Первая русско-японская война. Глава I — Порт-Артурская побудка (ФАН)
Доброго времени суток, коллеги. Продолжаю публикацию истории о Первой русско-японской войне 1904-1905 гг в своей альт-вселенной ФАН. Речь пойдет о первой ночи и первом дне войны.
Торпедная атака японских миноносцев в ночь с 8 на 9 февраля. Начало войны
Вкратце об описываемых событиях
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года на внешнем рейде Порт-Артура царила вполне обыденная суета. Часть кораблей принимали с барж уголь, из-за чего о светомаскировке пришлось забыть. Незанятая часть эскадры начала медленно погружаться в сон. Крейсер "Забияка" вместе с 1-м отрядом истребителей направился на патрулирование на юг. Плохая погода сильно мешала наблюдениям. "Новик" под флагом адмирала Макарова принялся патрулировать восточное направление к внешнему рейду Порт-Артура на крейсерской скорости. Адмирал прилег отдохнуть.
Тем временем, пользуясь темнотой и плохой погодой, к внешнему рейду Порт-Артура продвигались 4 истребителя и 8 миноносцев японского Соединенного флота. Их задача была простой и ясной – нанести торпедный удар и потопить как можно больше кораблей русского Тихоокеанского флота, чем фактически развязывалась война еще до ее официального объявления. Три отряда двигались раздельно, в полной темноте, благодаря чему им удалось удачно миновать патруль во главе с "Забиякой". а обнаруживший японские истребители "Новик" принял их за свои. В результате японским кораблям удалось прокрасться непосредственно к стоянке русских кораблей. В 23.47 одновременно прогремели два взрыва. Война началась.
Внезапность обеспечила японцам полное первосходство и учебные условия стрельбы на какое-то время. Первая торпеда, выпущенная миноносцем "Хаябуса", попала в броненосец "Петропавловск" в 2 метрах от форштевня. В результате нос корабля оказался начисто разворочен, начала быстро прибывать вода. Вторая японская торпеда, вероятно, с "Асасио" попала в броненосец "Победа" в районе левого носового торпедного аппарата, который, к счастью, оказался не заряжен. В пробоину сразу же хлынул поток воды, броненосец получил крен на левой борт, который с каждой минутой все возрастал. В 23.51 свою цель нашла третья торпеда, поразив в левый борт броненосец "Цесаревич" в районе носового котельного отсека.
Сразу же после первого взрыва на кораблях эскадры забили боевую тревогу. Несмотря на общий шок, экипажи некоторых кораблей достаточно быстро пришли в себя и дали отпор – сказывались тренировки, которые адмирал Макаров старался проводить как можно чаще. Среди первых кораблей, открывших огонь по японцам, был флагманский "Новик", а также броненосцы "Император Александр III" и "Пересвет".
… сквозь сон не сразу понял я, что прогремел мощный взрыв. Когда же осознание этого дошло до меня, я, бранясь на чем свет стоит, кинулся из своей каюты на мостик, едва успев обуться и даже не одевшись. Холодный ветер быстро привел меня в чувство, и в дальнейшем бранился я уже с определенной целью – на погоду, на растерявшихся матросов, на нелегкую судьбу адмирала и на себя самого, так как на мостик я пришел уже порядком замерзший. Сразу же за мной на мостик поднялся и капитан Бойсман, с серьезным видом посмотревший сначала на меня, а затем на вахтенного – молодого лейтенанта с перепуганными глазами размером с блюдца.
– Доклад! – потребовал капитан.
Пока заикающийся лейтенант пытался объяснить, что происходит, я оценивал вид, открывающийся с мостика броненосца. То включались, то выключались прожектора, кто-то с "Александра" сделал одиночный и неуверенный выстрел в тень, направившуюся к нему. Посмотрев назад я обнаружил, что "Победа" сильно кренится на левый борт.
– Ваше благородие!
Я обернулся на знакомый голос, который мог принадлежать лишь моему вестовому Кошкину. Еще совсем недавно он бы назвал меня "Ваше Превосходительство", но после введения новых упрощенных норм обращения в прошлом году все офицеры стали "благородиями", будь то мичман или полный адмирал.
В руках у Кошкина была моя тужурка. Я благодарственно кивнул и поспешно одел ее.
– Петр Аркадьевич, – обратился ко мне капитан Бойсман, – что делать?
