18

Первые немецкие самолеты-торпедоносцы

Предисловие редакции: Мало кому известно, что концепция самолета-торпедоносца командование военно-морских сил Германии стало проявлять интерес задолго до начала Первой Мировой войны. Инициатором и пропагандистом этой идеи был корветтен-капитан (капитан 3 ранга) Фридлендер (Korvettenkapitän Friedländer), который с энтузиазмом следил за развитием торпеды как оружия с момента ее зарождения до 1918 года.

Первый экспериментальный самолет был изготовлен по указанию швейцарского инженера Франца Шнайдера (Franz Schneider), который работал в компании Luft Verkehrs Gesellschaft LVG Берлин-Йоханнисталь, на должности главного инженера. За основу Франц Шнайдер взял разработанный им биплан D.4, выпускавшийся затем под обозначением LVG B.I., и модифицировал шасси. Для этого ему было достаточно убрать межколесную ось; ставшие отдельными основные стойки позволили подвесить под нижней поверхностью самолета конический цилиндр, масса которого была эквивалентна массе торпеды. Заводской пилот компании LVG Отто Райхерт (Otto Reichert) был назначен ответственным за летные испытания самолета, которому было присвоено обозначение D.4 Zig. (Zigarre – сигара). Этот первый самолет-торпедоносец стал источником сплошных разочарований, поскольку у этого самолета были два серьезных недостатка: он был чрезвычайно медленным и требовал очень долгого разбега, прежде чем пилот осмеливался взлететь, подвергая себя опасной серии подскоков при малейшем падении оборотов двигателя.

Поиски менее опасного самолета-торпедоносца привели к компании Albatros, выпускавшей биплан B.I. (L.1). Этот самолет был разработан Эрнстом Хейнкелем, а затем конструкция этой машины была усовершенствована Робертом Теленом (Robert Thelen).

Именно на этом самолете, оснащенном 75-сильным рядным двигателем Mercedes немцы в 1914 году установили три мировых рекорда продолжительности полета. 24 и 27 июня Вернер Ландманн (Werner Landmann) совершил два успешных полета продолжительностью 17 часов 31 минута и 21 час 49 минут соответственно, затем 10 и 11 июля шеф-пилот компании Albatros Рейнгольд Бем получил приз, продержавшись в воздухе 24 часа 12 минут. Все эти рекорды были достигнуты без каких-либо дополнительных топливных баков, и рекорд Бема был побит только в 1927 году во время первого пересечения Чарльзом Линдбергом Северной Атлантики.

Военные модификации самолета Albatros B.I последовательно оснащались 100-сильными двигателями Mercedes и 110-сильными двигателями Benz. Имея размах крыльев 14,48 метра, длину 8,56 метров и высоту 3,15 метра, он развивал скорость около 100 км/ч и имели длину пробега около ста метров. За 10 минут он набирал высоту 800 метров и за 35 минут – высоту 2000 метров. Пилоты «альбатросов» всегда заявляли, что удовлетворены летными качествами своих машин, и были высказаны предположения, что это и есть тот самый самолет-торпедоносец, о котором мечтал Фридлендер. При выполнении необходимой модификации основных стоек шасси для подвешивания торпеды было обнаружено, что хвост последней находится в нескольких сантиметрах от земли. Тем не менее, были выполнены испытательные полеты, которые доказали способность B.I выполнять задачи самолета-торпедоносца и которые показали значительные риски, которые будут сопровождать каждый взлет. Установка поплавков ничего не решила, и B.I, ставший слишком тяжелым, так и не смог оторваться от воды вместе с торпедой.

По этой причине инженерам компании Albatros Телену, Громанну (Grohmann) и Шуберту (Schubert) пришлось приложить усилия, чтобы разработать двухмоторный гидросамолет, предназначенный исключительно для торпедометания. С двумя 160-сильными двигателями Mercedes это представлялось разумным, и одновременно другие авиастроительные компании, желавшие получить от государства выгодные заказы, проявили интерес к созданию самолета-торпедоносца. Однако потребовалось два года, прежде чем появились первые успешные самолеты. Основными конкурентами в гонке за полноценный самолет-торпедоносец были Теодор Кобер (Theodor Kober), главный конструктор компании Friedrichshafen, Карл Реснер (Karl Roesner) из компании Gothaer Waggonfabrik и Эрнст Хейнкель, который был назначен техническим директором компании Hansa Brandenburg.

