Приписывая небывалое реальным историческим личностям

22

Приветствую, уважаемые коллеги. После долгого перерыва еще одна флотская мини-альтернатива сверсталась — не без любимого мной микроменеджмента «пушечка туда, башенка сюда», конечно же. 🙂

Заметка, найденная в одном «Живом Журнале» в сети «Интернет» 25 июля 203… года:

«Верховский – благо или зло?

В среде профессиональных историков флота период нахождения во главе Морского министерства В.П.Верховского (с 1891 по 1897 год) обычно пренебрежительно обфыркивают. Конечно, Владимир Павлович оказался по сути случайным человеком на этом посту – после внезапной смерти Н.М.Чихачева и ряда других обстоятельств, отодвинувших в сторону считавшихся более перспективными претендентов. Но все же имелись в бытность его Морским министром и позитивные моменты.

И когда критикуют «обрезание» им по ТТХ броненосцев типа «Полтава», обычно умалчивают о том, что одновременно по этому же проекту был перезаложен в конце 1891 года «Сисой Великий». А черноморский «Три Святителя» даже чуть подрос по водоизмещению и обзавелся башнями среднего калибра.

При предъявлении же претензий к ограничению водоизмещения последующей шестерки броненосцев и того же числа крейсеров восьмью тысячами тонн, как правило, обходят стороной тот факт, что эти «малые» броненосцы с 10-дюймовым ГК оказались весьма полезны уже во время Первой мировой для обстрела береговых позиций. И что при отказе от больших крейсеров типа «Рюрика» вся последовавшая за ним полудюжина этих кораблей русского флота получила броню в виде полного пояса по ватерлинии, одноорудийных башен для пары восьмидюймовок и легких казематов для шестидюймовых пушек. А уж про то, что именно Верховскому удалось убедить своего августейшего патрона в генерал-адмиральском чине перенести на более поздний срок строительство «крейсера-яхты» (так и не состоявшееся, кстати), и вовсе принято благополучно забывать.

Конечно, на фоне достижений следующего Морского министра П.П.Тыртова и сменившего в 1898 году Алексея Александровича другого Великого князя – Александра Михайловича – эпоха Верховского кажется незначительной и даже, не побоимся этого слова, проходной.

Но, вот такая неочевидная мысль, что не будь тех же малых броненосцев – вряд ли бы кто-то решился резко поднять водоизмещение «Цесаревича» и его систершипов, когда Япония,  взяв курс на обострение отношений с Россией на Дальнем Востоке, начала строить свои 15000-тонные корабли данного класса.

И обкатка именно на «восьмитысячниках» сразу четырех разных типов башен с десятидюймовками привела к нетипичному на то время составу главного калибра все того же «Цесаревича» в свете заявленной Александром Михайловичем ставки на скорострельность основного вооружения вновь закладываемых броненосцев.

А броненосные крейсера типа «Светлана» хоть и уступали японским визави в артиллерии, но зато благодаря полубаку лучше держали полный ход, особенно в условиях штормового моря, регулярно отрываясь от преследования кораблей Камимуры – и продолжая резать коммуникации противника. Да, русские бронепалубные крейсера-«пятитысячники», построенные в числе дюжины при Тыртове, немало прославились и в Чемульпо, и под Порт-Артуром – но именно для крейсерских операций куда пригоднее оказались логично сведенные во Владивостокский отряд  «светланы».

И – еще одна неочевидная мысль – то, что перед войной с Японией удалось перевооружить современной артиллерией ряд старых кораблей, в какой-то мере является следствием принятых еще В.П.Верховским решений по темпам перехода заводов на выпуск орудий новых типов. И это было важно не менее, чем генерал-адмиральская «афера» (термин возмущенных британцев) с протаскиванием в 1902 году через проливы «Трех Святителей» и «Ростислава» и заменой их в составе Черноморского флота на «Наварин» и «Император Николай I» – те самые знаменитые «четыре вояжа ВКАМ», как их называют сегодня, – которая, конечно, тоже была очевидным успехом русских военных и дипломатических чинов.

Поэтому, будем откровенны, и сам Владимир Павлович как руководитель Морского министерства, и его дела на данном посту оказались отнюдь не так уж плохи, как о них принято говорить.».

