Палубный истребитель флота Тип «90» Nakajima А2N (Kyū rei-shiki kanjō sentōki)
В 1928 году представители Императорского флота Японии приобрели в США образец новейшего истребителя Boeing 69B, являвшегося экспортным вариантом F2B-1. Американский самолет был оснащен 450-сильным радиальным двигателем Pratt & Whitney R-1340-B «Wasp» и представлял собой классический образец авиатехники того периода. Были проведены сравнительные испытания американской машины с только что принятым на вооружение палубным истребителем Nakajima A1N, которые показали превосходство «американца» по ряду характеристик. В следующем, 1929 году в США был куплен еще один образец истребителя — Boeing 100 – F4B-1, отрыв которого от японского истребителя оказался еще больше. В связи с этим флот обязал компанию Nakajima провести работы по улучшению конструкции A1N, с тем, чтобы устранить отставание по сравнению с американскими образцами авиатехники.
Американский истребительBoeing 69B ( F2B-1)
Американский истребитель Boeing 100 (F4B-1)
Эта задача была поставлена команде инженеров фирмы Накадзима, возглавляемых Такао Ёшида (Takao Yoshida). Разработанный проект нового истребителя во многом повторял своего предшественника – палубный Тип 3 Nakajima A1N. Новый самолет первоначально получил внутрифирменное обозначение «NY» (N – Nakajima; Y — Yoshida) и длинное, описательное – «Палубный истребитель флота Тип 3 KAI – улучшенный», но после принятия предварительного дизайна техническим отделом штаба флота Kaigun Koku Homba, название было изменено на "Палубный истребитель флота Тип 90 " или по новой короткой классификации A2N1.
В декабре 1929 года была закончена сборка первого прототипа, который вскоре поднялся в воздух. Вскоре к нему добавился второй прототип. Конструктивно прототип истребителя NY не сильно отличался от своего предшественника. Фюзеляж практически остался неизменным, были переработаны лишь крылья бипланной коробки. Форму их заимствовали у американского Boeing 69B, придав им сужающиеся к концам эллиптические очертания. Также изменился дизайн шасси, колеса которых для уменьшения аэродинамического сопротивления были закрыты обтекателями. В качестве силовой установки самолет получил лицензионный звездообразный двигатель Bristol Jupiter VI мощностью 450 лошадиных сил. Вооружение составлял один синхронный пулемет калибра 7,7 мм, на левой стороне фюзеляжа.
В течение следующего года самолет проходил интенсивные испытания. Однако, испытания показали, что новый истребитель особо ничем не превзошел своего предшественника, лишь способность набирать скорость оказалась немого лучше, чем у палубного истребителя А1N. В результате прототип А2N1 был отклонен флотом как не оправдавший надежд.
В мае 1931 года под руководством инженера Джинго Курихара (Jingo Kurihara) был создан еще один прототип практически нового самолета, на этот раз фактически скопированного с американского Boeing 69B. На этот раз успех был на лицо. Самолет получился легким и очень маневренным. Механики оценили легкость обслуживания.
Прототип истребителя A2N1
После успешного завершения программы испытания новый истребитель был принят на вооружение как «Палубный истребитель флота Тип 90 Модель 1 или A2N1 Модель 1.
Первая версия палубного истребителя A2N1 модель1
Самолет был оснащен двигателем Nakajima Kotobuki-2 мощностью 550 л.с., вооружение состояло из двух пулеметов Виккерс калибра 7,7 мм, размещенных в верхнем крыле вне зоны, ометаемой винтом. Оригинальным был топливный бак, расположенный под фюзеляжем отдельным обтекаемым элементом, который легко демонтировался. Такая конструкция бензобака была заимствована у американского истребителя F4B. Ее нельзя было назвать особо удачным решением, поэтому в следующей версии истребителя A2N2 Model 2, которая стала основной в производстве, от такого бака отказались, разместив два бака на традиционном месте внутри фюзеляжа. Также на версии A2N2 пулеметы, расположенные на верхнем крыле, оказались не устойчивыми и их перенесли на фюзеляж. Синхронизатор, безусловно, съел скорострельность, но это компенсировалось более устойчивой орудийной платформой.
