1

После национализации 1936 года французская авиастроительная компания Avions Marcel Bloch вошла в объединение SNCASO (ныне компания Dassault) и продолжала свою активность в области создания боевых самолетов. Незадолго перед Второй Мировой войной компанией были созданы истребители серии M.B.150–155, многоцелевые самолеты M.B.170, бомбардировщики M.B.200 и M.B.210, скоростные бомбардировщики M.B.131 и экспериментальные четырехмоторные самолеты M.B.135 и M.B.162.

Её деятельность в области гражданской авиации была не столь выдающейся, но и здесь были успехи. Начало было положено в 1933 году, когда трехмоторный высокоплан M.B.120 был закуплен государственной компанией Régie Air Afrique, выполнявшей полеты на африканских маршрутах. Хотя M.B.120 выглядел не слишком современно и был похож на распространенные тогда трехмоторные самолеты компании Fokker. Однако для чреватой многими опасностями службы в тропиках M.B.120 выгодно отличался цельнометаллической конструкцией и в этом плане был довольно похож на бомбардировщик M.B.200. Всего было создано 11 машин данного типа, последний из которых (номер гражданской регистрации F-ANTK), находясь на службе режима Виши, летал еще в начале 1942 года.

Еще до войны в Avions Marcel Bloch решали привлечь внимание флагмана французских авиаперевозок — авиакомпанию Air France. В начале 1935 года в компании Bloch путем замены была выполнена адаптация только что прошедшего испытания бомбардировщика M.B.210 в транспортный вариант. Этим новым самолетом планировали не только заменить неудовлетворительные машины компаний Potez и Wibault, но и противостоять натиску американских самолетов компании Douglas (в частности DC-2), поставки которых в Европу начали расширяться.

Официальный заказ в Курбевуа пришел 26 июня 1935 года, и компания Bloch сработала быстро: уже в январе 1936 года началась сборка прототипа, в июне начались первые испытания двигателя, а 11 числа этого же месяца под управлением заводского летчика-испытателя Кюрваля (Curvalle) состоялся первый полет самолета. В том же году был разработан проект увеличенной версии 

Поставки заказанных машин начались в 1937 году после испытаний компанией Air France прототипа M.B.220-01 (номер гражданской регистрации F-AOHA). Первая серийная машина «Gascogne» (номер гражданской регистрации F-AOHB, сер. ном. 2) совершил первый полет в мае 1937 года, последняя – в июне 1939 года. Как это было принято в Air France каждый самолет получил свое собственное имя (в случае M.B.220 это были названия регионов Франции):

  • ● «Guyenne» (Гиень) – номер гражданской регистрации F-AOHC, сер. ном. 3;
  • ● «Auvergne» (Овернь) – номер гражданской регистрации F-AOHD, сер. ном. 4;
  • ● «Aunis» (Они) – номер гражданской регистрации F-AOHE, сер. ном. 5;
  • ● «Saintonge» (Сентонж) – номер гражданской регистрации F-AOHF, сер. ном. 6;
  • ● «Flandre» (Фландрия) – номер гражданской регистрации F-AOHG, сер. ном. 7;
  • ● «Savoie» (Савойя) – номер гражданской регистрации F-AOHH, сер. ном. 8;
  • ● «Berry» (Берри) – номер гражданской регистрации F-AOHI, сер. ном. 9;
  • ● «Poitou» (Пуату) – номер гражданской регистрации F-AOHJ, сер. ном. 10;
  • ● «Anjou» (Анжу) – номер гражданской регистрации F-AQHK, сер. ном. 11;
  • ● «Languedoc» (Лангедок) – номер гражданской регистрации F-AQHL, сер. ном. 12;
  • ● «Provence» (Прованс) – номер гражданской регистрации F-AQNM, сер. ном. 13;
  • ● «Champagne» (Шампань) – номер гражданской регистрации F-AQNN, сер. ном. 14;
  • ● «Alsace» (Эльзас) – номер гражданской регистрации F-AQNO, сер. ном. 15;
  • ● «Lorraine» (Лотарингия) – номер гражданской регистрации F-AQNP, сер. ном. 16;
  • ● «Rousillion» (Руссильон) – номер гражданской регистрации F-AQNQ, сер. ном. 17.

Безымянный прототип использовался для обучения и испытаний. 

