Почему не достроили линейные крейсеры типа «Измаил»
С окончанием гражданской войны остро встал вопрос восстановления судостроительной и смежных с ней отраслей промышленности, пришедших за это время практически в упадок и лишившихся значительного числа квалифицированных рабочих и нженерно-технического персонала. Заводы были в таком состоянии, что не могли даже поддерживать на должном уровне корабли, находившиеся у них на хранении. Комиссия, осматривавшая их летом 1921 г., отмечала, что «общее положение недостроенных судов, а малым исключением, запущенное». Корпуса проржавели, особенно нижние помещения, частично были заполнены водой, из-за чего установленное оборудование подвергалось порче, деревянные навесы над вырезами в верхней палубе повреждены или разрушены. Поэтому для спасения наиболее ценных кораблей, годных для достройки при первой возможности, заводам поручалось провести необходимые работы по их сохранению «во что бы то ни стало». Среди прочих кораблей находились на долговременном хранении и четыре линейных крейсера: «Измаил» (головной), «Кинбурн», «Бородино» и «Наварин».
Их постройка осуществлялась на Балтийском и Адмиралтейском судостроительных заводах морского ведомства в Петербурге в соответствии с законом «Об усиленном судостроении в ближайшее пятилетие 1912 — 1916 гг.», утвержденном 23 июля 1912 г., или с так называемой Малой судостроительной программой.
Предъявление кораблей к испытаниям намечалось на вторую половину 1916 г. На время закладки, официальная церемония которой состоялась 6 декабря 1912 г., эти крейсеры являлись самыми мощными по вооружению в своем классе. Спуск «Измаила», «Бородино» и «Кинбурна» на воду состоялся соответственно 9 июня, 19 июля и 17 октября 1915 г.; «Наварина» — 27 октября 1916 г. Однако складывающаяся в стране тяжелая экономическая и политическая обстановка, задержки в поставках материалов и оборудования не позволили осуществить даже достройку головного крейсера. Не последнюю роль в этом сыграло и размещение заказов на предприятиях Германии и Австро-Венгрии, часть которых (например, шарикоподшипники и 203-мм стальные шары под основания вращающихся частей орудийных башен) в России не изготовлялись. Таким образом, башни для «Измаила» могли быть готовы только к концу 1919 г., а для остальных кораблей — в следующем году. Поэтому 11 октября Временное правительство приостановило постройку трех крейсеров. В отношении «Измаила» аналогичное решение приняла 1 декабря 1917 г. уже Верховная морская коллегия. Правда, изготовление механизмов, котлов и брони продолжалось. Степень готовности «Измаила», «Бородино», «Кинбурна» и «Наварина» на середину апреля соответственно составляла: по корпусу, системам и устройствам — 65, 57, 52 и 50%; бронированию—36, 13, 5, 2%; механизмам — 66, 40, 22, 26,5%; котлам — 66, 38,4, 7,2 и 12,55%. В 1918 г. их перевели на долговременное хранение, причем с «Наварина» даже не сняли спусковое устройство, хотя в первой половине этого года вопрос о достройке «Измаила» вновь стоял на повестке дня.
«Измаил» на стапеле
Спустя три года о линейных крейсерах вспомнили снова. Но вначале следовало возродить судостроительную промышленность. Для решения этой задачи Центральная комиссия по восстановлению военной промышленности 20 октября 1921 г. образовала специальную Морскую подкомиссию под председательством командующего морскими силами Республики А. В. Немитца. В программе работ подкомиссии говорилось, что «вопрос о восстановлении и подъеме военно-морской промышленности на «западную» высоту и на основе ее — создание той морской силы, которое государство признает или признает нужным для себя иметь, — есть вопрос прежде всего о военно-морских заводах».
По мнению члена подкомиссии начальника Морской академии М. А. Петрова, было необходимо включить в состав Балтийского флота два таких крейсера. Считалось, что один «Измаил» способен заменить два линейных корабля типа «Севастополь». Достройку головного корабля планировалось осуществить по первоначальному проекту, а «Бородино» вооружить восемью 406-мм орудиями и тем самым создать тип современного крейсера, почти не уступающего закладываемым в то время за границей. Так как «Измаил» имел большую степень готовности (кроме артиллерии), то работы на нем не могли представлять чрезвычайных затруднений для восстанавливаемой промышленности. Предполагалось ввести его в строй осенью 1917 г., поэтому работы велись весьма интенсивно. На корабль успели установить все четыре главные турбины, четыре главных и два вспомогательных холодильника, 17 из 23 уже изготовленных и двух находившихся в мастерской завода паровых котлов в пяти из семи котельных отделений, почти все вспомогательные механизмы энергетической установки (испарители, подогреватели, насосы и помпы). Но главным было то, что Металлический завод, также находившийся в то время на долгосрочном хранении, добился значительных успехов в изготовлении башенных установок для «Измаила», единственного из четырех кораблей. На момент приостановки работ готовность первой башни на заводе по железным конструкциям и трем станкам с кронштейнами и секторами составляла 100%, что позволило еще в середине 1914 г. собрать ее на «яме». У остальных она соответственно выражалась в следующих цифрах (в %): вторая башня — 90 и один станок — 75, два — по 30, третья — 75 и 30, четвертая — 65 и 30. По механизмам и электрооборудованию готовность была одинаковой — по 40 %.
