Палубный торпедоносец 509. ОКБ Туполева. 1950г.
В СССР вопрос о палубной авиации принял вполне отчетливые формы в конце сороковых годов, когда была принята грандиозная программа по созданию океанского флота. В ней предусматривалось и строительство авианосцев различного класса. Тогда же авиационные КБ получили задания на проектирование палубных самолетов. Истребителями занялся коллектив А.С. Яковлева, бомбардировщиками и штурмовиками — А.Н. Туполев.
В 1950 году ОКБ А.Н. Туполева получило задание исследовать возможность создания палубного торпедоносца-бомбардировщика с двумя двигателями ВК-1 со следующими данными:
– максимальная взлетная масса – 15 т;
– максимальная скорость на высоте 5000 м – 900 км/ч;
– практический потолок – 12000 м;
– дальность полета с 1500 кг бомб – 1500 км;
– длина разбега с 2 ускорителями при ходе авианосца в 20 узлов – 220 м;
– габарит со сложенным крылом по размаху – 8 м;
– длина самолета – 15 м;
– высота самолета – 6 м;
– стрелково-пушечное вооружение:
вперед – 2 пушки ;
назад в КДУ – 2 пушки;
– калибр пушек – 23 мм;
– экипаж – 2 чел.
Эскизное проектирование и выпуск чертежей были завершены к 1953 г.
Проект палубного торпедоносца– бомбардировщика «509» (девятый проект 1950 г.) создавался на базе самолета «81» (торпедоносец ВМФ Ту-14 ) с уменьшением всех массогабаритных параметров примерно на треть. Желание использовать эту машину в качестве прототипа было понятным и естественным. Ее компоновка и принятые технические решения, как показали летные испытания (1947–49 гг.), себя оправдали. Силовая установка предполагалась из двух ТРД ВК-1 с центробежным компрессором. Главным отличием были складывающиеся консоли крыла и тормозной гак для посадки с аэрофинишером.
Проработка задания показала, что имеется возможность уложиться в заданные габариты и обеспечить требуемые данные при взлетной массе 13–15 т и площади крыла 50–60 кв.м. Для дальнейших расчетов был выбран вариант со взлетной массой 14,8 т и площадью крыла 54 кв.м. Определенные трудности были связаны с размерами КДУ и прицельной радиолокационной станции ПРС-1 «Аргон».
Все тактико-технические данные были выполнимы за исключением длины разбега с палубы авианосца в 220 м, которая могла быть обеспечена только с использованием 4-х ускорителей.
«Проект 509» был доведен до стадии технического предложения с двумя вариантами носовой части фюзеляжа (от «самолета 81» или от «самолета 82»), с размахом крыла 18,2 м, площадью крыла 55 кв.м, удлинением крыла – 6, взлетной массой 15 т и бомбовой нагрузкой до 3000 кг.
После смерти Сталина в марте 1953 г. новое руководство страны приняло решение о значительном сокращении кораблестроительной программы, в первую очередь авианосцев. Палубная авиация стала ненужной.
Источник: “Мир Авиации” 1994 Спецвыпуск: Крылья над морем
Реконструкция: Сергей Сыч