Плавающий колесно-гусеничный танк ПТ-1
В скором времени ТТЗ изменили. Интересно, что в качестве исходной машины был выбран танк Кристи, а точнее говоря — БТ-5, только с многочисленными доработками. Проектная масса теперь не превышала 13-15 тонн, однако и этот показатель посчитали слишком большим.
Окончательное ТТЗ было выдано Ижорскому заводу и заводу «Большевик» в конце 1931 года, для оценки и технического заключения. Одновременно в Техническом отделе ЭКУ ОГПУ разработали проект колесно-гусеничного плавающего танка ПТ-1 ведущим конструктором по которому был назначен Н. А. Астров. Разработка проекта продвигалась сравнительно быстрыми темпами, поэтому первый опытный образец танка, получившего название ПТ-1 (плавающий танк, первый), был готов менее чем через год.
Опытный образец изготовлен в Москве на заводе «Красный Пролетарий» в 1932 г. Танк прошел испытания на НИБТ полигоне. В целом конструкторский коллектив Астрова почти полностью удовлетворил требования военных, за некоторыми исключениями.
Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой и четырьмя 7,62-мм пулеметами ДТ. Один из пулеметов был спарен с пушкой, другой крепился в шаровой установке справа в носовой части корпуса, остальные были размещены в шаровых установках по бортам цилиндрической башни. В кормовой части башни для уравновешивания пушки устанавливался снарядный ящик. Для ведения прицельной стрельбы использовался телескопический прицел ТОП. Боекомплект к пушке составлял 93 выстрела, к пулеметам — 3402 патрона.
Машина имела классическую схему общей компоновки. В отделении управления в носовой части корпуса размещались механик-водитель (слева) и стрелок-радист (справа). В боевом отделении в средней части корпуса и в башне размещались наводчик — слева от пушки и командир танка (он же заряжающий) — справа от нее. Посадка и выход экипажа осуществлялись через один люк в крыше башни и два люка в крыше отделения управления.
Корпус танка имел в передней части клинообразную форму, с изогнутым верхним лобовым листом (впоследствии такой приём получил название «щучий нос»). Предварительные расчеты показали, что при использовании противоснарядного бронирования уложиться в требуемые 20 тонн никак не удастся. Пришлось пожертвовать защитой, сделав её противопульной, как у танка БТ-2. Бортовые бронелисты имели толщину 10 мм, лобовые — 15 мм, маска пушки — 20 мм. Конструктивная форма корпуса обеспечивала хорошую остойчивость и малую величину сопротивления при движении на плаву
Силовая установка ПТ-1 по проекту включала двухтактный шестицилиндровый дизель ПГЕ мощностью 300 л.с., который имел поршневой компрессор и прямоточную продувку цилиндров. Этот мотор разрабатывался в КБ завода «Большевик» и предназначался специально для установки на плавающие танки. Данный агрегат так и не получен, поэтому вместо него установили авиационный, карбюраторный двигатель М-17Ф жидкостного охлаждения мощностью 500 л.с. Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом от компрессора «Гарелли» или с помощью электростартера мощностью 3,5 л.с.
Интересно была сконструирована система охлаждения двигателя. Она была изолирована от силовой установки, а весь воздушный тракт системы охлаждения (воздухоприток — вентилятор — радиатор -воздуховод) располагался в двух симметричных изолированных отсеках — колодцах, затапливаемых забортной водой при движении танка на плаву. Предполагалось, что путем подсоса воды за счет гребных винтов она будет циркулировать через специальные колодцы и трубопроводы, тем самым охлаждая мотор. В то же время, при движении на плаву отключались вентиляторы, прогонявшие воздух через радиаторы при движении на суше.
Для обеспечения установленной техническим заданием дальности хода общая ёмкость топливных баков, один из которых размещался в корме, а другой в носовой части корпуса, составила до 400 литров (для сравнения у БТ-2 — 360 литров, у Т-26 обр.1932 г. — 500 литров).
Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона, четырехступенчатой КПП, двойного дифференциала, двух бортовых карданных валов привода ко всем опорным каткам, двух коробок отбора мощности на гребные винты, тормоза двойного дифференциала и двух бортовых редукторов. Для подвода мощности к ведущим каткам на колесном ходу использовались понижающие редукторы, размещенные внутри самих катков.
Движение на плаву производилось с помощью двух гребных винтов, установленных в специальных тоннелях в кормовой части корпуса. При проектировании танка предполагалось управлять машиной на плаву путем выключения или реверсирования одного из гребных винтов с помощью главного фрикциона при отсутствии водоходных рулей. Управление дифферентом на плаву согласно техническому проекту производилось за счет перекачки топлива из передних топливных баков в кормовые и обратно. Все перечисленные нововведения сильно сказались на форме корпуса, который стал намного выше и шире, чем у БТ-5.