«Бородино» после спуска на воду
Вопросами, связанными с достройкой башен, занимались профессор Морской академии Е. А. Беркалов и инженеры Р. Н. Вульф и Н. Д. Лесенко, причем выяснилось, что для этого «непреодолимых препятствии не встречается». Для возобновления работ требовалось пустить в ход Металлический завод, на что понадобилось бы около трех месяцев, собрать на нем надлежащий контингент прежних рабочих и служащих, вернуть обратно все части установок, вывезенных в августе 1918 г. на Волгу, привлечь ряд предприятий. Так, на Обуховском заводе надлежало восстановить металлургическое и оптическое производства для изготовления недостающих крупных поковок и отливок станков орудий и перископов. Таким образом, при четко налаженной работе на достройку первой, второй, третьей и четвертой башен требовалось соответственно 10, 15, 20 и 24 мес. Что же касается упомянутых стальных шаров под основание вращающихся частей башен, то их имелось всего 297 шт. из 545, положенных на корабль. По данным, собранным еще в начале войны, на различных заводах имелись подобные шары, которых в совокупности хватало для сборки по крайней мере четырех башен. А шариковые подшипники в случае их нехватки могли заменять обыкновенные, хотя и с известным ущербом в легкости и скорости действия механизмов.
Линейный крейсер типа «Измаил» у стенки, завода
«Наварин» на стапеле
Наибольшие трудности в сборке установок связывались с электрооборудованием, которое питалось как переменным трехфазным током — крупные электродвигатели, так и постоянным — остальные механизмы и электромагнитные муфты. Оказалось, что постройка этих муфт являлась почти невыполнимой. Однако сложность подобной электрической системы признавалась нецелесообразной для данных условий и требовала перехода на новую. А поскольку большинство заготовленных частей к использованию не годилось, то на создание новой системы ушло бы не менее 30 мес.
К сказанному можно добавить, что существовало предложение о достройке башен с увеличенным до 30° углом возвышения орудий и увеличенной до 406 мм толщиной лобовых частей башен. Дальность стрельбы при этом увеличивалась на 14 кб, а масса каждой башни возрастала на 56,28 т. В случае затруднений с вооружением предполагалось (при самой крайней необходимости) обратиться на английский завод Виккерса, где находились изготовленные по заказу бывшего русского правительства в готовом виде 24 356- и одно 406-мм орудия.
Одно из 356-мм орудий линейных крейсеров типа «Измаил» на железнодорожной артиллерийской установке ТМ-1-14
Пока решались задачи по достройке башенных установок «Измаила», Морская подкомиссия поручила 1 декабря 1921 г. профессору Морской академии Л. Г. Гончарову и инженеру П. Г. Гойнкису разработать в нескольких вариантах проект модернизации линейного крейсера «Кинбурн», с тем чтобы определить возможности и пути использования двух кораблей (второй «Наварин»), имевших небольшую готовность, как современных боевых единиц.
Основные требования по переоборудованию заключались в следующем: замена 356-мм
артиллерии более крупной, обязательное усиление горизонтального бронирования при сохранении прежней скорости корабля. К 3 февраля 1922 г. были намечены четыре возможных варианта модернизации крейсеров (см. табл.), причем следует отметить, что ни в одном из вариантов не произошло превышения нормального водоизмещения над проектными данными.
При разработке проекта первостепенное значение уделялось улучшению системыбронирования, особенно горизонтального, являвшегося самым слабым элементом проекта линейных крейсеров типа «Измаил». Правда, первые изменения в ней проводились еще при постройке, по результатам стрельб на Черном море по «исключенному судну № 4» (бывший броненосец «Чесма»). Теперь же совершенствование броневой защиты происходило на основе опыта первой мировой войны. Ютландского боя и в сравнении с иностранными кораблями, которым наши крейсеры явно уступали в толщине главного броневого пояса. Как явствует из таблицы, наиболее полно отвечал предъявленным требованиям III вариант. Но и он имел свои недостатки, например, отсутствие 100-мм верхнего броневого пояса, который следовало довести до 38 — 50 мм.
Варианты модернизации линейных крейсеров типа "Измаил"
Продольный разрез — Вариант I, вид сверху — Варианты I, III, IV
Продольный разрез и вид сверху — Вариант II
Поперечные сечения различных вариантов проектов модернизации.
