Четвертое поколение неатомных субмарин проекта 677 «Лада» превзошло по своим характеристикам подлодки 636 проекта, которые неофициально называют «черной дырой» за скрытность и бесшумность.
Об этом заявил в беседе с корреспондентом ТАСС генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. «Уже по итогам опытной эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург» можно сказать, что «Лада» по скрытности превосходит свою предшественницу проекта 636, которую во всем мире называют «черной дырой», — сказал он.
Подводные лодки четвертого поколения проекта «Лада» являются дальнейшим развитием подлодок 636 проекта, напомнил Бузаков. Их отличает низкий уровень шумности благодаря новому противогидролокационному покрытию, усовершенствованный гидроакустический комплекс, а также новые технологии и материалы.
«Кроме того, в рамках реализации проекта 677 было выполнено значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Внедряя новые разработки на подводных лодках проекта 677, мы «подтягиваем» на новый уровень и подлодки 636-го проекта. Наглядный пример — непроникающие подъемно-мачтовые устройства, которые впервые были установлены на первой «Ладе» («Санкт-Петербург»), а сегодня успешно внедрены на всех сериях 636 проекта», — добавил собеседник агентства.
Глава «Адмиралтейских верфей» отметил, что сегодня лодки проектов 636 и 677 являются «одними из наиболее серьезных представителей своего класса благодаря мощному ракетному вооружению».
Говоря о возможном продолжении серии «Лада», Бузаков подчеркнул, что такие вопросы находятся в компетенции Министерства обороны. «Да, такие планы есть, но без постановления правительства по гособоронзаказу говорить о конкретных сроках подписания контракта преждевременно», — пояснил собеседник агентства.
«Адмиралтейские верфи» являются одним из старейших судостроительных предприятий страны. В 2014 году они отметили 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти 3 тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое «потаенное судно» — прообраз первой подводной лодки, легендарный крейсер «Аврора», первый атомный ледокол «Ленин».
Сегодня это петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На стапелях «Адмиралтейских верфей» строятся подлодки проектов 636 и 677.
http://vpk.name/news/147264_Podlodki_Lada_prevzoshli_po_skryitnosti_chernyie_dyiryi_proekta_636.html
Ну а далее предлагаю вашему вниманию подробную информацию об этих субмаринах. Взято от сюда — http://militaryrussia.ru/blog/topic-217.html:
Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).
Головные лодки серии — пр.677 "Лада" — Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось (источник).
Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото — Дмитрий Шипуля, http://militaryrussia.ru/forum).
27 июня 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительство ПЛ пр.677 по скорректированному проекту. 13.02.2012 г. генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". 18 мая 2013 г. Главком ВМФ в СМИ заявил, что первые три ПЛ пр.677 Флот получит с обычными ГЭУ (источник). Контракт на строительство "Крогнштадта" и "Севастополя" вступил в силу 9 июля 2013 г. (источник).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на испытаниях. Балтика, не позже лета 2007 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru/).
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://military.tomsk.ru/forum).
Одно из первых изображений модели аванпроекта ПЛ семейства "Амур" (экспортный вариант — "Амур-1650") в СМИ (ориентировочно 1997 г., http://milparade.ru)
Конструкция ПЛ — одно-полуторакорпусная, в конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ "Прометей". За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность ПЛ будет в несколько раз ниже шумности ПЛ пр.877. На ПЛ этого проекта установлены рубочные горизонтальные рули. Противогидроакустическое покрытие лодки разработано ЦНИИ им.акад.Крылова выполнено 7-8-слойным и толщиной 40 мм.
1 отсек — антенны ГАК и ТА
2 отсек — командный пункт
3 отсек — жилой
4 и 5 отсеки — энергетическая установка
Носовой блок-модуль корпуса ПЛ "Кронштадт" перед транспортировкой из цеха №9 в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи", декабрь 2014 г. ("Адмиралтеец", №23 / 2014 г.).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de/)
Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду(28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru/)
Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" по состоянию на 2005 г. (вверху) и на 2011 г. (внизу). Фотографии с салонов МВМС, г.Санкт-Петербург. (фото — adv1971, 2005 г. и Cheslav, 2011 г., http://forums.airbase.ru и http://fotki.yandex.ru).