Описание кораблестроения для Российского императорского флота в описываемом мире:

1. Эскадренные броненосцы «Сисой Великий», «Полтава», «Петропавловск», «Севастополь» (1891-1892 годы закладки): водоизмещение – 10375 (проектное)/11250 (фактическое) тонн, размеры (проектные) – 112,5 (длина по ГВЛ)/114,3 (длина наибольшая)/21,03 (ширина наибольшая)/7,62 (осадка) м, 14 огнетрубных котлов, расположенных топками к борту, мощность машин – 10000 (проектная)/10250 (фактическая) л.с., скорость – 16,0 (проектная)/16,5 (фактическая) уз., запас угля – 875 (нормальный)/1125 (полный) тонн, дальность плавания при полном запасе угля (фактическая) – 3750 миль/10 уз., броня – сталеникелевая и Гарвея, пояс по ВЛ – (65 %, высота – 2,29 м) – 368-203 (45 %, центральная часть)/254-127 (20 %, оконечности) мм, траверзы пояса во ВЛ – 229 мм, верхний пояс (45 %, высота – 2,29 м) – 127 мм, траверзы верхнего пояса (угловые, примыкают к барбетам ГК) – 127 мм, каземат СК (соответствует по длине верхнему поясу) – 127 (бок и угловые траверзы, примыкающие к барбетам ГК)/25,4 (крыша и срезы каземата на батарейной палубе с учетом палубного настила) мм, нижняя палуба/карапасы (с учетом палубного настила) – 50,8/63,5-76,2 мм, башни ГК – 254 (бок)/50,8 (крыша)/76,2 (пол) мм, барбеты ГК – 254 (внешняя часть)/127 (внутренняя часть) мм, боевая рубка – 229 (бок)/50,8 (крыша)/25,4 (пол) мм, коммуникационная труба – 76,2 мм, вооружение – 4-305х40 (башни Металлического завода с гидравлическими приводами), 10-152х45 (станки с бортовым штыром), 4-75х50 (станки Канэ), 12-47, 16-37, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (4 надводных, 2 подводных, 12 торпед), 50 мин.

Данные корабли получают те орудия ГК и башни, которые стояли на них в реальности, а пушки СК – 40 из 56 стоявших на реальных трех «полтавах», «Сисое», «Трех Святителях», «Рюрике» и «России» орудий 152х45 на станках с бортовым штыром. 75-мм орудия на станках Канэ – 16 из 28, стоявших в действительности на «Абреке», пяти первых миноносцах типа «Сокол», «России», «Гиляке» и «Алмазе».

2. Эскадренный броненосец «Три Святителя» (1891 год закладки) – характеристики в целом соответствуют реальному, кроме водоизмещения (12750 (проектное)/13625 (фактическое) тонн), запаса угля (625 (нормальный)/1000 (полный) тонн), дальности плавания (фактическая – 3000 миль/10 уз. при полном запасе угля), защиты орудий среднего калибра (башни – 127 (бок)/50,8 (крыша)/25,4 (пол) мм, барбеты над верхней палубой – 127 мм) и вооружения (4-305х40 (башни Металлического завода с гидравлическими приводами), 12-152х45 (башни Обуховского завода с электрическими приводами), 4-75х50 (станки Канэ), 12-47, 32-37, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (4 надводных, 2 подводных, 12 торпед), 50 мин).

Данный корабль получает те орудия ГК и башни, которые стояли на нем в реальности, а также 6 из 16 башен СК и 12 из 32 стволов башенных шестидюймовок, стоявших на реальных трех «полтавах» и «Ростиславе». 75-мм орудия на станках Канэ – еще 4 из 28, стоявших в действительности на «Абреке», пяти первых миноносцах типа «Сокол», «России», «Гиляке» и «Алмазе».

Оставшиеся 20 стволов орудий 152х45 и 4 орудия 120х45 на станках с бортовым штыром, стоявшие на настоящих «Трех Святителях», пойдут здесь на вооружение других кораблей.

