«Подпалить бороду испанскому королю»

14
«Подпалить бороду испанскому королю»

«Подпалить бороду испанскому королю»

Статья Сергея Махова с сайта WARSPOT.

Содержание:

В 1566 году с восстания иконоборцев началась Нидерландская революция. Чтобы подавить мятеж, испанцы ввели во Фландрию войска. Вскоре в дела Нижних земель вмешались и другие страны Европы, прежде всего Франция и Англия. Англо-испанские отношения складывались непросто, а экспедиция графа Лестера в Нидерланды оказалась не слишком удачной. Собственно, эти события и считаются началом англо-испанской войны (1585–1604), которая продолжалась два десятилетия. Одним из самых ярких событий начального периода войны стала организованная в 1587 году экспедиция Френсиса Дрейка к Кадису, которую прославленный корсар в шутку сравнивал с непочтительными действиями с бородой испанского монарха.

Непобедимая Армада

Высадка английского корпуса во Фландрии в декабре 1585 года стала последней каплей, переполнившей чашу терпения испанского короля Филиппа II. Англо-испанские отношения и прежде не отличались особой сердечностью. Островитяне тайно поддерживали голландцев, множество английских добровольцев воевало на стороне повстанцев и в рядах французских гугенотов, английские корсары нападали на испанские корабли и заморские колонии, Лондон установил союзные отношения с марокканским султаном, продавая ему боеприпасы и оружие. Наконец, Англия вмешалась в династический конфликт между Португалией и Испанией, поддержав конкурента Филиппа II на выборах нового короля — Антониу, приора Крату.

Филипп II, король Испании. wikimedia.org

Филипп II, король Испании. wikimedia.org

Уже в январе 1586 года Филипп II начал планировать высадку в Англии, собираясь устроить решительный марш на Лондон и низвергнуть королеву Елизавету, которую он думал заменить каким-нибудь более сговорчивым монархом. В русскоязычной литературе очень часто говорится, что испанский король намеревался завоевать всю Англию, но это не так. Планировался именно дворцовый переворот, потому что отвлекаться от войн во Фландрии и Франции Испания не хотела — ей и так не хватало войск на все театры военных действий.

Вариантов высадки было несколько, от десанта в Корнуолле до амфибийной операции в Ирландии, однако в конце концов король остановился на следующем варианте: испанский флот идёт из Кадиса и Лиссабона в Ла-Манш, проходит Канал, во Фландрии берёт на борт тамошнюю испанскую армию под командованием герцога Фарнезе и далее совершает молниеносный рывок через Па-де-Кале. Испанская армия высаживается в Кенте, между Дувром и Маргейтом, и двигается на Лондон, принуждая Англию к миру. Такой вот аналог блицкрига.

План атаки Кадиса

Зимой 1587 года в Лиссабоне и Кадисе начались приготовления к выходу Армады. Для большого количества кораблей требовалось много боеприпасов, запчастей, материалов и вооружения. Англичане были в курсе замыслов противника, и хотя масштаб приготовлений был неизвестен, сама перспектива заставляла подданных Елизаветы нервничать. Королева хотела если не расстроить полностью, то хотя бы оттянуть выход Армады из Лиссабона: она понимала, что не готова дать серьёзный отпор испанцам. Именно желание отсрочить нападение и легло в основу корсарской экспедиции к Кадису знаменитого корсара Френсиса Дрейка.

Сэр Френсис Дрейк. wikimedia.org

Сэр Френсис Дрейк. wikimedia.org

Идея превентивной атаки на испанскую Армаду лежала на поверхности. В письме к Королевскому совету от 3 марта 1587 года Дрейк сообщал:

«Здесь (в Плимуте — прим. авт.) довольно много судов и отличных солдат, которых при желании можно завербовать для экспедиции. Капитаны торговых судов дали мне предварительное согласие».