Сначала MB 220 использовались на трассе Париж — Марсель, затем и на других внутренних линиях. 27 марта 1938 самолёты вышли на международный маршрут Париж — Лондон. Здесь MB 220 заменили авиалайнеры Wibault 282T. Интенсивность перевозок постоянно возрастала — к середине 1939 году рейсы между двумя европейскими столицами стали выполняться ежечасно. Летом 1938 начались регулярные полёты в Амстердам, Бухарест, Прагу, Стокгольм и Цюрих. Комфортабельные машины использовались и для обслуживания VIP-персон. В сентябре 1938 года «знаменитыми» стали «Flandre» и «Poitou», доставившие французскую делегацию в Мюнхен на встречу с Гитлером.

С началом Второй Мировой войны пять самолётов (среди них и прототип) были реквизированы и использовались в качестве военно-транспортных в составе Armée de l'Air. Самолеты были приписаны к транспортной авиагруппе GAT (Groupement Aérien de Transport) 1/444. Машины получили не только опознавательные знаки и камуфляж французских ВВС, но а также новые обозначение – M.B.220F и новые имена в честь знаменитых воинов прошлого. Так прототип F-AOHA стал «Cne.Delage», F-AOHD – «S/lt. Morfaux», F-AQNL – « S/lt. Rugammer », F-AQNM – «S/lt.Lauthe» и F-AQNN – «S/lt.Dumensil».

Уже 3 марта 1940 года GAT 1/444 потеряла первую машину – прототип F-AOHA. Оставшиеся четыре машины военно-транспортной авиации пережили кампанию 1940 года, но после оккупации Франции, компанией Lufthansa были захвачены три машины, получившие немецкие номера гражданской регистрации D-AKGC, D-AXWA и D-AXWB. Полностью идентифицировать захваченные Германией машины пока не удалось, известно лишь, что D-AKGC был F-AQNM из GAT 1/444, а F-AOHH стал D-AXWA.

У Air France на территории, контролируемой Вишистским режимом, остались самолёты с номерами F-AQNL, F-AOHG, F-AOHJ, F-AQNO и F-ARIQ. Первая из этих машин потерпела катастрофу 1 сентября 1941. Во время взлёта отказал двигатель, самолёт рухнул в озеро, погибли пятнадцать человек из семнадцати находившихся на борту. После оккупации Франции остальные машины, по-видимому, попали в руки Luftwaffe, о чем могут свидетельствовать найденные после окончания войны в венском аэропорту обломки этих самолетов с немецкими обозначениями. Французскими остались лишь три машины, которые вплоть до 1944 года находились на территории Северной Африки в составе сил Свободной Франции.

Несмотря на все перипетии военных лет в 1945 году в строю оставались пять самолётов (номера гражданской регистрации F-AOHC, F-AOHD, F-AOHE, F-AOHF и F-AQNN), которые были возвращены авиакомпании Air France. Машины подверглись доработке — на них поставили 1200-сильные (882 кВт) двигатели Wright R-1820-97 Cyclone. Под обозначением Bloch 221 в феврале 1946 года самолеты были выпущены на пассажирские авиалинии. На европейских авиалиниях самолеты летали вплоть до 1949 года (в том числе и в Прагу), после чего три машины были проданы чартерной авиакомпании SANA. Один самолет – бывший F-AQNN – был вновь передан Armée de l'Air, где получил новое имя «Edouard Serre» и выполнял полеты вплоть до 1952 года. Вплоть до этого же года машины данного типа эксплуатировались в составе авиакомпании SANA.

Среди европейских авиалайнеров, созданных в середине 1930-х, MB 220 выделялся высокой скоростью и повышенным комфортом. Для сравнительно коротких европейских линий M.B.220 предоставлял достаточно удобств — удобные широкие кресла с регулируемыми спинками и откидными столиками с отверстием для стакана. Уровень шума в салоне был низким, хорошо работали системы отопления и вентиляции. 

Что же касается главного соперника – DC-2, самолёт Марселя Блоша был вместительнее (шестнадцать мест против четырнадцати) и просторнее. Превосходил он американца и по скорости. Тем не менее, в 1939 году Air France начала приобретать DC-2 (до начала войны был поставлен один самолёт). Из этого можно сделать вывод, что по совокупности эксплуатационных характеристик M.B.220 всё же уступал американскому конкуренту. Малый тираж M.B.220 можно объяснить и тем, что с началом Второй Мировой войны гражданские перевозки в Европе резко сократились. А после войны на рынке появилось огромное количество более производительных и дешёвых C-47. Это не могло не сказаться на производстве других самолётов того же класса.

Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция


схемы пассажирского самолета M.B.220

Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
пассажирский самолет Bloch M.B.220 (сер. ном. 10) авиакомпании Air France
F-AOHJ "Poitou"

Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
военно-транспортный самолет Bloch M.B.220F
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
пассажирский самолет Bloch M.B.220 (сер. 8) авиакомпании Lufthansa (номер гражданской регистрации D-AXWA)
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
прототип M.B.220-01 (номер гражданской регистрации F-AOHA)
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
пассажирский самолет Bloch M.B.220 «Auvergne» в Ле-Бурже
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
Bloch M.B.220 F-AOHH «Savoie» принадлежал компании Lufthansa и летал в 1943 году с немецкими номерами гражданской регистрации D-AXWA и D-AKCA
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
Bloch M.B.220 F-AOHH после смены собственника и кода
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
снимок, сделанный до войны в Кройдоне. На нем Bloch M.B.220 F-AOHB Gascogne изображен совместно с Bloch M.B.220 F-AQNP «Lorraine» и FW 200 D-AMHC «Nordmark», который тогда принадлежал компании Lufthansa и летал немецким номером гражданской регистрации D-AXWJ
Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
Bloch M.B.220 №08 (бывш. F-AOHH «Savoie» компании Air France) в составе компании Lufthansa получил немецкий номер гражданской регистрации D-AXWA; Вена-Асперн 1943 год

КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

M.B.220 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий (лишь стабилизатор имел подкосы) низкоплан.

Фюзеляж

Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение и был лишен герметизации. Обшивка фюзеляжа гладкая работающая из плакированного алюминия. В носовой части отсек для приборов и оборудования, за ним трёхместная закрытая кабина (всего в самолете размещались четыре члена экипажа). За кабиной располагался пассажирский салон на 16 мест. Салон был разделён на два отсека — передний с шестью креслами, задний — с десятью. В каждом ряду по два кресла с проходом между ними. Позади салона размещалось багажное отделение. Входная дверь находилась по левому борту позади салона.

Крыло

Крыло состояло из трех частей: прямоугольного в плане центроплана и двух трапецевидных консолей. Силовой набор крыла был металлическим, обшивка была гладкой и изготавливалась из дюраля. Гондолы двигателей силовой установки крепились к центроплану крыла.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение было цельнометаллическим однокилевым, классической схемы. Стабилизатор горизонтального оперения подкосный.

Силовая установка

Силовая установка прототипа состояла из двух двухрядных четырнадцатицилиндровых радиальных двигателей Gnome-Rhóne 14K, развивавших мощность 810 л.с. (595 кВт) и вращавших трехлопастные винты Ratier с изменяемым шагом. Двигатели устанавливались в капоты NACA. Топливо размещалось в центроплане крыла.

Шасси

Основные стойки шасси убирались в гондолы двигателей вперед (против направления движения самолета). Хвостовое колесо оставалось неубирающимся.

***

Серийные самолеты отличались установкой более мощных двигателей Gnome-Rhóne 14N 16/17 (правого и левого вращения соответственно), развивавших 985 л.с. (724 кВт) каждый. В более поздних машинах было упрощенное лобовое стекло кабины (на манер DC-2), а вместимость топливной системы была увеличена до 2217 литров.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: пассажирский/военно-транспортный самолет

Компания-производитель: Avions Marcel Bloch (после 1936 года SNCASO – Societě Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest), Курбевуа, деп. Сена. Прототип изготовлен заводом в Вилакубле, серийное производство в Мариньяне (Марсель)

Экипаж: 4 человека

Силовая установка:

прототип – два четырнадцатицилиндровых двухрядных звёздообразных двигателя воздушного охлаждения Gnôme Rhône 14K Mistral Major, развивавших мощность 810 л.с.(595 кВт)
серийные до войны – два четырнадцатицилиндровых двухрядных звёздообразных двигателя воздушного охлаждения Gnôme Rhône 14N 16/17, развивавших мощность 910/985 л.с. (672/724 кВт)
серийные после войны – два девятицилиндровых однорядных звёздообразных двигателя воздушного охлаждения Wright R-1820-97 Cyclone, развивавших мощность 1200 л.с. (890 кВт)

Размеры:

размах крыла 22,84 м
длина 19,59 м
высота 5,90 м
площадь крыла 72,00 м²

Вес:

пустого 6160 кг
взлетный 9300 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 2400 метров 350 км/ч
крейсерская скорость на высоте 280 км/ч
начальная скорость набора высоты 6,00 м/с 
практический потолок 7500 м 
дальность полета 1400 км

Производство: 17 экземпляров

источники:

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account