3. Эскадренные броненосцы «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», «Ростислав», «Пересвет», «Ослябя» (1892-1894 годы закладки): водоизмещение – 8000 (проектное)/8625 (фактическое) тонн, размеры (проектные) – 100,58 (длина по ГВЛ)/102,72 (длина наибольшая)/19,20 (ширина наибольшая)/6,55 (осадка) м, 12 огнетрубных котлов («Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин») или 16 водотрубных котлов Бельвиля («Генерал-Адмирал Апраксин», «Ростислав», «Пересвет», «Ослябя»), расположенных топками к борту, мощность машин – 8750 (проектная)/9250 (фактическая) л.с., скорость – 17,0 (проектная)/17,0 (фактическая) уз., запас угля – 625 (нормальный)/1000 (полный) тонн, дальность плавания при полном запасе угля (фактическая) – 3750 миль/10 уз. («Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин») или 3250 миль/10 уз. («Генерал-Адмирал Апраксин», «Ростислав», «Пересвет», «Ослябя»), броня – сталеникелевая и Гарвея («Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин») или Гарвея («Генерал-Адмирал Апраксин», «Ростислав», «Пересвет», «Ослябя»), пояс по ВЛ – (65 %, высота – 2,29 м) – 254-152 (40 %, центральная часть)/203-127 (25 %, оконечности) мм, траверзы пояса во ВЛ – 178 мм, верхний пояс (40 %, высота – 2,13 м) – 127 мм, траверзы верхнего пояса (угловые, примыкают к барбетам ГК) – 127 мм, каземат СК (соответствует по длине верхнему поясу) – 127 (бок и угловые траверзы, примыкающие к барбетам ГК)/25,4 (крыша и срезы каземата на батарейной палубе с учетом палубного настила) мм, нижняя палуба/карапасы (с учетом палубного настила) – 50,8/63,5 мм, башни ГК – 203 (бок)/50,8 (крыша)/50,8 (пол) мм, барбеты ГК – 203 (внешняя часть)/102 (внутренняя часть) мм, боевая рубка – 203 (бок)/50,8 (крыша)/38,1 (пол) мм, коммуникационная труба – 102 мм, вооружение: «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» – 4-254х45 (башни Путиловского завода с гидравлическими приводами), 8-152х45 (станки с бортовым штыром), 4-75х50 (станки Канэ), 12-47, 16-37, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные, 8 торпед), 30 мин; «Генерал-Адмирал Апраксин», «Ростислав», «Пересвет», «Ослябя» – 4-254х45 (башни Путиловского («Генерал-Адмирал Апраксин»), Обуховского («Ростислав»), Металлического («Пересвет», «Ослябя») заводов с электрическими приводами), 8-152х45 (станки с центральным штыром), 12-75х50 (станки Меллера), 12-47, 4-37, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные, 8 торпед), 30 мин.

Данные корабли получают те орудия ГК и башни, которые стояли на них в реальности (разве что на «Апраксине» добавляется одна пушка и кормовая башня становится, как и носовая, двухорудийной). Артиллерия СК на них – оставшиеся 16 из 56 стоявших на реальных трех «полтавах», «Сисое», «Трех Святителях», «Рюрике» и «России» орудий 152х45 на станках с бортовым штыром, а также 22 аналогичных пушки на станках с центральным штыром с реальных «Пересвета» и «Осляби», 8 из 11 с «Победы» и 2 из 6 с «Минина». 75-мм орудия на станках Канэ – оставшиеся 8 из 28, стоявших в действительности на «Абреке», пяти первых миноносцах типа «Сокол», «России», «Гиляке» и «Алмазе», а те же пушки на станках Меллера – 48 из 60 с реальных «Пересвета», «Осляби» и «Победы».

Оставшиеся от «Победы» 3 орудия 152х45 на станках с центральным штыром и 12 пушек 75х50 на станках Меллера, а также 12 орудий 120х45 на станках с бортовым штыром, стоявшие на настоящих «Ушакове», «Сенявине» и «Апраксине», пойдут здесь на вооружение других кораблей.

