Пассажирские самолеты Albatros L.73. Германия Часть 2
Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
ALBATROS L.73
Немецкий биплан с двумя 240-сильными двигателями BMW.IV
Содержание:
С облегчением ограничений, которые до сих пор накладывались союзниками на немецкую авиастроительную промышленность и эксплуатацию Германией авиационной техники, в авиастроении этой страны наблюдается значительная активность, несколько новых типов коммерческих немецких машин – помимо тех, которые в Варнемюнде принимали участие в недавних соревнованиях гидросамолетов, – уже созданы; изготовление еще несколько других типов близко к завершению. Немецкий авиаконструктор со связанными руками – это одно, а немецкий авиаконструктор, который может делать все, что его нравится, – это совсем другое дело, и есть большая вероятность, что в течение следующих нескольких лет немецкая авиастроительная промышленность приложит очень решительные усилия, чтобы занять лидирующие позиции в коммерческой авиации. Географическое положение Германии имеет выгодное расположение для развития гражданской авиации, и не секрет, что, хотя ограничения не позволяли им заниматься реальным строительством, немецкие конструкторы и ученые в области аэронавтики упорно работали в чертежных бюро и лабораториях в ожидании того времени, когда Германия вновь сможет занять свое место среди европейских стран. Результаты работы, проделанной в высшей степени незаметно, но не менее серьезно, должны быть ощутимы в течение следующих нескольких лет, и поэтому становится не менее интересным проследить как можно более внимательно шаги, которыми Германия наращивает свой парк коммерческих самолетов.
Несколько месяцев назад мы описали и проиллюстрировали одномоторный биплан с разрезными крыльями, который был изготовлен компанией Albatroswerke (Albatros), Берлин-Йоханнисталь, в качестве самолета для перевозки газет «Берлинер цайтунг» (Berliner Zeitung). Большей частью эта машина спроектирована доктором технических наук Густавом Лахманном, который в настоящий момент прекратил сотрудничество с компанией Albatros и устроился на работу в Японии. Г-н Шуберт (Schubert), который был главным конструктором компании Albatros в течение ряда лет и который в 1924 году вместе с г-ном Робертом Теленом (Robert Thelen), одним из первых немецких пилотов, посетил в Лимпне (Lympne) соревнования легкой авиации, недавно обратил свое внимание на двухмоторные коммерческие самолеты, и первым из них является Albatros L.73, который является предметом данной статьи и иллюстраций.
Требования
При проектировании самолета Albatros L.73 были выдвинуты следующие требования: машина должна иметь полезную нагрузку 1586 кг (3500 фунтов) при общей мощности силовой установки 480 л.с. и должна уметь переносить эту нагрузку с максимально возможными безопасностью и надежностью. Как следствие была выбрана двухмоторная компоновка с дополнительным условием, что машина должна быть способна поддерживать горизонтальный полет и маневрировать при только одном работающем двигателе. В то же время было желательно, чтобы длина разбега не превышала 260 метров (850 футов), и машина должна была набирать требуемую высоту после разбега длиной не более 200 метров (660 футов). Емкость топливных баков должна быть достаточна для радиуса действия 560 километров (350 миль), а крейсерская скорость должна составлять 140 км/ч (87 миль в час). [согласно современным британским представлениям о крейсерских скоростях это довольно низкий показатель – Ред.]
Крылья
Как верхнее, так и нижнее крылья состоят из трех секций. Центральная секция нижнего крыла проходит через фюзеляж, а центральная секция верхнего крыла соединяется к фюзеляжем системой стоек, имеющих в виде спереди вид литеры W. Обе секции имеют одинаковые размах, длины хорд и аэродинамические профили; лонжероны верхней и нижней центральных секций расположены приблизительно вертикально друг над другом, что упрощает установку стоек и крепление расчалок. Внутри центральной секции верхнего крыла размещены бензобаки. Внешние секции верхнего и нижнего крыльев соединены друг с другом с помощью N-образных стоек у оконечностей, и ромбообразными системами стоек в районе крыльевых двигателей. Для упрочнения бипланной коробки используются ленты-расчалки обтекаемого сечения, причем несущие и обратные расчалки продублированы. Внутреннее пространство крыльев, т.е. от двигателей до фюзеляжа, было усилено наклонными стойками, соединявшими верхние лонжероны фюзеляжа и нижнее крыло.
Элероны установлены как на верхнем, так и на нижнем крыльях, и интересно отметить, что они т.н. «щелевого» типа, хотя слоты в передней кромке на этой машине не используются.
В конструктивном отношении крылья представляют интерес из-за их цельнометаллического силового набора. Лонжероны крыльев имеют сборную коробчатую конструкцию с U-образными поясами и решетчатыми стенками. С другой стороны нервюры имеют легкую решетчатую конструкцию; они изготовлены из тонких стальных труб и в нижнем поясе имеют отверстия, позволяющие нервюры опустить на лонжероны. Благодаря этому решению в случае повреждения отдельные нервюры могут быть легко заменены. Соединительные детали на стыках выполнены из высокопрочной стали. Внутренние элементы крепления расположены выше и ниже лонжеронов с целью повышения устойчивости крыльев к кручению (лонжероны имеют высоту примерно 8 дюймов [203 мм]). В качестве обшивки используется пропитанное аэролаком полотно. В связи с лонжеронами крыла интересно отметить, что на расстоянии 2 фута 6 дюймов (0,76 м) от стоек двигателей используются шарнирные или одноболтовые соединения. Утверждается, что при такой структуре в лонжеронах внешних частей верхнего и нижнего крыльев изгибающие моменты уменьшаются примерно на 30%.
