен обязательно сопровождаться эскортом. Хотя Китай и приобрел новые надводные боевые корабли с весьма развитыми ударными возможностями и современными средствами ПВО, ВМС КНР по-прежнему значительно отстают в области развития противолодочных сил и средств. Трудно предположить, что в ВМС Китая не верят в ударные возможности подводных лодок против надводных кораблей — это ярко подтверждают их собственные усилия по развитию подводных сил. Следовательно, отсутствие наличия противолодочного эскорта для авианосца подразумевает по крайней мере следующее:
• ВМС Китая собираются интенсивно развивать средства ПЛО в ближайшее время, или
• они считают, что уже обладают эффективными средствами ПЛО, или
• они не считают, что их авианосец будет представлять собой цель для подводных лодок.
Все три предположения вероятно справедливы в той или иной степени, и более того, они могут быть взаимосвязанными. Строительство авианосцев, это длительный проект, и возможно, китайское руководство решило запустить эту программу в первую очередь, предположив, что они могут начать строительство керриеров до того, как получат в свое распоряжение развитые средства ПЛО. Либо они могли принять решение о противолодочной защите с помощью минного оружия, что в свою очередь подразумевает, что они уверены в том, что будут способны контролировать районы развертывания авианосных сил, либо полагаются на преимущества скоростных и маневренных качеств,присущих большому атомному авианосцу. Или возможно, Китай не рассчитывает применять свой авианосец против противника, обладающего возможностью использования подводных лодок. Впрочем, возможно и то, что Китай вообще не планирует использовать свой авианосец в реальных боевых условиях. Многие операции (ниже мы остановимся на этом более подробно) предполагают либо действия против небольших региональных государств, неспособных противопоставить Китаю сколь-нибудь значительную подводную угрозу, либо предполагают действия в сугубо мирное время. США например традиционно рассматривают свои авианосцы в качестве средства ведения боевых действий высокой интенсивности, но их участие в миссиях другого типа также значительно. Представьте себе, например, авианосец решающий задачи поиска надводных целей посредством использования небольшого количества летательных аппаратов.
В отличие от операций высокой интенсивности, которые требуют от авианосца частого пополнения запасов авиационного топлива, действия малой интенсивности могут продолжаться в течение нескольких недель с минимальной активностью, с тем чтобы сохранять высокий резервный потенциал, необходимость в котором может возникнуть в любой момент. Поскольку Китай не имеет должного количество зарубежных баз, вероятнее всего он готов пойти на сравнительно небольшое увеличение боевого потенциала в данной конкретной ситуации и следовательно, действовать так же как действуют авианосцы ВМС США вряд ли представляется для него возможным. По этой причине будет очень интересно увидеть сколько ЛА и каких типов сочтут необходимым разместить на своем авианосце ВМС КНР .
Важно отметить, что хотя Китай понимает потенциальную уязвимость авианосцев от целенаправленных атак, те проблемы, которые стоят перед Китаем и те, с которыми сталкиваются США совсем не аналогичны. Авианосцам ВМС США , действующим в западной части Тихого океана, приходится решать сложные проблемы загоризонтного целеуказания, угрозы применения сверхзвуковых крылатых ракет и самонаводящихся баллистических ракет. Китайский авианосец, действующий в той же географической области, не будет иметь ни одной из этих проблем; скорее, авианосец ВМС КНР будет сам использовать подобные системы. С учетом изложенного, легко формулируются пять возможных задач для авианосца ВМС КНР:
1. Защита океанских коммуникаций (SLOC) . В последние годы Китай стал проявлять все большую озабоченность относительно своих коммуникаций в Малаккском проливе и в других районах за пределами дальности действия своей береговой авиации. Так совсем недавно, китайские боевые корабли провели серию операций в Аденском заливе. Если цель операции заключается в выполнении полицейских миссий или в защите природных ресурсов, авианосец предоставляет ряд удобных возможностей, включая такие как продление времени поиска надводных целей с помощию авиации и вертолетов, а также антипиратские функции (“visit, board, search, and seizure”), осуществляемые с помощью вертолетов. Кроме того, такие операции скорее всего будут приветствоваться международным сообществом, включая США.
2. Демонстрация силы в районах локальных кризисов. Поскольку интересы Китая за рубежом интенсивно растут, такие акции будут служить средством предотвращения угроз интересам Китая за рубежом и будут повышать безопасность сохранности этих интересов.
3. Экономическое принуждение в особых территориальных зонах. Китай имеет обширные территориальные претензии в Южно-Китайском море, включая острова Спратли (Spratly Islands). Небольшое количество авиации в этих районах, даже просто для того чтобы сохранить «статус кво», может дать огромные преимущества.
4.Гуманитарная помощь и действия в чрезвычайных обстоятельствах. Цунами в Индийском океане 2004 года продемонстрировали полезность авианосца в операциях по оказанию помощи жертвам катастроф, как в качестве промежуточной платформы для вертолетов, так и в качестве источника энергии, завода по очистке воды и плавучего госпиталя. Использование китайского авианосца в таких непредвиденных случаях потенциально укрепит престиж Китая, возможно даже более чем если бы это был корабль специально предназначенный для помощи после ликвидации последствий стихийных бедствий, убедит региональных соседей в миролюбивости намерений Китая. Опять же такого рода гуманитарные операции ВМС КНР скорее всего будут приветствоваться международным сообществом.
