Panzer 56 — гроза Т-44 и Т-55
В избранноеВ избранномRemoved 0
Что-то вроде предисловия.
Танкофилам наверняка известен фейковый E-79, он же VK-6600. Когда я увидел эту машину, мне не понравилась ее нелогичность и вычурность, скажем так. Но стало интересно — а как бы выглядел немецкий танк, максимально технологичный и простой, при этом равный по своим боевым возможностям Т-44 или Т-54? Некоторую информацию к размышлению дали Е-10 и Е-25 от "Klöckner-Humboldt-Deutz", и MAN-овский E-50. Вобщем, так и получилась та машина, о которой рассказано ниже.
Конец октября 1956 года в Будапеште выдался очень тревожным. Волнения, начавшиеся 23 числа и продолжавшиеся даже после ввода советских войск, резко усилились после их вывода 30 октября. В этих условиях, опасаясь нападения на посольство ГДР, ночью с 29 на 30 командование Национальной Народной Армии ГДР отдало приказ о передислокации танков Pz.56 с территории завода "Чепель" (бывшего "Манфред Вайсс"), где они изучались венгерскими специалистами, к посольству. Шесть имеющихся машин по заранее согласованному с советским командованием маршруту с максимальной быстротой вышли к посольству и встали на его охрану. И, как оказалось, вовремя, так как именно 30 октября стало кульминацией хортистского переворота.
Вплоть до 4 ноября, когда советские войска повторно вошли в Будапешт, присутствие этих танков сдерживало вооруженных мятежников от захвата посольства. В последующих боях танки не участвовали, лишь после 8 ноября их привлекли, по согласованию с командованием ННА, к постовой службе на улицах Будапешта.
* * *
История танка Pz.56 началась летом 1944 года. Фирма Klöckner-Humboldt-Deutz подключилась к созданию танков серии "Е". Кроме проектов "Е-10" и "Е-25" она решила поучаствовать и в создании танка "Е-50".
Работу над танком поручили Вернеру Арпу, бывшему танкисту, а до этого — инженеру-технологу.
Арп прекрасно осознавал недостатки существующих немецких танков — усложненность конструкции, ненадежность подвески и трансмиссии. Масла в огонь подлил и захваченный на сандомирском плацдарме новейший советский танк Т-44. Срочно требовалась простая и технологичная машина, превосходящая или хотя бы не уступавшая новым советским танкам, и которую промышленность Райха смогла бы освоить в кратчайшие сроки.
Так были использованы катки с внутренней амортизацией, однорычажная подвеска с тарельчатыми пружинами Бельвиля, отказ от гнутых броневых плит, использование уже хорошо освоенных двигателя Maybach HL230 и 88-мм пушки KwK 43.
Двигатель поставили поперек корпуса. При внутренней ширине корпуса 1?00 мм хватило места не только для редуктора (цепь Морзе) к трансмиссии, но и для бензобака емкостью 460 литров.
Трансмиссия состояла из шестидискового главного фрикциона, шестискоростной (5 + ЗХ) планетарной коробки передач (три планетарных ряда) и одноступенчатых планетарных бортовых редукторов, являющихся так же механизмами поворота. Для удешевления производства использовались штампованные прямозубые шестерни. Все тормоза и фрикционы трансмиссии ни грамма ферродо и работали по схеме "металл по металлу".
Вес бронекорпуса был 13,9 тонны и башни с маской 6.7 тонны. Бронирование при этом было у бронекорпуса: верхний лобовой лист 160 мм, нижний 90 мм, борта 60 мм, корма 40 мм, крыша 30 мм, дно 20 мм, крышка МТО 10 мм. У башни: лоб 200 мм, борта и корма 80 мм, крыша 20 мм.
Боезапас состоял из 50 снарядов: 15 в нише башни, 25 справа от мехвода и 10 на полу боевого отделения.
Вес полностью заправленного и снаряженного танка был 36 тонн. Длина 6280 мм, с пушкой 9396 мм, ширина (по бортовым экранам) 3320 мм, высота 2783 мм.
Первый прототип был собран на заводе Alkett в Берлине и в начале марта он прибыл в Куммерсдорф, где и был взорван 20 апреля, перед захватом полигона Красной армией.