Конструктивно истребитель A2N представлял собой изящный классический биплан смешанной конструкции. Силовой набор фюзеляжа был металлический с полотняной обшивкой, набор крыльев смешанный – лонжероны металлические, нервюры деревянные, обшивка – полотно. Громоздкие обтекатели колес на большей части серийных машин были демонтированы.
Версия палубного истребителя A2N2 модель2
Версия A2N3 Model 3, появившаяся в 1933 году, отличалась более мощным мотором Nakajima Ha-1 Kotobuk-2 KAI-1 мощностью 585 л.с. Кроме этого, заметным отличием было введение нового верхнего крыла бипланной коробки, имеющего V-образный профиль с углом V в 5 градусов. Эта машина стала основой для двухместного учебно-тренировочного истребителя повышенной летной подготовки A3N1.
Версия A2M3 модель 3 имела характерный излом верхнего крыла, заметный по сравнению с ранними моделями истребителя Тип 90
В течение производства с 1931 по 1935 год фирма Nakajima вместе с Арсеналом в Сасебо построила 106 экземпляров истребителя Тип 90 A2N, к которым можно добавить еще 66 учебных двухместных A3N, большая часть из которых, правда была переделана из выводимых из боевых подразделений истребителей A2N.
Учебно-тренировочный двухместный вариант истребителя Тип 90 — А3N1
Истребители A2N быстро завоевали международное признание. Главным образом благодаря созданной пилотажной группе флота, известной как «Цирк Генды» — мастера пилотажа – офицеры флота Генда, Номура и Окамура гастролировали по всему миру, показывая свое мастерство.
Пилотажная группа "Цирк Генды" на истребителях А2N3 Тип 90 модель 3
Истребитель A2N1 Дар японскому флоту от граждан префектуры Сага 2 октября 1932
Истребитель A2N1 Дар японскому флоту от профессионально-технических училищ Японии 23 сентября 1932 года.
Истребитель A2N1 Дар японскому флоту от граждан префектуры Исикава 12 июня 1932 года.
Считается, что первое боевое крещение истребитель A2N получил в ходе так называемого «Шанхайского инцидента» в 1932 году, базируясь на авианосце «Кага», однако, скорее всего это ошибка, поскольку, известно, что в ходе боевых действий зимы- весны 1932 года на «Кага» базировалось 24 истребителя А1N.
А вот в ходе «Второго японо-китайского инцидента» 1937-41 гг. истребителям A2N пришлось пострелять, хотя к тому моменту этот тип истребителя уже считался устаревшим и постепенно заменялся на более современные машины.
Истребители А2N3 на палубе авианосца "Кага". На заднем плане видны пикировщики D1A
С июля 1937 года японцы начали подтягивать к месту планируемых боевых действий свои силы. 12 августа 1937 года из Сасебо к Китаю выдвинулись корабли 3-го флота в составе которого находились авианосцы «Hosho» и «Ryujo» у каждого из которых на борту находилось по 21 истребителю A2N плюс по 12 пикирующих бомбардировщиков и девять торпедоносцев. С 15 августа к операциям в районе Шанхая подключился тяжелый авианосец «Кага». В составе его авиагруппы имелось 22 торпедоносца Mitsubishi B2M, 14 пикировщиков Aichi D1A1 и 16 истребителей A2N.
Палубные истребители японцев с первых же дней активно включились в боевые действия.
16 августа днем шестерка истребителей A2N с авианосца «Кага» под командованием тюи (лейтенанта) Чикамаза Игараши (Chikamasa Igarashi) осуществляли патрулирование над населенным пунктом Кьянгван – пригородом Шанхая. Обнаружив три китайских самолета – один разведчик Vought O2U «Corsair»и два Douglas O-38, японцы немедленно атаковали. В результате три «китайца» были сбиты — один «Corsair» и два O-38. Один из Дугласов записла на свой счет нито хико хэйсо (старшина 1-й статьи) Акио Мацуба (Akio Matsubа). Один из нападавших — санто хико хэйсо (старшина 2-й статьи) Кумомото с хвостовым номером R-112 был, правда поврежден хвостовым стрелком одного из Дугласов и совершил вынужденную посадку на острове Чонг Мин-Айленд.
