1

С началом Первой мировой войны, полковник Суинтон был послан на западный фронт чтобы посылать отчеты о ходе боевых действий. После наблюдения за первыми сражениями, где один пулеметчик мог убить  тысячи пехотинцев, наступающих на вражеские траншеи, Суинтон написал, что "бензиновые тракторы на гусеничном ходу с защитными железными пластинами" способны противостоять огню пулеметов.

 

Танк Little Willie

 “Little Willie” с башней и полным вооружением

(рис. Аарона Шепса из журнала "Наука и Техника" за 2009 год) 

Уже в октябре 1914 года полковник Суинтон, а также капитан Туллок и банкир Стерн подняли вопрос о строительстве самоходных "блиндированных фортов". Инициатором постройки первых английских танков  стал военный инженер полковник Эрнест Суинтон. Идея их постройки, вероятно, завладела Суинтоном еще когда будучи военным корреспондентом на русско-японской войне, он участвовал в составлении официального британского отчета военных действий и уже тогда оценил эффективность пулеметного огня и проволочных заграждений. Выпускник Королевской Военной Академии в Вулвиче, участник боевых действий в Индии и Южной Африки, он лучше других понимал необходимость создания бронированного вездеходного средства, способного порваться через проволочные заграждения и поддержать пехоту орудийно-пулеметным огнем. Как военный корреспондент Суинтон в сентябре 1914 года был послан во Францию, где еще больше укрепился в своем мнении. 

Суинтон так описывал этот период:

"вся информация… постоянно подчеркивала тот факт, что главная сила оборонительных позиций противника, не считая артиллерии, кроется в умелом сочетании пулеметов и проволочных заграждений. Все это время я ломал голову над поисками противоядия. Через две недели у меня четко выкристаллизовалась идея бронированной машины. Она должна быть самоходной, иметь противопульную броню, вооружение, способное подавить вражеские пулеметы. Машина должна пересекать местность, несмотря на окопы, проламывать заграждения и взбираться на эскарпы".

Он обратился к военному министру лорду Г. Г. Китченеру, но тот оставил его предложение без ответа, как и аналогичное обращение адмирала Р. Бэкона. Предложение Суинтона также было отвергнуто генералом сэром Джоном Френчем и его научными советниками. Отказавшись принять поражение, полковник Эрнст Суинтон связался с полковником Морицом Ханки, который подкинул идею сэру Уинстону Черчиллю, морскому министру Его Величества. Черчилль был поражен идеями Суинтона и в феврале 1915 года он создал комитет по "сухопутным кораблям" при Королевской военно-морской авиационной службе  (RNAS) для разработки новой военной машины. 

В Комитет вошли полковник Р.Кромптон, энергичный лейтенант (в штатской жизни – банкир) Альберт Стэрн и офицеры RNAS. Официальной датой создания принято считать 15 февраля 1915 года, а впервые  Комитет собрался 22 февраля. Единства мнения среди них не существовало – практический каждый член Комитета имел собственный проект и прилагал максимум усилий для его реализации. Справедливости ради надо отметить, что ни один из них не отвечал требованиям Западного фронта. Предлагались “танки” с сочлененным и обычным гусеничным шасси, также высококолёсные боевые машины титанических размером. Разумеется, даже постройка единственного прототипа повлекла бы за собой множество проблем технического характера. 

Тем временем, под влиянием фронтовых офицеров, были сформулированы основные требования к будущему танку:

  • противопульная броня,
  • способность к резким разворотам на полной скорости,
  • возможность двигаться задним ходом,
  • преодоление следующих препятствий:
    • воронки диаметром до 3,7 м и глубиной до 2 м,
    • рва шириной 1,2 м,
    • проволочные заграждения,
  • скорость не менее 4 км/ч,
  • запас хода до 6 часов,
  • экипаж до 6 человек,
  • пушка и два пулемета.

Для реализации этого проекта, по инициативе Адмиралтейства и RNAS, 15 Совместный комитет армии и флота под председательством директора фортификационных и строительных работ генерал-лейтенанта Скотт-Монкрифа. Координировал работы полковник Суинтон, незадолго до этого вернувшийся из Европы и назначенный секретарем Комитета имперской обороны.

Сборка корпуса Lincoln Machine No.1

С этого момента дело пошло быстрее. Вместо грандиозных, но настолько сложных технически проектов, вновь вернулись к идее использования тракторного шасси. Испытания забронированного трехгусеничного трактора Killen-Stright вроде бы подтверждали эту теорию, но уже тогда стало очевидным, что в чистом виде тракторная ходовая часть для танка не годится.

