ПЛ проекта П2. Первый подводный ракетоносец СССР. 1949г.
История советских баллистических ракет началась 14 апреля 1948 г, с БРДД Р-1. Базой для разработки Р-1 послужила Фау-2. В создании Р-1 были заняты 13 НИИ и 35 заводов. Двигатель РД-100, работающий на спиртоводной смеси и кислороде, прошёл стендовые испытания в мае 1948 г. 10 октября 1948 г. начались его огневые испытания, а уже 17 сентября 1948 года па полигоне Капустин Яр была запущена первая ракета Р-1, собранная на опытном заводе НИИ-88 в Подлипках.
С 1948 года в Советском Союзе впервые начали проводиться проектные работы по размещению боевых ракет дальнего действия и на подводных лодках. Использование подводными лодками ракетного оружия должно было коренным образом изменить их роль и значение, как в ВМФ, так и в Вооруженных Силах в целом. В 1948 году в ЦКБ-18 уже был разработан первый проект ПЛ с тремя баллистическими ракетами и 21-й крылатой ракетой. В следующем году ЦКБ-18 (главный конструктор Ф.А.Каверин) выполнило по заданию Пятого управления МСП предэскизный проект П-2 ракетной ПЛ с БРДД Р-1 и самолетами — снарядами типа 10Х “Ласточка”.
Проект П-2 был одной из первых по пыток оснащения ПЛ ракетным оружием для действия по объектам в прибрежных районах территории противника. Было выполнено несколько вариантов проекта П-2. В одном из них ПЛ имела семь прочных корпусов и общий легкий корпус. Варианты вооружения: либо 12 БРДД Р-1, либо 51 СС 10Х.
Баллистические ракеты типа Р-1 располагались в вертикальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ и имели надводный вертикальный старт со стабилизированного стартового стола, требующего исключения влияния качки в течение 7-10 секунд, до выхода двигателя на номинальный режим работы. Окислитель ракеты — кислород подавался непосредственно при подготовке ракеты к пуску, все остальные топливные компоненты хранились в баках самой ракеты.
Тактико-технические характеристики баллистической ракеты Р-1
Максимальная дальность стрельбы, км 270
Максимальная скорость полёта, м/сек 1465
Максимальная высота, км 77
Приблизительное время полёта, мин 5
Тяга маршевого двигателя
У земли/в пустоте, тс 27 / 31
Удельный импульс тяги у земли/в пустоте, кгс. с/кг 199/232
Время работы маршевого двигателя, с 206
Точность стрельбы, км 1,5
Тип головной части моноблочная, неядерная, неотделяемая
Полезная нагрузка, кг 815
Стартовая масса, т 13,4
Длина ракеты, м 14,6
Диаметр ракеты, м 1,65
Вес топлива, т 8,5
Принятый в проекте ПЛ СС «Ласточка» являлся модификацией авиационного С-С «10Х», который был разработан КБ завода №51 (ныне НПО машиностроения) на базе германского СС «V-1». В 1945 г. снаряд прошел летные испытания и в 1953 г. был принят на вооружение. СС «Ласточка» отличался от снаряда «10Х» видом старта. В авиационном варианте СС стартовал при сбросе с самолета-носителя. При этом снаряд имел начальную скорость, необходимую для работы ПуВРД. Старт СС с ПЛ предусматривалось осуществлять со стартового устройства, включавшего стартовую дорожку — ферму длиной 20 м, которая поднималась на угол 8-12° к горизонту. На стартовой дорожке СС находился на тележке, которая при пуске снаряда разгонялась пороховым реактивным двигателем (ускоритель первой очереди). Другой пороховой двигатель (ускоритель второй очереди) находился на СС и продолжал разгонять снаряд после чего включался маршевый ПуВРД, Согласно проекту П-2, заправленные топливом СС «Ласточка» должны были храниться в трех горизонтальных блоках прочной конструкции со снятыми консолями крыла и хвостовым оперением, которые присоединились к снаряду перед стартом.