Используя скудный опыт, полученный при создании B.I, компания Albatros первой завершила свою работу. Получивший обозначение VT (от Versuchs Torpedoflugzeug – экспериментальный самолет-торпедоносец), летательный аппарат получил внутрифирменное обозначение W3. ВМС Германии получили W3 в конце 1915 года и присвоили гидросамолету 527 и передали управлению по проектированию и испытанию минно-трального оружия (Sperrversuchskommando – SVK). Это была очень перспективная машина, которая при собственной массе 1971 кг могла нести грузы массой 1624 кг, включая торпеду. Испытания в SVK, Варнемюнде, были очень интенсивными и показали максимальную скорость 116 км/ч. Для взлета хватило 120 метров разбега по воде. Более сложными были испытания по сбросу торпед – область, в которой ни один немецкий пилот не имел никакого опыта. Следует сказать, что еще до завершения испытаний в Травемюнде была сформирована первая эскадрилья самолетов-торпедоносцев. Одновременно компания Albatros получила заказ на изготовление четырех самолетов улучшенного типа W5.

Второй компанией. Удостоившейся заказа, стала компания Friedrichshafen, которая в 1916 году создала поплавковый гидросамолет FF 41A, прототипу которого немецкими ВМС был присвоен номер 678. Очевидно, что это был интересный самолет-торпедоносец, поскольку SVK заказало его в трех экземплярах.

В 1916 году Gothaer Waggonfabrik также представила свой гидросамолет-торпедоносец WD.11 (номер германских ВМС 679). Его преемник, WD.14, лучше соответствовал надеждам своих эксплуатантов, которые видели в нем замечательный универсальный боевой самолет. В конструкцию прототипа WD.14 (номер германских ВМС 801), который предшествовал серийному производству, были включены некоторые изменения. Gotha WD.14 участвовал в боевых действиях над Северным морем и до конца войны использовался в качестве самолета-торпедоносца и дальнего самолета-разведчика. В том же 1916 году компания Hansa Brandenburg предложила ВМС Германии прототип самолета-торпедоносца GW (номер германских ВМС 528), который был немедленно принят и был запущен в серийное производство. Эти самолеты претерпели множество модификаций, поскольку по результатам эксплуатации экипажи предполагали множество переделок.

Только в 1917 году немецкие самолеты-торпедоносцы приняли боевое крещение. Некоторые из них участвовали во вторжении в Прибалтику (Литву, Латвию и Эстонию) и в боях за озеро Энгурес. Немецкие самолеты-торпедоносцы показали себя очень хорошо и смогли потопить несколько торговых судов. Другие немецкие самолеты-торпедоносцы успешно участвовали в боях за Фландрию у берегов Нидерландов, Бельгии и Франции. Несмотря на самые серьезные планы торпедометание по боевым кораблям союзников так и не было осуществлено.

В заключение следует отметить, что компоновка немецкого самолета-торпедоносца между двумя мировыми войнами практически не изменилась. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить Albatros VT 1916 года и Heinkel He 59 1935 года.

Albatros W5 (номер германских ВМС 845) сбрасывает свою торпеду во время испытаний, проходивших в 1917 году. На вставке внизу изображен Отто Райхерт сидящий в кабине истребителя LVG E II (копия «ньюпора») и прославившийся тем, что поднял в небо первый немецкий самолет-торпедоносец

Albatros W5 (номер германских ВМС 845) сбрасывает свою торпеду во время испытаний, проходивших в 1917 году. На вставке внизу изображен Отто Райхерт сидящий в кабине истребителя LVG E II (копия «ньюпора») и прославившийся тем, что поднял в небо первый немецкий самолет-торпедоносец

установленный на поплавки многоцелевой самолет Albatros B.I

установленный на поплавки многоцелевой самолет Albatros B.I

у истоков линейки немецких самолетов-торпедоносцев стоял LVG D.4 Zig. У этого самолета отсутствовала вторая задняя кабина

у истоков линейки немецких самолетов-торпедоносцев стоял LVG D.4 Zig. У этого самолета отсутствовала вторая задняя кабина

предложенный компанией Albatros самолет-торпедоносец B.I, торпеда которого находилась на небольшом расстоянии от земной поверхности, внушал своим летчикам некоторые опасения

предложенный компанией Albatros самолет-торпедоносец B.I, торпеда которого находилась на небольшом расстоянии от земной поверхности, внушал своим летчикам некоторые опасения

Слева: два снимка прототипа самолета-торпедоносца Albatros VT (W3), получившего в ВМС Германии номер 527. Вплоть до начала Второй Мировой войны все немецкие самолеты-торпедоносцы сохранили его компоновку. Справа: два снимка пришедшего ему на смену самолета-торпедоносца Albatros W5

Слева: два снимка прототипа самолета-торпедоносца Albatros VT (W3), получившего в ВМС Германии номер 527. Вплоть до начала Второй Мировой войны все немецкие самолеты-торпедоносцы сохранили его компоновку. Справа: два снимка пришедшего ему на смену самолета-торпедоносца Albatros W5

на базе авиации ВМС Зеебрюгге, Фландрия, поплавковый гидросамолет -торпедоносец Friedrichshaten FF 41 A с двухкилевым хвостовым оперением. На заднем плане можно увидеть другой самолет-торпедоносец Hansa-Brandenburg GW