Детали корпуса ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото — pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).
Двигатели: полное электродвижение с единым всережимный электродвигателем
2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО "Электросила" мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления. В ходе ремонта, который по 27 марта 2012 г. проводился на головной лодке "Санкт-Петербург" на ССЗ Адмиралтейские верфи произведена замена генераторов (источник).
1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. (4100 кВт по др.данным), разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова. Производство ОАО "Новая эра" (сборка), ОАО "Электросила", ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". Управление — цифровая система управления разработки ЦНИИ "Электроприбор". Малогабаритный опытный прототип двигателя успешно прошел испытания, первый полноразмерный прототип установлен на головной ПЛ пр.677. По результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы при частоте вращения 125 об/мин и более, проведена в 2007 г. Мощность, развиваемая двигателем в ходе испытаний по данным Лукина (см. источники) не превышала 50%. По данным на май 2010 г. ПЛ Б-585 принята в опытную эксплуатацию ВМФ с ГЭД работающим на 60% мощности. По состоянию на ноябрь 2011 г. по неофициальным данным и согласно СМИ проблемы с недоведенностью электродвигателя остаются.
2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М (?) мощностью по 140 л.с. разработки НПП "Морская техника".
Дизель-генератор 28ДГ (фото из архива DenisKA, http://forums.airbase.ru/).
Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ "Рубин" (фото ЦКБ МТ "Рубин")
На лодках пр.667Д система электродвижения будет модернизирована (источник).
Механика — 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями и две выносных винтовых колонки РДК-35.
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de/)
Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду (28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru)
Фотомонтаж на базе снимков сделанных при спуске на воду ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004г., http://www.elforo.de)
Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург", 2009 г. (фото из архива Испытателей_10, http://forums.airbase.ru).
Энергетика — аккумуляторы, 2 группы по 126 шт — изделие 476, общая мощность — 10580 кВт/ч. Система электропитания ПЛ — для выдвижных устройств — постоянный ток напряжением не менее 175 и не более 320 вольт.
Согласно интервью директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова достройка лодок по модернизированному проекту начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. Так же при готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ "Кронштадт". По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены.
Система спасения — спасательный универсальный комплекс типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт, в надстройке перед ограждением выдвижных устройств, система разработана ЦКБ "Лазурит", используется так же на ПЛА К-335 "Гепард").
ТТХ подводной лодки:
Экипаж — 35 чел
Длина — 66.8 м
Ширина — 7.1 м
Осадка — 6.7 м
Водоизмещение надводное — 1765 тонн (1950 тонн по др.данным)
Водоизмещение подводное — 2650 тонн
Скорость надводного хода — 10 уз
Скорость подводного хода максимальная — 21 уз
Дальность хода максимальная подводная с чередованием режима РДП (скорость 7 уз) и тихого хода (3.5 уз) — 16000 миль (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
Дальность хода подводная в режиме РДП (скорость 7 уз):
— 6500 миль (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
— 6000 миль (источник)
Дальность хода подводная (скорость 3 уз) — 650 миль
Глубина погружения рабочая — 240-250 м (по разным данным)
Глубина погружения предельная — 300 м
Автономность — 45 суток
Гарантированный срок эксплуатации — 25 лет
Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта — 10 лет
Шумность ПЛ — по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ.
Вооружение:
6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена" (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед.
Боезапас — мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды "Шквал" и ПКР "Бирюза" (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1. По данным 2009 г. в 1990-е годы для ПЛ пр.677 разрабатывалась торпеда ТЭ-2 "Игрушка" — судьба неизвестна.
6 х ПЗРК "Игла-1М"
Система торпедных аппаратов ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).
Вид на крышки носовых торпедных аппаратов ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de)
Вид на носовую часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 в плавдоке. Санкт-Петербург, апрель 2008 г. (фото из архива Amoralex, http://forums.airbase.ru).
Носовая часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 — по центру хорошо видно люк для погрузки торпед( http://forums.airbase.ru).
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото — pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).