Ходовая часть ПТ-1 состояла (применительно на один борт) состояла из следующих компонентов: 4 сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией и индивидуальной свечной подвеской, заимствованной у Кристи, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения с гребневым безроликовым зацеплением. Крупнозвенчатая гусеница, выполненная по типу гусеницы танка БТ, имела траки шириной 260 мм. При движении на колесном ходу ведущими являлись все опорные катки, в которых были встроены редукторы. Подвод мощности от коробки передач к опорным каткам осуществлялся с помощью двух бортовых карданных валов. Передняя и задняя пары опорных катков являлись управляемыми. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-128 напряжением 12 В, ёмкостью 128 А-ч и генератор мощностью 0,5 кВт.
Радиооборудование состояло из опытного образца радиостанции 71-ТК-1 с поручневой антенной, которая устанавливалась по периметру корпуса машины. Средств внутренней связи машина не имела.
Сборка машины проводилась на заводе «Кранный пролетарий» и была завершена осенью 1932 года. После заводской обкатки ПТ-1 решили продемонстрировать правительственной комиссии во главе с И. В. Сталиным. Воспоминания Астрова об этой встрече впервые были опубликованы в журнале «За рулем» в 1980-е гг. и впоследствии неоднократно перепечатывались, поэтому подробно останавливаться на этом моменте мы не будем. Отметим лишь две детали. Несмотря на то, что Сталина впечатлили ходовые качества ПТ-1, применение авиационного двигателя работающего на дефицитном высокооктановом топливе вызвало у него недовольство (тут надо отметить что вообще к концу 30-х годов проблемы мотора были устранены — М-17 был вполне надежным и освоенным в производстве двигателем, работающем, как и на бензине 1 сорта, как и на широко распространенном 2 сорта). Кроме того, сам Астров сказал, что 45-мм пушка для такой машины слабовата и ПТ-1 требуется другая артсистема. Что именно имел в виду главный конструктор сейчас установить вряд ли удастся — возможно, это могло быть танковое орудие большой мощности ПС-3 или КТ-28, которые уже начали устанавливать на опытные средние и тяжелые танки.
В процессе испытаний, продолжавшихся до конца 1933 года, были установлены следующие характеристики ПТ-1. ПТ-1 уверенно преодолел полосу препятствия, по ходовым качествам почти не отличаясь от БТ-5. Запас хода танка по шоссе при движении на гусеницах составил 180—185 км, на колесах до 200—250 км. При массе 14200 кг боевая машина развивала на гусеничном ходу скорость по шоссе 62 км/ч, на колесном — 90 км/ч. Однако при испытаниях на воде у ПТ-1 возникали большие проблемы.
Выяснилось, что после вхождения в воду, из-за особенностей охлаждения проточной водой, двигатель вначале переохлаждается, а затем перегревается. Система управления на плаву остановкой или реверсированием одного из винтов в тоннелях также себя не оправдала, и танк получил возможность маневров на воде только с введением двух водоходных рулей жалюзийного типа с временным приводом к ним от рулевой колонки танка при помощи внешних тяг. Невозможным оказалось и управление дифферентом путем перекачивания части топлива из кормовых баков в носовые, так как топливо расходовалось из баков неравномерно и в ходе марша дополнительные топливные дифферентные насосы выходили из строя от тряски и вибрации. Тем не менее, скорость хода на плаву составила 11,5 км/ч, что было весьма впечатляющим показателем для плавающего танка среднего типа.
ПТ-1А
В кормовой части танка вдоль продольной оси корпуса был установлен двенадцатицилиндровый, четырехтактный, V-образный, карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью сжатого воздуха или электростартера мощностью 3,5 л.с. (2,57 кВт). Топливные баки емкостью 414 л были перенесены под пол боевого отделения. Запас хода по шоссе при движении на гусеничном ходу достигал 150 км, на колесном — 215 км.
Схема трансмиссии и приводов управления была упрощена. В трансмиссии использовались: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, двойной дифференциал, два бортовых карданных вала привода к трем задним парам опорных катков колесного хода, коробка отбора мощности на гребной винт, два бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два бортовых редуктора. Конструкция тормозов была усилена, а также был введен уравнитель тормозов.
От двух гребных винтов отказались, оставив только один, установленный в туннеле в корме корпуса. Управление машиной в этом случае осуществлялось двумя членами экипажа — механик-водитель воздействовал на педаль подачи топлива, а командир машины — на привод управления гребным винтом. Маневрирование машины на плаву осуществлялось с помощью водоходного руля. Для увеличения запаса плавучести машины использовались пробковые поплавки, установленные на надгусеничных полках.
