7

Картина, выставленная сегодня в галерее Национального музея в Варшаве, изображает битву под Оршей, состоявшуюся 8 сентября 1514 года между войском Великого княжества Московского и союзной армией Королевства Польского и Великого княжества Литовского. История картины известна со второй половины XIX в., когда она оказалась в музее Силезских Древностей в Бреслау. Многочисленные детали картины, написанной, вполне вероятно, очевидцем или даже участником сражения, представляют большой интерес для профессиональных историков и просто интересую­щихся историей людей. Рассмотрим 23 фрагмента картины, на которых изображены ключевые моменты сражения пятивековой давности и его главные действующие лица.

1. Идентификация сюжета картины принадлежит немецким историкам искусства А. Шульцу и Й. Царо, которые в работе, опубликованной в 1877 г., приписали её авторство художнику Юргену Бро Младшему, умершему в 1547 г. Этот вывод был в 1935 г. оспорен двумя другими немецкими искусствоведами, Н. Й. Холстом и Ц. Мюллером, которые связывали создание картины с твор­чеством неизвестного художника круга Лукаса Кранаха Младшего, работавшего в Кракове в 1514–1515 гг. Эта точка зрения в настоящий момент является преобладающей.

2. Художник применил в картине сложную структуру, одновременно представив рядом несколько разнесённых по времени событий. Ключевые моменты битвы, так же как и главные герои, показаны по нескольку раз, в различных местах доски без каких-либо условных разделений. Общая перспек­тива представлена движением справа налево, частями сверху вниз. Всю композицию можно поделить на три части: 1) переправа польско-литовского войска через Днепр; 2) сражение; 3) пораже­ние московского войска и преследование бегущего противника. Каждая часть, в свою очередь, состоит из отдельных сцен, число которых может достигать 47.

3. На правом берегу реки изображён литовский гетман князь Константин Острожский, которого можно узнать по длинной седой бороде и вислым усам. Гетман одет в пурпурную ферязь, расшитую спереди золотом, на шее две золотые цепи, золочёная венгерская сабля на поясе. Пальцем правой руки он указывает на поле битвы. С гетманом беседуют два старших военачальника. Тот, что впереди, одет в костюм, сшитый по польской моде того времени. Позади него виден литовский командующий, с широким лицом, бородатый, в меховом колпаке и красной шубе.

В глубине сцены, за гетманом и литовским командующим, знаменосец держит красный гетманский значок с золочёными гербовыми знаками.

4. Ниже предыдущей сцены к переправе приближается отряд из 14 гусар. Во главе отряда командир, брюнет с чёрными усами и бородой, в гусарской шляпе из чёрного фетра, с металли­ческим золочёным околышем и золочёной втулкой без пера. Он носит пурпурный доломан, расшитый золотыми галунами, его плащ-ментик подбит горностаем. Вероятно, это портрет Ежи Радзивилла по прозвищу Геркулес, киевского воеводы и знаменитого воина, участника этого сражения.

Дюжина гусар представляет собой верную галерею лиц, головных уборов и одежд. Они вооружены длинными копьями, венгерскими саблями с широким клинком и венгерским же щитом с вырезом для копья. У некоторых виден восточный круглый щит с вытянутым в шип умбоном.

5. Ещё ниже к переправе приближается отряд из 14 копейщиков. Впереди и немного слева командир отряда, который изображён без шлема. У него лицо мужчины в расцвете лет, волосы тёмные, длинные, усы опущены вниз. На шее поверх латного доспеха он носит золотую орденскую цепь. Этого человека можно идентифицировать как Януша Сверчовского или Войцеха Самполинь­ского, одного из двух предводителей польских военных частей, которые в этот день вели в бой тяжело­вооружённых всадников.

Рыцари выстроены в три ряда. Всадник на правом фланге, возможно командир, носит шлем-салад с поднятым забралом. У остальных шлемы типа армэ, полный латный доспех с выпуклыми нагрудниками. Кони покрыты полными пластинчатыми бронями, с кольчужным прикрытием шеи и с шипом на налобнике. Вооружение всадников состоит из мечей с S-образными перекрестиями, некоторые держат в руках боевые молоты. Копий не видно, возможно, на марше они перевозились отдельно.