Оборудование:
пр.677 | пр.677Д | |
БИУС (боевая информационно-управляющая система) | Комплексная система автоматизированного управления кораблем "Литий" разработки НПО "Аврора" при участии ЦКБ МТ "Рубин" и нескольких НИИ ВМФ (прототипом системы "Литий" является система "Булат" разработанная в 1980-е годы). Автоматизированная система управления движением "Лиана". По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно некоторым СМИ остаются проблемы с недоведенностью БИУС "Литий" (не подтверждено). | БИУС "Литий" |
Управление общекорабельными системами | Модернизированная система управления корабельными техникечсими средствами (источник) | |
ГАК | ГАК "Лира" (по результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы — вероятно, в части сопряжения ГАК с БИУС "Литий" и в части программного обеспечения) — НИОКР ГАК с начала 1980-х годов. Головной разработчик — ПО "Волна" (г.Москва), основной исполнитель по разработке — ЦНИИ "Электроприбор" (с апреля 2005 г. официально, с лета 2005 г. фактически). Производство ГАК — таганрогский завод "Прибой". По состоянию на 2008 г. велись конструкторские испытания ГАКи испытания программного обеспечения на стенде.
Состав ГАК: | ГАК "Лира" |
Комплекс РЛС | РЛС КРМ-66 "Кодак", экспортный вариант КРМ-66Э — разработан и производится концерном "Гранит-Электрон" (г.Санкт-Петербург). Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов, комплект ЗИП. Электропитание — от сети постоянного тока 175-320 вольт Потребляемая мощность — 3.5 кВт | |
Радио-техническое оборудование | ||
Радиосвязь | Цифровой комплекс средств радиосвязи "Дистанция" (включая выпускную буксируемую антенну К-697 для подводной связи — из верхней кормовой оконечности ограждения рубки, длина антенны 20 м, используется на глубине до 100 м по непроверенным западным данным) | |
Навигационный комплекс | Навигационный комплекс "Апассионата" (испытания 2007 г.) с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС — впервые на нАПЛ в ВМФ СССР и Росии, малогабаритный, со сниженным энергопотреблением. К 2008 г. прошел государственные испытания, разработан ЦНИИ "Электроприбор".
О завершении разработки комплекса ЦНИИ "Электроприбор" объявлено 03.12.2003 г. (http://www.rbc.ru/spb/), сообщается стоимость УПК — 8 млн.USD. Оба перископа с гироскопической стабилизацией линии визирования. Работа перископов обеспечивается при скорости ПЛ до 10 узлов. В 2004 г. УПК "Парус-98" отгружен на ФГУП "Адмиралтейские верфи" для установки на головную ПЛ пр.677 "Санкт-Петербург". | Модернизированный навигационный комплекс (источник) |
Перископы | Унифицированный перископный комплекс УПК "Парус-98" ("Парус-98Э" — экспортный вариант). Разработчик — ЦКБ МТ "Рубин", головной исполнитель и соразработчик — ЦНИИ "Электроприбор". Состав комплекса: — командирский перископ непроникающего типа "Парус-98КП" (командирский перископ) с оптическим и ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х — дневным и низкоуровневым, с видеозаписью — разработка ФГУП ЦКБ "Фотон"; — оптронная мачта непроникающего типа "Парус-98УП" (универсальный перископ) с ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х — дневным и низкоуровневым, тепловизионный канал, канал лазерного дальномера — разработка ФГУП ЦКБ "Фотон"; | УПК "Парус-98" |
Прочее |
На этапе первых ходовых испытания (декабрь 2005 г.) на ПЛ "Санкт-Петербург" устанавливалась нештатная навигационная РЛС "Галс" производства НПО "Горизонт".
На ПЛ "Санкт-Петербург" начиная с 2007 г. проходили испытания оборудование: ПМУ (выдвижные устройства ограждения рубки) "Жиклер", ПМУ "Кодак", ПМУ "Ананас", РДП, УПК "Парус-98" (с забортными кабелями), блоки БДА комплекса "Клинок", СЕВ "Гном-2М". ОКР "Лира" (ГАК) испытания не прошла по причине неготовности программного обеспечения (план доработки — 2008 г.). На ПЛ используется аварийный передатчик системы "КОСПАС-САРСАТ" В-603.