4. Броненосные крейсера «Светлана», «Россия», «Диана», «Паллада», «Аврора», «Громобой» (1895-1897 годы закладки): водоизмещение – 8000 (проектное)/8125 (фактическое) тонн, размеры (проектные) – 126,8 (длина по ГВЛ)/128,8 («Светлана» или 128,78 (остальные) (длина наибольшая)/17,55 («Светлана») или 17,53 (остальные) (ширина наибольшая)/6,70 («Светлана») или 6,71 (остальные) (осадка) м, 26 водотрубных котлов Бельвиля, расположенных топками к борту, мощность машин – 13000 (проектная)/13500 (фактическая) л.с., скорость – 20,0 (проектная)/20,0 (фактическая) уз., запас угля – 1000 (нормальный)/1375 (полный) тонн, дальность плавания при полном запасе угля (фактическая) – 5000 миль/10 уз., броня – хромоникелевая и Круппа, пояс по ВЛ – (100 %, 2,13 м) – 152-102/102-76,2 мм, дымоходы – (одно межпалубное пространство) – 50,8 мм, карапасная палуба со скосами (с учетом палубного настила) – 63,5 (скосы)/38,1 (плоская часть) мм, башни ГК – 152 (бок)/50,8 (крыша)/25,4 (пол) мм, барбеты ГК – 102 мм, казематы СК – 50,8 (бок)/25,4 (тыл)/25,4 (крыша и пол с учетом палубного настила) мм, боевая рубка – 152 (бок)/50,8 (крыша)/25,4 (пол) мм, коммуникационная труба – 102 мм (все за исключением «Светланы», у которой пояс по ВЛ – (100 %, 2,15 м) – 150-100/100-75 мм, дымоходы – (одно межпалубное пространство) – 50 мм, карапасная палуба со скосами (с учетом палубного настила) – 60 (карапасы и скосы)/40 (плоская часть) мм, башни ГК – 150 (бок)/50 (крыша)/25 (пол) мм, барбеты ГК – 100 мм, казематы СК – 50 (бок)/25 (тыл)/25 (крыша и пол с учетом палубного настила) мм, боевая рубка – 150 (бок)/50 (крыша)/25 (пол) мм, коммуникационная труба – 100 мм), вооружение – 2-203х45 (башни французского производства («Светлана») и Обуховского завода (остальные) с электрическими приводами, 8-152х45 (станки с центральным штыром), 16-75х50 (станки Меллера), 8-47, 4-37, 2-63,5-мм десантных, 2 пулемета, 4-381-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 8 торпед), 30 мин.

«Светлана» и «Россия» получают здесь крупповскую броню вместо реального эскадренного броненосца «Полтава».

Что касается артиллерии, то данные корабли получают 12 из 12 орудий 203х45, стоявших в реальности на «России», «Храбром», «Громобое» и «Баяне», 48 из 48 пушек 152х45 на станках с центральным штыром, стоявших в действительности на всех крейсерах с указанными названиями, а также 96 из 96 орудий 75х50 на станках Меллера, которыми в реальности были вооружены «Диана», «Паллада», «Аврора» и «Громобой». Башни для них – 2 выпущенные во Франции вместо аналогичных башен реального «Баяна» и 10 вместо оставшихся 10 из 16 двухорудийных «шестидюймовых» башен, стоявших в реальности на трех «полтавах» и «Ростиславе».

Оставшиеся 4 орудия 75х50 на станках Меллера, которыми в 1904 году довооружили реальную «Светлану», здесь пойдут на вооружение других кораблей.

5. Канонерские лодки «Храбрый» и «Гиляк» (1894-1895 годы закладки) в данном мире являются однотипными, не имеют бортовой брони и при водоизмещении по проекту в 1000 тонн несут основное вооружение из 2-120х45 (станки с центральным штыром) и 4-75х50 (станки Меллера) каждая.

Данные корабли получают 4 из 4 орудий 120х45, стоявших в реальности на «Первенце», «Уральце» и «Гиляке», и 8 пушек 75х50 на станках Меллера из 12 оставшихся с «Победы».

Броненосные крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах», как и в нашем мире, перевооружаются в 1895-1897 и 1903-1904 годах, но с чуть иным итоговым составом артиллерии:

«Донской» – 6-152х45 (станки с центральным штыром), 8-120х45 (станки с бортовым штыром), 4-75х50 (станки Меллера);

«Мономах» – 4-152х45 (станки с центральным штыром), 8-120х45 (станки с бортовым штыром), 4-75х50 (станки Меллера).

75-мм пушки для «Донского» и «Мономаха» – 4 оставшиеся с реальной «Победы» и 4 с реальной «Светланы». 120-мм установки на станках с бортовым штыром для «Мономаха» – 2 из 10, стоявших в реальности на «Донском», и 6 из 16 с реальных «Трех Святителей», «Ушакова», «Сенявина» и «Апраксина».

Оставшиеся 10 из 16 орудий 120х45 на станках с бортовым штыром с реальных «Трех Святителей», «Ушакова», «Сенявина» и «Апраксина» получает при частичном перевооружении в 1897 году во Владивостоке «Адмирал Нахимов» (вместо своих 10-152х35).

4 из 6 пушек 120х45 на станках с центральным штыром с реального «Мономаха» дополнительно получает «Рюрик», который в данном мире достраивается по измененному проекту – с вооружением из 10-120х45 на верхней палубе и 12-203х35 в закрытой батарее.