Оставались без изменений: наибольшая длина — 223,58 м (длина по ГВЛ
223,05 м) и наибольшая ширина с броней — 30,8 м, противоминная артиллерия — 15 130-мм орудий, мощность главных механизмов — 68 000 л. с.
|
Однако в случае реализации этого варианта пришлось бы провести большой объем работ по съемке уже установленных на всех крейсерах брони скосов и продольных переборок. Дополнительная масса брони, шедшая на усиление бронирования, бралась за счет использования и экономии массы при применении облегченных тонкотрубных котлов на нефтяном отоплении и уменьшения их числа.
По артиллерийскому вооружению оптимальным являлась установка 8 406-мм орудий (по 80 выстрелов на ствол) в четырех двухорудийных башнях (бронирование лобовой части 400, боковых стенок 300, крыши 250 мм). При этом отсутствовала необходимость изменять размеры жестких барабанов и устанавливать дополнительные подкрепления, как это требовалось в варианте II для первой и четвертой башен. Причем боевая рубка сдвигалась к корме на две шпации, а для сохранения углов обстрела 2-й и 3-й пары 130-мм орудий их следовало сдвинуть и переделать казематы на средней и верхней палубах. Правда, двухорудийные башни обладали меньшей массой (5040 т) даже по сравнению с 356-мм трехорудийными (5560 т), но уступали в силе огня по носу и корме. Во внутренних помещениях изменялось расположение погребов боезапаса и минных аппаратов увеличенного калибра. Кроме этого рекомендовалась установка четырех 102-мм противоаэропланных пушек и восьми 110-см прожекторов. Стоимость достройки в довоенных рублях по вариантам I — IV составляла соответственно 26 500, 29 000, 33 000 и 29 500 тыс. рублей.
По мнению авторов проекта, наибольшими тактическими достоинствами обладали варианты III и IV, однако и в модернизированном виде они все же считали эти корабли устаревшими, далеко не в полной мере соответствующими современным требованиям. Из основных недостатков отмечалось:
непредставлявшаяся возможность усилить огонь носовой и кормовой башен путем сближения и поднятия над ними средних башен; не обеспечивавшее надежную защиту жизненных частей корабля бронирование;
недостаточная для линейных крейсеров наибольшая скорость — 28 уз; отсутствие противоминных наделок (булей), которые, основываясь на данных о их применении на судах английского и американского флотов, признавались для кораблей типа «Измаил» не вполне достаточной защитой (вся работа свелась к устройству продольной противоминной переборки и делению корпуса на отсеки).
Применение же турбозубчатой или электрической передачи не давало никакой выгоды, так как увеличить диаметр гребных винтов при пониженной частоте вращения при существующей линии валов и обводах кормы было невозможно. А использование перегретого пара, дававшее экономию в топливе, поглощалось бы массой усложнившегося трубопровода котельной установки, да и при готовности механизмов около 40 % замена машинной установки становилась совершенно недопустимой (готовность «Наварина», например на октябрь 1917 г., составляла: по корпусу установлено 76,9 %, по бронированию изготовлено 26,8 и установлено 1,8 %, по механизмам и котлам установлено 5,9 %, хотя их производство продолжалось для всех крейсеров и в 1918 г.).
И все же, несмотря на столь пессимистическое отношение Л. Г. Гончарова и П. Г. Гойнкиса к своим проектам, остается сожалеть, что линейные крейсеры типа «Измаил» так и не вошли в строй. Ведь при том положении, в котором находился советский флот, желательность их достройки трудно переоценить. А поскольку состояние промышленности тогда не позволяло ее осуществить, то это можно было провести и позднее, надежно сохраняя и оберегая до той поры корпуса и оборудование. В качестве примера может служить введение в строй крейсера «Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев») в 1932 г., да еще и в модернизированном виде, а ведь спуск его на воду состоялся еще в 1916 г. И думается, что не последнюю роль в судьбах кораблей сыграли Ликвидационная комиссия и Отдел фондового имущества, которые, пользуясь самыми широкими правами, развили чрезмерную бурную деятельность по распродаже на металл не только трех линейных крейсеров в 1923 г. («Измаил» в дальнейшем планировалось переоборудовать к 1928 г. в авианосец, но это осуществить не удалось, и его разобрали на металл в начале 30-х гг.), но и кораблей более ранней постройки, способных какое-то время служить, после проведения соответствующего ремонта, для учебных целей или береговой обороны (кстати, 356-мм орудия крейсеров служили в качестве железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14).
В заключение следует сказать, что проведенные исследования по сути дела стали первой попыткой воспользоваться опытом первой мировой войны на море.
источник: «Почему не достроили линейные крейсеры типа «Измаил»», «Гангут № 1»
Очень интересный материал!
Очень интересный материал!
Спасибо за оформление
Спасибо за оформление материала.
Для желающих найти статью, это Гангут № 1
(Тема не указана)
+ + + + +
+ + + + +
Спасибо, раньше не читал.
Спасибо, раньше не читал. Широкорад упомянал, что на 1925г на ЛМЗ было якобы четыре комплекта механизмов на 14" трёхорудийные башни.