На ПЛ "Санкт-Петеребург" пр.677 по состоянию на лето 2009 г. еще дорабатывается ГАК. ПЛ пр.677Э по состоянию на 2007 г. еще не имеет ГАК (не готов, сумма расходов на разработку ГАК уже составляет 1 млрд. 300 млн. рублей).
По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно неофициальным данным проблемы с недоведенностью ГАК решены.
Квазиконфорные шумопеленгаторные антенны ГАС (боковая и носовая) ГАК "Лира" (фото СКб МТ "Рубин", Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).
Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК "Лира" (фото вероятно ПЛА "Кронштадт", 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).
Оптронная мачта "Парус-98УП" унифицированного перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)
Модуль лазерного дальномера и ТВ-канала (слева) и модуль тепловизионного прибора (справа) для оптронной мачты (ФГУП ЦКБ "Фотон", http://www.ckb-photon.ru, 2009 г.)
Антенный пост РЛС КРМ-66Э перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)
Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ"Рубин", http://milparade.com)
Устройства в ограждении рубки ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).
Унифицированный перископный комплекс "Парус-98" и ограждение рубки ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге, 26.07.2012 г. (фото — pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).
Модификации:
пр.677 / 06770 "Лада" — LADA — серия ПЛ для отечественного ВМФ. производство ведется на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург).
1) Б-585 "Санкт-Петербург", заводской №01570 (головная пилотная ПЛ проекта) — заложена 26.12.1997 г., цикл корпусного производства закончен в январе 2002 г. — строительные блоки ПЛ переведены в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи" для монтажа оборудования и сборки, спущена на воду — 28.10.2004 г., сдача флоту — 2010 г. (план 2009 г.), ранее — до конца 2009 г. (план начала 2009 г.). Изначально планировалось сдать ПЛ флоту в 2005 г., в 2008 г. (план 2005 г.) и в 2009-2010 г.г. (объявлено в 2008 г.); приемный акт подписан ВМФ 22.04.2010 г., подъем флага ВМФ ожидается в первых числах мая 2010 г.
2) Б-586 "Кронштадт", заводской №01571 (первая серийная ПЛ) — заложена 28.07.2005 г.. спущена — 2009 г. нет, сдача флоту — 2013 год (план начала 2009 г.), ранее — 2010 г. (план начала 2009 г.), ранее — 2008 г. (план 2005 года);
Закладная доска ПЛ Б-586 "Кронштадт" пр.677 LADA (фото из архива Snake, http://forums.airbase.ru/).
3) Б-… "Петрозаводск", заводской № нет данных — заложена — лето 2006 г. (согласно сообщениям СМИ, подтверждения события нет). ПЛ так и не была заложена либо была заложена, но позже переименована в "Севастополь" (см.ниже). Есть вероятность того, что наименование "Петрозаводск" аннулировано из-за событий в Кондопоге.
4) Б-587 "Севастополь", заводской №01572 (третья серийная ПЛ пр.677) — заложена 10.11.2006 г., спуск на воду — нет данных, сдача ВМФ — 2015 год (план начала 2009 г.);
пр.677Э "Амур" / "Амур-1650" LADA — экспортная модификация ПЛ пр.677, головная лодка заложена на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г.
Модель ПЛ пр.677, 2004г. (http://4ekist.photofile.ru)
Компоновочная схема ПЛ "Амур-1650" пр.677Э (http://www.ckb-rubin.ru).
Корпусные конструкции ПЛ "Амур-1650" пр.677Э на набережной ЛАО, г.Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. (автор фото — reflex-yu, http://forums.airbase.ru).
Амур-1650ВНЭУ — AMUR — проект большой неатомной подводной лодки пр.677 с воздухонезависимой энергетической установкой. Разработка ВНЭУ ведется по состоянию на 2012 г. ЦКБ МТ "Рубин". В случае успешного завершения разработки ВНЭУ она может быть установлена на ПЛ "Севастополь" после переработки проекта.
Статус: Россия
Закладка ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург", 26.12.1997 г. (http://forums.airbase.ru).
Секции прочного корпуса ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" в цехе №9 "Адмиралтейских верфей" (http://forums.airbase.ru).