6. Ниже предыдущей сцены изображён отряд пехоты, марширующий в направлении моста. Усатый командир в красной шапке с алебардой поднял правую руку вверх, как бы отдавая приказ. Обращает на себя внимание большое разнообразие солдатских шлемов и головных уборов: салад с открытым забралом, шлем с наушами, сфероконический шлем с высокой втулкой, чешуйчатый шлем. Одеты солдаты в кафтаны-вамсы с рукавами-буфами, поверх них кирасы, наплечники, кольчужные воротники. Для защиты они носят щиты-павезы. Среди древкового оружия видны алебарды, копья с крестовиной, протазаны, списы и артиллерийские пики.

7. Переправа через понтонный мост тяжёлого орудия – картауны. Мост собран из брёвен, уложенных на огромные бочки, которые держат на воде всю конструкцию. За переправой следит командир орудия, одетый по немецкой моде в красный берет, золотистый разрезной вамс на красной подкладке и чёрные чулки, на поясе у него меч. Он командует семью солдатами, тянущими лафет с орудием. Оно изображено с большой точностью и знанием предмета. Ствол имеет тяжёлое укрепление дульной и казённой части, «дельфины», блок и рычаги для регулирования угла наводки. Он помещён на деревянном четырёхколёсном лафете с металлическими оковками, передком и дышлом.

8. На другом берегу Днепра в верхней части картины видна укрывшаяся в перелеске хоругвь из 14 всадников лёгкой конницы. Их снаряжение похоже на гусарское, но менее единообразно. Воины носят шапки с меховой опушкой, стожковые восточные шапки, мадьярки и шляпы в гусарском стиле. Доломаны перепоясаны поясами из ткани, за них заткнуты булавы. Видны шесть копий со значками и один венгерский щит. Все всадники вооружены саблями венгерского типа, большая часть с лучными саадаками.

Позади хоругви видны три гусара или лёгких кавалериста, сохнущих на берегу. Двое лежат на спине, у каждого щит подложен под голову, из сапог выливается вода. Третий солдат лежит на животе; на плече у него лук, на поясе колчан со стрелами. На земле видны две сабли и меч с S-образной рукоятью.

9. Ниже предыдущей сцены изображены две группы, одна из которых представляет 7 гусар, отдыхающих после переправы. Рядом с ними виден военный оркестр, состоящий из барабанщика и трёх трубачей. Барабанщик одет по немецкой моде в золотистый вамс и чёрный берет с помпонами. В руках он держит деревянные палочки, с правой стороны коня барабан с красной завесой.

Чуть ниже стоят также отдыхающие после переправы 6 рыцарей-копейщиков, ещё один лежит на земле, опираясь о седло с высокой передней лукой. Один из рыцарей уже в шлеме, другие в чепцах, служащих подкладкой под шлем, двое в беретах. Копья держат в руках, мечи на боку, один опирается, как на трость, на боевой молот.

Ниже изображены два рыцаря-копейщика, сохнущих на берегу. Один, в кирасе, лежит на животе с поднятыми вверх ногами, выливая воду из сапог. Другой сидит на земле. Он одет в белую рубаху, широкие штаны и чулки. Вокруг разложены детали снаряжения: шлем – закрытый армэ, раскрытая кираса, воротник доспеха, меч и боевой молот.

10. Группа пехотинцев с аркебузами. Солдат, стоящий впереди группы, имеет накинутый на плечи белый плащ типа пелерины. Первый справа солдат носит шляпу на чепце, красный вамс и зелёный кафтан без рукавов, а через плечо – бандольер с ёмкостями для пороха. На поясе сзади у него небольшая чёрная грушевидная пороховница – натруска, в левой руке он держит ружьё с крюком у ствола, в который пытается вложить шомпол.

Справа от группы стрелков изображён одиночный невооружённый человек, сидящий на пне спилен­ного дерева. Согласно некоторым гипотезам, он является автопортретом неизвестного автора картины.