Фюзеляж
Фюзеляж имеет прямоугольное поперечное сечение и его силовой каркас сварен автогеном из стальных труб. В задней части фюзеляж усилен расчалками из фортепианной проволоки, которая как на машинах компании Fokker пропущена по периметру каждого из участков, в то время как в передней части фюзеляжа используются диагональные стойки. В отличие от обычной практики, когда они соединяют противоположные углы различных секций, эти стойки идут от нижнего заднего угла к точке, расположенной на передней стойке на расстоянии две трети её высоты, и от верхнего заднего угла к этой же точке. В результате все это выглядит как серия букв, например, – ККК. Причина такой своеобразной формы упрочнения фюзеляжа неочевидна.
Салон, в котором могут разместиться восемь пассажиров, занимает, разумеется, всю высоту фюзеляжа, но носовая часть фюзеляжа несколько опущена, образуя слегка изогнутую палубу перед кабиной пилотов. Кабина экипажа является продолжением пассажирского салона и снабжена передними окнами, выполненными в виде ветровых стекол. Отверстие на каждой стороне остекления позволяет пилоту и бортинженеру наклоняться в сторону, чтобы иметь возможность смотреть прямо вниз. В кабину пилотов можно попасть через дверь в передней стенке пассажирского салона, в то время как в носовой оконечности фюзеляжа расположен основной багажный отсек. Еще один багажный отсек меньших размеров расположен в задней части пассажирского салона. На одной из сопровождающих статью фотографий показан вид изнутри пассажирского салона (вид против полета). Сиденья с необычно высокими спинками могут быть опрокинуты, образуя спальные места, в которых могут разместиться четыре пассажира.
Хвостовое оперение
Поверхности хвостового оперения имеют силовой набор из стальных труб, и сварка используется для соединения лонжеронов с поясами нервюр, диагоналями и т.д.. Стабилизатор горизонтального оперения имеет переменный угол атаки, а рули направления разделены для облегчения перемещения руля направления. Вертикальное оперение состоит только из руля направления, который обладает роговой компенсацией.
Шасси
Ходовая часть самолета двухколесного типа с без межколесной оси и с размещенными под двигателями V-образными опорами. Передние штанги этих V-образных элементов являются телескопическими. Удар частично поглощается сжимающимися резиновыми блоками, расположенными в виде двух колонн – одна перед, а другая позади опоры стойки шасси, и частично масляными амортизаторами в виде поршня с небольшим отверстием протечки. Ход колес составляет около 8 дюймов (200 мм).
Силовая установка
Как уже упоминалось, Albatros L.73 – это двухмоторная машина, оснащенная стандартными 240-сильными двигателями компании BMW типа IV. Они подобны тем авиамоторам, которые так широко использовались в недавнем соревновании гидросамолетов. BMW.IV являются шестицилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения, установленными на внутренние межкрыльевые стойки, которые имеют несколько сложное расположение, предназначенное для идеальной триангуляции. Радиаторы установлены между передней кромкой верхнего крыла и двигателями.
Как указывалось ранее топливные баки размещены в центроплане верхнего крыла, и каждый из них имеет емкость 360 литров (79,25 галлонов). Двигателям обеспечивается прямая подача самотеком, причем каждый мотор питается своим собственным баком.
Ниже приведены основные размеры, массы и другие данные пассажирского самолета Albatros L.73:
Длина общая | 14,6 м (47 футов 10 дюймов) | |
Высота | 4,7 м (15 футов 5 дюймов) | |
Размах крыльев | 19,7 м (64 футов 7 дюймов) | |
Площадь крыльев | 92 кв. м (990 кв. футов) | |
Масса пустого | 2914 кг (6420 фунтов) | |
Оборудование и т.д. | 110 кг (242 фунтов) | |
Восемь пассажиров | 640 кг (1408 фунтов) | |
Багаж и т.д. | 160 кг (352 фунтов) | |
Полезная нагрузка | 800 кг (1760 фунтов) | |
Экипаж | 160 кг (352 фунтов) | |
Топливо | 520 кг (1143 фунтов) | |
Масло | 50 кг (110 фунтов) | |
Охлаждающая вода | 52 кг (115 фунтов) | |
Рабочая нагрузка | 786 кг (1720 фунтов) | |
Полетная масса | 4610 кг (10142 фунтов) |
Удельная нагрузка на крыло (при полной нагрузке) 50 кг на кв. м (9,75 фунтов на кв. фут)
Удельная нагрузка на мощность (при полной нагрузке) 10 кг на л.с. (22 фунта на л.с.)
Полетная масса с половиной полезной нагрузки 4210 кг (9275 фунтов)
Удельная нагрузка на мощность с половиной полезной нагрузки и с одним отключенным двигателем 38,6 фунтов на л.с. (17,5 кг на л.с.)
Максимальная скорость (на уровне моря) с полной нагрузкой и мощности 145 километров в час (90 миль в час)
Максимальная скорость (на уровне моря) с половиной полезной нагрузки и с одним отключенным двигателем 110 километров в час (68,4 миль в час)
Посадочная скорость с полной нагрузкой 95 километров в час (59 миль в час)
Практический потолок с полной нагрузкой 3000 м (9850 футов)
Время набора высоты 1000 метров (3300 футов) 14 минут; 2000 метров (6600 футов) 32 минуты
источник: «THE ALBATROS L.73 A German Biplane with Two 240 h.p. B.M.W. IV Engines» «FLIGHT» SEPTEMBER 9, 1926, СТР.562-564