Слышать подобный вопрос от всегда уверенного в своих действиях Бойсмана было совершенно непривычно. Я взглядом поискал флагманский крейсер "Новик", но в суматохе определить, где он, было невозможно. В подобной ситуации склонность Степана Осиповича к быстрым и небольшим кораблям, которые всегда впереди, вдалеке от основных сил, скорее во вред, чем на пользу.
– Похоже, на нас напали, – коротко ответил я. – "Победа" повреждена. Приготовиться к бою, стрелять по любому кораблю, который покажется подозрительным. Передайте то же на другие корабли.
Через минуту прожектора "Пересвета" выхватили из темноты корабль с иероглифами на бортах.
– Японский! – прокомментировал Бойсман.
– Это война, – коротко сказал я.
Спустя мгновение вода вокруг вражеского миноносца закипела от упавших снарядов…
Из дневника контр-адмирала П. А. Воронцова
"Пересвет" и "Император Александр III" открыли огонь по обнаруженным японским кораблям почти одновременно. Новейший броненосец эскадры быстрая реакция спасла от торпедирования – истребитель "Акебоно" твердо намеревался всадить торпеду в броненосец, когда примерно в 23.57 русский снаряд (вероятно, 75-мм) взорвался на его мостике. Какое-то время истребитель еще двигался прямо, но затем развернулся и отправился на юго-восток. Так же поступили и прочие японские корабли — русский флот начал давать отпор, отстреливаясь с каждой минутой все более и более уверенно. При этом не всем японским кораблям удалось уйти – истребитель "Акебоно", уже поврежденный, нарвался на "Новика", на мостике которого уже стояли адмирал Макаров и капитан II ранга Эссен, а комендоры ждали лишь приказа, в кого стрелять и когда прекратить это делать. В результате, несмотря на высокую скорость, истребитель получил от 3 до 8 попаданий 120-мм фугасными снарядами. Точнее узнать так и не удалось – "Акебоно" удалось затеряться в темноте, но на базу он так и не прибыл…
Примерно так японцы представляли себе события ночи 8-9 февраля. На деле все было окрашено в куда более мрачные тона. В прямом смысле — миноносцы и истребители японского флота имели черную "ночную" окраску.
Немногим позднее 14-й отряд миноносцев Соединенного флота, уже почти оторвавшись от преследовавшего их "Новика", нарвался на идущий навстречу ему русский патруль в составе "Забияки" и 4 истребителей. Японцы сами подписали себе приговор – посчитав, что перед ними каким-то образом оказался "Новик", они открыли огонь по "Забияке", который просто-напросто ответил тем же (про его командира, капитана II ранга В. М. Быкова не единожды шутили во флоте, что он вначале стреляет, потом думает). Схватка была короткой, но продуктивной – обменявшись залпами, отряды разошлись, за исключением миноносца "Касасаги" – первым же снарядом с "Забияки" ему перебило паропровод, и корабль лишился хода. Пользуясь тем, что русские корабли отвлеклись на добивание поврежденного корабля, остальные 3 миноносца 14-го отряда затерялись в темноте.
В результате нападения японского флота на Тихоокеанский флот были тяжело повреждены 3 броненосца – "Петропавловск", "Победа" и "Цесаревич". Причем "Цесаревичу" и "Победе" пришлось уйти на мель, приткнувшись по бокам у входа в гавань Порт-Артура, а "Петропавловск" остался на плаву, несмотря на свой значительный дифферент на нос – повезло с характером повреждений и быстрой реакцией трюмной команды, задраившей все переборки сразу же после получения попадания (на броненосце мало кто спал перед нападением – возникли проблемы с погрузкой угля, из-за чего пришлось поднять на погрузку всю команду). Людские потери флота были незначительны – 18 убитых и пропавших без вести, и 4 раненых. Японцам атака тоже обошлась не "бесплатно" – были потеряны истребитель "Акебоно" и миноносец "Касасаги", убитыми и пропавшими без вести японцы потеряли 75 человек, еще 6 попали в плен (с "Касасаги"), а ранеными на вернувшихся из налета кораблях насчитали 21 человека.
Перед рассветом начальником штаба адмирала Того, Х. Симамурой было предложено провести вторую атаку теми кораблями, которые вернулись из Дальнего (русских кораблей там не оказалось), но адмирал решил не рисковать кораблями. Вместо этого было решено утром прибыть к Порт-Артуру в полном составе флота (10 броненосцев и 2 броненосных крейсера, плюс 4 бронепалубных крейсера и авизо контр-адмирала Дева) для разведки потерь русских и вероятного добивания поврежденных кораблей.