  Lincoln Machine No.1 — первый прототип британского танка с макетом башни, сентябрь-октябрь 1915 г.  

  Lincoln Machine No.1 на ходовых испытаниях, осень 1915 г.  

 

Для разработки нового шасси пришлось обратиться к фирме W.Foster & Co. (Линькольншир), которая занималась в те годы сборкой тракторов Hornsby. Эти машины были уникальны тем, что по сути они  представляли собой паровозы на гусеничном движителе и использовались в качестве тягачей для “сухопутных поездов”. Помимо этого, фирма производила колёсные тягачи для полевой артиллерии. 

Lincoln Machine No.1

Посовещавшись Комитет выдвинул следующие технические требования – силовой блок надлежало использовать от трактора Foster-Daimler британской постройки, а ходовую часть от американского Bullock,  которого доставили в начале августа 1915 года. Общее руководство по “скрещаванию” тракторов проводил управляющий фирмой инженер Уильям Триттон, а помощь ему оказывал лейтенант добровольческого резерва ВМС Уолтер Гордон. 

Хотя сотрудники фирмы официально не числились “работающими на оборону” фактически их перевели на казарменное положение. Специалистам запрещалось покидать территорию без особого разрешения, при  малейшем подозрении в нелояльности увольнялись. Более того, сроки предъявлялись очень сжатые. Выделенные на “танковую программу” финансовые средства подходили к концу, а готового прототипа ещё не было. Тем не менее, Тритон и Уилсон сделали практически невозможное, за 38 дней спроектировав прототип боевой гусеничной машины, которую теперь принято считать первым в мире танком. Формально  опытный образец имел название Lincoln Machine No.1, но нередко можно встретить другое обозначение – “танк Триттона”, что тоже можно считать правильным. 

“Little Willie” образца 1915 г.

В общем, столь короткий срок объяснялся тем, что британские инженеры старались избежать серьёзных переделок и максимально использовать тракторные узлы и агрегаты. Использовавшееся шасси Bullock, как и многие другие машины того же типа, отличалось отсутствием бортовых передач, поэтому поворот осуществлялся при помощи обычного колеса, устанавливаемого спереди. На прототипе танка подобный конструкторский ход был неуместен, поэтому направляющие колёса расположили сзади, на отдельной тележке. Применительно к каждому борту ходовая часть включала 8 опорных катков, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. На прототипе использовалась так называемая “жесткая” подвеска. 

Корпус танка был ярко выраженной коробкообразной формы с характерным выступом в носовой части и макетом башни с круговым вращением, в которой планировали установить 40-мм автоматическую пушку Vickers. Компоновка Lincoln Machine No.1 была следующей: отделение управление в передней части, боевой отсек – в средней, моторно-трансмиссионное отделение (с двигателем Foster-Daimler мощностью 105 л.с.) – на корме. Экипаж танка должен был состоять из 4-6 человек. 

 

“Little Willie” образца 1915 г. вид спереди

 

Что касается вооружения, то вариант с башней ещё некоторое время рассматривался как основной, однако на прототипе башня и пушка отсутствовали, а вырез в верхнем бронелисте был зашит. Как можно  догадаться, схема вооружения с использованием спонсонов оказалась более привлекательной для британского Адмиралтейства, постоянно тяготевшего к "сухопутным крейсерам" с бортовыми орудиями. 

Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года и завершились не слишком удачно. Общая длина машины составила 8 метров, масса – 14 тонн. Танк обладал невысокой проходимостью, а ходовая часть оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок. Тем не менее, максимальная скорость Lincoln Machine No.1 составила 5,5 км\ч, что было несколько выше требуемого показателя. 

Когда стало ясно, что полумерами обойтись не удастся, Тритон и Уилсон перепроектировали ходовую часть. Опорные катки, ведущее и направляющее колесо с гусеницей шириной около 500 мм как и раньше монтировались на отдельной броневой коробчатой раме, но при этом изменился гусеничный обвод и появился бортовой бронеэкран с вырезами для сброса накапливающейся на траках грязи. Также пришлось изменить конструкцию гусеницы. На рассмотрение было предложено три варианта: тросовая гусеница, армированная лента из суррогатного каучука и звеньевая гусеница с жесткой подвеской. Британцы выбрали последний из них, который впоследствии применяли на всех тяжелых танках 1-й Мировой войны.

 

 

“Little Willie” в процессе ходовых испытаний, ноябрь 1915 г

Деревянный макет обновленного прототипа был готов 28 сентября 1915 года, а к концу ноября был готов улучшенный вариант. Название “Little Willie” он получил благодаря сотрудникам фирмы, которые  усмотрели в формах танка некоторое сходство с одним из его создателем. Полная масса танка составила 18300 кг. Силовая установка не изменилась, поэтому на испытаниях “Little Willie” смог развить  максимальную скорость всего 3,2 км\ч при движении вперед и 1 км\ч задним ходом.

