«Петр Великий» — альтернативный вариант модернизации

26

Приветствую, уважаемые коллеги. Захотелось вдруг опять что-то сделать с «Петром Великим», отталкиваясь от идей, высказывавшихся в реальности. Результат выношу на ваш суд.

"Петр Великий" - альтернативный вариант модернизации

Идеология альтернативной модернизации.

В реальности Н.В.Копытов по итогам обобщения опыта кампании 1890 года считал возможным при замене котлов на «Петре Великом» установить на нем также проектируемые новые 254-мм орудия.

В альтернативе данный вариант и решили реализовать по итогам совещаний в МТК в 1893-1894 годах, пожелав в итоге получить корабль, приближенный по своим тактическим возможностям к броненосцам береговой обороны типа «Адмирал Ушаков», но изначально ориентированный в том числе на использование в качестве учебного – для чего на корме в ходе модернизации было запланировано сделать надстройку для размещения экипажа и курсантов.

Для финансового обеспечения такой модернизации решено было в 1894 году наряду со броненосной башенной лодкой «Смерч» окончательно исключить из состава флота:

однотипную с погибшей 7 сентября 1893 года «Русалкой» броненосную башенную лодку «Чародейка» (в реальности была исключена из состава флота 7 апреля 1907 года, при этом в 1894 году получила два новых котла за 56570 рублей; в альтернативе опасений за то, что в свежую погоду может погибнуть и она, оказалось больше – как и воли к отказу от ее дальнейшего использования);

броненосную батарею «Не тронь меня» (в реальности после кампании 1885 года находилась на длительном хранении, с 11 марта 1895 года использовалась как блокшив при Минной школе Балтийского флота, но при этом в 1896 году получила новые котлы);

черноморские «поповки» «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» (в реальности «сдать их к порту», сняв механизмы, в 1894 году предлагал все тот же Н.В.Копытов, к тому времени главный командир Черноморского флота и портов, но данное предложение было отклонено генерал-адмиралом, в результате чего только после 10-летней переписки в эти корабли в 1903 году были сданы  к Николаевскому порту и исключены из списков флота).

«Петр Великий» (фактическое нормальное водоизмещение по данным «Судового списка» 1904 года – 10406 тонн, проектное – 9665 тонн).

Снимаемые грузы:

Башни с их броней – 500 тонн.

Артиллерия с боезапасом – 407 тонн.

76,2-мм палуба над бруствером – около 480 тонн.

Котлы без воды с дымовыми выходами и дымовыми трубами – 517,7 тонны.

Котельные приборы (предохранительные и стопорные клапана) – 32,3 тонны.

Вода в котлах – 197,6 тонны.

Уголь – 338 тонн (в связи с уменьшением объема угольных ям, частично ликвидируемых, как носовая поперечная, частично утилизируемых для размещения в них погребов СК, как бортовые).

Вентиляторные раструбы и иное оборудование на верхней палубе – около 2,4 тонны.

Мостики и рубки в кормовой части – около 20 тонн.

Итого около 2495 т.

Устанавливаемые грузы

Кормовая надстройка – около 180 тонн (носовая надстройка «Петра Великого» весила 159,7 тонны, кормовая ввиду отсутствия уклона палубы к оконечности и чуть большей полноты в корме должна быть чуть тяжелее).

Новая палуба над бруствером (38,1-мм броня на 12,7-мм палубном настиле) – около 320 тонн.

Новые котлы с дымовыми трубами, кожухами, запасными частями и всеми принадлежностями в машинных отделениях – 395 тонн (котельная установка конструктивно позаимствована у эскадренного броненосца «Севастополь», но с сокращением числа котлов с 16 до 10 для возможности оборудования кормового погреба ГК прямо под кормовой башней, что повлекло снижение массы котлов с 632 до 395 тонн и снижение площади общей нагревательной поверхности с 2229,6 до 1393,5 м кв. – при это у снимаемых старых котлов броненосца общая нагревательная поверхность имела площадь 1278,2 м кв.).

Вода в котлах – 150 тонн (у 16 котлов «Севастополя» это значение составляло 240 тонн).

Дополнительные динамо-машины и доработки машинной установки – около 50 тонн.

Увеличение веса новой надстройки и мачты в сравнении со старыми – около 70 тонн.

Бронированная боевая рубка – около 40 тонн.

Новые башни с их броней и подкреплениями – около 500 тонн для обеих (башни производства Путиловского завода, конструктивно аналогичны носовой двухорудийной башне реального эскадренного броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», имевшей массу с броней 258,3 т, однако в данных установках из-за меньшей высоты брони барбета – только над верхней палубой – их масса без подкреплений составляла около 220 тонн на каждую).