2 апреля в письме к государственному секретарю Френсису Уолсингему корсар развил свою мысль:

«Если Ваша Светлость соизволила бы выдать какую-то резолюцию, приказ, что я свободно могу вербовать людей и корабли, дело пошло бы гораздо быстрее».

Но всё было не так просто. При дворе разгорелись ожесточённые споры: стоит ли дразнить испанцев ещё одним корсарским налётом, причём на этот раз на территорию Иберийского полуострова? К примеру, сэр Джеймс Крофт, мажордом Елизаветы, очень резко отзывался о затее Дрейка, считая, что этот шаг приведёт к полному разрыву с Испанией и не оставит возможности договориться с Филиппом II. Вдобавок Крофт обвинил Дрейка в растрате государственных средств: вместо того, чтобы потратить деньги, которых и так было немного, на укрепление обороны побережья, сэр Френсис хочет взять из казны неизвестную сумму на пиратский набег, исход которого совершенно неясен. Дрейк отмёл последнее обвинение одним ударом, заключив 10 апреля 1587 года соглашение с Компанией торговцев-искателей приключений (Company of Merchant Adventurers of London) о финансировании атаки на Кадис.

Скажем пару слов о Компании. Её в 1407 году основала гильдия лондонских купцов, которые занимались экспортом неокрашенного отбелённого сукна. Основными направлениями их торговой деятельности являлись Германия, Голландия, Норвегия, Швеция, Дания, Франция, Испания и Средиземное море. После того, как Филипп II в 1560 году ввёл высокие ввозные пошлины на сукно и запретил его ввоз из Англии на мятежные нидерландские территории, торговцы стали финансировать корсарские набеги на испанские территории.

Дрейк на аудиенции у королевы Елизаветы. wikimedia.org

Дрейк на аудиенции у королевы Елизаветы. wikimedia.org

После некоторых раздумий Елизавета согласилась с замыслом Дрейка, благо раскошеливаться не пришлось. К тому же она договорилась с корсаром, что выделит ему четыре королевских корабля, а взамен он гарантирует ей 50% от прибыли, если таковая будет.

12 апреля 1587 года из гавани Плимута вышли следующие корабли:

      • перестроенный в 1581 году 47-пушечный «Элизабет Бонавенчер» (флагман, командующий сэр Френсис Дрейк);
      • 38-пушечный галеон «Голден Лайон» (построен в 1557 году в Депфорде, тоннаж 650 т, вице-адмирал Уильям Берроуз);
      • 41-пушечный «Дредноут» (построен в 1571 году корабельных дел мастером Мэтью Бейкером, тоннаж 360 т, исполняющий обязанности контр-адмирала кэптен Беллингхэм);
      • 40-пушечный новейший «Рэйнбоу» (построен в 1586 году корабельных дел мастером Питером Петтом в Депфорде, тоннаж 360 т, кэптен Томас Феннер).

Остальные 20 кораблей экспедиции, в основном мелкие парусно-гребные суда — пинасы, были зафрахтованными приватирами. Отряд взял курс на Бискайский залив.

Хотя королева и верила в удачу Дрейка, она всё же решила подстраховаться. Ровно через семь дней после отплытия, 19 апреля, к Дрейку отправилась быстроходная яхта с приказом воздержаться от атаки и грабежа испанских портов. Таким образом, в случае неудачи Елизавета могла представить экспедицию как исключительно частное предприятие взбунтовавшихся подданных. Яхта так никогда и не добралась до Дрейка, но о её отправке было громогласно объявлено при дворе и сообщено послу Испании.

Меж тем Дрейк уже находился у берегов Галисии. Около мыса Финистерре его отряд попал в шторм, который разметал суда. Один из пинасов вылетел на скалы и разбился. Непогода длилась неделю, но затем Дрейк всё-таки собрал свои корабли. 25 апреля англичане обнаружили два голландских судна, капитаны которых сообщили, что в Кадисе для отправки в Лиссабон оснащают большое количество галеонов Армады. Подготовка к экспедиции ещё не завершилась, поэтому испанские корабли стояли без мачт и вооружения, а эскадра адмирала Альваро де Базана, базировавшаяся на этот порт, ушла встречать ежегодный конвой из Вест-Индии. Дрейк сразу же взял курс на Кадис.