11. Левее лёгкой хоругви и выше группы отдыхающих рыцарей на изображении второй раз появляется князь Константин Острожский. Князь в том же, что и ранее, уборе, правая рука вытянута вперёд, на указующем пальце золотой перстень. При нём находятся два адъютанта в гусарской одежде, один из них держит гербовый значок гетмана.

Командующий отдаёт приказ артиллерии, укрытой на правом фланге войск в еловом перелеске. У лафетов видны ящики. На передке одного из орудий лежит артиллерийский циркуль, на земле мотыга, заступ, шомпол и шуфла. Мастер, наводящий одно из орудий, очень похож на того, что руководил переправой большого орудия через понтонный мост. У него красный берет, золотистый вамс и меч на поясе. Рядом с ним стоит канонир с тяжёлым шомполом в руке.

12. В центре картины изображён большой отряд копейщиков, выстроенных сомкнутыми рядами, который представляет главные силы польско-литовского войска. Предводитель отряда виден на левом фланге. Это тот самый офицер, который вёл копейщиков на переправу, показанный на картине во второй раз. Он по-прежнему без шлема, в правой руке сжимает поднятый металлический шестопёр.

Отряд в пять шеренг, в среднем по восемь рыцарей в ряд, т.е. всего можно насчитать около сорока всадников. Все они единообразно одеты в полный максимилиановский доспех и шлемы с подня­тыми забралами. Над отрядом возносится огромная красная хоругвь, древко увенчано навершием.

13. Польско-литовские пешие подразделения ведут схватку с московской конницей. В первой линии изображены семь тяжеловооружённых рыцарей в полных доспехах и металлических юбках, использовавшихся для пешего турнира, с закрытыми шлемами типа армэ с поднятыми или опущенными забралами. Один воин носит итальянский салад. Основным вооружением являются списы или протазаны, древка которых воины держат обеими руками.

Во второй линии одиннадцать тяжеловооружённых воинов в открытых саладах составляют стену из больших щитов-павез. В третьей линии семь стрелков с аркебузами, из которых они стреляют по нападающим. Головы стрелков прикрыты бургундскими шлемами с гребнем, сфероконическими или чешуйчатыми шлемами. Воины, стоящие в задних рядах, заряжают аркебузы и передают их впередистоящим.

Перед строем пехоты установлено одиннадцать орудий-серпентин с длинными стволами, одно­тип­ных спрятанным в засаде.

14. Выше артиллерии изображена атака лёгкой конницы на правом фланге строя. Отряд состоит из вооружённых «по-татарски» конных лучников и гусар с копьями и саблями, носящих асимметричные венгерские тарчи и круглые турецкие щиты. Над отрядом красная хоругвь, которую держит хорунжий в литовской меховой шапке. Впереди гусар, широко замахнувшийся саблей слева из-за головы. Рядом с ним изображён командир отряда с поднятым шестопёром. В нижней части сцены видна серпентина с обслуживающим её пушкарём.

15. Ниже позиции артиллерии изображена атака лёгкой конницы на левом фланге строя. В первой шеренге скачут гусары с копьями наперевес, один из них в странной шапке, спереди украшенной орлиным пером. Следующая четвёрка скачет с копьями, опущенными под углом, один с круглым щитом, остальные с венгерскими щитами. Рядом с гусарами атакуют лучники, с сильно выгнутыми луками, которые натянуты по татарскому обычаю «до уха». В последнем ряду бородатый хорунжий в коричневом, вероятно, кожаном берете держит зелёную хоругвь с обозначенными полосами.

16. В верхней части картины изображена атака гусарской конницы с польского правого крыла на московский полк левой руки. Атакующий отряд состоит из 26 всадников, копья уставлены к атаке. В первом ряду виден командир отряда с шестопёром в руке, рядом с ним гусар, замахнувшийся саблей, как на сцене 14. Над отрядом развивается хоругвь с Белым орлом на красном поле.

На переднем плане отряда видна рукопашная схватка московского всадника и польского гусара. Чуть ниже изображён потерявший своего коня и шишак бегущий московит.