на базе авиации ВМС Зеебрюгге, Фландрия, поплавковый гидросамолет -торпедоносец Friedrichshaten FF 41 A с двухкилевым хвостовым оперением. На заднем плане можно увидеть другой самолет-торпедоносец Hansa-Brandenburg GW

поплавковый гидросамолет-торпедоносец Albatros W5

поплавковый гидросамолет-торпедоносец Albatros W5

преемником «альбатроса» стал Gotha WD 11, сфотографированный в 1916 году во время испытаний в SVK, Варнемюнде

преемником «альбатроса» стал Gotha WD 11, сфотографированный в 1916 году во время испытаний в SVK, Варнемюнде

поплавковый гидросамолет -торпедоносец Friedrichshaten FF 41 A (номер германских ВМС 1000) с однокилевым хвостовым оперением и торпедой, которая после подвески была частично скрыта в фюзеляже

поплавковый гидросамолет -торпедоносец Friedrichshaten FF 41 A (номер германских ВМС 1000) с однокилевым хвостовым оперением и торпедой, которая после подвески была частично скрыта в фюзеляже

поплавковый гидросамолет -торпедоносец Friedrichshaten FF 41 A (номер германских ВМС 1000) с однокилевым хвостовым оперением и торпедой, которая после подвески была частично скрыта в фюзеляже

поплавковый гидросамолет -торпедоносец Friedrichshaten FF 41 A (номер германских ВМС 1000) с однокилевым хвостовым оперением и торпедой, которая после подвески была частично скрыта в фюзеляже

частично разобранный поплавковый гидросамолет-торпедоносец Gotha WD 11 с подвешенной торпедой. Справа: торпеда и ее подъемная система, представляющая собой не что иное, как часть погрузочной тележке

частично разобранный поплавковый гидросамолет-торпедоносец Gotha WD 11 с подвешенной торпедой. Справа: торпеда и ее подъемная система, представляющая собой не что иное, как часть погрузочной тележке

прототип поплавкового гидросамолета-торпедоносца Gotha WD 11 (номер германских ВМС 801), который удовлетворил требования своих эксплуатантов и отличался универсальностью. Нанесенный на самолет камуфляж так и остался экспериментальным

прототип поплавкового гидросамолета-торпедоносца Gotha WD 11 (номер германских ВМС 801), который удовлетворил требования своих эксплуатантов и отличался универсальностью. Нанесенный на самолет камуфляж так и остался экспериментальным

серийный поплавковый гидросамолет-торпедоносец Gotha WD 14 в знаменитом камуфляже «лозенг». Обратите внимание на расположение радиаторов над двигателями

серийный поплавковый гидросамолет-торпедоносец Gotha WD 14 в знаменитом камуфляже «лозенг». Обратите внимание на расположение радиаторов над двигателями

поплавковый гидросамолет-торпедоносец Gotha WD 14

поплавковый гидросамолет-торпедоносец Gotha WD 14

поплавковый гидросамолет-торпедоносец Hansa-Brandenburg GW в Варнемюнде. Это был второй по-настоящему успешный самолет-торпедоносец. Обратите внимание на любопытный изгиб задних частей моторных гондол

поплавковый гидросамолет-торпедоносец Hansa-Brandenburg GW в Варнемюнде. Это был второй по-настоящему успешный самолет-торпедоносец. Обратите внимание на любопытный изгиб задних частей моторных гондол

причиной разрушения и гибели поплавкового гидросамолета-торпедоносца Gotha WD 14 (номер германских ВМС 1418) стало жесткое соприкосновение с водной поверхностью во время посадки в Зеебрюгге

причиной разрушения и гибели поплавкового гидросамолета-торпедоносца Gotha WD 14 (номер германских ВМС 1418) стало жесткое соприкосновение с водной поверхностью во время посадки в Зеебрюгге

подвеска торпеды на гидросамолет-торпедоносец Hansa-Brandenburg GW; конец Первой Мировой войны, авиабаза Зеебрюгге. Поскольку на самолет не нанесен камуфляж, то, вероятно, это учебный самолет

подвеска торпеды на гидросамолет-торпедоносец Hansa-Brandenburg GW; конец Первой Мировой войны, авиабаза Зеебрюгге. Поскольку на самолет не нанесен камуфляж, то, вероятно, это учебный самолет

усилив конструкцию планера поплавкового гидросамолета-торпедоносца GW, компания Hansa-Brandenburg получила поплавковый гидросамолет GDW, который был изготовлен в единственном экземпляре

усилив конструкцию планера поплавкового гидросамолета-торпедоносца GW, компания Hansa-Brandenburg получила поплавковый гидросамолет GDW, который был изготовлен в единственном экземпляре

источник: Heinz J. Nowarra «Les premiers torpilleurs allemands» «Le Fana de l’Aviation» 1980-05 (126), pages 52-58

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-pervye-nemeckie-samolety-torpedonoscy

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account