Порт-Артурское морское сражение 9 февраля
Часть повреждений "Баяна" после морского сражения у Порт-Артура 9 февраля 1904 года.
С рассветом корабли начали втягиваться на внутренний рейд. Вперед пустили поврежденный "Петропавловск", который еще держался на плаву. За ним пошли "Севастополь" и "Полтава" под флагом контр-адмирала Ухтомского. В это время со стороны юго-востока показались дымки, которые вскоре оказались всем японским Соединенным флотом. Оставшимся на внешнем рейде броненосцам ("Император Александр III", "Ретвизан", "Пересвет", "Громобой"; находившаяся на входе во внутренний рейд "Полтава", приткнувшиеся к берегу "Цесаревич" и "Победа" в бою почти не участвовали) требовалось время на перестроение, и передав командование ими адмиралу Воронцову, адмирал Макаров на "Новике" двинулся полным ходом навстречу японским кораблям. Вместе с ним выдвинулись "Забияка" и крейсера Баранова (3 броненосных крейсера типа "Баян"). Помимо выигрыша времени планировалось также установить точную численность японских кораблей и их построение.
Было установлено, что ближе всего к русским кораблям находятся крейсера контр-адмирала С. Дева, а основные силы японского флота располагались на несколько миль дальше. В результате Макаров пошел на рискованный шаг, решив нанести урон противнику, пользуясь временным превосходством, и в 09.51 завязал бой со своими 6 кораблями с 5 японскими. В горячке боя он опасно сблизился с японскими кораблями, которые сосредоточили огонь на флагманском крейсере, в результате в "Новик" попали 2 203-мм и 2 120-мм снаряда. Оказалось выведенным из строя кормовое 120-мм орудие, 16 человек погибли, 15 оказались раненными. Среди последних был и сам адмирал – не желая ограничивать обзор, он отказался уходить в боевую рубку, в результате осколками 203-мм снаряда, попавшего в первую дымовую трубу, его тяжело ранило. Почти сразу адмирал лишился сознания. Из-за этого же попадания сильно упала тяга, в результате чего скорость крейсера уменьшилась. Другим 203-мм снарядом сбило единственную мачту на крейсере, в результате чего отряд, опасно выдвинутый вперед, лишился командования и возможности передачи приказов.
Видя бедственное положение флагманского крейсера и то, что тот лишился возможности передавать приказы, контр-адмирал Баранов, решительный и инициативный человек, решил принять командование на себя и в 10.23 приказал "Новику" и "Забияке" отходить, расположив свои крейсера между ними и японцами. "Баянам" фугасные японские снаряды причиняли мало бед – зато русские артиллеристы добились нескольких эффективных попаданий. Так, флагманский крейсер адмирала Дева "Читосе" лишился кормовой 203-мм пушки – мощным взрывом русского восьмидюймового фугаса прямо под ее основанием установку выбросило за борт. Уже спустя 15 минут после начала боя отряд адмирала Дева развернулся и на полной скорости отошел под прикрытие своих броненосцев. Какое-то время крейсера Баранова вели бой и с ними, прикрывая отход "Новика" (у которого, напомню, упала скорость хода из-за повреждения носовой трубы). В ходе этого периода боя флагманский "Баян" получил 2 попадания 305-мм снарядами, которые причинили ему сильные разрушения в корме и посекли осколками 4-ю дымовую трубу. Тем не менее, корабль сохранил боеспособность и уверенно уходил по направлению к своим кораблям и береговым батареям.
Когда между русскими и японскими броненосцами дистанция сократилась до 64 кабельтовых (довольно значительное расстояние), броненосец "Император Александр III" в 11.22 открыл огонь по флагманскому броненосцу адмирала Того "Микасе", пользуясь своей СУО. Первый залп упал с недолетом, но второй и третий уже легли ближе, а четвертый дал накрытие. "Александр" принялся огнем поддерживать свои крейсера, отходящие под прикрытие своих броненосцев. Несмотря на то, что часть СУО "Александра" (механический вычислитель) вышла из строя уже вскоре после открытия огня, а артиллерийские таблицы были расчитаны лишь на дистанцию до 50 кабельтовых, до выхода из строя вычислителя он дважды попал в "Микасу" во время сближения (один снаряд попал в бронепояс, но не пробил его, второй срикошетил от толстого барбета носовой башни и ушел в море). Сам факт подобного вызвал смятение в рядах японцев и воодушевил русских моряков. Вслед за ним редкий огонь открыли "Пересвет", "Ретвизан" и "Громобой" (механическим вычислителем попытался воспользоваться лишь "Пересвет", но после второго залпа и он вышел из строя). Японцы начали отвечать несколько позднее, продолжив постепенное сближение.