4 орудиями 152х45 на станках с центральным штыром, стоявшими в реальности на «Кремле», «Уральце» и «Храбром», и оставшимися 2 из 6 пушек 120х45 на станках с центральным штыром с реального «Мономаха» в данном мире в 1896 году были перевооружены во Владивостоке канонерские лодки «Кореец» и «Манджур» – по 2-152х45 и 1-120х45 каждая. Снятые с этих лодок 4 орудия 203х35 устанавливаются на «Рюрик». Еще 4 дополнительных орудия 203х35 для «Рюрика» – произведенные в реальности для замены на «Терце» и «Уральце» установленных на них при постройке пушек 203х30.

1 из 5 пушек 152х45 на станках с центральным штыром, имевшихся в действительности на «Мономахе», и оставшимися 3 из 11 таких орудий с реальной «Победы» был перевооружен в 1901 году «Герцог Эдинбургский» для использования его в учебном артиллерийском отряде. В тех же целях и примерно в то же время были перевооружены «Минин» (4-152х45 и 6-75х50) и «Генерал-адмирал» (4-152х45). Помимо того, «Князь Пожарский» получил 4-120х45 из запаса, созданного для вспомогательных крейсеров.

6. «Ретвизан» (1898 год закладки). В данном мире конструктивно представляет собой симбиоз типов «Полтава» (корпус) и «Три Святителя» (башенное размещение артиллерии СК). Строится как единичный экземпляр до выработки более совершенного проекта. Характеристики в целом соответствуют реальному, кроме водоизмещения по проекту (13000 тонн), наибольшей ширины (22,25 м), запаса угля (1000 (нормальный)/2000 (полный) тонн), дальности плавания (фактическая – 5500 миль/10 уз. при полном запасе угля), защиты палуб и орудий среднего калибра (карапасная палуба со скосами (с учетом палубного настила) – 76,2 (карапасы и скосы)/38,1 (плоская часть) мм, батарейная палуба над центральной частью верхнего пояса (с учетом палубного настила) – 38,1 мм, башни СК – 152 (бок)/38,1 (крыша)/38,1 (пол) мм, барбеты башен СК – 152 мм) и вооружения (4-305х40 (башни Металлического завода с электрическими приводами), 12-152х45 (башни Металлического завода с электрическими приводами), 16-75х50, 16-47, 4-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 4-381-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 8 торпед)), 50 мин.

Данный корабль получает те орудия ГК и СК и башни ГК, которые стояли на нем в реальности, а также 6 из 8 башен СК, стоявших на реальных крейсерах «Олег», «Очаков», «Кагул».

Оставшиеся 4 из 20 имевшихся на реальном «Ретвизане» пушек 75х50 на станках Меллера здесь пойдут на вооружение других кораблей.

7. Бронепалубные крейсера «Варяг», «Аскольд», «Баян», «Богатырь», «Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд», «Очаков», «Кагул», «Олег», «Алмаз» (1898-1902 годы закладки). Строились по единому техническому заданию разными зарубежными фирмами – «Варяг» в Америке, «Баян» во Франции, «Боярин» в Дании, «Аскольд», «Новик» и «Богатырь» в Германии, все остальные в России по проекту «Богатыря», признанному лучшим для серийной постройки на российских заводах.

При водоизмещении в 5000 тонн по проекту все они имели длину по ватерлинии от 115 до 120 метров, наибольшую ширину около 15 метров и осадку около 6,0 метров, мощность машин от 16000 до 17000 л.с., запас угля 625/875 тонн (нормальный/полный), фактическую дальность плавания около 4000 миль на 10 узлах и единый состав вооружения – 8-152х45 (станки с центральным штыром или башни у «Баяна»), 8-75х50 (станки Меллера), 8-47, 2-37, 2-63,5-мм десантных, 2 пулемета, 4-450-мм т.а. (8 торпед).

Из-за ряда упрощений конструкции при переработке проекта «Богатыря» в отечественных условиях крейсера российской постройки получили перегрузку в среднем от 350 до 400 тонн, отсутствовавшую у прототипа и прочих зарубежных кораблей, и в силу этого скорость около 22,5 узла – на полузла ниже контрактной. Такую же скорость имел на практике и «Боярин». «Баян» первоначально из-за неудачной формы винтов показал всего 21,5 узла, после их замены – на узел больше. Все корабли американской и германской постройки на испытаниях выдали примерно 23,5 узла.

