19

Паровой Neubaufahrzeug

Содержание:

История создания

В 1930 году в Германии началось серийное производство паровых Pz-I. Эти танки активно привлекались для учений и парадов, где неплохо смотрелись. Однако, при виде массы малых танков могло создаться впечатление (увы, правильное), что в германской армии других танков и нет. Это впечатление следовало исправить, но за бурной политической жизнью страны ни у кого не доходили руки.
В марте 1933 года было организовано Министерство народного образования и пропаганды, и первой же акцией министерства была выдача ТЗ на новый тяжелый танк, который так и назвали “Новая машина”, сокращенно NbFz.
Германские пиар-технологи заложили следующие требования – Это должна быть внушительная многобашенная машина, символизирующая мощь германской армии.
Первые два экземпляра должны быть готовы ко дню рождения фюрера.
Специалистам фирмы “Рейнметал” пришлось очень постараться, чтобы уложиться в указанный срок. При этом широко использовались узлы Pz-I и наработки по паровой строительной технике.
Две башни расположили линейно-возвышенно справа от водителя. Пулеметная башня – стандартная от легкого танка. В качестве основной башни установили экспериментальную полутораместную башню фирмы “Крупп”. Так как башни не оставляли места для кочегара и запаса угля, то новый огнетрубный котел сварной конструкции развернули топкой назад, а сзади прицепили колесный бронированный полуприцеп-кочегарку. Шасси поставили тракторное, так как скорость хода должна была быть до 10 км/ч.

Паровой Neubaufahrzeug

На все танки устанавливалась радиостанция FuG-6 SE20v, смонтированная в кормовой нише главной башни. Кочегар получил дополнительный пулемет MG13 для стрельбы через амбразуры.
Таким образом, экипаж машины составил 4 человека, а вооружение – 4 пулемета и 20-мм автоматическая пушка. На 1933 год это был самый мощный германский танк.

Паровой Neubaufahrzeug

Первые опытные образцы были продемонстрированы руководству страны и начали свое триумфальное шествие по страницам газет и кадрам кинохроники.

Мистификации и фальсификации

Естественно, новейшим германским танком тут же заинтересовались иностранные разведки. На фотографии, где NbFz стоит рядом с единичкой, видно, что у обеих машин одинаковые гусеничные ленты и одинаковая длина опорной поверхности (1,8 м).
При этом видимая толщина водительского люка NbFz составляет примерно 20 мм. Логично предположить, что толщина бронекорпуса должна быть не меньше. Но сколько тогда будет весить машина и каково будет давление на грунт?
На самом деле немецкие конструктора все это просчитали – масса машины до 10 т, давление на грунт до 1,2 кг/см. Ведь предполагалось, что машина будет ездить исключительно по дорогам и твердому грунту. Но эти данные были секретны, включая данные о бронировании машины.
Сами машины выставлялись на берлинской Выставке Достижений Народного Хозяйства, но подойти к ним было нельзя из-за ограждения. Как же узнать толщину брони?
Ученые из Парижской академии наук предложили радиометрический способ измерения толщины брони. См. рис:

Паровой Neubaufahrzeug

Способ основывался на эффекте ослабления гамма-излучения при прохождении через преграду. В качестве источника излучения использовался радий-226, а в качестве радиометра – счетчик Гейгера. Все это можно было незаметно доставить к танку и выполнить измерения.
Так как энергия гамма-квантов радия составляет 0,19 МЭв, то слой половинного ослабления в стали будет 6 мм.
Значит, для определения толщины брони нужно взять двоичный логарифм коэффициента ослабления и умножить на шесть.
Например, если обнаруживается четырехкратное ослабление, то суммарная толщина стенок – 12 мм, по 6 мм на стенку. Такой результат примерно и ожидался.
Но при измерении результат получился неожиданный. Было обнаружено 1000-кратное (тысячекратное) ослабление. Что соответствует толщине стали 60 мм.
Разведчики не учли, что танк паровой, поэтому спереди от водителя расположен водяной бак. Полметра воды и вызвали такое же ослабление излучения, как толстое противоснарядное бронирование.
Это была одна из первых мистификаций, связанных с NbFz. Ошибочные цифры попали в справочники, как научно-доказанные. А в советском, изданном в начале 1941 года «Определителе типов фашистских танков» Nb.Fz. (под именем «Рейнметалл») был указан как основной «тяжёлый танк» немецкой армии, при этом ему приписывалась солидная толщина брони — 50–75 мм.
Как этот “тяжелый” танк ездил на своих узких гусеницах – оставалось загадкой.

