Первенец — Легкий танк Skeleton Tank. САСШ
Аннотация: данная статья является дополнением к статье уважаемого коллеги Serg’а "Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г." и является продолжением темы бронированных уродцев зари танкостроения.
Опыт британских инженеров, создавших удачные для своего времени "ромбовидные" танки, в годы Первой Мировой войны не давал покоя американцам. Однако, при всех наглядных преимуществах, так как высокая огневая мощь и способность преодолевать значительные препятствия, было у них несколько серьёзных недостатков.
Специфическая форма ходовой части, полностью охватывающей корпуса, привела к большой площади поражения, возрастанию массы танка и низкой скорости передвижения. Конечно, у более поздних моделях "ромбов" динамические качества всё же удалось повысить, но в целом картина изменилась мало. Чтобы избавить пехотный танк от первых двух недостатков инженеры американской фирмы Pioneer Tractor Company из города Вайнона (Winona) решили пойти нетрадиционным, но вполне логичным путем. Главным конструктором танка стал Эдвин Уилок (Edwin M Wheelock).
Skeleton Tank во дворе предприятия (вооружение не установлено), лето 1918 года
Конструкция ходовой части танка представляла собой две гусеничные рамы скрепленные трубами, внутри которых монтировалось 9 опорных и 5 натяжных колес малого диаметра, 5 колес поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Таким техническим решением удалось решить сразу три проблемы: в значительной степени сэкономить массу, сократить площадь поражения и обеспечить защиты элементов ходовой части.
Skeleton Tank на ходовых испытаниях (вид сзади-слева, хорошо видна коробка с трансмиссией), Абердинский полигон лето 1918 года
Корпус танка также крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму. Сборка корпуса осуществлялась на болтах, заклепках и уголках, которыми крепились 12-мм броневые листы. Боевое отделение и отделение управления размещались спереди — здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом.
Skeleton Tank на ходовых испытаниях, Абердинский полигон лето 1918 года
В задней части корпуса располагалось два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л.с. каждый. Поскольку разместить узлы трансмиссии вместе с двигателем оказалось очень проблематично их вынесли в отдельную бронированную коробку, крепившуюся за корпусом напротив ведущих колес. Передача мощности осуществлялась через карданный вал защищенный бронированной трубой. Из-за своей оригинальной конструкции эта боевая машина получила название "Skeleton Tank", хотя иногда употребляется альтернативное название "Spider Tank" Учитывая предъявляемые к нему требования можно заключить, что этот танк по классификации являлся пехотным.
Skeleton Tank, Абердинский полигон наши дни
В результате применения нестандартных технологических решений удалось получить боевую массу танка порядка 9145 кг, так что удельная мощность составила 11 л.с. на тонну. Для сравнения, британский тяжелый танк Mk.V обладал удельной мощностью всего 5 л.с. на одну тонну массы. Таким образом, американский "скелетный танк" обладал лучшими динамическими качествами при сопоставимых характеристиках проходимости и преодоления препятствий.
Skeleton Tank, Абердинский полигон наши дни
После всесторонних испытаний танка, проведенных на Аберлинском полигоне летом 1918 года, было принято решение заказать сразу 1000 серийных машин. Однако, едва начавшись, работы по развертыванию серийного производства "Skeleton Tank" пришлось свернуть. В ноябре 1918 года война закончилась и военные заказы сильно сократились. Для серийной постройки выбрали лицензионный вариант французского легкого танка Renault FT-17 и тяжелый танк Mk.VIII, явившегося апогеем развития британских "ромбов". Что касается "Skeleton Tank", то в отличии от других американских опытных боевых машин периода 1914-1918 гг. ему очень сильно повезло.
Skeleton Tank, Абердинский полигон наши дни
Оставшись не удел прототип танка некоторое время ржавел без дела, но затем из него решили сделать музейный экспонат. Этому факту в немалой степени способствовало и то, что "Skeleton Tank" был собственностью американской армии, которая не спешила отправлять экспериментальный образцы на слом. В итоге, танк отправился в музей Абердинского полигона, где его отреставрировали и привели в состояние, близкому на момент ходовых испытаний.
Skeleton Tank, Абердинский полигон наши дни
Надо отметить, что при всех положительных достоинствах американский "скелетный танк" оказался немногим лучше тех же Mk.V. К примеру, наличие башни с круговым вращением выглядит безусловным преимуществом, однако из-за особенностей конструкции танка единственный пулемет имел массу "мертвых зон" и мог эффективно вести стрельбу только в направлениях прямо-вперед и прямо-назад. Ходовую часть также вряд ли можно было назвать рациональной. Конечно, американцам удалось сократить массу, но за это пришлось расплачиться очень плотной компоновкой корпуса и вынесением трансмиссии за его приделы. В боевых условиях это могло сыграть скорее отрицательную роль. Помимо этого, жесткая подвеска опорных катков приводила к сильной тряске во время движения. Ещё одним моментом, вполне заслуживающим критики, была обзорность. Водитель имел перед собой только одну смотровую щель в лобовом листе корпуса, а командир танка мог рассчитывать только пулеметный прицел. Ну и самое главное — экипаж садился и выходил из танка через единственный люк в башне. Так что, как бы не хвалили американцы свой танк его боевая ценность было весьма сомнительной.
Skeleton Tank, Абердинский полигон наши дни
БОЕВАЯ МАССА, кг |
9145 |
ЭКИПАЖ, чел. |
2 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм |
|
Длина |
7650 |
Ширина |
2560 |
Высота |
2890 |
Клиренс |
~900 |
ВООРУЖЕНИЕ |
1×7,62-мм пулемет в башне |
БОЕКОМПЛЕКТ |
н/д |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
оптический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ, мм |
|
Корпус |
12 |
Защита трансмиссии |
н/д |
Башня |
н/д |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА |
|
Тип двигателя |
Beaver, бензиновые, 4-цилиндровые, жидкостного охлаждения |
Мощность, л.с. |
2×50 |
Общая мощность, л.с. |
100 |
ТРАНСМИССИЯ |
н/д |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
9 опорных катков, 5 натяжных катков, 5 поддерживающих колес, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница |
СКОРОСТЬ |
около 8 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ |
н/д |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ |
|
Уклон, град. |
н/д |
Высота стенки, м |
н/д |
Ширина рва, м |
н/д |
Глубина брода, м |
н/д |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |
отсутствуют |
источник: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/skeleton_tank.htm