В архитектурно-конструктивном плане ПЛ была спроектирована многокорпусной (с семью ПК, объединенными единым наружным корпусом). В пространстве между корпусами в средней и кормовой частях ПЛ размещались сменные блоки, предназначенные для хранения различных грузов. Там же находились цистерны различного назначения в т.ч. цистерны и емкости с компонентами топлива и окислителя БР Р-1 и топлива СС Х10. Между ПК предусматривались переходы, обеспечивавшие посещение личным составом всех отсеков ПЛ при плавании в подводном положении.
Проектом ПЛ предусматривалась энергоустановка комбинированного типа (дизель-электрическая и парогазотурбинная) общей мощностью 15000 л.с., которая размещалась в кормовых частях двух отдельных ПК.
После завершения предэскизного проектирования дальнейшая разработка проекта П-2 Дальнейшие работы по проекту не проводились из-за нерешенности в то время проблемы стабилизации пусковых установок при старте ракет, а также вследствие весьма сложной конструкции ПЛ, связанной с выполнением требования технического задания по обеспечению возможности размещения на ПЛ ракетного оружия двух типов.
Вместе с тем опыт проектирования П-2, видимо, учитывался в СССР при создании в дальнейшем подводных ракетоносцев, например, типа «Акула».
В результате оценки проекта П2, сравнительных проработок БРДД Р-1, Р-2, Р-101 и крылатых ракет было рекомендовано продолжить работы по ракете Р-101 с подводным стартом для ПЛ и крылатым ракетам для всех кораблей-носителей.
Тактико-технические данные проекта ПЛ П2 1949 г.:
Водоизмещение нормальное, м3 5360
Длина наибольшая, м 119,2
Ширина наибольшая, м 12,5
Осадка средняя, м 9,9
Запас плавучести, % 22,5
Архитектуро-конструктивный тип многокорпусный
Глубина погружения, м 200
Автономность, сут. 100
Экипаж, чел. 100
Энергетическая установка комбинированная (дизель-электрическая и парогазотурбинная)
-тип дизелей 37Д
— число х мощность дизелей, л.с. 6 х 2000 (по 3 на вал)
— число х мощность ПГТУ, л.с. 2 х 7500 (через редуктор на вал)
-число ГЭД э.х. 2 (на линии вала)
-число гребных валов 2
-тип АБ свинцово-кислотная 46 СУ
— группы АБ х элементы в группе 2х112
Скорость хода, уз:
— наибольшая надводная 18,0
— макс. подводная (под ПГТУ) 17,0
— эк. подводная (под ГЭД) 4,0
Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:
-надводная 12000 (10,0)
— подводная (при ходе под ПГТУ) 700 (17,0)
— подводная (приходе под ГЭД) 100 (4,0)
Вооружение Ракетное:
Баллистические ракеты:
-тип Р-1
— боекомплект 12
Самолеты-снаряды:
— тип «Ласточка» («10Х»)
— боекомплект СС 51 (вместо БР)
— расположение СС на ПЛ в прочных сменных блоках, в проницаемых частях ПЛ
— вид старта надводный, с подъемно-поворотной рамы
Торпедное:
— число х калибр носовых ТА, мм 12 х 533
— число х калибр кормовых ТА, мм 4 х 533
— торпедный боезапас 30
Артиллерийское:
— спаренных зенитных АУ 1 х 57 (СП-57) и 1 х 25 (П-25)
Средства навигации, наблюдения и связи в составе, принятом на ПЛ проекта 611
Рисунки: Сергей Сыч
www. аlternathistory.org.ua
Источники: А.Н. Гусев «Подводные лодки с крылатыми ракетами» С-Петербург «Галея Принт» 2000.
А.В.Карпенко, Н.И.Шумков” МОРСКИЕКОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИРАКЕТАМИ” С-Петербург-Москва. 2009.