5. Проблема Тайваня. Перспективы использования авианосца в качестве средства поддержки вторжения или средства принуждения упоминаются очень часто. Учитывая отсутствие в ВМС КНР противолодочных сил и средств, китайский авианосец участвующий в такого рода опрации будет весьма заманчивой целью для противника. Тем не менее авианосец потенциально может сильно осложнить проблемы путем увеличения возможных сценариев противоборства, особенно если вступление США в конфликт будет отложено. Даже если это станет только отвлекающим маневром (кроме прочего, способность Китая перекрыть материковые воздушные базы может создать гораздо больше проблем чем один или два авианосца), присутствие авианосца скорее всего потребует от США и Тайваня рассматривать его как "дополнительную угрозу" и вынудит их в соответствии с этим распределять свои силы, дефицит которых может оказаться очень чувствительным в такого рода коротком конфиликте. Для первых четырех задач перечисленных выше, использование авианосца кажется как минимум избыточным или, в лучшем случае, неоптимальным вариантом использования ресурсов. Строго говоря так и есть, однако Китай придает большое символическое значение наличию собственного китайского авианосца как вещественного доказательства вступления нации в клуб великих военно-морских держав. Китайская нация будет чувствовать гораздо большую гордость от «случайного» использования авианосца в миссии по оказанию гуманитарной помощи/ преодолению последствий стихийных бедствий или в других небоевых операциях, чем при использовании специально оборудованных (но менее престижных) платформ.
Финальные соображения
В региональных конфликтах в отличие от полномасштабных боевых действий китайский авианосец может серьезно осложнить расчеты его противников в регионе. Только такие государства как Япония, Южная Корея и в отдаленом будущем возможно, Индия смогут противостоять его скромному авиакрылу. Авианосец ВМС КНР станет средством расширения возможностей китайской авиации не требуя создания зарубежных военно-воздушных баз. Тем не менее, хотя атомный авианосец может базироваться в Китае, поставки авиационного топлива, продовольствия, боеприпасов и других расходных материалов с увеличением удаления от пункта базирования значительно усложнятся. ВМС США решило эту проблему путем создания обширной логистической сети из зарубежных баз и крупнотоннажных судов обеспечения, действующих для поддержки авианосных сил в основном с континентальной части Соединенных Штатов. Не имея таких механизмов поддержки, китайский авианосец, вероятно, будет гораздо более привязан к пункту постоянного базирования, но он все же может потребовать китайского присутствия за рубежомв качестве поддержки.
Что касается США, авианосец ВМС КНР вероятно не сможет вызывать повседневной обеспокоенности, по меньшей мере до тех пор, пока НОАК не разовьет свои силы и средства ПЛО. В мирное время ВМС США вряд ли будут рассматривать китайский авианосец как угрозу, и возможно даже будут приветствовать китайские усилия по наращиванию своего присутствия в таких миротворческих морских операциях, как например борьба с международным пиратством. В военное время, в обозримом будущем китайское авиакрыло также вряд ли будет серьезно угрожать ВМС США, а ограниченные возможности ПЛО Китая довольно убедительно успокаивают американское командование. Это не означает, что китайский авианосец не способен помешать американским планам, так как любая угроза, даже та, которая может быть нейтрализована тем не менее потребует выделения для этого определенных ресурсов.
В связи с этим, в краткосрочной и среднесрочной перспективах появление у Китая авианосцев предполагает более возможности, нежели проблемы. Среднеразмерные авианосцы ограничатся кругом задач ПВО в локальных конфликтах вблизи тихоокеанских архипелагов. Они могут быть легко нейтрализованы, будучи уязвимыми в силу присущих им ограничений по боевым возможностям. Разработка таких авианосцев, кроме того, будет отвлекать финансирование НОАК от постройки современных подводных лодок и современных ракет, которые, как можно смело утверждать, представляют собой гораздо бóльшую угрозу. Плюс ко всему авианосцы могли бы выполнять нетрадиционные операции обоеспечения безопасности совместно с кораблями других военных флотов азиатско-тихоокеанского региона, способствуя тем самым сотрудничеству в сфере морской безопасности.
В долгосрочной же перспективе, если Китай преодолеет технологические проблемы и получит практический опыт необходимый для построения значительного количества крупных атомных авианосцев, параллельно значительно повысив свои противолодочные возможности, ВМС НОАК может превратиться в ощутимую проблему для США. Несколько таких ударных груп на основе авианосцев смогут распространить мощь китайских сил не только в «дальнем море», но в еще более отдаленном и огромном "ближнем океане"(近洋) и «дальнем океане» (远 洋).Перспективы развития технологий производства сенсоров, информационных сетей, связи , технологий стелс, ударных возможностей и систем самообороны для таких ударных авианосных групп способны сделать боевые возможности кораблей значительно более высокими.
Ссылки:
Статья «Наследники адмирала Ши Лана или океанские амбиции красного дракона» — http://www.rusarm.com/arhiv/n2_2009/nasl
Статья «Китайские эсминцы: общие и частные аспекты эволюции» Ю. Ведерникова — http://flot.com/publications/books/shelf/v
Сайт «Уголок неба» — www.airwar.ru — информация об ЛА.
Блог «War online» — http://www.waronline.org/forum/viewtopic.p
http://olekit.livejournal.com/55951.html — изображения проектов перспективных китайских АВ
Сайт «Вестник ПВО» — www.pvo.su — информация о ЗАК