***

Первые прототипы в целом соответствовали ТЗ, но вызвали ряд замечаний.
И если с отсутствием у водителя обзора вправо еще можно было мириться, то скорость нужно было поднять, а вооружение усилить. И вообще, доработать внешний вид чтобы все выглядело еще более грозно.

Поднять скорость до стандартных 20 км/ч было возможно, но с определенными оговорками.
Во-первых, проезжая часть должна быть абсолютно ровная. Иначе машина и экипаж не выдержат тряски.
Во-вторых, требуется увеличить мощность котла. Для этого был установлен наддув. Но также потребовалось поднять давление в котле. Так как если увеличить тепловую нагрузку, а давление не поднимать, то вместо пузырькового кипения начнется пленочное кипение. Это вызовет второй кризис теплообмена, перегрев и разрушение дымогарных трубок. Пришлось пойти на увеличение давления за счет запаса прочности.
В-третьих, увеличение мощности котла неизбежно повлечет перерасход топлива. Так как значительная часть тепла будет вылетать в трубу. Это вызовет снижение КПД котла. Кроме того, при форсированном режиме из дымовой трубы будут периодически выбиваться языки пламени. Это демаскирующий фактор, для боя плохо, но для парадов и пропаганды может быть и хорошо.
В четвертых, запас хода по воде немного сократится. При скорости 10 км/ч тонны воды хватает на 40 км пробега. А при 20 км/ч будет заметно меньше, 30 км или около того.
С учетом этих оговорок скорость вполне можно увеличить, чтобы на парадах NbFz могли идти в одном строю с единичками.
А если по честному, то скорость 20 км/ч в таблице ТТХ – это еще одна фальсификация.

***
Для усиления вооружения потребовалось срочно разработать 88-мм бронепрожигающую пушку “Пупхен”. Эта пушка была установлена в главной башне вместо пулемета. Бронепробиваемость снарядов этой пушки просто фантастическая – до 150 мм.
В кочегарке убрали амбразуры, а на крышу поставили вторую пулеметную башню.
Спереди установили катковый трал конструкции полковника Шмультке, а между катками – курсовой огнемет. Выполненные доработки привели внешний вид танка в соответствие с требованиями ТЗ.

Паровой Neubaufahrzeug

Теперь германская пропаганда могла утверждать, что NbFz это самый мощный танк в мире. Сравнение табличных ТТХ как бы подтверждало это.
Например – в бортовом залпе NbFz участвуют 88 мм пушка, 20 мм автоматическая пушка и 4 пулемета. А у советского Т-35 – всего лишь 76 мм короткоствол, 45 мм пушка с ручным заряжанием и 3 пулемета. У британского А1Е1 вообще одна двухфунтовка и 2 пулемета. Немецкий танк явно мощнее. К тому же у NbFz имеется огнемет.
В этой оценке также есть элемент мистификации.