Широкорад, вообще, смел в
Широкорад, вообще, смел в своих оценках. Другие авторы оценивают количество задела по башням скромнее. Самая смела оценка — одна башня собрана "на яме" и есть задел ещё на несколько башен.
Для создания советских "карманников" оценил наличи башне как одна башня готова, на вторую башню есть комплект и есть задел на третью башню. Т.е. предположил что из наличного оборудования, в условиях послевоенной разрухи, реально изготовить две башни.
А у вас карманники разве с
А у вас карманники разве с 14"-ками ?
Юра 27 пишет:
А у вас
[quote=Юра 27]
А у вас карманники разве с 14"-ками ?
[/quote]
Это не моя работа. Автор — Джен Сильвер. В статье давал ссылку на его сайт.
В кратце, альтернатива такова — сгоревшую Полтаву использовали как донор. Получили два 6-и орудийных сверхтяжелых крейсера, в след построили малый линкор с двумя башнями от измаилов. Для бронирования использовали плиты с утопленого черноморца, с Полтавы и из задела на измаилы.
Поправка.
Вслед построили ещё
Поправка.
Вслед построили ещё один сверхтяжелый крейсер для Черного моря. Их закладывали каждый год — первые два в Питере, а третий — в Николеве. Из-за того что крейсер назвали в честь тогдашней столицы УССР — Харькова — над строительством стали шефствоваать власти этого самого УССР. Которые сходу решили уделать москалей. В результате черноморский крейсер стал крупнее балтийских на 3000 тонн (полное водоизмещение 22500 тонн) и получил более мощную силовую установку. Вместо 84 тыщ — 100. Есть такой исторический факт — котлы к черноморским Светланам делали на Заводе имени Малышева. Географически Турбоатом и Малышева — это два рядом стоящих завода разделенных парком имени Артёма. 🙂
На 14 дюймовый линкор пойдёт именно стотысячная силовая. И на вторую серию лёгких крейсеров.
Карманник с 12″-ами
Карманник с 12"-ами отлично помню, а с 14"-ами здесь наверно не выкладывали, или я забыл.А ссылку я в посте не нашёл, хотя вроде раза три перечитывал. Т.е она упоминалась, но самой её не было.
Это всё старые и сырые
Это всё старые и сырые варианты. Я планирую в ближайшее время — оформить все крупные корабли Альтернативы и выложить здесь. Там не только тяжёлые крейсера, там ещё лёгкие крейсера трёх видов, авианосец и бронированные лидеры.
http://jonnsilver.livejournal
http://jonnsilver.livejournal.com/10453.html
Коллега, а автора кто
Коллега, а автора кто называть будет?
Aley пишет:
Коллега, а автора
[quote=Aley]
Коллега, а автора кто называть будет?
[/quote]
А разве там не указано, что автор — Джен Сильвер?
Автор точно не я. Но всё
Автор точно не я. Но всё равно — приятно. Спасибо.
А разве там не указано, что
Вообще-то автор статьи в "Гангуте" — Л. А. Кузнецов.
Aley пишет:
Вообще-то автор
[quote=Aley]
Вообще-то автор статьи в "Гангуте" — Л. А. Кузнецов.
[/quote]
Да, виноват. Автора то и потерял.
Просто изначально были выложены сканы статьи из журнала. После журнал и номер указал, а про автора, извините, забыл.
Причин по которым эти корабли
Причин по которым эти корабли не были достроены много. И одна из них заключалась в том, что идея с размещением башен ГК в диаметральной плоскости при которой бронирование растягивается на большую чем при линейно-возвышенной схеме длину и площадь на практике оказалась не очень удачной. 237 мм. пояс после ПМВ для подобного корабля после тщательного изучения итогов Ютландского сражения был мягко говоря очень и очень не достаточен. И даже вариант с куцым 300 мм. поясом который был заглублен на очень малую глубину при внимательном рассмотрении ни как нельзя cчитать нормальной броневой защитой против 381 мм. и 406 мм. снарядов артиллерии ГК потенциального противника. Tут и 356 мм. снаряды представляли собой большую опасность. И совершенно прaвильным выглядит решение не тратить деньги на достройку кораблей которые уже в конце ПМВ далеко не в полной мере отвечали требованиям по защите .ПТЗ тоже была не ахти какая.
Причин по которым эти корабли
Коллега, размещение ГК в диаметральной плоскости НЕ растягивает бронепояс — его длина неизменна, что при линейно-возвышенном, что при линейном расположении ГК. http://alternathistory.org.ua/raspolozhenie-artillerii-na-linkorakh-pmv-lineinoe-ili-lineino-vozvyshennoe
Почему? Т.е. он, конечно, недостаточен для противостояния качественным снарядам, но при чем тут Ютланд?
Ну, у тех же британских линкоров 305 мм более, чем на 2 метра не простиралось, а то и меньше…
Були могли бы в какой-то мере решить вопрос
«Коллега, размещение ГК в
"Коллега, размещение ГК в диаметральной плоскости НЕ растягивает бронепояс — его длина неизменна, что при линейно-возвышенном, что при линейном расположении ГК. http://alternathistory.org.ua/raspolozhenie-artillerii-na-linkorakh-pmv-…"
Не раз читая литературу на данные темы я встречал иное мнение,причем не только немцев, но и по крайней мере англичан и американцев.