На следующий день 17 августа четверка истребителей A2N с «Кага» под командованием хико хэйсосё (мичмана) Тойоды в ходе налета на Сучоу вновь вступила в бой и заявила два сбитых китайских самолета — истребитель Curtiss «Hawk III» и бомбардировщик Northrop «Gamma», что, в общем, «бьется» с китайскими данными о потерях в этот день. Один из японских истребителей с хвостовым номером R-106 при этом получил повреждения, но благополучно вернулся на авианосец.
В последующие дни интенсивность боев все возрастала. 22 августа вступили в бой истребители A2N с авианосца «Рюйё». Четверка истребителей, лидируемая сёи (мл. лейтенантом) Tadashi Kaneko патрулировала район Лю Хо недалеко от Шанхая на высоте 3 тыс. метров. Обнаружив ниже себя большую группу китайских истребителей Curtiss Hawk III, они немедленно атаковали превосходящего противника с тыла, используя превосходство в высоте и фактор внезапности. Группу из 18 китайских истребителей возглавлял капитан Ван Тянь-Сян, командир 4-й истребительной группы. Атака была внезапной и сокрушительной. Сразу были сбиты шесть китайских истребителей. Две победы записал на свой счет сёи Канеко, а нико хико хэйсо (старшина 1-й статьи) Ёшио Фукуи (Yoshi-o Fukui) заявил три сбитых «Хоука». Еще два китайских истребителя были повреждены и разбились при посадке. Уцелевшие китайцы утверждали, что их командир капитан Ван Тянь-Сян сам сбил двух японцев прежде чем был сбит и погиб, однако все четыре японских истребителя благополучно вернулись на авианосец.
Утром 23 августа, примерно в 08.40 четверка истребителей A2N с авианосца «Рюйё» под командованием сёи (мл. лейтенанта) Минору Сузуки (Minoru Suzuki) обнаружили смешанную группу из 27 китайских самолетов. Группа Сузуки немедленно вступила в бой с новейшими китайскими истребителями-монопланами Boeing 281 – Р-26 «Peashooter». По японским данным были сбиты девять или десять китайцев. Три победы заявил Сузуки, две — итто хико хэйсо (главный старшина) Масаичи Кондо (Masa-ichi Kondo). Японцы вновь вернулись без потерь. За этот бой все участники его получили грамоту от командующего флотом. Правда при сопоставлении с китайскими данными все выглядит немного скромнее. Китайских самолетов было не 27, а «всего» 19 – возглавляемых капитаном Huang Kuang-Han, командиром 22 эскадрильи 4 истребительной группы. Китайцы потеряли лишь два истребителя Р-26 — № 1702 Джин Цзя Чжу и № 1704 Ма Го-Лянь. Причем последний получил 24 попадания, прежде чем попытался сесть на вынужденную посадку и разбился.
25 августа три истребителя A2N с авианосца «Hosho» под командованием сёи (мл. лейтенанта) Харутоши Окамото (Harutoshi Okamoto) перехватили над Шанхаем три китайских бомбардировщика Martin В-10 и сбили один из них. В тот же день группа из трех китайских бомбардировщиков Хейнкель He-111A пыталась бомбить японские корабли в районе Shizilin и Yuncaobin, однако, поднятые по тревоге истребители A2N с авианосцев «Хосё» и «Рюйдзё», а также истребители A4N с наземных аэродромов, практически не оставили китайцем никаких шансов. Хотя прочные и живучие немецкие машины оказались тведрым орешком для японцев. Лишь в результате скоординированных атак многих истребителей удалось повредить китайские бомбардировщики. Один из них № 1905 совершил аварийную посадку в Чанг-Чжоу, другой -№ 1903 сел на вынужденную на аэродроме Ханг Коу в Шанхае, правда на следующий день был сожжен в результате бомбардировок. И только лидеру группы, Се Вану удалось благополучно вернуться на базу.