Ходовые характеристики напротив, несколько улучшились. После модернизации ходовой части танк мог преодолевать ров шириной 1,52 м (в то время как у Linkoln этот показатель составлял всего 1,2 м), вертикальную стенку высотой до 0,6 м и подъём не более 20°. 

Таким образом, по большинству параметров “Little Willie” вполне соответствовал ТТЗ от февраля 1915 года, однако осень ситуация изменилась – командование во Франции выдвинуло требования преодолевать ров в 2,44 м и стенку в 1,37 м, что для танка на базе тракторного шасси было почти непосильной задачей. На фоне этих событий Триттон и Уилсон вновь переработали проект, сохранив большую часть корпуса и полностью перепроектировав ходовую часть. Так было положено начало “ромбовидных” танков, первым представителем которых стал “Big Willie”.

    “Little Willie” — музейный экспонат тогда и сейчас  

После войны «Маленький Вилли» было решено сохранить для последующих поколений. В 1940 году его защитили от утилизации на металлолом, и в настоящее время танк демонстрируется в танковом музее Бовингтон. Сейчас это по большей части пустой корпус без внутренней «начинки».

Выскажу свое мнение, что использование “Little Willie” в качестве танка принесло бы Великобритании большую пользу на полях Первой Мировой, нежели последующие тяжелые танки. Более легкий и простой “Little Willie” мог производиться в больших количествах, нежели "ромбы". Модернизация танка с учетом боевого опыта и консультации с французскими союзниками: изменение вооружения (замена автоматической 40-мм пушки на 57-мм пушку), подвески и КПП для увеличения скорости до 7-10 км/ч позволило бы англичанам иметь идеальный штурмовой танк Первой Мировой Войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ

"Little Willie", Renault FT-17 и Mk.А "Whippet", "Oberschlesien"  (последние 3 даны для сравнения) 

ТИП ТАНКА

"Little Willie"

Renault FT-17

Mk.А "Whippet"

  "Oberschlesien"

ГОД ВЫПУСКА

1915

1917

1917

1918 (проект)

БОЕВАЯ МАССА, кг

18300

6800

14000

19000

ЭКИПАЖ, чел.

4 6

2

3

5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм

Длина

5450 (без «хвоста»)

5000 (с «хвостом»)

6080

6200

Ширина

2800

1740

2620

2340

Высота

2410

2140

2750

2965

ВООРУЖЕНИЕ

Пушки, мм

1 х 40-мм Vickers

1 х 37-мм Hotchkiss SA18

1х57-мм Максима-Норденфельдта

Пулеметы, мм

2 х 7,7-мм Hotchkiss Mk.I

или 1 х 8-мм Hotchkiss mod.1914

4 х 7,7-мм Hotchkiss Mk.I

2х7,92-мм MG08

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптические пулеметные прицелы

телескопический прицел

оптические пулеметные прицелы

оптические прицелы

БРОНИРОВАНИЕ, мм

Лоб корпуса

6

16

14

14

Борт корпуса

6

16

14

10

Башня/надстройка

6

16

14

10

Крыша и днище

6

6

6

10

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель

Foster Daimler

Renault

Taylor JB

AS3 «Аргус»

Тип

карбюраторный

карбюраторный

карбюраторный

карбюраторный

Мощность, л.с.

105 л.с.

35

45

180

Общая мощность, л.с.

105

35

90 (2 х 45)

180

ТРАНСМИССИЯ

механическая с 4-х скоростной коробкой передач

механическая с 4-х скоростной коробкой передач

механическая с 4-х скоростной коробкой передач

механическая

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт)

8 сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, заднее ведущее колесо

9 опорных и 6 поддерживающих катков, заднее ведущее колесо

16 сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, заднее ведущее колесо

16 опорных катков собранных в 4 тележки, переднее и заднее направляющие колёса, с центральным расположением ведущего колеса

СКОРОСТЬ км/ч

3,2 (вперёд)/1 (назад)

7,7

13,4

16

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

130

35

130

60 — 100

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Подъём, град.

20

45

40

н/д

Высота стенки, м

0,6

0,5

0,75

н/д

Ширина рва, м

1,5

1,8

2,1

2,5

Глубина брода, м

0,5

0,7

0,8

н/д

СРЕДСТВА СВЯЗИ

отсутствовали

отсутствовали

отсутствовали

отсутствовали

 Источники:

 

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account