"Почему? Т.е. он, конечно, недостаточен для противостояния качественным снарядам, но при чем тут Ютланд?"
Ютланд стал источником огромного количества практического бесценного материала для размышлений конструкторам и морякам и вне всякого сомнения тщательное изучение именно этих материалов самым прямым образом по влияло на разработки ЛК во всем мире в более поздний период.
"Ну, у тех же британских линкоров 305 мм более, чем на 2 метра не простиралось, а то и меньше…"
.Это имеет отношение в первую очередь к тем ЛК которые строились перед ПМВ или в ходе ПМВ. В 30-е годы англичане приступая к разработке новых ЛК уже имели иное мнение и пояса их ЛК имели уже значительно большее углубление.
"Були могли бы в какой-то мере решить вопрос."
Були действиетльно в какой то мере могли решить этот вопрос, но опять таки многими специалистами були рассматривались как не самая лучшая альтернатива хорошо проработанной ПТЗ.
Андрей пишет:
Коллега,
[quote=Андрей]
Коллега, размещение ГК в диаметральной плоскости НЕ растягивает бронепояс — его длина неизменна, что при линейно-возвышенном, что при линейном расположении ГК.
[/quote]
Вообще то, линейное расположение вызывает удлинение цитадели. Самое же главное, усложняет систему защиты. Поскольку подобное расположение вынуждает к неоптимальным компановочным решениям. Увеличение длины паропроводов, дублирование некоторых систем, размещение "длинных" отсеков на большей длине корпуса…
Самое же главное, усложняет
Коллега, линейно-вызвышенное размещение ГК как минимум неоптимально в части барбетов. Потому что поднять две башни на одно межпалубное пространство (точнее — на высоту башни) обойдется Вам очень дорого, порядка 400 тонн где-то. на фоне чуть большей массы паропроводов — тьфу.
Андрей пишет:
Коллега,
[quote=Андрей]
Коллега, линейно-вызвышенное размещение ГК как минимум неоптимально в части барбетов. Потому что поднять две башни на одно межпалубное пространство (точнее — на высоту башни) обойдется Вам очень дорого, порядка 400 тонн где-то. на фоне чуть большей массы паропроводов — тьфу.
[/quote]
Паропроводы это далеко не всё. Однако, сразу сказал, не это самое главное.
Линейно-возвышеное расположение башен даёт самую наибольшую сумму углов обстрела. Уже только это даёт заметный выигрыш.
Линейно-возвышеное
Коллега, у линейно-возвышенного сумма углов обстрела 4 башнями по одной цели, МЕНЬШЕ чем у линейного.
Андрей пишет:
Коллега, у
[quote=Андрей]
Коллега, у линейно-возвышенного сумма углов обстрела 4 башнями по одной цели, МЕНЬШЕ чем у линейного.
[/quote]
Не в обиду, да же не понял что такое "сумма углов по одной цели".
Не в обиду, да же не понял
Ну неправильно я выразился, простите великодушно:))) Имелось ввиду что курсовые углы, на которых линкор с линейным расположением ГК может обстреливать цель 4 башнями ширше, чем у линкора с линейно-возвышенной
Андрей пишет:
Имелось ввиду
[quote=Андрей]
Имелось ввиду что курсовые углы, на которых линкор с линейным расположением ГК может обстреливать цель 4 башнями ширше, чем у линкора с линейно-возвышенной
[/quote]
Это можно сказать (хотя сомнительное заявление) только глядя на севатополи. И только в отношении оргинального проекта. Платой за подобное стала полнейшая невозможность установки какого либо оборудования на верхней палубе. Сектора обстрела рисуемые на проекте, далеки от реальности. Потому как при стрельбе средних башен на острых пеленгах, контузятся четвёртая башня или мостик.
На подобном же попались британцы, на нельсонах. Т.е. теоритические углы обстрела не соответствовали практическим.
Это можно сказать (хотя
Нет, коллега, это можно сказать, глядя также на "данте Алигьери". А больше, кажется, никаких линкоров с линейным расположением и не было, или это я гоню поздним вечером?
Это верно и для линкоров с линейно-возвышенным.
Во-во, и я о том же:))))))
Совершенно верно! И вот тут-то мы и добрались до истины — именно необходимость обеспечить минимум надстроек и поставила крест на линейном расположении. Но вот в чем дело — этот фактор был чрезвычайно важен с появлением авиации и в ВМВ, а вот для периода ПМВ минимализм в надстройках и оборудовании на палубе недостатком не являлся
Андрей пишет:
Нет, коллега,
[quote=Андрей]
Нет, коллега, это можно сказать, глядя также на "данте Алигьери". А больше, кажется, никаких линкоров с линейным расположением и не было, или это я гоню поздним вечером?