— 2002 г. январь — цикл корпусного производства ПЛ "Санкт-Петербург" завершен — строительные блоки ПЛ переведены в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи" для монтажа оборудования и сборки.
ПЛ "Санкт-Петербург" на стапеле "Адмиралтейских верфей" (зима 2002 г., "Летопись "Рубина", 2002 г., ЦКБ МТ "Рубин")
— 2004 г. 29 ноября — согласно заявлению Владимира Александрова (директор ФГУП "Адмиралтейские верфи") журналу "КоммерсантЪ" головная ПЛ пр.677Э готова на 31%. Вероятные заказчики — Индия, Китай и вероятно Алжир.
— 2005 г. — головная ПЛ пр.677Э готова на 47%.
— 2005 г. 29 июня — 3 июля — в Санкт-Петербурге на военно-морском салона МВМС-2005 представлена головная ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677.
— 2005 г. 28 июля — на ФГУП "Адмиралтейские верфи" заложена вторая ПЛ пр.677 (первая серийная) — Б-586 "Кронштадт" (заводской №01571).
— 2005 г. 29 ноября — начало ходовых испытаний ПЛ "Санкт-Петербург".
— 2005 г. 17 декабря — ПЛ "Санкт-Петербург" впервые вышла на ходовые испытания в Финский залив.
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на ходовых испытаниях, 2005 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru/).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA на испытаниях в Балтийском море, декабрь 2005 г. (фото — Олег Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)
ПЛ пр.677 "Санкт-Петербург" на испытаниях, декабрь 2007 г. (Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).
Либо корпус ПЛ пр.677Э либо строительство первой ПЛ пр.677 "Санкт-Петербург" в цехе ФГУП "Адмиралтейские верфи", г.Санкт-Петербург (кадры из документального фильма "Ударная сила. Черная дыра в океане", ОРТ, эфир 31.05.2006 г.).
— 2005 г. декабрь — первый этап ходовых испытаний ПЛ "Санкт-Петербург"..
— 2006 г. весна — планировавшийся в январе 2006 г. руководством ВМФ срок выхода ПЛ "Санкт-Петербург" на завершающие государственные испытания с последующей приемкой ВМФ. ПЛ вышла на испытания, но по состоянию на август 2009 г. еще не принята в состав ВМФ.
— 2006 г. лето — по сообщениям СМИ (http://lenta.ru) на ФГУП "Адмиралтейские верфи" заложена ПЛ пр.677 "Петрозаводск". Подтверждений этому событию в более поздних источниках нет.
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на достройке ФГУП "Адмиралтейские верфи" (9 июля 2006 г., фото mikdbow, сайт http://travel.webshots.com/).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на размагничивании, г.Санкт-Петербург, 2006 г.
(фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru/).
— 2006 г. 14 октября — по словам очевидцев ПЛ "Санкт-Петербург" пришла из Петербурга в Кронштадт и пошла в Балтийск для ходовых испытаний, но не смогла дойти до Балтийска и вернулась на заводскую доработку в Санкт-Петербург (не подтверждено).
— 2006 г. 23 октября — головная ПЛ пр.677 "Санкт-Петербург" успешно прошла первый 10-дневный этап ходовых испытаний на Балтике (26.10.2009 г. ПЛ возвратилась своим ходом в Санкт-Петербург).
ПЛ "Сант-Петербург" пр.677 на ходовых испытаниях (октябрь 2006 г., http://www.ckb-rubin.ru)
— 2006 г. 10 ноября — на ФГУП "Адмиралтейские верфи" заложена третья ПЛ пр.677 — Б-587 "Севастополь" (заводской №01572). По состоянию на 2005 г. предполагалось дать лодке название "Петрозаводск" — либо ошибка в СМИ либо какая-то путаница.
ПЛ Б-586 "Кронштадт" в цехе ФГУП "Адмиралтейские верфи", г.Санкт-Петербург, 10 ноября 2006 г. (фото из архива havron, http://forums.airbase.ru).
Спектакль для СМИ — якобы первая секция корпуса ПЛ Б-587 "Севастополь" в цехе ФГУП "Адмиралтейские верфи", г.Санкт-Петербург, 10 ноября 2006 г. На самом деле — часть прочного корпуса ПЛ пр.877/636, которую использовали в качестве "макета" для демонстрации прессе. (фото из архива havron, http://forums.airbase.ru).