Бронирование большинства данных кораблей (броня хромоникелевая и Круппа) включало в себя карапасную палубу со скосами (60-мм скосы и карапасы и 40-мм плоская часть – с учетом толщины палубного настила), 70-мм гласис машинного отделения, боевую рубку со 100-мм стенами, 30-мм крышей и полом и 50-мм коммуникационной трубой, 25-мм защиту дымоходов и элеваторов боезапаса и той же толщины щиты у орудий ГК. «Баян» единственный из всех имел главный калибр, размещенный в башнях (стены – 100 мм, крыша и пол – 30 мм, барбеты – 70 мм). У крейсеров типа «Богатырь» концевые 152-мм орудия получили щиты развитой формы с 50-мм лобовой плитой и 25-мм с боков и сверху, а остальные такие пушки располагались в легких броневых казематах (бок – 50 мм, тыл, крыша и пол – 25 мм).

По толщинам брони ощутимо отличался только «Боярин» из-за постройки в футо-дюймовой системе мер: 63,5-мм скосы и карапасы и 38,1-мм плоская часть палубы, 76,2-мм гласис машинного отделения, боевая рубка – 102-мм стены, 25,4-мм крыша и пол и 50,8-мм коммуникационная труба, 25,4-мм броня дымоходов, элеваторов боезапаса и щитов орудий ГК.

Данные корабли получают 96 из 96 пушек 152х45 на станках с центральным штыром и башенных, стоявших в действительности на «Баяне», «Варяге», «Аскольде», «Богатыре», «Очакове», «Кагуле», «Олеге», «Князе-Потемкине Таврическом» (в данном мире эскадренный броненосец с таким названием не строится, вместо него в 7-м эллинге Николаевского адмиралтейства в конце 1898 и начале 1901 годов закладываются поочередно «Очаков» и «Кагул»), а также 92 из 92 орудий 75х50 на станках Меллера, которыми в реальности были вооружены «Баян», «Варяг», «Аскольд», «Богатырь», «Очаков», «Кагул», «Олег», и 4 оставшихся таких пушки с реального «Ретвизана». Башни для здешнего «Баяна» – 4 выпущенные во Франции вместо 4 из 6 аналогичных башен реального «Цесаревича».

8. Эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Победа», «Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Слава» (1899-1902 годы закладки).

В данном мире представляют собой компромисс между продвигавшимся в нашей реальности Великим князем Александром Михайловичем и работавшим с ним инженером-кораблестроителем Д.В.Скворцовым проектом броненосца с 203-мм «скорострельным» ГК и пожеланиями адмиралов о все-таки большем могуществе основного вооружения кораблей этого класса.

В результате эти броненосцы, как и крейсер «Баян», были спроектированы во Франции и имели ГК из 8-254х45 в четырех расположенных ромбом башнях. Эти орудия представляли собой совершенно новый вариант данной артсистемы – с усиленным стволом массой 28,125 тонны, позволившим обеспечить начальную скорость снаряда в 792 м/с, и быстродействующим затвором Уэлина для повышения скорострельности. Вкупе с башнями Путиловского завода, в которых был реализован ряд конструктивных решений для сокращения времени на заряжание (так было с подобными башнями и в реальности – цикл около минуты у «путиловских» башен ГК «Князя Суворова» против полутора минут у «металлических» для «Ретвизана» и трех «бородинцев») теоретическая скорострельность главного калибра достигла 1,5 выстрела в минуту на ствол.

Новаторской была и система защиты данных кораблей, имевших полностью бронированный надводный борт, противоминную переборку в две трети длины корпуса и две полных бронепалубы.