***
Всего было изготовлено 10 (десять) машин. Для парадов достаточно. Но пропагандистская машина пыталась показать, что тяжелых танков намного больше. Имеются известные фотографии, где в сборочном цеху якобы тяжелые танки стоят длинными стройными рядами. Были и другие источники дезинформации.
Например, фирма “Рейнметал” развернула серийное производство строительной техники (бульдозеров, кранов, эскаваторов, копров, буровых установок) с использованием узлов NbFz. В частности, использовался двухзаходный огнетрубный котел. Этот котел заказывался у сторонних субподрядчиков, а по документам проходил как “котел NbFz”.
Засекретить такое масштабное предприятие было невозможно, да и не нужно – техника то гражданская. Поэтому иностранные разведки очень быстро установили, что в Германии выпускаются комплектующие NbFz в количестве нескольких тысяч единиц в год.
Кроме того, водители и кочегары всей этой строительной техники зачислялись в “танковый резерв” и проходили сборы с ознакомлением с устройством NbFz. Этот факт также был выявлен иностранными разведками.
Из этих фактов вытекала завышенная оценка количества тяжелых танков.

Боевое применение

Паровой Neubaufahrzeug

Служба NbFz заключалась в фотографировании для газет. В том, что сейчас называется информационной войной. Сюда же входит участие в маневрах и парадах. Парады проходили в Берлине, а потом и в столицах покоренных стран. В Вене, Праге, Варшаве, Копенгагене, Осло, Париже.
В Норвегии имело место и реальное боестолкновение с английскими войсками.
Три NbFz поддерживали атаку 196-й пехотной дивизии против 1-го батальона Королевской Йоркширской пехоты.
Дело было так. 25-го апреля тяжелые танки пошли в атаку, и, съехав с дороги, увязли на лугу вблизи английских позиций около деревни Квам. При этом они вели огонь из всех пушек и пулеметов. Англичане отвечали огнем из 25-мм пушек Гочкис, но 26-го вынуждены были отступить за явным превосходством противника. По результатам боя было заявлено о подбитии одного NbFz. Согласно официальной легенде, немцы не смогли вытащить подбитый танк из болота и взорвали его, чтобы он не достался противнику.
Известно также, что летом того же года все 10 NbFz (включая “взорванный”) участвовали в параде в г. Париж.
Поэтому непонятно, были ли потери в тяжелых танках в Норвегии. Но, по крайней мере, там они участвовали в бою, эту информацию можно считать достоверной.

Сообщения о боях с участием NbFz с других ТВД выглядят более сомнительно.

Дело в том, что Вермахт отказался от NbFz ввиду того, что они не были предусмотрены в ОШС панцерваффен. И тяжелые танки были включены в состав Люфтваффе, где были сведены в отдельный панцерштаффель (бронеэскадрилью). Там они использовались для раскатывания ВПП и охраны полевых аэродромов. Поэтому, хотя они и числились на фронте, но в боевых действиях не участвовали.

В 1943 году была образована парашютно-танковая дивизия “Герман Геринг”. Дивизия включала разнородные части – десантников, зенитчиков и танкистов. То-есть тех, кто не летает сам. В эту дивизию были зачислены и все паровые танки Люфтваффе.

В 1944 году эта дивизия была переведена на восточный фронт. Вероятно, туда же были переведены и все NbFz, но они скорее всего так и продолжали службу по охране аэродромов. Потому что в 44-м году эти танки уже мало подходили для использования на фронте.

Да, строго говоря, они никогда и не предназначались для боевых действий. Их предназначение – информационная война, и здесь их применение оказалось более, чем успешным.
Потому что удалось ввести в заблуждение не только вражеские разведки, но и высшее политическое руководство Рейха.
Соответственно, решения, принимаемые руководством, оказывались под влиянием необоснованной веры в непобедимость германской армии.

Паровой Neubaufahrzeug

Сохранившиеся экземпляры

Исходя из вышесказанного следует ожидать, что несколько экземпляров NbFz должны были попасть в руки союзников. Однако, ни в Кубинке, ни в Бовингтоне эти танки никогда не выставлялись.
Это объясняется тем, что информационная война продолжается, и теперь уже союзники вынуждены секретить и замалчивать этот проект доктора Геббельса.
Потому что в противном случае придется признать, что перед войной имперская пропаганда очень успешно водила за нос все иностранные разведки.
Кроме того, в случае обнародования фактических ТТХ Нойбауфарцойга, это приведет к преуменьшению грандиозности и величия Победы.

Паровой Neubaufahrzeug

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account