Почему украинский «Тирекс» обречен на гибель
Статья выложена на сайте настоящего гуру в области современного танкостроения — Гурхана. Статья посвящена украинскому бумажному проекту танка Тирекс и всему украинскому танкостроению в целом. Честно говоря, мне кажется, для этой АИ работы сильно много чести. Но всё же…
Содержание:
В поисках будущего
Скопировать или создать заново?
Будет ли технологический рывок?
По словам специалиста, не стоит ожидать многого и от системы управления огнем, которую для «нового» танка в любом случае придется дорабатывать. Отмечается, что скорее всего интеграцию СУО для нового украинского танка проведут не отечественные инженеры, а зарубежные компании, опыт которых позволяет быстрее справляться с подобными задачами. Изменения коснутся и внешнего вида машины — судя по представленным схемам, корпус танка нарастят примерно на 40 сантиметров. За счет этой высоты топливные баки бывшей передней группы баков (а это, к слову, 425 литров), переместят в район надгусеничных в кормовую часть корпуса. Таким вот нехитрым решением и достигается «революционность» конструкции.
Танк будущего или попытка залатать брешь?
Несмотря на растущее число материалов в СМИ с заголовками «Тирекс против Арматы», специалисты советуют не поддаваться возбуждению и не рассматривать противостояние двух машин даже гипотетически. Все дело в том, что несмотря на заявления инженеров с Украины о перспективности и современности «Тирекса», речь в случае с новой машиной идет скорее о вынужденной мере, направленной, как отмечается, на создание «танка переходного периода», основой для которого служит машина, разработанная в конце 60-х годов. Даже если взять во внимание колоссальный (другое слово использовать сложно) потенциал для модернизации советских танков, бесконечно проводить глубокие переработки все же не получится.
Основная сложность, по словам специалистов, ждет разработчиков на этапе внедрения вооружения, систем защиты, бортовой системы ситуационной осведомленности и многих других сложных электронных комплексов, без которых вести современный бой нельзя.
«Главная проблема — это пушка. Здесь уместно говорить об использовании еще старых образцов, которые с пушкой 2А82 конкурировать не смогут в принципе. Из этого можно сделать и другой вывод — характеристики такого орудия будут существенно ниже и огневая мощь будет зависеть в основном от эффективности применения управляемых снарядов»,
— поясняет в интервью «Звезде» Сергей Суворов.
В отсутствии современного орудия заключается главная, хотя и не единственная проблема проекта «Тирекс» — повторить фокус с орудиями КБА-3 (ресурс которых, по словам экспертов, не дотягивал даже до двухсот выстрелов), поставленных с танками Т-80УД украинские инженеры вряд ли захотят, ведь тогда крупного международного скандала избежать удалось лишь чудом. Как отмечают специалисты, по части силовой установки, бронирования и создания новых средств для обороны танка дела обстоят примерно так же, как и с орудием — частичные решения, реализованные на уровне «кое-где» и «кое-как» вроде были, но применить их сейчас по разным причинам нельзя.
Отмечается так же, что украинские инженеры, некоторые из которых имели опыт работы на Харьковском заводе им. Малышева не могут не знать о том, что одним из ключевых решений, повышающих выживаемость танка на поле боя является созданная с нуля (в случае с Т-14, например) система бортовой электроники на базе высокопроизводительной вычислительной техники, а также комплексы активной защиты. Ни по первому, ни по второму пункту революционных и передовых разработок из Украины не наблюдается. Так же не решен вопрос с массой машины, ведь дополнительная броня, которой планируют оснастить «Тирекс» весит не 100, и даже не 200 кг.
«Еще одной существенной, на мой взгляд, проблемой является возрастающая масса. Увеличивается объем корпуса, возрастает его высота, появляется бронеперегородка, усиливается лобовая часть корпуса. Все это приведет в конечном счете к тому, что снизится надежность ходовой части, которая и так перегружена»,
— отмечает военный эксперт Сергей Суворов.
Если изучить совокупность проблем, которые украинским инженерам нужно решить для того, чтобы небольшая партия «Тирексов» покинула сборочный цех и попала на испытания, то выясняется, что ни о каком конкуренте для российского Т-14 речи не может идти в принципе. Специалисты поясняют, что большие потери бронетехники и танков в частности в ходе АТО обнажили проблему модернизации стремительно устаревающей украинской бронетехники. Однако, и тут ожидается целый ворох проблем: серийно производить БМ «Оплот» не представляется возможным, закупать современную технику за рубежом тоже не получается, а расконсервация, восстановление и модернизация уже имеющиеся Т-64 в разных модификациях тоже влетает бюджету страны в копеечку.
Вот и получается, что «конкурент российскому Т-14» в данный момент существует лишь на бумаге и представляет из себя не передовой танк для локальных войн, а пакет для «переодевания» старичка Т-64 в новый костюм. В этом смысле все успехи украинской оборонки хорошо иллюстрирует другая «новейшая» бронемашина — собранная на базе все того же Т-64 БМП «Азовец», испытания которой некогда были остановлены из-за применения оптики от домофона и других бытовых приборов китайского производства. Специалисты в области бронетехники с нескрываемой грустью отмечают, что скорее всего, весь технологический задел украинского ВПК в сфере разработки и производства бронетехники, потерянный за годы независимости страны, скорее всего, восстановить уже не удастся, а за эксперименты, на проведение которых нынешнее руководство Украины тратит оборонный бюджет, генерального конструктора во времена СССР давно бы сняли с должности и отправили под суд.