В ночь на 29 апреля корсар оставил на левом траверсе городок Рота и вошёл в Кадисскую бухту.

«Подпалить бороду испанскому королю»

Кадис расположен в южной части Пиренейского полуострова, на длинной косе, вытянутой вдоль материка. Тонкий перешеек соединяет город с континентом. С одной стороны его омывает Атлантический океан, а с другой подступают воды Кадисской бухты. Изрезанные берега косы и континента образуют три гавани, из которых две являются внешними, а одна — внутренней. На материке напротив Кадиса располагаются форты Санта-Катарина, Санта-Мария и Порто-Реал, а на перешейке — сильно укреплённый бастион Пунталь. В глубине внутренней гавани находился город Каракка.

Крепости Кадиса и прикрывавшие его форты имели на вооружении около 100 пушек. На момент атаки между Санта-Марией и Порто-Реалом у песчаных баров находились 30 мобилизованных судов (по-испански этот тип кораблей называется урка). В данном случае это были торговые суда, временно призванные на военную службу. Работы по их оснащению ещё не завершились, урки не имели команд: их временно распределили по военным кораблям де Базана, чтобы новички набрались опыта. В глубине бухты, около Каракки, находились 20 французских торговых кораблей, избравших Кадис временной стоянкой перед переходом домой.

К чести испанских солдат следует сказать, что дозорные сразу заметили отряд Дрейка. К кораблям, на которых по приказу корсара были подняты французские и фламандские флаги, для осмотра отправилась шлюпка таможенной стражи. На полпути по ней был открыт огонь. Четверо солдат погибли, а остальные со всей мочи стали грести к берегу. За ними в погоню ринулся баркас англичан, но испанцы успели нырнуть под защиту батарей порта.

План Кадисской бухты. wikimedia.org

План Кадисской бухты. wikimedia.org

Этот пушечный выстрел спровоцировал панику, которая охватила жителей Кадиса. Торговый и рабочий люд бросился к городским воротам, в давке погибло 19 человек. Мэр Кадиса Хуан де Вега послал срочное сообщение об атаке англичан герцогу Медина-Сидония, а сам судорожно стал готовить город к обороне. Рабочие отправились на берег рыть траншеи и укрытия для пушек. Были открыты Арсенал и армейские магазины. Сидония помчался в город всего лишь с четырьмя слугами, приказав мобилизовать и перебросить в Кадис всех и вся. По мосту Суасо, соединявшему материк и перешеек, к ночи на защиту города прошли 200 аркебузиров. Из Хереса и Каракки спешно выдвинулись полки.

Тем временем Дрейк спокойно атаковал брандерами, сжёг и захватил не то 20, не то 26 из 30 кораблей Армады, одиноко стоявших у песчаных баров. Среди них был галеон Санта-Круса — 800-тонный «Нуэстра Сеньора дель Розарио». В атаку на англичан отправились шесть кастильских галер и один галиот под командованием Педро де Акуньи. Испанские моряки завязали бой с превосходящим противником. В скоротечной схватке галиот и одна галера были повреждены: у галиота артиллерийским выстрелом снесло банку с тремя гребцами и сломалось несколько вёсел левого борта, а сильно повреждённая галера вылетела на мель у Кадиса. Из-за численного превосходства неприятеля Акунья был вынужден отойти.