…
Совершенно верно! И вот тут-то мы и добрались до истины — именно необходимость обеспечить минимум надстроек и поставила крест на линейном расположении. Но вот в чем дело — этот фактор был чрезвычайно важен с появлением авиации и в ВМВ, а вот для периода ПМВ минимализм в надстройках и оборудовании на палубе недостатком не являлся
[/quote]
Говорю же, совсем не обязательно именно линейное расположение. Схожие проблеммы были у Колосусов, Инвинсиблов.
Так конечно можно сказать. Однако стоит оговориться — при линейном расположении башен ГК орудия ПМК были расположены очень низко или же требовалось ЧЕРЕЗМЕРНО увеличивать ОБЩУЮ высоту борта. При линейно возвышеном расположении башен, каземат в центральной части образовывался сам собой. Кроме того, такое расположение казмата давало дополнительную защиту ЭУ.
Линейно не обязательно как
Линейно не обязательно как Севастополь и к.
Или я что то не понимаю?
Коллега. а много ли было
Коллега. а много ли было линкоров с линейным расположением башен?
st.matros пишет:
Коллега. а
[quote=st.matros]
Коллега. а много ли было линкоров с линейным расположением башен?
[/quote]
Эта проблемма не только линейного расположения. В большей или меньшей степени, проблемма присутствует на всех кораблях с большими пушками.
Да это понятно, просто у
Да это понятно, просто у любого расположения есть сильные и слабые стороны.
NF пишет:
Причин по которым
[quote=NF]
Причин по которым эти корабли не были достроены много…
[/quote]
Это объяснений много… Причина одна — СССР мог осуществить проект без стороней помощи.
«Причина одна — СССР мог
"Причина одна — СССР мог осуществить проект без стороней помощи."
Наверное Вы хотели написать: "СССР НЕ мог осуществить проект без стороней помощи."?
NF пишет:
Наверное Вы хотели
[quote=NF]
Наверное Вы хотели написать: "СССР НЕ мог осуществить проект без стороней помощи."?
[/quote]
Именно так.
С что странно, в этой теме не могу исправлять свои же посты….
«С что странно, в этой теме
"С что странно, в этой теме не могу исправлять свои же посты…."
Не только Вы сталкиваетсь с подобными проблеммами и не только в этой теме .
Можно. но лишь до той поры
Можно. но лишь до той поры пока на комент не ответили.
И совершенно прaвильным
И что мы видим в ВМВ? Японские ЛКР типа «Конго» — 203 мм броневой пояс, в разы меньшей площади чем у «Измаилов». У англичан «Ринаун» и «Рипалз», только после модернизации получившие 229 мм, но опять же небольшой площади.
И наконец «Дюнкерк».
«И что мы видим в ВМВ?
"И что мы видим в ВМВ? Японские ЛКР типа «Конго» — 203 мм броневой пояс, в разы меньшей площади чем у «Измаилов». У англичан «Ринаун» и «Рипалз», только после модернизации получившие 229 мм, но опять же небольшой площади.
И наконец «Дюнкерк».
"
Вы забываете о наличии в Японии и БИ довольно мощных и хорошо бронированных ЛК.Если не ошибаюсь то японцы имели 6 ЛК,а англичане аж 12. СССР имел 0 нормальных ЛК. В то время как казанные Вами корабли предназначались у англичан и французов для борьбы с немецкими карманниками, а у японцев для действий в составе лёгких сил.
Вы забываете о наличии в
Коллега, вот давайте рассматривать не эвентуальные а реальные события. У СССР в противниках числилась Германия (Измаилы превосходили ВСЕ кроме Бисмарка и Тирпица, т.е. господство на Балтике Измаилы нам давали с момента ввода в строй и до 1941 года! Было бы у нас кроме маломореходных Севастополей еще пара Измаилов — не тряслись бы поди над каждым кораблем, а Измаил не стыдно было бы и в Средземку послать, дабы франкистов и им сочуствующих слегка прищемить…
«Коллега, вот давайте "Коллега, вот давайте рассматривать не эвентуальные а реальные события. " Давайте рассматривать реальные варианты развития событий. Начнём с того что Балтийское море для ЛК в 20-м веке было нечто вроде большой лужи разгуливать по которой в военное время для тяжелых кораблей было очень опасно уже в годы ПМВ. Уж очень малые глубины на Балтике. Россия не имевшая достаточно мощного надводного флота этим в ПМВ очень удачно воспользовалась и выставила большое количество минных заграждений на которых немецкий флот уже в начале войны флот понёс существенные потери. В 1917 году во время попытки прорваться в Рижский залив немецкий флот имевшй подавляющее приемущство