Новая артиллерия (4-254х45, 4-120х45, 8-47 и 8-37) с ее боезапасом и принадлежностями – 310 тонн (орудия ГК для корабля берутся из числа реально изготовленных запасных 254-мм пушек, наибольшее общее число которых, выпущенных до 1904 года, по авторским оценкам на основе изучения сведений о номерах орудий могло составлять до 7 единиц – помимо 27 установленных на реальных кораблях, являвшихся носителями данной артсистемы; орудия СК – 2 установленных в реальности на «Первенце» и 2 позаимствованных из числа заготовленных для вспомогательного крейсера «Москва»).

Оборудование погребов, элеваторы и подкрепления 120-мм, 47-мм и 37-мм артиллерии – около 75 тонн.

Итого около 2090 тонн.

"Петр Великий" - альтернативный вариант модернизации

"Петр Великий" - альтернативный вариант модернизации

Таким образом, получаем экономию в 405 тонн, что позволяет свести водоизмещение корабля практически ровно к 10000 тонн, за счет этого, доработки машин, а также чуть больше нагревательной поверхности новых котлов получив в итоге максимальную скорость после модернизации около 14,5 узла – почти столько же, сколько показал на испытаниях в реальности «Генерал-адмирал Апраксин» и сколько имел сам «Петр Великий» в начале своей карьеры (уже с английскими машинами).

При этом, помимо прочего, на корабле ощутимо улучшится обитаемость (в реальности «Петр Великий» и его экипаж сильно страдали от заливания воды через ниши старых башен, а также иные «дырочки и отверстьица» в верхней палубе, которые здесь при модернизации предполагается минимизировать и герметизировать).

Да, броня новых башен здесь планируется такая же, как и на «Апраксине» – бок 178 мм, крыша и пол 38,1 мм, барбеты (только над верхней палубой) 152 мм. Боевая рубка – бок 203 мм, крыша 50,8 мм, пол 25,4 мм, коммуникационная труба (до верхней палубы) 102 мм. Помимо того, определенную защиту из обычной судостроительной стали имеют и 120-мм орудия – борт 50,8 мм (два слоя по 25,4 мм), крыша и разделительные переборки 25,4 мм.

Что касается денег, то по очень примерным прикидкам кораблю для предложенной модернизации понадобится:

— около 200 тонн вертикальной гарвеированной брони для боевой рубки и башен ГК (ее цена на Ижорских заводах тогда составляла в среднем около 1050 рублей за тонну с учетом всех операций по ее цементации, закалке и окончательной отделке) и около 280 тонн сталеникелевой брони палубы, крыши рубки, крыши и пола башен ГК (здесь можно говорить в среднем о 500 рублях) – итого 350000 рублей;

— не менее 400 тонн судостроительной стали (по цене около 180 рублей за тонну на то время) – итого 72000 рублей;

— новые котлы и доработка машин – не менее 350000 рублей;

— башни ГК (на примере реальных «электрических» башен 254-мм, заказывавшихся Металлическому, Путиловскому и Обуховскому заводам для первых двух «пересветов», «Апраксина» и «Ростислава») – 2х234500 рублей, итого 469000 рублей;

— орудия ГК и СК – «условно бесплатные» с учетом сказанного выше об их происхождении (но для дотошных – 4х55100 рублей и 4х17720 рублей, итого 291280 рублей без боезапаса);

— 47-мм и 37-мм пушки – суммарно около 32000 рублей без боезапаса;

— кораблестроительные работы и всякое дополнительное оборудование вроде тех же новых динамо-машин – оценить трудно, но пусть будет суммарно около 250000 рублей просто как какая-то точка отсчета.

Итого, считая с орудиями – около 1814280 рублей.

При этом, для справки, артиллерийский боезапас схожего по составу вооружения «Адмирала Ушакова» стоил чуть больше 278634 рублей.

Так что конечная цифра «за всё» округленно будет в районе 2,1 миллиона рублей. Но эти деньги, надо учесть, и компенсируются за счет отсутствия затрат на эксплуатацию совсем уж старых кораблей, и «размазываются» по довольно долгим предложенным годам модернизации, делая данные траты одномоментно не столь чувствительными.

Нужен ли получившийся в итоге корабль русскому флоту? Считаю, что скорее да. По крайней мере, он наряду с «Апраксиным» позволит при начале активной службы после модернизации в 1900 году обеспечить до войны с Японией подготовку как минимум вдвое большего числа артиллеристов к работе с активно внедрявшимися в русском флоте той поры «электрическими» башнями. Да и в боевом отношении будет уже хоть что-то значить – всяко не меньше, чем броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков».

С уважением. Стволяр.

P.S. Более крупные картинки — традиционно здесь:

https://stvolar.livejournal.com/153396.html

 

Подписаться
Уведомить о
guest

71 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account