Характеристики эскадренных броненосцев типа «Цесаревич»: водоизмещение – 15500 (проектное)/16000 (фактическое) тонн, размеры (проектные) – 137,0 (длина по ГВЛ)/139,0 (длина наибольшая)/23,0 (ширина наибольшая)/8,0 (осадка) м, 25 водотрубных котлов Бельвиля, расположенных поперек корпуса (5 рядов по 5 котлов), мощность машин – 18500 (проектная)/19000 (фактическая) л.с., скорость – 19,0 (проектная)/19,0 (фактическая) уз., запас угля – 1000 (нормальный)/1750 (полный) тонн, дальность плавания при полном запасе угля (фактическая) – 4000 миль/10 уз., броня – хромоникелевая и Круппа, пояс по ВЛ – (100 %, высота – 2,1 м) – 240-160 (65 %, центральная часть)/160-120 (35 %, оконечности) мм, верхний пояс (100 %, высота – 2,1 м) – 180 (65 %, центральная часть)/120 (35 %, оконечности) мм, казематы СК – 120 (бок)/80 (траверзы)/40 (срезы казематов на батарейной палубе с учетом палубного настила, разделительные переборки между орудиями)/20 (пол выгородок орудий в казематах (палубный настил)) мм, казематы 75-мм орудий – 80 (бок)/40 (траверзы)/40 (срезы казематов на батарейной палубе с учетом палубного настила)/20 (пол выгородок орудий в казематах (палубный настил) и разделительные переборки между орудиями) мм, нижняя броневая палуба (карапасная со скосами – с учетом палубного настила) – 60 (карапасы и скосы)/40 (плоская часть) мм, батарейная палуба в районе размещения башен ГК (палубный настил) – 20 мм, верхняя палуба (с учетом палубного настила, выполняет также роль крыши казематов 152-мм и 75-мм орудий) – 40 мм, борт между верхней и батарейной палубами в оконечностях и в местах размещения башен ГК – 80 мм, противоминная переборка (65 %) – 40 мм, башни ГК – 240 (бок)/60 (крыша)/80 (пол) мм, барбеты ГК – 240 (над верхней палубой)/180 (между верхней и батарейной палубами)/120 (между батарейной и нижней палубами) мм, боевая рубка – 240 (бок)/60 (крыша)/40 (пол) мм, коммуникационная труба – 120 мм, вооружение – 8-254х45 (башни французского производства («Цесаревич»), Путиловского завода («Победа», «Император Александр III», «Князь Суворов») и Металлического завода по проекту Путиловского завода («Бородино», «Слава») с электрическими приводами), 12-152х45 (станки с центральным штыром), 12-75х50 (станки Меллера), 16-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 4-450-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 8 торпед).

«Цесаревич» в данном мире вместо имевшихся на нем в реальности 2 башен 305-мм орудий и оставшихся 2 из 6 башен 152-мм пушек получает 4 башни 254-мм орудий французского производства. 12 башен ГК для «Победы», «Императора Александра III» и «Князя Суворова» заказываются Путиловскому заводу вместо реально выпущенных им 6 башен ГК и 12 башен СК указанных броненосцев, а также вместо не появившихся в этой истории 2 башен ГК Николаевского завода для «Князя Потемкина-Таврического». 8 башен ГК для «Бородино» и «Славы» выпускает Металлический завод по проекту Путиловского вместо реально произведенных им 6 башен ГК и 20 башен СК для «Бородино», «Орла» (в данном мире эскадренный броненосец с таким названием не строится, его тоннаж распределяется на остальные корабли типа «Цесаревич»), «Славы» и «Богатыря».

48 орудий 254х45 для данных броненосцев (по 55400 рублей каждое) выпускаются вместо 4 орудий 254х45 реальной «Победы» (по 55100 рублей каждое) и 28 орудий 305х40 реальных «Князя Потемкина-Таврического», «Цесаревича», «Бородино», «Императора Александра III», «Князя Суворова», «Орла» и «Славы» (по 87100 рублей каждое).

72 орудия 152х45 на станках с центральным штыром для данных кораблей выпускаются вместо 72 аналогичных башенных установок для реальных «Цесаревича», «Бородино», «Императора Александра III», «Князя Суворова», «Орла» и «Славы».

72 орудия 75х50 на станках Меллера – из числа 134 аналогичных пушек для реальных «Князя Потемкина-Таврического», «Цесаревича», «Бородино», «Императора Александра III», «Князя Суворова», «Орла» и «Славы».

Оставшиеся 62 из 134 имевшихся на указанных броненосцах пушек 75х50 здесь пойдут на вооружение других кораблей.

9. В сравнении с реальностью в данном мире все предыдущие решения по составу вооружения кораблей в сухом остатке (после уже описанных выше замен и перемещений) позволили «сэкономить» 20 стволов 152х45, 24 орудия 120х45, предназначавшихся в реальности для «Новика», «Боярина», «Жемчуга» и «Изумруда», и 62 пушки 75х50.

Еще можно вспомнить установленные в действительности перед самой войной или во время нее на «Гремящий», «Отважный», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Сисой Великий», «Наварин», «Адмирал Корнилов» и «Рынду» 32-75х50, произведенные уже в военное время 20 орудий 152х45, уехавшие по данным С.Е.Виноградова во Владивосток, 6 пушек 120х45, выпущенных в 1904 году для замены расстрелянных на броненосцах береговой обороны, а также 12-152х45 и 2-75х50, установленные в 1904-1905 годах на «Памяти Азова», и 10-75х50, имевшихся на реальных «Амуре» и «Енисее».

