Планирующая управляемая бомба Breguet 910. Франция
Содержание:
Крыло из бетона
В 1947 году техническая служба разработала программу (AS 10) планирующей управляемой бомбы. Эта бомба должна была иметь максимальный вес 1400 кг, аэродинамическое качество 10 (при высоте пустка 5000 метров дальность полета должна была составлять 50 километров). Предполагалось, что бомба будет сброшена на скорости 800 км/ч и будет дистанционно управляться при помощи оптического устройства.
Было известно, что в конце Второй Мировой войны немецкая фирма Blohm und Voss создала тип планирующей авиабомбы с крылом из предварительно напряженного железобетона. Начальник конструкторского бюро компании Breguet г-н Брунер (Bruner), отвечавший за разработку планирующей бомбы, решил использовать данный производственный процесс. Однако у него под рукой немецкого образца и он не знал, что в бомбе компании Blohm und Voss было полностью изготовлено из плотного бетона. Не зная о немецком оригинале г-н Брунер разработал бетонное крыло в качестве монококовой оболочки, полость которой была разделена двумя продольными каналами. Теоретические исследования были проведены очень быстро, и г-н Брунер смог представить проект спустя всего пятнадцать дней после постановки задачи. Фактическая реализация нового крыла была осуществлена только после того как во французской зоне оккупации была восстановлена планирующая бомба BV 246. Превосходство крыла компании Breguet оказалось очень значительным: при равной структурной прочности оно оказалось значительно более легким. Статические испытания начались в декабре 1948 года.
По сравнению с металлическим крылом с теми же аэродинамическими и механическими характеристиками бетонное крыло было лишь на 15% тяжелее. Оно весило 180 кг и составляло 13% веса всей бомбы. Предполагалось, что данное техническое решение сыграет положительную роль при организации массового (сотни единиц) производства и даст огромный выигрыш в цене и времени производства: расчетное время изготовления одной бомбы составляло 40 часов (из них на фактическую работу – заливку – приходилось 20 минут), а цена была эквивалентна двухчасовой зарплате квалифицированного рабочего…
Фюзеляж планирующей авиабомбы сваривался из листов мягкой стали и также был очень дешев (10% стоимости крыла, что было в 25 раз дешевле обычного крыла).
Очевидно, что с точки зрения производства «расходных» средств поражения выбор подобных материалов имел большое значение и поэтому был сделан заказ на шесть предсерийных планирующих авиабомб, которые получили обозначение Breguet 910.
Техническое описание
Крыло
Крыло планирующей авиабомбы было изготовлено из предварительно напряженного бетона в соответствии с разработанным способом. Размах крыла составлял 4 метра, а его относительная толщина уменьшалась от корневых частей к законцовкам (от 17 к 9%, при этом толщина стенок уменьшалась от 17 мм к 10 мм). Удельная нагрузка на крыло составляла около 700 кг/м². Материалами, использовавшимися при производстве крыла, были «розовый песок» (порфир) и рояльная проволока, которая была испытана на растяжение при нагрузке 200 кг/см². Статические испытания показали гораздо более высокую устойчивость чем ожидалось, особенно после того как цельнорешетчатые металлические пластины были включены в арматуру для бетона.
Фюзеляж
Фюзеляж планирующей авиабомбы представлял собой простую профилированную оболочку диаметром 65 мм производства компании Chausson; оболочка была сварена из листов мягкой стали.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение планирующей бомбы было классической формы, но инвертированное (киль размещался в нижней полуплоскости, чтобы облегчить подвеску под самолет). Чтобы снизить себестоимость, они были составлены из трех абсолютно одинаковых поверхностей.
Система дистанционного управления
Наведение планирующей бомбы на цель осуществлялось с помощью пульта дистанционного управления производства компании Gianoli. Управление бомбой облегчалось применением оптического устройства и мощной лампы или дымовой шашки, установленной в задней части ракеты.
Взрывчатое вещество
В качестве взрывчатого вещества в планирующей бомбе планировалось использовать мелинит. Вес взрывчатого вещества в бомбе мог достигать более тонны.
Отказ от Br 910
В 1952-53 годах были изготовлены шесть планирующих бомб Br 910. Их испытания оказались достаточно убедительными для получения официального предварительного заказа на постройку 1400 планирующих авиабомб.
Однако окончательный производственный заказ получен не был. Представляется вероятным, что оптический пульт дистанционного управления оказался непрактичным или даже непригодным для использования в нескольких десятках километров от цели. В те годы еще не было существующих ныне средств контроля и управления (телевизионный сигнал хорошего качества, лазерная маркировка и т.д.). Отмена программы планирующей авиабомбы затронула другие проекты и прототипы ракет и бомб, разрабатывавшихся компанией Breguet.
Было изготовлено двенадцать консолей крыльев. Шесть из них использовались во Франции в ходе различных испытаний. Также предусматривалось (1954 год) использование крыльев производства компании Breguet в конструкции перехватчика Arsenal (вариант type 1402), который так и остался проектом. Обсуждение этого вопроса не было слишком продолжительным, учитывая особые проблемы, возникающие у крыла истребителя (средства механизации крыла, ниши основных стоек шасси и т.д.).
Остальные шесть консолей были переданы Великобритании.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breguet Br 910
Назначение: планирующая авиационная бомба
Статус: прототип
Размеры:
размах крыла 4,00 м
удлинение крыла 8
длина 4,81 м
площадь крыла 2,00 м²
мидель-шпангоут ⌀0,65 м
Масса:
общая 1360 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на траектории 800 км/ч
требуемая минимальная дальность пуска (запуск на высоте 5000 м) 50 км
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.124-125