У Акуньи всего было восемь галер и один галиот. Две галеры испанцы оставили у моста Суасо, соединявшего форт Санта-Мария с перешейком, на котором расположен Кадис. Если бы Дрейк собирался высаживаться и грабить город, этот мост имел бы стратегическое значение, поскольку по нему с материка можно было перебросить в Кадис дополнительные войска. Испанцы имели все основания считать, что англичане пришли именно разграбить город, поскольку ещё свежи были в памяти атаки Дрейка на Картахену Индийскую и Сан-Доминго в 1586 году. Эти две галеры у моста встретили атаку четырёх пинасов англичан, выдержали двухдневную артиллерийскую дуэль и в конце концов смогли отбиться.

В вырытых на берегу траншеях спешно были развёрнуты полевые батареи (частично испанцы использовали для этого пушки, предназначенные для галеонов Армады), которые сразу же открыли огонь по англичанам. Огонь испанских пушек оказался неточным: из-за отсутствия достаточного количества артиллеристов к орудиям встали рабочие верфей. Дрейк сквозь огонь посылал призовые команды к испанским кораблям в Нижней гавани — их задача заключалась в том, чтобы сжечь как можно больше судов. Испанцы вели огонь из всех видов оружия.

Бои продолжались три дня. К 1 мая англичане уничтожили то ли 24 (по испанским данным), то ли 33 (по английским) испанских корабля. Ещё четыре испанских торговых корабля, не предназначенных для Армады, Дрейк смог захватить.

2 мая корсар покинул воды Кадиса. Англичане потеряли один приз (захваченную португальскую каравеллу, которую отбили галеры Акуньи) и одного человека убитым. Зато Мартин Фробишер увёл из Каракки большое торговое судно, гружёное 3000 бочками с хересом. Во избежание упадка дисциплины этот приз под конвоем двух пинасов побыстрее спровадили в Англию.

Атака Дрейка на Кадис. weaponsandwarfare.wordpress.com

Атака Дрейка на Кадис. weaponsandwarfare.wordpress.com

Дрейк проследовал к мысу Сент-Винсент, где нахрапом захватил сильную крепость Сагреш, построенную ещё при Генрихе Мореплавателе. Разломав там и взорвав что только можно, корсар проследовал к Лиссабону, где начал охоту на рыболовные суда испанцев и португальцев. Де Базан спешно вооружал корабли, чтобы дать неприятелю отпор, однако Дрейк быстро отошёл к Сагрешу, а потом к Азорским островам, где захватил галеон «Сан-Фелиппе» с грузом пряностей, шёлка и золота на 11400 фунтов стерлингов.

Подводя итоги экспедиции, корсар насмешливо заявлял, что

«подпалил бороду испанскому королю».

Итоги похода

6 июля 1587 года Френсис Дрейк вернулся в Англию. Нанесённый англичанами ущерб был велик. Прежде всего, испанцы потеряли большое количество кораблей, которые могли бы войти в состав Армады. Дрейк также сжёг в Сагреше около 1600 тонн дубовых досок, приготовленных для выделки бочек, которые были необходимы для комплектования флота де Базана провизией. Полностью была нарушена система морских перевозок у португальских берегов. Атака Дрейка отложила экспедицию к берегам Англии более чем на год.

Для Англии это был очень важный год. Елизавета успела занять денег у голландских банкиров и пустила их на ускоренную постройку и закупку кораблей, а также на формирование армии для возможного противодействия вторжению.

Литература и источники

      1. State Papers, Domestic Correspondence. Part I: The Tudors, 1509–1603.
      2. Despatch of the Duke de Medina-Sidonia to Philip II about the attack on Cádiz.
      3. Letter of Francis Drake to Francis Walsingham, secretary to Elizabeth I.
      4. Cesáreo Fernández Duro. Armada Española desde la Unión de los Reinos de Castilla y Aragón. — Museo Naval de Madrid, Instituto de Historia y Cultura Naval, Madrid, 1972.
      5. William Laird Clowes, Clements Robert, Sir Markham. The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present. — Chatham Publishing; Reissue edition, 1997.
      6. Andrews, K. Elizabethan Privateering. — N.Y., 1964.

источник: https://warspot.ru/20370-podpalit-borodu-ispanskomu-korolyu

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account