После доработок масса танка возросла до 15350 кг, что немного сказалось на скоростных качествах. Пушечное вооружение танка осталось прежним, но число и расположение пулеметов изменилось. Теперь в башне устанавливались только два ДТ: один рядом с пушкой и второй в кормовой нише. Боекомплект танка состоял из 96 выстрелов к пушке и 4851 патрона. Средства связи танка состояли из радиостанций 71-ТК-1 с поручневой антенной.
Заключение
Машина получилась настолько удачной, что в постановлении СТО «О системе танкового вооружения РККА» от 13 августа 1933 года, в частности, говорилось: «С 1934 г начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1, с таким расчетом, чтобы с 1936 г полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства БТ».
Однако этого не случилось. Свою роль в дальнейшей судьбе ПТ-1А сыграл факт серийного выпуска танков БТ-5, которые к 1935 году строились большой серией, а место плавающих машин прочно заняли Т-37А. Последние не отличались большой надежностью, но их выпуск уже успели освоить на заводе № 37. Но даже не это было самым главной причиной непринятия на вооружения этой машины. Советская промышленность того времени была отсталой и попросту не могла полноценной освоить в производстве этот танк, опередивший свое время. Промышленность не смогла бы выпускать эти танки, как замену БТ. В лучшем случае удалось бы собрать 200—400 таких танков. И все. А жаль… Если бы не общая технологическая отсталость промышленности — РККА вполне могла бы стать первой армией, имеющей в качестве основной машины — плавающий быстроходный колесно-гусеничный танк. Сочетающий в себе по сути три типа движителей — колесный, гусеничный и лопастный. Но — поскольку обозначенная отсталость ВПК СССР таки имела место, то ввиду существенно более сложной конструкции по сравнению с обычными БТ — танк ПТ-1 (который усилиями конструкторов был практически вылизан к версии ПТ-1А) в серию так и не попал. Освоить эту машину наша промышленность на тот момент не смогла. И поэтому, согласно постановлению СТО от 19 июня 1935 года, было решено оставить на вооружений танк БТ Отказаться от замены на ПТ-1. Впрочем это не означает то что нужно было начинать серийное производство Т-37/Т-38. Производство этих амфибий было большой ошибкой, так как ценность их как боевых машин стремилась к нулю. А вот небольшое количество Т-40 с 20 или 25 мм автоматической пушкой, СССР бы не помешало.
В итоге оба прототипа (они проходили по документам как ПТ-1 № 2423 и ПТ-2 № 5109), вместе с другой старой и опытной техникой попали в музей БТТ в Кубинке, откуда их изъяли во время эвакуации осенью 1941 г. Что с ними произошло дальше — не известно.
Тем не менее, в 1933—1934 гг. были инициированы работы по созданию неплавающих вариантов ПТ-1. Возможно, Астров хотел спасти наработки по этой, в общем-то неплохой боевой машине, и это отчасти ему удалось. Рассматриваемые варианты отличались толщиной бронирования и количеством башен. Одним из первых появился проект танка-истребителя ИТ-3, который предполагалось вооружить более мощным орудием. Затем, в середине 1933 года, началась проработка сразу нескольких проектов, из которых выбрали только два, шедшие под номерами 4 и 5. Спустя год они были реализованы уже под новым обозначением Т-29.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса: 14,2 тонн (15,3 тонн ПТ-1А)
Экипаж: 4 чел
Длина: 7,1 м (7,6 м ПТ-1А)
Ширина: 2,9 м
Высота: 2,6 м
Бронирование:
лоб корпуса 13-15 мм
борт корпуса 10 (13 мм ПТ-1А)
корма корпуса 10 (13 мм ПТ-1А)
крыша 5-6 мм
днище 5-6 мм
башня 13 мм
Вооружение:
1х45 мм пушка 20К
4х7,62 мм пулемета ДТ
Боекомплект:
45 мм 88 выстрелов
7,62 мм 3402 патронов
Движитель: колесно-гусеничный
Компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения
Трансмиссия: механическая
Передачи КПП: 3 передачи переднего хода и 1 заднего
Подвеска: пружинная
Ходовая часть: 4 катка большого диаметра (на один борт), направляющие колеса заднего расположения, передняя и задняя пары опорных катков управляемые
Двигатель: М-17Ф, карбюраторный, мощностью 500 л.с.
Удельная мощность: 35,21 л.с/т (32,67 л.с./т ПТ-1А)
Макс скорость по шоссе:
на гусеницах 62 км/ч
на колесах 90 км/ч
на плаву 11,5 км/ч
Запас хода по шоссе:
на гусеницах 183 км
на колесах 230 км
на плаву 50 км
Преодолеваемые препятствия:
Высота стенки 1,2 м
Ширина рва 3,3 м
Глубина брода плавающий