Переделать Ли-Энфилд: автоматическая винтовка Ридера

17

Переделать Ли-Энфилд: автоматическая винтовка Ридера

Статья с канала «Историческое оружиеведение» на яндекс-дзене.

Содержание:

Канал «Историческое оружиеведение» продолжает рассказывать своим подписчикам о том, как «очумелые ручки» переделывали винтовки с ручным заряжанием в винтовки с заряжанием автоматическим. И сегодня поговорим об еще одном способе превращения британской винтовки Ли-Энфилд обр. 1902 года МкIII в автоматическую винтовку — об автоматической винтовке Ридера обр. 1940 года.

Строго говоря, сам способ переделки был не нов. Интересны обстоятельства, при которых этот проект был реализован.

Автоматическая винтовка Ридера

Автоматическая винтовка Ридера

Особенности конструкции

Конструктор не стал изобретать велосипед, а всего лишь постарался сделать тоже, что сделал еще в 1915 году британец Хавел, т.е. установив на стандартную армейскую винтовку газоотвод, заставить его поршень открывать и закрывать затвор (о винтовке системы Хавела можно будет прочитать пройдя по ссылке в конце этой статьи).

Для этого справой стороны в стволе винтовки на расстоянии около 21 см от дульного среза делалось отверстие, которое выходило в газовую камеру газовой трубки с поршнем, крепившейся, соответственно, тоже с правой стороны.

Задний конец поршня с помощью специального «переходника» крепился к затвору винтовки, а дальше все работало, можно сказать, по «классической» схеме: при движении поршня назад открывался затвор и экстрактировалась стреляная гильза, при движении поршня вперед досылался новый патрон и запирался затвор.

Вся система весила около 1100 г и была съемной, т.е. могла быстро крепиться и так же быстро сниматься. После демонтажа системы винтовкой можно было пользоваться в обычном режиме.

В автоматическом режиме винтовка могла использовать как стандартный 10-патронный магазин, так и магазин увеличенной емкости на 20 патронов. Газовый привод обеспечивал скорострельность около 250 выстрелов в минуту.

Для удобства стрельбы винтовка оснащалась двумя деревянными рукоятями, а на прикладе ставился щиток-ограничитель для защиты лица стрелка от удара затвора, когда он выходил в крайнее заднее положение.

Но, наверное, самым интересным в этой переделке была ее стоимость — всего лишь 1 фунт стерлингов.

Винтовка могла вести только автоматический огонь.

В ходе испытаний было выявлено две основные проблемы: ствол перегревался после 100 выстрелов, и прицельные приспособления не обеспечивали нормального прицеливания из-за слишком сильной отдачи при стрельбе.

Детали газоотводной системы Ридера

Детали газоотводной системы Ридера

За дело берется почтальон

Именно так все и было: когда в июле 1940 года г-н Х.Дж.Р. Ридер обратился к подполковнику Россу, штабному офицеру британского Адмиралтейства в Южной Африке, с предложением сконструировать способ переделки винтовки Ли-Энфилд в автоматическую систему, он работал в Ремонтном департаменте кейптаунского Главпочтамта, в свободное от работы время занимаясь конструированием и ведением радиопрограмм на местном радио.

Изобретатель просил выделить ему одну стандартную армейскую винтовку для переоборудования в целях демонстрации и особо подчеркивал, что его вполне удовлетворит винтовка, бывшая в употреблении, и что она не пострадает.

Ответ полученный 3 сентября 1940 года, был весьма примечателен (с точки зрения консерватизма британских военных): от имени генерала, руководившего Технической службой, подполковник Росс выразил сомнение в необходимости такой винтовки, поскольку эти системы не стояли на вооружении других государств (о советской АВС британец, видимо, не слышал) и, кроме того, могут быть трудности в снабжении этой винтовки патронами (напомню — 1940 год).

Тем не менее 23 сентября 1940 года г-н Ридер получает в свое распоряжение винтовку «для экспериментов», но уже 18 ноября 1940 года г-н Ридер получил уведомление, в котором ему предписывалось вернуть оружие и продемонстрировать то, что у него получилось.

А получилось, как оказалось, неплохо: переоборудованная винтовка выдержала демонстрационные стрельбы. Подвели только пружины, которые изобретатель сделал «на коленке» из рояльных струн.

Военные проявили все-таки интерес, и г-н Ридер был временно переведен на военную службу. 18 июня 1941 года от отчитался о том, что недостатки системы (плохие пружины) были устранены и он готов приступить к переделке опытной партии.

Согласно документам, Ридер переделал 19 единиц (включая первую). Три из них были отправлены в Англию.

Однако, никаких дальнейших действий по этому проекту предпринято не было.

Винтовка Ридера в Военном музее Кейптауна

Винтовка Ридера в Военном музее Кейптауна

Судьба изобретения

Автоматическая винтовка Ридера на вооружение принята не была. Но, судя по тому, что сохранились документы о переделке 18 единиц, конструктор, после того, как более или менее довел до ума первые образцы, взялся переделывать другие винтовки с необычайным энтузиазмом.

Пока известна только одна винтовка, переоборудованная по системе Ридера — в 1981 году она была подарена вдовой конструктора Военному музею в Кейптауне. Это была винтовка, подаренная ему британским Адмиралтейством в 1944 году — в знак признательности за его работу.

источник: https://dzen.ru/a/Y6WGoF6tSTgnp_Pc

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account