Эскадренный броненосец "Император Александр III"
«Император Александр III», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург– 11.05.1900/21.07.1901/10.06.1903
Водоизмещение: 15 516 тонн
Размерения: 128,8х24,22х7,97 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 16 500 л.с. = 18,5 узлов
Запас топлива: 831/1300 тонн угля
Дальность: 3650 миль (10 узлов)
Броня (крупп): нижний пояс 127-229 мм, казематы 76 мм, башни ГК 254 мм, крыши башен ГК 63 мм, барбеты 102-254 мм, башни СК 152 мм, крыши башен СК 30 мм, барбеты СК 127 мм, переборки 51 мм, рубка 203 мм, кожухи КО 19 мм, ПТП 43 мм, палубы 25-51 мм
Вооружение: 4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 5 381-мм торпедных аппарата
Экипаж: 27/744 человека
В 11.48, с дистанции в 48 кабельтовых, "Император Александр III" поразил "Микасу" 2 снарядами. В результате этого из строя вышли сразу 3 152-мм орудия. Следующий залп дал еще одно попадание по японскому флагману – 305-мм снаряд попал под невыгодным углом в кормовую башню и ушел в сторону, заклинив ее. После такого адмирал Того приказал развернуться и выйти из боя кораблям эскадры. "Александр" послал вдогонку ему еще 2 залпа, после чего прекратил огонь из-за увеличения дистанции более 50 кабельтовых. В 12.20 прогремел последний выстрел с неугомонного "Баяна", который игнорировал все полученные в бою повреждения и какое-то время преследовал хвост японской колонны (при этом кормовому крейсеру "Ниссин" досталось пренеприятное попадание ниже ватерлинии – к счастью для японцев, снаряд не взорвался).
Стоит также отметить, что в ходе боя по японским кораблям вели огонь и береговые батареи. Самого большого успеха удалось добиться батарее Электрического утеса – два 254-мм фугасных снаряда поразили флагманский броненосец контр-адмирала Т. Насибы "Сикисима", вызвав пожар в кормовой части, который, впрочем, быстро потушили.
Избитые, но не сломленные
"Баян" утром 10 февраля 1904 года. Так выглядит корабль, который померялся калибрами с японскими броненосцами и остался при этом жив.
В результате дневного боя у Порт-Артура ни одна из сторон не добилась победы и не понесла потери в кораблях. В то же время, те или иные повреждения получили все русские броненосцы, находившиеся на внешнем рейде, крейсера "Баян", "Аскольд" и "Новик". Самые тяжелые повреждения получили "Баян" (19 попаданий снарядов калибром от 75 до 305 мм) и "Новик" (9 попаданий калибром от 75 до 203 мм, одно из них подводное). В то же время "Император Александр III", получивший 15 попаданий снарядов от 75 до 305 мм калибром, отделался лишь легким испугом – все жизненно важные элементы кораблей надежно защищались броней. Наибольшая потеря броненосца – выход из строя вычислителя СУО – произошла из-за сотрясения от собственной стрельбы. Тем не менее, именно с ним он показал хорошую точность стрельбы на дальних дистанциях, в цель попало 6,6 процентов снарядов (5 из 76 выпущенных). Аналогично вычислитель СУО вышел из строя из-за сотрясения и на "Пересвете", остальные же корабли вовсе не пользовались им по тем или иным причинам, ведя огонь по таблицам, из-за чего точность стрельбы оказалась ниже в сравнении с японскими кораблями, которые добились большего процента попаданий (в основном из-за того, что следуя примеру "Александра", русские корабли открыли огонь с больших дистанций, из-за чего расход снарядов оказался выше, а точность – ниже). Тем не менее, корабли Тихоокеанского флота показали себя в бою хорошо, экипажи действовали умело, а механизмы, за исключением капризных вычислителей СУО, действовали надежно, без отказов. Высоких похвал наместника, бывшего свидетелем боя с наблюдательного поста на Золотой горе, заслужил адмирал Баранов, смело действовавший своими крейсерами против японцев на протяжении всего сражения.