С сентября 1937 года в Китай во все больших количествах начала поступать современная авиатехника, в том числе и из Советского Союза, из которого прибыли не только новейшие самолеты, но и опытные экипажи-добровольцы. Бороться с советскими истребителями И-15 и И-16 на равных японские пилоты на устаревших самолетах A2N и даже более современных A4N уже не могли. Это было очевидно, и во избежание неизбежных потерь, старые бипланы начали выводиться из состава боевых подразделений авиации флота, заменяясь на современные монопланы А5M.
Тем не менее, в сентябре «старичкам» A2N все же удалось провести еще несколько боев, хотя, например, на авианосце «Кага» на 15 сентября числилось лишь шесть истребителей A2N. В середине сентября на перевооружение в Японию отправились авианосцы «Хосё» и «Рюйдзё», однако по дороге 21 сентября было решено нанести серию налетов на Кантон силами палубной авиации этих авианосцев. В ходе первого утреннего налета, в котором участвовали 12 пикировщиков D1A, три торпедоносца В2М и 15 истребителей A2N (из которых 9 с «Рюйдзё» и 6 с «Хосё») подверглись ожесточенной атаке семи истребителей 29 эскадрильи китайских ВВС капитана Хо Чин-Вей на Curtiss «Hawk III». Ожесточенный бой длился более получаса. Китайская сторона потеряла два истребителя №№ 5239 и 5232. Кроме того, были потеряны два китайских разведчика. Но и японцам не удалось избежать потерь. Китайские истребители дрались так упорно и ожесточенно, что у японцев просто кончилось горючее. Шесть истребителей Тип 90 А2N, не дотянув до авианосцев, рухнули в воду. Пилотов, впрочем, подобрали эсминцы. Во второй половине дня японцы подняли вторую волну своих самолетов, чтоб повторить удар по Кантону. На этот раз в бой пошли 16 пикировщиков D1A в сопровождении 10 истребителей A2N. Китайцы подняли пять оставшихся истребителей «Hawk III» во главе с лейтенантом Чен Шун-На. Причем два из них отправились на поиск противника в устье реки Чжуцзян. А три оставшихся, обнаружив противника над Кантоном попытались атаковать. Силы были слишком не равны. Все три китайских истребителя были сбиты. Два пилота погибли, а командир — лейтенант Чен Шун-На сумел выпрыгнуть с парашютом. Итто хико хэйсо (главный старшина) Коширо Ямашита с «Ryujo» заявил две победы, а нито хико хэйсо (старшина 1-й статьи) Ёшио Фукуи, вовремя обнаруживший китайские истребители, сбил одного. Всего японцы в этот день заявили 16 уничтоженных китайских самолетов (по китайским данным потеряно было лишь 11) при потери 5 своих.
Это был последний бой, в котором довелось поучаствовать палубному истребителю Nakajima A2N. В октябре последние истребители этого типа сдал авианосец «Кага», авианосец «Хосё» передал оставшиеся у него истребители Тип 90 на «Рюйдзё» и тоже ушел на перевооружение в Японию. На авианосце «Рюйдзё» A2N тоже задержались ненадолго, осуществляя лишь ПВО корабля. В ноябре 1937 года A2N были убраны и с этого последнего авианосца.
Модификация | A2N1 |
Размах крыла, м | 9.37 |
Длина, м | 6.18 |
Высота, м | 3.03 |
Площадь крыла, м2 | 19.74 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1045 |
нормальная взлетная | 1500 |
Тип двигателя | 1 ПД Nakajima Kotobuki |
Мощность, л.с. | 1 х 580 |
Максимальная скорость , км/ч | 292 |
Крейсерская скорость , км/ч | 248 |
Практическая дальность, км | 500 |
Практический потолок, м | 9000 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | 2 синхронных 7.7-мм пулемета Виккерс-Е |