в тяжелых надводных кораблях теоретически имел возможность разделаться со всем российским Балтийским флотом включая и новые ЛК типа Севастополь за несколько часов,но немецкий флот не смог рализовать это приемущество из за всё тех же многочисленных минных заграждений. Затем немцы на минном заграждении едва не потеряли мощнейший ЛК того времени "Байерн" для которого любой находящийся в то время в строю российский линкор был бы лёгкой добычей. Немцы эти уроки очень хорошо освоили. После ПМВ им было запрещено иметь мощный флот, но минные заградители и морские мины у немцем имелись и немцы в случае начала войны могли выставить на выходе из… Подробнее »
Давайте рассматривать Давайте рассматривать реальные варианты развития событий. давайте Начнём с того что Балтийское море для ЛК в 20-м веке было нечто вроде большой лужи разгуливать по которой в военное время для тяжелых кораблей было очень опасно уже в годы ПМВ. Уж очень малые глубины на Балтике. Вот только немцев, гадство, почему-то об этом никто не предупредил — они к нам в силах тяжких приходили дважды — в 1915 году 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков пробовали нас на зуб — что характерно, мины не остановили, "Слава" была отогнана, а заграждения — протралены Второй раз — Альбион, ну, там лучшая половина хохзеефлотте вошла куда уж круче… и никакие минные заграждения их, естественно, не остановили Россия не имевшая достаточно мощного надводного флота этим в ПМВ очень удачно воспользовалась и выставила большое количество минных заграждений на которых немецкий флот уже в начале войны флот понёс существенные потери. Потери немцы несли от активных минных заграждений, это да. В 1917 году во время попытки прорваться в Рижский залив немецкий флот имевшй подавляющее приемущство в тяжелых надводных кораблях теоретически имел возможность разделаться со всем российским Балтийским флотом включая и новые ЛК типа Севастополь за несколько часов,но немецкий флот не смог рализовать это приемущество из за… Подробнее »
«Вот только немцев, гадство, "Вот только немцев, гадство, почему-то об этом никто не предупредил — они к нам в силах тяжких приходили дважды — в 1915 году 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков пробовали нас на зуб — что характерно, мины не остановили, "Слава" была отогнана, а заграждения — протралены Второй раз — Альбион, ну, там лучшая половина хохзеефлотте вошла куда уж круче… и никакие минные заграждения их, естественно, не остановили" В 1917 году именно минные заграждения здорово задержали немцев. В противном случае немцы прогулялись бы без особых проблемм до самого Кронштадта. Во второй поливине 30-х годов на уже протраленные участки можно было быстро и в ряде случаев совершенно не заметно для противника при помощи быстроходных катеров и самолётов выставить новые минные заграждения. "В случае необходимости часть учебных подводных лодок укомплектованная наиболее подготовленными экипажами могла принять участие в перехвате вышедших в центральную часть Балтики ЛК СССР С околонулевыми шансами на успех" ??? После завершения курса боевой подготовки обученные экипажи немецких ПЛ направлялись в Атлантику где они действовали довольно не плохо. Почему же именно на Балтике шансы на успех будут околонулевыми? "Нет, не помогла бы. Смысл авиаразведки против англичан заключался в обнаружении караванов, которые немецкие ПЛ, двигаясь… Подробнее »
Вот только немцев, гадство,
Могли, кстати, прийти и раньше:
«Англия, лютая мечта Генмора, не имеющего права числить ее союзницей! Англия, благословенное имя, звучащее в кают-компаниях последней надеждой и верой в чудо!..
Англия выжидала, попыхивая на рейдах дымом своих дредноутов, как гигантской трубкой, воткнутой в угол молчаливого рта. Газеты извивались берестой на огне, разгадывая это молчание. Где-то в невидимых флоту кабинетах лились униженные обещания, мольбы, благородные жесты, подкупы. Англия молчала – и это молчание означало пока что гибель «Генералиссимуса» в первые часы войны.
Он собирался выйти к центральному заграждению, походить возле него, поджидая немецкий флот, — и потом уйти в воду, стреляя до того момента, пока вода эта не хлынет в амбразуры последней стреляющей башни».
Л. Соболев "Капитальный ремонт".