И все же Тихоокеанский флот понес значительные потери. Пожалуй, главной из них являлось тяжелое ранение (осколками в голову, грудь и живот) адмирала Макарова, командующего флотом. Лишь он мог кое-как сопротивляться диктаторской натуре Алексеева и верно направлять флот. Это ранение целиком и полностью стало расплатой за приверженность Степана Осиповича легкобронированным кораблям – на броненосцах ему было тесно, как и вообще под прикрытием брони. Кроме того, тяжело поврежденный "Новик" пришлось отправить в ремонт. Длительного ремонта требовал и "Петропавловск", которому взрывом торпеды разорвало форштевень, "Цесаревич" и "Победа" требовали не менее основательного ремонта. Все эти корабли требовалось ввести в док – и хотя он имелся в наличии, но мог одновременно принять лишь один корабль. Всего же людские потери Тихоокеанского флота за весь промежуток времени с ночи 8 до вечера 9 февраля 1904 года составили 198 человек убитыми и раненными. На флоте сложилась гнетущая атмосфера, еще более усугубленная приказами наместника
… приказ отсиживаться в гавани, значит, и ждать, пока японцы придут к нам в гости. Приказ отдать инициативу в руки врага. Приказ ограничить действия легких сил во избежание потерь. Когда я узнал об этом, в моей душе закрались подозрения, что Алексеев – японский агент…
Контр-адмирал П. А. Воронцов в своем дневнике
Японские корабли пострадали в бою не меньше, чем русские. Среди серьезно поврежденных кораблей была и флагманская "Микаса". Сильно избитыми были корабли адмирала Дева, который сказал после боя, что
… бой с вражескими крейсерами 1-го отряда напоминает драку с кирпичной стеной – сколько ударов, а страдать приходится самому…
В будущем между отрядом контр-адмирала Баранова и японскими крейсерами разгорится пламенная "любовь", о чем уже начали догадываться японцы. Тем не менее, им бой обошелся дешевле – включая экипажи миноносцев, убитыми, ранеными и пленными Соединенный флот потерял 174 человека.
Адмирал Того смело засчитал себе победу в бою. И если в тактическом плане бой был скорее ничьей, то в стратегическом Тихоокеанский флот сократился в численности (часть кораблей требовалось долго ремонтировать) и теперь однозначно уступал японскому. Вместе с приказами наместника русские корабли окончательно лишились инициативы, отдав море в полное владение японцев. Кроме того, лишив Тихоокеанский флот адмирала Макарова, японцы подорвали его боевой дух, что еще более ослабило моряков. Впрочем, смятение тихоокеанцев продлится недолго, и вскоре его место будет занято не менее деятельным командующим, а застой сменится активностью после того, как наместник покинет Порт-Артур.
У моряков Тихоокеанского флота вечером 9 февраля 1904 года было много вопросов. Когда войдут в строй поврежденные корабли? Сколько продлится война? Кто переживет ее, а кто погибнет? Матросы, офицеры и простые жители Порт-Артура задавали их друг другу, но всех их интересовала судьба трех крейсеров – "Варяга", "Корейца" и "Манджура" – волей наместника отправленных в Чемульпо и оказавшихся сейчас оторванными от основных сил флота. Что с ними? Примут они бой или сдадутся врагу? Значит ли отсутствие кораблей Камимуры у Порт-Артура то, что он был "занят" в Чемульпо? Ответы на эти вопросы были получены в Порт-Артуре уже следующим утром.
Примечания
Информация по снарядам, минам и полный список с ТТХ кораблей будет сведена в отдельный справочный пост, информация по которому еще не до конца готова.
На самом деле, со списком ТТХ не так все просто. Коллега Андрей Толстой высказывался за то, чтобы я дал краткую сводку, но хватит ли ее? К примеру, схема бронезащиты "Бородинцев" сильно отличается от реальной. Ее как, тоже в краткую сводку? А информация о больших углах возвышения орудий, подбашенных отделениях? Тогда сводка выйдет уже совсем не краткой, и в результате все равно придется отсылать коллег с вопросами к статьям по кораблям, либо приводить тонны копипасты непосредственно в каждой новой статье.
И да, по мере написания пространного описания событий не покидает чувство, что пишу какой-то мультик. Потому, вероятно, историческая часть будет писаться с перерывами на все ту же "техничку", дабы оценка собственных трудов не падала ниже нормы и ФАН не отправился в долгий ящик.