Итого – 52-152х45, 30-120х45 и 106-75х50.

Плюс здесь имеется небольшая экономия суммарного проектного водоизмещения всех предложенных к постройке альтернативных кораблей – около 2600 тонн.

Все это вместе позволяет:

— построить 4 чуть усовершенствованных минных транспорта типа «Амур» с артиллерией из 6-120х45 на каждом (итого 24 из 30) вместо реальных «Амура», «Енисея» и «Волги»;

— перевооружить, как и в реальности, на 2-152х45, 1-120х45 и 2-75х50 четыре черноморских канлодки, на 1-152х45, 1-120х45 и 2-75х50 – «Бобр» и «Сивуч», а также добавить по 2-75х50 ранее уже перевооруженным здесь «Манджуру» и «Корейцу» (итого 10 из 52-152х45, оставшиеся 6 из 30-120х45 и 16 из 106-75х50);

— перевооружить на 2-152х45 и 4-75х50 «Грозящий», «Гремящий» и «Отважный» – почти так же, как был вооружен «Грозящий» в реальности перед Первой мировой войной (итого 6 из оставшихся 42-152х45 и 12 из 90-75х50);

— заменить 16-152х35 на «Наварине» и «Императоре Николае I» на 16-152х45, а также добавить им по 4-75х50 (итого 16 из оставшихся 36-152х45 и 8 из 78-75х50), чтобы иметь на Черном море после «великокняжеской аферы» хотя бы пару броненосцев с как минимум частично современной артиллерией;

— единообразно перевооружить «Адмирал Корнилов» и «Память Азова» – по 10-152х45 и 4-75х50 (итого 20 из оставшихся 20-152х45 и 8 из 70-75х50).

В результате указанных манипуляций остаются еще 62 орудия 75х50, которые сам Бог велел пустить на довооружение русских эскадренных миноносцев, которые в этом мире «начинаются» в 1895-1896 годах, причем сразу с проектного водоизмещения в 275 тонн (три корабля вместо реальных «Сокола» и «Абрека») и с изначальным вооружением из 2-75х50, 2-47 и 2-381-мм т.а. В последних предвоенных сериях русских «минарей» данного мира проектное водоизмещение, по авторской задумке, вырастет до 400 тонн, минные аппараты будут 450-миллиметровыми и в количестве до 4 единиц (за счет двухтрубных установок, как на реальных миноносцах типа «Циклон»). Также к вооружению прибавится еще пара 47-миллиметровок, пулеметы и рельсы для мин заграждения.

Несчастливый «Гангут» здесь утонет, как и в реальности и примерно в то же время – возможно, как раз после его гибели Верховского в этой истории и попросят в отставку.

Помимо того, следует упомянуть, что в описываемом мире «Наварин», «Император Николай I», «Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Синоп» и «Георгий Победоносец» до войны и во время нее получат новые водотрубные котлы Бельвиля. А уже по завершении боевых действий два последних броненосца также будут перевооружены современной 254-мм и 152-мм артиллерией – и вместе с ними новые 254-мм пушки вместо прежнего устаревшего ГК обретут и «Наварин» с «Николаем».

10. Ну и если заглянуть в этот мир еще чуть дальше, то вместо реальных «Князя Потемкина-Таврического», «Андрея Первозванного», «Императора Павла I», «Евстафия», «Иоанна Златоуста», «Рюрика» (II), «Баяна» (II), «Паллады» (II) и «Адмирала Макарова» здесь на базе их суммарного тоннажа будут построены шесть первых российских дредноутов – по 18750 тонн проектного водоизмещения, с турбинами, фактической скоростью в 20,5 узла и вооружением из 8-305х52 в 4-х линейно-возвышенных башнях по проекту Металлического завода и 16-130х55 в казематах. Предполагаемые имена для этой шестерки – «Князь Потемкин-Таврический», «Андрей Первозванный», «Орел», «Император Павел I», «Евстафий», «Иоанн Златоуст».

А турбинные легкие крейсера будут тоже с 4-мя линейно-возвышенными легкобронированными башнями с парой орудий 130х55 в каждой и водоизмещением в 5000 тонн.

Подробнее их возможные ТТХ каждый волен придумать себе сам в меру своего технического оптимизма. 🙂 А за визуальные прототипы спасибо таким инженерам, как Гуляев и Гаврилов.

С уважением. Стволяр.

P.S. Картинки побольше разрешением — здесь:

https://stvolar.livejournal.com/115525.html

https://stvolar.livejournal.com/115835.html

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account