Переделать Ли-Энфилд: автоматическая винтовка Ридера
Статья с канала «Историческое оружиеведение» на яндекс-дзене.
Содержание:
Канал «Историческое оружиеведение» продолжает рассказывать своим подписчикам о том, как «очумелые ручки» переделывали винтовки с ручным заряжанием в винтовки с заряжанием автоматическим. И сегодня поговорим об еще одном способе превращения британской винтовки Ли-Энфилд обр. 1902 года МкIII в автоматическую винтовку — об автоматической винтовке Ридера обр. 1940 года.
Строго говоря, сам способ переделки был не нов. Интересны обстоятельства, при которых этот проект был реализован.
Особенности конструкции
Конструктор не стал изобретать велосипед, а всего лишь постарался сделать тоже, что сделал еще в 1915 году британец Хавел, т.е. установив на стандартную армейскую винтовку газоотвод, заставить его поршень открывать и закрывать затвор (о винтовке системы Хавела можно будет прочитать пройдя по ссылке в конце этой статьи).
Для этого справой стороны в стволе винтовки на расстоянии около 21 см от дульного среза делалось отверстие, которое выходило в газовую камеру газовой трубки с поршнем, крепившейся, соответственно, тоже с правой стороны.
Задний конец поршня с помощью специального «переходника» крепился к затвору винтовки, а дальше все работало, можно сказать, по «классической» схеме: при движении поршня назад открывался затвор и экстрактировалась стреляная гильза, при движении поршня вперед досылался новый патрон и запирался затвор.
Вся система весила около 1100 г и была съемной, т.е. могла быстро крепиться и так же быстро сниматься. После демонтажа системы винтовкой можно было пользоваться в обычном режиме.
В автоматическом режиме винтовка могла использовать как стандартный 10-патронный магазин, так и магазин увеличенной емкости на 20 патронов. Газовый привод обеспечивал скорострельность около 250 выстрелов в минуту.
Для удобства стрельбы винтовка оснащалась двумя деревянными рукоятями, а на прикладе ставился щиток-ограничитель для защиты лица стрелка от удара затвора, когда он выходил в крайнее заднее положение.
Но, наверное, самым интересным в этой переделке была ее стоимость — всего лишь 1 фунт стерлингов.
Винтовка могла вести только автоматический огонь.
В ходе испытаний было выявлено две основные проблемы: ствол перегревался после 100 выстрелов, и прицельные приспособления не обеспечивали нормального прицеливания из-за слишком сильной отдачи при стрельбе.
За дело берется почтальон
Именно так все и было: когда в июле 1940 года г-н Х.Дж.Р. Ридер обратился к подполковнику Россу, штабному офицеру британского Адмиралтейства в Южной Африке, с предложением сконструировать способ переделки винтовки Ли-Энфилд в автоматическую систему, он работал в Ремонтном департаменте кейптаунского Главпочтамта, в свободное от работы время занимаясь конструированием и ведением радиопрограмм на местном радио.
Изобретатель просил выделить ему одну стандартную армейскую винтовку для переоборудования в целях демонстрации и особо подчеркивал, что его вполне удовлетворит винтовка, бывшая в употреблении, и что она не пострадает.
Ответ полученный 3 сентября 1940 года, был весьма примечателен (с точки зрения консерватизма британских военных): от имени генерала, руководившего Технической службой, подполковник Росс выразил сомнение в необходимости такой винтовки, поскольку эти системы не стояли на вооружении других государств (о советской АВС британец, видимо, не слышал) и, кроме того, могут быть трудности в снабжении этой винтовки патронами (напомню — 1940 год).
Тем не менее 23 сентября 1940 года г-н Ридер получает в свое распоряжение винтовку «для экспериментов», но уже 18 ноября 1940 года г-н Ридер получил уведомление, в котором ему предписывалось вернуть оружие и продемонстрировать то, что у него получилось.
А получилось, как оказалось, неплохо: переоборудованная винтовка выдержала демонстрационные стрельбы. Подвели только пружины, которые изобретатель сделал «на коленке» из рояльных струн.
Военные проявили все-таки интерес, и г-н Ридер был временно переведен на военную службу. 18 июня 1941 года от отчитался о том, что недостатки системы (плохие пружины) были устранены и он готов приступить к переделке опытной партии.
Согласно документам, Ридер переделал 19 единиц (включая первую). Три из них были отправлены в Англию.
Однако, никаких дальнейших действий по этому проекту предпринято не было.
Судьба изобретения
Автоматическая винтовка Ридера на вооружение принята не была. Но, судя по тому, что сохранились документы о переделке 18 единиц, конструктор, после того, как более или менее довел до ума первые образцы, взялся переделывать другие винтовки с необычайным энтузиазмом.
Пока известна только одна винтовка, переоборудованная по системе Ридера — в 1981 году она была подарена вдовой конструктора Военному музею в Кейптауне. Это была винтовка, подаренная ему британским Адмиралтейством в 1944 году — в знак признательности за его работу.
источник: https://dzen.ru/a/Y6WGoF6tSTgnp_Pc