* * *
Закончилась война. Наступил 1949 год. 24 мая была образована Федеративная Республика Германии, а затем, 7 октября была провозглашена Германская Демократическая Республика. В условиях наступившей холодной войны ГДР оказалась на самом острие противостояния двух свехдержав. Руководство СССР хоть и болезненно, но приняло факт разделения Германии, которому оно противилось с момента окончания войны. Вследствие этого молодому государству было оказаны некоторые послабления как в экономической, так и в военной сферах.
Так, после создания Kasernierte Volkspolizei (Народной полиции на казарменном положении), ей были разрешены, хоть и тайно, танки. Их количество было ограничено 60 штуками, впоследствии — 120. Так же было разрешено производство бронетехники в режиме в строжайшей секретности.
Руководство ГДР должно было решить, выпускать ли ей самой танки или ограничиться закупками Т-35-85 в СССР? И если выпускать, то какой танк — лицензионную "тридцатьчетверку" или же свой?
После ряда совещаний было все же решено восстановить производство бронетехники с выпуском своего танка. Несмотря на дешевизну остальных вариантов, немаловажных для страны с разрушенной экономикой, вдобавок разорванной экономически после введения в западной зоне новой марки, решение выпуска своего танка позволяло не только сохранить конструкторские и производственные кадры, но и получить современный средний танк.
В качестве кандидата на выпуск был выбран проект "Е-50" от Klöckner-Humboldt-Deutz, как наиболее простой и технологичный. Перед постановкой в производство танк был подвергнут доработкам. Так, прямозубые шестерни в трансмиссии были заменены на косозубые, вместо механического привода тормозов использовали гидропневматический, изменили схему электрооборудования, и т.п.
Производство танка было развернуто в уцелевших после англо-американских бомбардировок цехах завода VOMAG в Плауэне. Выпуск мотора Майбах наладили на бывшем авиамоторном заводе Mitteldeutsche Motorenwerke в Тауха — пригороде Лейпцига. Он во время войны принадлежал концерну Auto Union и выпускал авиамоторы Юнкерса. Наиболее важное оборудование и станки для него были возвращены из СССР. 150 танковых орудий так же были получены из Советского Союза, и там же, на Ижорском заводе был куплен броневой прокат.
С 1950 по 1956 год было произведено 144 танка.
После 1956 года, когда в ГДР в ответ на создание Бундесвера была организована Национальная Народная Армия, танку было присвоен индекс Pz.56. Его производство продолжалось вплоть до 1964 года и было выпущено еще 960 машин. 88-мм пушки для них были заказаны в Чехословакии, на заводе "Шкода".
В 1970 году танки прошли модернизацию. Так, на лобовую броню бронекорпуса была установлена дополнительная защита по типу, устанавливавшейся на Т-55 и Т-62, орудие заменено на 115-мм гладкостволку советского производства У-5ТС, а бензиновый двигатель Майбах был заменен на 600-сильный дизель "Татра" воздушного охлаждения.
Танк был на вооружении только ННА ГДР, на экспорт не производился и по лицензии не выпускался.
* * *
Если не считать эпизода в Будапеште осенью 1956 года, то в реальных боевых действиях Panzer 56 удалось поучаствовать только один раз: в уничтожении десанта в заливе Кочинос.
4 марта 1960 года на рейде Гаваны в результате диверсии был взорван французский сухогруз "Ле Кувр", груженый бельгийским оружием. Затем под давлением США западные правительства отказали Кубе в поставках воружения, и кубинское правительство обратилось за помощью к Восточному блоку.
ЧССР предоставил стрелковое оружие, СССР танки, артиллерию и авиацию, а ГДР — легкие штурмовики, военных специалистов, а так же послал на Кубу добровольческую мотострелковую бригаду "Артур Беккер" (Freiwilligen-Motorisierte-Schützenbriga
de "Artur Becker"), которая была дислоцирована в окрестностях Гаваны и к апрелю 1961 года заканчивала свое формирование. (прим. Артур Беккер — комиссар 1 батальона 11 интербригады, попал раненым в плен и был расстрелян франкистами в 1938 году).
Ночью, 17 апреля 1961 года, в 03.15 информация о высадке "Бригады 2506" в заливе Кочинос стала известна кубинскому руководству. Через полчаса танковый батальон добровольческой бригады, как наиболее боеспособный, начал 150-километровый марш и, побив все рекорды, через 5 часов достиг района боевых действий, оказав существенную поддержку контратакующим кубинским войскам.
Источник — http://vasillich.livejournal.com/52015.html