Подрезанные крылья «Беркута»
Данный материал является продолженеим темы, поднятой в статье "Вторая "Змея" летчика Кочеткова. Опытный перехватчик Ла-250. СССР".
Дела с некогда основной тематикой ОКБ-301 главного конструктора С.А. Лавочкина, – самолетостроением, обстояли далеко не лучшим образом. По ряду причин, среди которых загруженность новой для ОКБ ракетной тематикой и сложности с доводкой опытных истребителей, последним серийным самолетом стал Ла-15. Ни одну из последующих машин не сдали на вооружение. Единственной самолетной схемой, нашедшей развитие, стало создание семейства беспилотных разведчиков и мишеней Ла-17.
Работы по ракетной технике, наоборот, получили развитие и заняли лидирующее место в деятельности ОКБ. Одновременно с проектированием ЗУР начались исследования и опытно-конструкторские работы по ракетам класса "воздух-воздух".
Согласно планам построения ПВО в начале 1950-х годов, полагалось необходимым иметь, кроме стационарных ЗРК, комплекс перехвата воздушного базирования. В связи с этим ОКБ-301 поручили разработать также опытный реактивный снаряд класса "воздух-воздух", как элемент единой системы ПВО Москвы "Беркут".
Проведение исследований по этой теме началось с сентября 1950-го.
Однако вскоре эти разработки вывели из системы "Беркут". Для скорейшего выполнения поставленной задачи за основу при проектировании изделия Г-300 (заводской индекс "210") взяли аэродинамическую компоновку ЗУР В-300 (изделие "205") по схеме "утка". Разработка велась под пристальным вниманием 3-го ГУ при Совмине СССР и непосредственно Л.П. Берии. Из-за необходимости обеспечения большой дальности поражения и эффективности воздействия боевой части вблизи цели снаряд получился довольно крупный и тяжелый. Система управления строилась на принципе удержания снаряда в равносигнальном направлении, созданном лучем РЛС, т.е. осуществлялось наведение по лучу. В качестве носителя из-за громоздкости снарядов и системы наведения Д-500, разрабатывавшейся в НИИ-17 под общим руководством В.В. Тихомирова, бомбардировщик Ту-4 дорабатывался в перехватчик с четырьмя ракетами. Ожидалось, что система сможет поражать цели на высотах до 20 км и удалении около 10-15 км от охраняемого объекта.
Первый вариант ракеты имел крестообразные рули и Х-образное расположение крыльев с элеронами. Для старта и разгона предусматривались два твердотопливных ускорителя. В ходе проектирования увеличили длину и диаметр корпуса, расположив рули и крылья по крестообразной схеме, и запланировали более мощный ЖРД, отказавшись от стартовой ступени.
К концу 1951-го завод №301 подготовил первые опытные экземпляры "210-ой" для испытаний. Однако требование заказчика улучшить технологию, повысить дальность и маневренность, привело к доработке снаряда, получившего обозначение Г-301 или изделие "211".
Новый снаряд, сохранивший компоновку предшественника, еще более "вырос" по габаритам и массе, превысившей 1000 кг. В течение 1952-го первые пять экземпляров "211-й" прошли летные испытания в автономном варианте без аппаратуры радиоуправления, но с автопилотом АПГ-301 с наземной пусковой установки.
Первую половину 1953-го посвятили доработке снаряда. В августе этого же года, после завершения исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ интерференции моделей Ту-4 и ракет, приступили к стрельбам с носителя. Запуски (без аппаратуры наведения) осуществлялись на высотах от 5000 до 9000 м для проверки баллистических характеристик снаряда, его устойчивости и управляемости, а также параметров ЖРД. Семь пусков показали реальную возможность создания подобных систем. Параллельно проектировался снаряд "211" с полуактивной радиолокационной ГСН. Однако из-за бесперспективности носителя работы по обоим снарядам прекратили в конце того же лета. Вскоре об этих ракетах вспомнили и произвели дополнительные пуски для обеспечения более перспективной системы перехвата К-15.
В течение 1954-го ОКБ-301 совместно с НИИ-17 проработали несколько вариантов размещения бортовой РЛС и ракет на перспективном перехватчике, выпустив эскизный проект. Окончательно остановились на варианте наведения по методу трех точек с маневром носителя, позволивший снизить эксплуатационные перегрузки ракет. Облик снаряда, получившего обозначение "275", несколько раз уточнялся, но вскоре работы по нему прекратились.
Как мы уже знаем, переработка проекта самолета Ла-250 повлекла за собой замену бортовой РЛС и ракет. Эскизный проект модифицированного снаряда "275А", завершенный в январе 1956-го, показал, что практически все проектные параметры его предшественника сохранились, но он получился меньше и легче.
Технологически снаряд делился на 4 отсека. В носовом размещался радиовзрыватель и боевая часть кумулятивного или осколочного действия. За ним находились баки с окислителем (азотная кислота) и горючим, агрегаты рулевых машинок элеронов. В третьем, приборном отсеке находились блоки радиоуправления, автопилота, источники электроэнергии, автоматики и баллоны сжатого воздуха для привода рулевых машинок. В хвостовом отсеке разместили ЖРД, рулевые машинки и антенну блока радиоуправления. Расчетный вес достиг 800 кг против заданных 500–600 кг, да и дальность управляемого полета упала до 15 км.
В 1958-м на авиационном заводе №1 собрали 50 опытных ракет "275А". После проведения полного цикла наземной отработки, из-за отсутствия аппаратуры радиоуправления и автопилота осуществили несколько пусков в баллистическом варианте. 10 ракет "275А" переделали в вариант "278" с твердотопливными двигателями, пять из которых испытали с наземной установки. До прекращения программы К-15 завод №1 выпустил еще 49 ракет, но все в некомплектном состоянии.
После принятия решения об установке на перехватчик РЛС "Сокол-2" началась разработка самонаводящегося снаряда "280" с уменьшенными дальностью пуска и габаритами. Разрабатывались также и другие проекты. В частности "277" с полуактивной радиолокационной ГСН. Было изготовлено несколько экземпляров и проведены стендовые огневые испытания. Разрабатывался снаряд "279" с ядерным боеприпасом, но он так и остался на бумаге.
Тип | "210/2" | "211" | "275А" |
Длина, м | 8,34 | 8,55 | 5,7 |
Диаметр, м | 0,53 | 0.52 | 0.45 |
Размах крыла, м | 2,29 | 2,29 | 1,6 |
Высота применения, км | до 20 | до 20 | 5–15* 5–19,5** |
Дальность, км | 10 | 10–15 | 3–22 |
Скорость макс., км/ч |
|
| 3700 |
Вес снаряда, кг | >1000 | >1000 | 800 |
Вес боевой части, кг |
|
| 140 |
Примечание: *В передней полусфере, **В задней полусфере
источник: Евгений ЕРОХИН «ПОДРЕЗАННЫЕ КРЫЛЬЯ "БЕРКУТА"» // Крылья Родины 3-1998