Небольшая фотоподборка паровых гоночных машин начала ХХ века. Их создатели изо всех сил сопротивлялись вытеснению любимых ими «паровозов» с автомобильных дорог и порой даже добивались блестящих, но, увы, временных успехов в безнадежном противостоянии стимпанка с идущим ему на смену дизельпанком.
![](/files/resize/users/user6327/parovye-puli-02-680x424.jpg)
Гоночный паромобиль по прозвищу «Свистящий Билли» американца Роллинга Уайта в 1905 году достиг скорости 118 км/ч
![](/files/resize/users/user6327/parovye-puli-03-680x498.jpg)
В 1907 году «Свистящий Билли» участвовал под четвертым номером в гонках на кубок Вандербильта, но не вошел в число призеров
![](/files/resize/users/user6327/parovye-puli-04-680x275.jpg)
Стремительная «Ракета» братьев Стэнли из штата Массачусетс – первый в мире автомобиль, спроектированный с учетом исследований в аэродинамической трубе. В 1906 году под управлением Фреда Мэрриотта он установил мировой рекорд скорости – 205 км/ч. Этот рекорд продержался до 1911 года, когда его, наконец, побил немецкий гоночный болид «Блитцен Бенц» с бензиновым мотором. Но среди «паровиков» достижение Стэнли остается непревзойденным до сих пор
![](/files/resize/users/user6327/parovye-puli-05-680x475.jpg)
«Ракета» имела двухцилиндровый паровой двигатель, работавший на газолине и развивавший 150 лошадиных сил при 350 оборотах в минуту
![](/files/resize/users/user6327/parovye-puli-06-680x400.jpg)
Современная реплика автомобиля Стэнли, сделанная с некоторыми отступлениями от оригинала. А сам оригинал разбился в 1907 году при попытке улучшить собственный рекорд
![](/files/resize/users/user6327/parovye-puli-08-680x374.jpg)
Спортивный «Стэнли спиди родстер», запущенный в серийное производство в 1908 году, выглядел более традиционно и предназначался не для рекордов, а для продажи любителям быстрой езды. Он не столь молниеносен, как «Ракета», но развиваемая им скорость 120 км/ч считалась в те времена великолепным показателем. Однако запаса воды в котле хватало всего на 80 километров пробега, а для запуска двигателя требовалось не менее 15 минут разводить пары. Из-за этих неприятных моментов единственный в мире паровой коммерческий спорткар не получил распространения. Тем не менее, несколько таких машин до сих пор остаются на ходу и принимают участие в пробегах старинных автомобилей