Пассажирская летающая лодка Dornier Cs.II Delphin I. Германия
Небольшая винтажная статья более чем вековой дальности из журнала «Flight» (выпуск от 21 апреля 1921 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
В номере журнала «Flight» от 31 марта 1921 года мы опубликовали иллюстрированное описание цельнометаллического моноплана Dornier Do. C.III, изготовленного заводом компании Zeppelin-Lindau (см. «Пассажирский самолет Dornier C3. Германия»). Недавно стали известны технические подробности еще одного моноплана компании Dornier, который также имеет цельнометаллическую конструкцию. Эта машина представляет собой летающую лодку и, как и C. III, оснащена 185-сильным двигателем компании Bavarian Motor Works, который в настоящее время широко используется на немецких машинах. За иллюстрации и данные, относящиеся к Cs.II, такое обозначение было присвоено этой летающей лодке, мы благодарны немецкому авиационному журналу «Flugsport».
Несмотря на то, что по общей конструкции и основным техническим решениям Dornier Cs.II напоминает самолет наземного базирования C.III, новая машина, помимо того факта, что это гидросамолет, отличается от C.III по ряду параметров. Так, например, если в машине наземного базирования кабина пилота расположена за пассажирским салоном, то в Cs.II он размещается между двигателем и передним лонжероном крыла. Утверждается, что в данном положении летчик получит превосходный обзор не только вперед, но и назад; глаза пилота находятся на уровне крыла, что позволяет ему смотреть как над крылом, так и под ним.
Моторная рама летающей лодки несколько отличается от моторной рамы машины наземного базирования. Из опубликованного в данной статье снимка с видом сбоку видно, что двигатель установлен высоко в носовой части корпуса. Очевидно, что это было сделано с целью обеспечения достаточного расстояния между водной поверхностью и лопастями воздушного винта. Однако даже в этом случае риск попадания брызг на законцовки воздушного винта окажется значительным, особенно при волнении на любой море. На спокойных озерах и реках, для которых лодка, как мы понимаем, в основном и предназначена, такого расстояния будет вполне достаточно. Такая установка двигателя, безусловно, обеспечивает одну желательную особенность для коммерческой эксплуатации: удобство осмотра и обслуживания двигателя.
В то же время двигатель установлен настолько высоко, что появилась возможность изогнуть внутрь обшивку фюзеляжа и тем самым значительно сузить ширину корпуса непосредственно перед пилотом и обеспечить ему гораздо лучший обзор вперед
За кабиной пилота находится отсек для багажа, а за этим отсеком расположен пассажирский салон, рассчитанный на шесть пассажиров. Если рассматривать перевозку шести пассажиров на летающей лодке с двигателем мощностью около 200 л.с. в качестве коммерческого предложения, то ее следует считать чрезвычайно перспективной. Сразу же возникает вопрос: не смогут ли некоторые из британских авиалиний добиться большего коммерческого успеха за счет перевозки большей удельной нагрузки на мощность даже за счет значительного снижения скорости. Летающая лодка Dornier Cs.II имеет максимальную скорость 93 миль в час (150 км/ч) и крейсерская скорость 75 миль в час (120 км/ч), что очень хорошо для ее удельной нагрузки на мощность и с точки зрения скорости неплохо по сравнению с другими видами транспорта. Отбросим на время тот факт, что летающая лодка Dornier Cs.II может за 3¼ часа совершить перелет из Лондона в Париж на крейсерской скорости при спокойном воздухе или на полной мощности при встречном ветре 18-20 миль в час (29-32 км/ч), и зададимся вопросом: не будет с коммерческой точки зрения перевозка шестерых пассажиров при такой скорости и удельной нагрузке на мощность (33,3 л.с. на пассажира) предпочтительнее перевозки пассажиров при скорости 115 миль в час (185 км/ч) или около того и при мощности, приходящейся на одного пассажира, в 65 лошадиных сил. Совершенно верно, что наличие достаточного запаса мощности является отличной защитой от неприятностей, но в то же время, если полеты планируется свести к разумному уровню рентабельности (без субсидирования), необходимо некоторое снижение требуемой мощности.
Конструктивно летающая лодка Cs.II похода на самолет наземного базирования, поскольку в основном изготовлена из алюминиевого сплава. Лодочный корпус образован путем опускания на некоторое расстояние вниз основной конструкции фюзеляжа для образования глиссирующих поверхностей. Как видно на виде сбоку у лодочного корпуса имеются два редана: первый немного позади центра тяжести и второй смещен дальше назад. Строго говоря у летающей лодки три редана, поскольку одна из них находится под хвостовым оперением. Днище корпуса имеет V-образную форму, которая ярко выражена в передней части перед первым реданом и в меньшей степени у остальных реданов. Консоли прямого крыла с толстым аэродинамическим профилем изготовлены из дюралюминия. Каждая консоль поддерживается парой наклонных стоек, являющихся единственным внешним креплением крыла. Крыло оснащено элеронами, имеющими значительную длину, узкую хорду и компенсацию в виде небольших вспомогательных плоскостей, установленных на коротких стойках над крылом. Для обеспечения поперечной устойчивости на воде из бортов лодочного корпуса на значительное расстояние выступают две корневые части крыла. Герр Дорнье предпочитает этот метод стабилизации машины в состоянии покоя установке подкрыльевых поплавков. Каким бы ни было сопротивление этих крыльевых частей, они могут создавать подъемную силу, в то время как подкрыльевые поплавки будут создавать только сопротивление. Мы не можем сказать, как эти корневые части поведут себя при волнении, но можно предположить, что для использования на озерах они достаточно эффективны.
Ниже приведены основные характеристики летающей лодки Dornier Cs.II:
- Общая длина 33 фута 7 дюймов (10,2 м);
- размах крыла 55 футов 9 дюймов (17,0 м);
- длина хорды крыла 9 футов 10 дюймов (3,0 м);
- площадь крыла – 506 кв. футов (47,0 м²);
- максимальная высота 9 футов 1 дюйм (2,8 м);
- двигатель 185 л.с. B.M.W.;
- масса пустой машины 3190 фунтов (1447 кг; включая охлаждающую воду и масло для двигателя);
- масса с полной нагрузкой 4520 фунтов (2050 кг);
- расход топлива и масла в час при работе двигателя на полной мощности 85 фунтов (38,6 кг) и 4,5 фунта (2,0 кг);
- расход топлива и масла в час при полете на крейсерской скорости 66 фунтов (29,9 кг) и 4,5 фунта (2,0 кг);
- максимальная скорость. 93 мили в час (150 км/ч);
- крейсерская скорость 75 миль в час (120 км/ч);
- практический потолок 13000 футов (3962 м);
- удельная нагрузка на крыло 8,95 фунтов на кв. фут (43,70 кг/м²);
- удельная нагрузка на мощность (из расчета 200 л.с.) 22,6 фунта на л.с. (10,3 кг/л.с.). Данные о посадочной скорости или наборе высоты отсутствуют.
источник: «The Dornier Cs.II commercial fluing boat 185 h.p. B.M.W. Engine» «Flight» April 21, 1921, page 273; June 9, 1921, page 394
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-passazhirskaya-letauschaya-lodka-dornier-csii-delphin-i