— 2007 г. 25 января — 17 марта — очередной этап заводских ходовых испытаний ПЛ "Санкт-Петербург" на Балтике с исправлениями и доработками БРЭО и ГЭД. ПЛ на испытаниях сопровождал СКР "Пылкий". Одной из целей испытаний была отработка выдвижных устройств ограждения рубки. В ходе испытаний отрабатывался ГЭД и потребовалась его доработка в частности в части программного обеспечения, испытывались другие системы. Корабль отправлен на текущий ремонт и доработку. Пройдено 2808 миль. По итогам испытаний было принято решение провести доработки и последующие государственные испытания ПЛ в 2007 г.
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве, Санкт-Петербург, 5 мая 2007 г. (фото В.Трынкин, http://forums.airbase.ru).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 в плавучем доке "Луга" у достроечной стенки Адмиралтейских верфей, Санкт-Петербург, июнь 2007 г.
(фото Олег Исавнин, http://forums.airbase.ru).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677, Санкт-Петербург, 30 июля 2007 г. (http://forums.airbase.ru).
— 2007 г. 5 сентября — 30 сентября — выход ПЛ "Санкт-Петербург" на очередной (второй в 2007 г.) этап заводских ходовых испытаний. Задачи — испытание ГЭД, замеры шумовых характеристик ПЛ, отработка навигационного комплекса, маневренные подводные испытания ПЛ. В завершающей стадии проведен замер физических полей с помощью судна физ.полей СФП "Субботин".
— 2007 г. октябрь — состоялся военно-технический совет на котором рассмотрена возможность выхода ПЛ "Санкт-Петербург" на госиспытания в 2007 г. и обсуждалось состояние работ по ОКР "Лира" (неудовлетворительное).
— 2007 г. 23 октября — выход ПЛ "Санкт-Петербург" на очередной (третий в 2007 г.) этап заводских ходовых испытаний. Задачи — испытание ГЭД на разных режимах и глубинах (прошли успешно). Успешно испытаны так же устройства ПМУ, резервные движители РДК-35, РДП, РЛС (предварительно), БИУС и блоки БДА комплекса "Клинок". Не удалось провести все испытания навигационного комплекса "Апассионата" (в связи с неисправностью некоторых элементов комплекса).
— 2007 г. ноябрь — планировался завершающий эпат заводских ходовых испытаний с полной проверкой и сдачей главного электродвигателя СЭД-1, ГАК Л-01 и навигационного комплекса "Апассионата". Но в 5-м отсеке на щите управления главным электродвигателем случился пожар (ПЛ стояла у стенки "Адмиралтейских верфей" и в 2007 г. испытания не завершены (по СЭД-1, ОКР "Лира" и ОКР "Кодак").
— 2008 г. — планировавшийся в 2005 г. спуск на воду ПЛ "Кронштадт" (не состоялся). Информация о ПЛ "Петрозаводск" из СМИ исчезает.
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве, Санкт-Петербург, 5 мая 2007 г. (фото В.Трынкин, http://forums.airbase.ru).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 в плавучем доке, Санкт-Петербург, июнь 2007 г.
(фото Олег Исавнин, http://forums.airbase.ru).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677, Санкт-Петербург, 30 июля 2007 г. (http://forums.airbase.ru).
— 2009 г. январь — строительство первой ПЛ пр.677Э "Амур-1650" на ФГУП "Адмиралтейские верфи" продолжается. Появилась неподтвержденная информация о возможносм принятии в 2009 г. ПЛ "Санкт-Петербург" в состав ВМФ России в опытную экплуатацию в 123-ю бригаду ПЛ Балтийского флота (г.Санкт-Петербург). Информация пока не подтверждена.
— 2009 г. 19 января — сообщение на форуме российских подводников — на ПЛ "Санкт-Петербург" ГАК не работает, ГЭД работает на 50% мощности. Строительство ПЛ пр.677Э заморожено, заказчиков нет. Строительство ПЛ "Кронштадт" и "Севастополь" так же заморожено.
— 2009 г. март — зам.начальника генштаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что всего для ВМФ планируется постройка серии из 8 ПЛ пр.677.