Коллега, именно с Коллега, именно с "Капитального ремонта" Ваш покорный слуга начал тренироваться в изящной словесности. Конкретно — вот с этого небезызвестного Вам письма Иулия 16 дня, лета от Р.Хр. 1914, лейтенантства нашего 2-е. Рейд фортеции Свеаборг Любезный брат наш, Юрий Петрович! Во грустях пребывая и могильным предвестием волнуем, эпистолию забавную писать вам решился, дабы в обществе ума и доброго гумора вашего от матерщины воздержаться и тем душу свою от пекла вечного спасти. Материться же позывает неведомо как. Ибо сказано: "Кё нотр ви маритим? Тужур — дежур, суар — буар, навиге, навиге, и апре — мурю. И еще сказано: "Аве, Юрий, моритури те салютант!" Нащет же моритуров разных сие вскорости произойти не замедлит. Ультиматумы бесперечь жисть нашу омрачают. Понеже печатные ведомости, газетой именуемые, на корабль наш экспедируются с небрежением — того ради экипаж весь, с капитаном вкупе, в политической ситуации блуждает, подобно фрегату, в туман влипшему: с которой стороны нас осаждают и кто супостатом в баталии ожидаемой объявится, то нам пока неведомо. Кои утверждают, что швецкие фрегаты бить нам морду плывут; кои пререкают, что, напротив, немец посуды свои супротив нас на море спущает; а кои на аглицкий флот взоры с опаской кладут, памятуя, что англичанка всегда… Подробнее »
Коллега, именно с Коллега, именно с "Капитального ремонта" Ваш покорный слуга начал тренироваться в изящной словесности. Конкретно — вот с этого небезызвестного Вам письма А Конецким не пробовали разбавить? «Сов. секретно Бывшему командиру „СС-4138“ лейтенанту Конецкому В. В. Капитан-лейтенанта Дударкина Н. Д. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ … Настоящим доношу до Вашего сведения, что секундомер 1931 года выпуска № 11 522 475 бис 4 потерял способность использоваться по назначению. 28 июля 1953 года стоявшим на вахте мною, капитан-лейтенантом Дударкиным, было совершено действие, повлекшее к непреднамеренной утрате секундомера № 11 522 475 бис 4. Дата последней поверки – май 1936 года. Суточный ход секундомера – в соответствии с амплитудой килевой качки. В 14 часов 00 минут местного времени я навел цейссовский бинокль на стоявших на причале в порту Архангельск женщин приблизительно 1930 года рождения. Одна была ничего, но, показывая в сторону нашего корабля тупым предметом, нецензурно смеялась. Возмущенный таким ее поведением и длительным воздержанием, уже будучи на боевой службе в море в течение четырех дней, я совершил резкое движение вместе с биноклем, которое и привело к выпадению из кительного кармана измерительного прибора, который упал за борт, но в двух метрах от воды остановился, так как был мною привязан к шнурку, что согласовано с приказом… Подробнее »
Не, я больше вот такое
Не, я больше вот такое предпочитаю…
или
Полностью я это выкладывал тут http://alternathistory.org.ua/slovar-nachinayushchego-admirala
Не, я больше вот такое
Покровский?
А я так и не выяснил, кто
А я так и не выяснил, кто автор….
Три кинокамеры. три замшевых
Три кинокамеры. три замшевых куртки, портсигаров отечественных… ТРИ!!!
Три кинокамеры. три замшевых
Был бы человек хороший, а статья найдется:
«Величавой походкой вышел он, и офицеры поняли, что задумал старпом. Если уж под короткое замыкание (а радиорубке, прошлой зимой) была списана шлюпка, то за два часа пребывания Званцева на линкоре могли произойти случаи воровства, хищения воинского имущества, пьянки, подстрекательства к мятежу, что угодно».
то за два часа пребывания
Особенно в пятницу 13го…
Хорошо изложенно….
Вы мою
Хорошо изложенно….
Вы мою эпистолу получили?
На этом фоне не
???
И совершенно прaвильным
"И что мы видим в ВМВ? Японские ЛКР типа «Конго» — 203 мм броневой пояс, в разы меньшей площади чем у «Измаилов». У англичан «Ринаун» и «Рипалз», только после модернизации получившие 229 мм, но опять же небольшой площади."
Кроме предназначенных для поддержки лёгких единиц флота Конго японцы имели и хорошо защищенные ЛК. А СССР не имел ничего стоящего даже в сравнении с Исе,Хиуга,Фусо и Ямаширо. Не говоря уже о ЛК типа Нагато.
"И наконец «Дюнкерк»."
Дюнкерк специально разрабатывался для борьбы с немецкими карманниками и прочими быстроходными кораблями вроде тяжелых крейсеров. Для более серьёзных дел у францкзов разрабатывали уже ЛК типа Ришелье.
Дюнкерк специально
Ришелье строились в ответ на Литторио. Первоначально же Дюнкерк считался достаточным.
Не забудьте, что от всех этих кораблей "Измаил" мог уйти.
Aley
[quote=Aley]
Ришелье строились в ответ на Литторио. Первоначально же Дюнкерк считался достаточным.
Не забудьте, что от всех этих кораблей "Измаил" мог уйти.
[/quote]
Мог уйти, а мог принять бой. У японцев пояс 300 мм — такой же должен получить и перебронированный "Измаил". А по весу залпа и дульной энергии "Измаил" кроет всех потенциальных противников! Так что это японцам надо было соображать…
Мог уйти, а мог принять бой.
Не сказал бы что он так сильно превосходит "Фусо" и "Исе".
Aley пишет:
Мог уйти, а мог
[quote=Aley]
Не сказал бы что он так сильно превосходит "Фусо" и "Исе".
[/quote]
Дульная энергия орудия на четверть (!) больше!
Дульная энергия орудия на
По рассчетам, а вот испытали бы пушки, может еще и снизили бы заряд.
Из Измаилов прекрасные
Из Измаилов прекрасные авианосцы получились бы.
!!! Отличная статья.