17. В верхней части картины, с правой стороны, гетман Константин Острожский отдаёт приказ преследовать противника. Гетман здесь появляется уже в третий раз, в том же самом уборе, но с поднятым шестопёром. Он галопом приближается к отряду литовских татар, некоторые всадники повернули головы в его сторону, слушая приказы. Татары носят характерные высокие округлые шапки, под которыми кое-где блестят шлемы, кафтаны из толстого сукна и ватники без рукавов. Над ними развивается голубая литовская хоругвь. Впереди на сивом коне скачет их командир в шлеме с тюрбаном из белой ткани, при сабле, с луком в левой руке.

18. Правее предыдущей сцены на дороге вдоль реки изображены два гусара в погоне за москов­скими всадниками. Гусары с уставленными копьями, первый из бегущих московитов защищается саблей, два других отстреливаются из луков.

19. Левее центра картины изображено московское войско. В центре выстроен Большой полк, который включает около сотни фигур всадников. Большинство всадников изображены мужчинами в возрасте, с отпущенными бородами и усами. Вооружение и одежда изображены единообразно и несколько схематично. Шлем имеет сфероконическую форму, плавно вытянутую вверх, со шпилем, иногда с флажком, т.н. яловцем, белого цвета. Кроме шлемов, воины также носят белые войлочные колпаки с меховой опушкой.

Доспех большинства всадников представляет собой бехтер, состоящий из рядов вертикально набранных пластин, связанных кольчужным плетением. Ряды пластин могут иметь или полностью серебристый цвет, или чередоваться с рядами золотых, набранных в различном порядке. Бехтеры лишены рукавов и надеты на толстые ватные кафтаны-стёганки, т.н. тегиляи, с длинными полами. Многие воины носят тегиляи в качестве самостоятельного доспеха. Штаны обычно белые, широкие, сапоги красные с задранными носками по восточной моде. Наступательное оружие включает лук с колчаном со стрелами, который носится с правой стороны. На поясе всадники носят турецкие сабли или топорки. Характерна посадка московских всадников на коротких стременах, с согнутыми ногами.

На правом крыле Большого полка несколько впереди шеренг своего войска виден воевода Иван Андреевич Челяднин. У него седая борода, вислые усы, на голове большая шапка из белого фетра, с околышем из голубой ленты, с золотой брошью с рубинами и опушкой из коричневых соболей. Одет он в длинный парчовый кафтан, обшитый внизу горностаевыми хвостами, и пурпурное верхнее одеяние без рукавов. На поясе сзади у правого бока колчан, полный стрел. Его левая рука поднята вверх, как при отдаче приказа. На большом и указательном пальцах видны драгоценные перстни.

20. Перед Большим полком изображён Передовой полк, ведущий встречный бой с противником. На правом крыле отряда и немного сзади командир в белой шапке с меховой опушкой, в красном кафтане, обшитом горностаями. Под ним сивый конь. Около него бояре в шлемах и бехтерях. Всадники выстроены в длинные шеренги, две передние шеренги сражаются с противником вруко­пашную саблями, секирами и булавами. Всадники в задних рядах стреляют из луков, натягивая тетиву до уха с помощью большого и указательного пальца.

21. Левый фланг Передового полка, на который направлена атака литовской конницы. Художник изобразил ожесточённую рукопашную схватку, раненных и сбитых со своих коней воинов. На земле лежат убитые, с левого фланга начинается бегство.

22. В нижней части картины слева представлен разгром полка Правой руки. Повсюду большое замешательство, вперемешку видны дерущиеся, погибающие и бегущие с поля битвы московские всадники. Сброшенные в реку воины падают с коней, руки тонущих поднимаются над водой, плывут белые фетровые шапки, погружается большая белая хоругвь.

Посреди сцены видна фигура воеводы – у него широкое лицо с рыжей бородой, на голове сановная соболиная шапка с голубой лентой и медальоном. Вероятно, эта фигура изображает второго командующего, князя Михаила Голицына. Его бегство прикрывает лучник, стреляющий с разворота.

23. В верхней части картины слева показан разгром полка Правой руки. Массы московской конницы частью ещё в наступлении, частью уже обратившись в бегство, некоторые воины поднимают руки в знак сдачи, многие уже погибли.


Источник – https://warspot.ru/4939-bitva-pod-orshey-v-detalyah

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account