ПЛ Б-586 "Кронштадт" в цехе ФГУП "Адмиралтейские верфи", г.Санкт-Петербург, апрель-июнь 2006 г. ( http://forums.airbase.ru).
— 2009 г. май — планировался (в марте 2009 г.) завершающий этап ходовых испытаний ПЛ "Санкт-Петербург".
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на достройке ФГУП "Адмиралтейские верфи" ( 26 июня 2009 г., фото Barton10, http://forums.airbase.ru/).
ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на достройке ФГУП "Адмиралтейские верфи" ( 28 июля 2009 г., фото havron, http://forums.airbase.ru).
— 2010 г. март-май — ожидается приемка ПЛ "Санкт-Петербург" ВМФ для опытной эксплуатации, которая начнется в августе-сентябре 2010 г.
— 2010 г. 22 апреля — подписан приемный акт Государственных испытания ПЛ "Санкт-Петербург". Подъем Военно-Морского Флага ожидается на ПЛ в первых числах мая 2010 г. ПЛ Б-585 принята ВМФ в опытную эксплуатацию с недоведенным ГЭД (развивает 60% мощности) и недоработками в других системах.
— 2010 г. 6 мая — ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" приказом главкома ВМФ зачислена в состав ВМФ.
— 2010 г. 8 мая — на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" в день церемонии подъема флага ВМФ России, 08.05.2010 г., Санкт-Петербург (http://forums.airbase.ru)
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" с флагом и гюйсом ВМФ России, 10.05.2010 г., Санкт-Петербург (фото abl22, http://militaryrussia.ru/forum).
— 2010 г. 21-22 мая — акватории Северной верфи Санкт-Петербурга проводилось кренование ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" и операции размагничивания на полигоне в районе Кривой дамбы.
— 2010 г. 25 июля — ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" приняла участие в военно-морском параде на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ.
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25-26 июля 2010 г. (фотографии любезно предоставлены автором, Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).
— 2010 г. 21.декабря — генеральный директор ГКБ "Рубин" А.А.Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок пр.677 LADA и поэтому ПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же заявлено, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России как минимум до конца 2011 года. В ходе опытной эксплуатации системы ПЛ доводятся до желаемых показателей.
— 2011 г. май — по неподтвержденным официально данным за год опытной эксплуатации на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" устранены проблемы с работой ГАК, в процессе устранения проблемы с главным электродвигателем, произведены стрельбы КР "Калибр".
— 2011 г. 3 ноября — корпус ПЛ "Амур-1650" в недостроенном виде обнаружен на набережной ЛАО, муссируются слухи о замораживании строительства лодок проекта. так же высказывалось предположение, что это корпусные конструкции или "Кронштадта" или "Севастополя", но их корпуса полностью собраны.
— 2011 г. 24 ноября — генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.
— 2012 г. 06 февраля — в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний ПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов". На основании этого заявления можно сделать вывод о том, что начаты или планируются испытания на Северном флоте ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург".
— 2012 г. 27 марта — после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 выведена из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи в спусковой док и спущена на воду. В ходе ремонта на лодке была произведена замена генераторов. Позже начаты швартовые испытания лодки (источник, источник).
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после вывода из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи после завершения ремонта лодки (Адмиралтеец. № 6 / 2012 г.).
— 2012 г. 01 июня — после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" выведена из спускового дока в Неву.
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото — pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге после вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото — pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).
Конструкции недостроенной ПЛ пр.677Э на Неве в Санкт-Петербурге, 01.06.2012 г. (фото — pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).
— 2012 г. 6 июня — завершено сервисное обслуживание ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" на ССЗ "Адмиралтейские верфи". Лодка поступила на завод для проведения обслуживания и ремонта в августе 2011 г. 27 марта 2012 г. лодка была спущена на воду. Позже проведены швартовые испытания и 6 июня 2012 г. лодка вернулась в опутную эксплуатацию в ВМФ России (ист. — Васильева С.).
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после ремонта уходит к месту постоянной дислокации, г.Санкт-Петербург, 6 июня 2012 г. ("Адмиралтеец", №11 / 2012 г.).
— 2012 г. 27 июня — в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительства ПЛ пр.677 по скорректированному проекту.
ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге, 26.07.2012 г. Снимок смонтирован из нескольких фотографий — в высоком разрешении см. тут (фото — pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).
— 2012 г. 21 сентября — в СМИ появилась информация о том, что строительство лодок будет возобновлено в 2013 г. если лодки будут включены в Гособоронзаказ-2013. Так же сообщается, что головная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в конце сентября 2012 г. начнет переход на Северный флот, где совершит погружение на предельную глубину и в дальнейшем будет нести боевую службу. 25.09.2012 г. лодка еще находилась на Балтике.
— 2012 г. 26 октября — неофициальная информация о том, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в 2012 г. не будет переходить на Северный флот из-за неготовности к переходу систем ПЛ — в т.ч. радио-электронного вооружения.
— 2013 г. 13 февраля — генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". В настоящее время головная ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" находится в Кронштадте и готовится к переходу на Северный флот "для завершения опытной эксплуатации" (источник). Переход лодки на Северный флот планируется осуществить летом 2013 г. (источник).
— 2013 г. 19 марта — в 2013 г. начнется достройка второй лодки проекта 677, прочный корпус лодки уже готов. Сдача второй лодки Флоту планируется на 2016 г. (источник).
— 2013 г. 9 июля — вступил в силу контракт на строительство первой серийной ПЛ проекта — "Кронштадт". Сдача корабля Флоту намечена на 2017 г. (источник).
— 2013 г. 15 июля — генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит сообщил РИА "Новости", что строительные работы по второй серийной ПЛ пр.677 "Севастополь" на Адмиралтейских верфях уже ведутся. ЦКБ "Рубин" выпустил для "Севастополя" соответствующую документацию, и сейчас контракт между Минобороны и заводом на достройку лодки находится в стадии заключения. Что касается ВНЭУ, то первая серийная ПЛ ("Кронштадт") оснащаться ВНЭУ не будет, а по второй серийной лодке ("Севастополь") решение пока Флотом не принято. Опытный образец ВНЭУ ЦКБ "Рубин" планирует предъявить Флоту до 2016 г. После чего и будет принято решение об оснащении ВНЭУ той или иной лодки.
— 2013 г. 29 июля — сообщается о состоянии строительства ПЛ пр.677Д "Кронштадт": носовой и кормовой блоки лодки находятся в цехе №9 Адмиралтейских верфей, до 2009 г. блоки прошли гидравлические испытания и все технологические этапы контроля. Часть фундаментов корпусных конструкций и электрослесарного насыщения корпуса, которые ранее были установлены в блоках, не соответствуют новым корректированным чертежам. Поэтому на данном периоде нужен творческий подход – часть насыщения нужно оставить, другую придется переносить, а часть и вовсе демонтировать, необходимо также проводить перекомпоновку отсеков в соответствии с новой рабочей конструкторской документацией.
— 2013 г. 08 октября — Министерство обороны сообщает о том, что 10 октбяря 2013 г. ПЛ "Санкт-Петербург" для проведения глубоководных испытаний приходит в г.Полярный Мурманской области.
— 2013 г. 17 октября — ПЛ "Санкт-Петербург" пришла в г.Полярный Мурманской области. Задержка в пути произошла по причине сложных погодных условий во время перехода в Норвежском и Баренцевом морях (источник).
Церемония закладки и закладная доска ПЛ Б-587 "Великие Луки", 19.03.2015 г.
Экспорт:
Индия:
— 2011 г. 19 декабря — на тендер ВМС Индии на поставку 6 неатомных ПЛ предложен проект ПЛ "Амур-1650" с ВНЭУ.
Китай:
— 2013 г. 25 марта — СМИ со ссылкой на центральное телевидение Китая (CCTV) сообщают, что во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию было подписано рамочное соглашение на поставку 4 подводных лодок класса "Лада" (источник). Возможно речь идет о поставках ПЛ пр.677Э и, возможно так же, что речь о поставках ПЛ Амур-1650ВНЭУ .
— 2014 г. 12 августа — в СМИ появилась информация о том, что с Китаем идет согласование технического облика ПЛ "Амур-1650", которые панинуется в перспективе поставить в Китай (источник).