К широкому изучению история Великого Княжества Литовского стала доступной в 90-х годах. Благодаря советской историографии название этого государства Средних Веков и Нового Времени стало сокращенным, вторая его половина по умолчанию не упоминалась — не только из-за слишком длинного названия. Очень уж настораживало и не нравилось официальным отечественным историкам присутствие термина «Русское» в полном названии – Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское.
Как и до революции, в СССР большинство историков отказывали этому государству в праве считаться еще одним центром притяжения русских земель наряду с Москвой. Вот за небольшим Тверским княжеством такое право признавали (на протяжение короткого исторического периода это так и было), а за Великим Княжеством Литовским (будем называть его сокращенно из-за экономии текста) – нет. Правильнее было бы попытаться ответить на такие вопросы – могло ли это княжество стать второй, параллельной Россией и почему все-таки не стало.
Ответ на первый вопрос – могло. И потом это «вторая» Россия неминуемо соединилась бы с первой и в нашей реальности единственной – Московским Великим Княжеством. А вот наше государство этого периода я буду называть именно так – меня крайне удивляет, что во многих статьях фигурирует термин «Московия» — если такие статьи пишут авторы вне России, то пусть пишут. Но вот если этот термин употребляют авторы, живущие в России, то это по меньшей мере странно, так как термин этот, во-первых, внешний, а во-вторых, самое главное, в нем явно присутствует пренебрежительно-негативный оттенок.
Объединение могло произойти при полном сохранении традиции и идентичности русского народа, просто Россия стала бы намного ближе к Западной и Центральной Европе в территориальном смысле – некоторые (те, кто употребляет термин «Московия») сказали бы – зловеще ближе. Сохранилось бы в такой Росси ядро литовского народа? Да, конечно бы сохранилось, так же, как и все другие народы вошедшие в состав России сохранили свою самоидентификацию. А элита… она и в реальной истории полностью ассимилировалась – только в этом случае она стала бы она стала бы вся русской, а не только частично польской. В случае этого объединения могло быть и не важно, что за город станет единым центром Руси – Москва или Вильно, они даже могли быть равными столицами государства.
Но тогда почему княжество не стало таким центром объединения?
Глядя на карты XIV-XV веков нельзя не удивляться тому, как такое обширное государство, возникшее на основе маленьких литовских княжеств, поначалу стремительно увеличиваясь в размере, потом внезапно исчезло с карты Европы став лишь частью Речи Посполитой. Не секрет, что земли древнерусских княжеств оказались под властью Литвы только благодаря татаро-монгольскому нашествию, княжеские дружины вместе с со старшими князьями погибли, то население, что уцелело, массово уходило на Северо-Восток, хозяйствовать в Южной Руси было просто опасно и возродиться эти территории так и не смогли. Но между тем Киев и другие южные земли были присоединены к Великому Княжеству Литовскому только после Ирпенской битвы случившейся между 1321 года и 1325 годами (скорее всего в 1324-ом) когда войска литовского князя Гедемина разгромили войско младших русских князей.
Те русские князья-воины, что остались в Южной Руси были слишком слабы чтобы противостоять Великому Княжеству, в первую очередь потому что им просто не из кого было набирать армию. Примечательно, что информации о жизни на этих территориях очень мало, достоверно неизвестно даже какие именно князья командовали русскими дружинами при Ирпени. Согласно литовским хроникам во главе их стояли Станислав и Олег Переяславский, потомки Рюриковичей-Ольговичей, но реальное существование первого князя оспаривается историками. Позднее к Княжеству были присоединены и другие русские земли.
Главной причиной исчезновения самостоятельного государства Великое Княжество Литовское, стал неразрешенный религиозный вопрос. В условиях Средневековья и даже более позднего Нового Времени не могло быть устойчивого государства, в котором правящая династия и лишь малая часть аристократии придерживаются религии, которая отличается, от той что исповедует большая часть подданных как среди простонародья, так и среди элиты. Династии Гедиминовичей нужно было делать выбор – они были последней монархической семьей в Европе, которая придерживался языческих верований. Выбор между католицизмом/Ватиканом и тогда стать ближе к Европе и православием, которое исповедовало большая часть населения этого средневекового государства.
Великий Князь Ягайло сделал выбор в пользу первого и в общем итоге Великое Литовское Княжество потеряло не только земли и аристократия, которые стали отходить к Москве, но и собственную независимость. Князь Витовт боролся за независимость Княжества, но не успел, а его дело продолжить не смогли. К тому же Витовт все равно более склонялся к близости с Западом.
Точкой невозврата, когда центром притяжения русских земель осталась одна Москва, можно считать 1385 год, когда была заключена Кревская Уния между Польшей и Литвой – согласно ей великий князь Ягайло становился королем Польши, женившись на наследнице польской короны Ядвиге. С этого момента шаг за шагом Великое Княжество Литовское стало с одной стороны терять территории (пусть первые войны были и неудачными для России), а с другой терять независимость – вплоть до 1569 года, когда при заключении уже Люблинской унии потеряло ее окончательно.
Достаточно лишь взглянуть на карту – до и после, и понять хотя бы только масштабы территориальных потерь Литвы в результате этого союза, который нужен был в основном только Польше. А дальше… дальше было уже поздно.
Источник — https://dzen.ru/a/YPvmBbtdn1FTfbZu