Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США

1

 

Несмотря на то, что начальный этап Второй Мировой войны был омрачен значительными успехами немецких пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87. Следует сказать, что концепция нанесения точечных ударов в пикировании не была немецким изобретением. В конце двадцатых годов ее начали развивать Авиационный корпус армии США (USAAC – United States Army Air Corps) [1] и авиация ВМС США, а в начале тридцатых годов ее позаимствовало руководство возрождаемых ВВС Германии.

Стратеги ВМС США в полной мере осознавали важность эффективных пикирующих бомбардировщиков в бою с такими кораблями противника как линкоры и авианосцы и ввели в систему обозначений самолетов палубной авиации категорию «B» (Bomber – бомбардировщик). Однако единственным эффективным бомбардировщиком они считали пикирующий бомбардировщик, способный наносить удары в полете по очень крутой нисходящей траектории.

Уже в 1934 году управление аэронавтики ВМС США (Bureau of Aeronautics US Navy), за разработку и приобретение самолётов, техническую поддержку морской авиации и связанных с ней систем, выпустил спецификацию на современный самолет категории «B», которым в ближайшее время планировалось заменить все еще использовавшиеся, но концептуально уже устаревшие самолеты-бипланы. Управлением аэронавтики были разосланы проверенным авиастроительным компаниям требования к новому самолету для их оценки и предложение представить прототипы для проведения сравнительных испытаний. Американскими авиастроительными компаниями были разработаны и изготовлены три прототипа самолетов-бипланов (Curtiss XSBC-3, Great Lakes XB2G-1 и Grumman XSBF-1), два из которых были созданы на базе палубных самолетов-разведчиков и корректировщиков категории «S» (Scout – разведчик).

Помимо отвергнутых временем трех бипланов [2] управлению аэронавтики были также представлены три современных цельнометаллических свободнонесущих монопланов с закрытыми кабинами экипажей, крыльями, оснащенными закрылками, и даже убирающимися основными стойками шасси. Этими машинами были Brewster XSBA-1, Northrop XBT-1 и Vought XSB2U-1. Все они пошли в серийное производство и были приняты на вооружение, но лишь самолет компании Brewster остался в небольших количествах и использовался в качестве учебного. Наибольшее значение для будущего палубной авиации ВМС США должен был иметь Northrop BT-1 (литера «T» в системе классификации ВМС США означала, что самолет был разработан компанией Northrop), разработка которого была начата в 1934 году знаменитыми конструкторами Джеком Нортропом и Эдом Хайнеманном.

В качестве основы конструкторами был взят разработанный в 193 году опытный истребитель-моноплан Northrop XFT-1; в конструкции были применены монококовый фюзеляж и трехлонжеронное крыло. В фюзеляже, размеры которого были увеличены, под длинным сдвижным фонарем, имевшим мощный каркас с большим количеством секций, находилась кабина экипажа. Пилот и стрелок, кабина которого была оборудована упрощенной приборной панелью и ручкой управления, размещались тандемом. В передней части фюзеляжа (на правой стороне) перед ветровым козырьком был установлен синхронизированный 12,7-мм пулемет; стрелок вел огонь из подвижного 7,62-мм пулемета. Основная боевая нагрузка (1000-фунтовая [454 кг] бомба) подвешивалась под фюзеляжем и сбрасывалась при помощи опрокидывающей вилки Mk.35, выносившей бомбу вне зоны ометания винта. Под консолями крыла вне зоны ометания винта на держателях Mk.41подвешивались две 100-фунтовые (45 кг) бомбы.

Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США


схемы палубного пикирующего бомбардировщика Northrop BT-1

В качестве силовой установки конструкторами был выбран радиальный двухрядный четырнадцатицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-04, развивавший мощность 700 л.с. (515 кВт) и вращавший двухлопастный винт изменяемого шага. Основные стойки шасси были полуубирающимися: они убирались поворотом назад в расположенные под центропланом крыла большие обтекатели; в полете колеса выступали из обтекателей. Крыло самолета состояло из трех частей: центроплана и двух консолей и было оборудовано элеронами и закрылками. Закрылки, размещавшиеся на центроплане и консолях крыла, были разрезными: во время пикирования отклонялась лишь их нижняя часть.

Проект руководству управления аэронавтики понравился, и в ноябре 1934 года компании Northrop было заказано изготовление первого прототипа, получившего у управления серийный номер BuNo 9745. Летом 1935 года постройка самолета на заводе в Эль-Сегундо было завершено и 12 августа машина поднялась в воздух. После испытаний, в ходе которых был обнаружен бафтинг самолета и флаттер его хвостового оперения, нижние части закрылков консолей крыла были перфорированы рядами круглых отверстий. На серийных машинах аналогичные отверстия получили и закрылки центроплана. Благодаря данным отверстиям не только решалась проблема бафтинга, но и при достаточно большом угле отклонения закрылков удавалось гасить скорость пикирования (и защитить машину от резкого изменения ее положения) и при этом не слишком уменьшать подъемную силу крыла.

Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
прототип XBT-1, полностью окрашенный в светло-серый цвет, имел меньшее по высоте вертикальное оперение, подфюзеляжную вилку старого типа и другие обтекатели основных стоек шасси

Дальнейшие испытания прототипа проходили на авиационной базе ВМС США Анакостия (NAS Anacostia) и после их успешного завершения в сентябре 1936 года управление аэронавтики выдало компании Northrop заказ на производство 54 экземпляров BT-1. От прототипа серийные машины отличались 825-сильными (606 кВт) двигателями R-1535-94, новыми радиостанциями и другим современным оборудованием. Первый серийный BT-1 впервые поднялся в воздух в сентябре 1937 года, а последний 52-й был поставлен в августе 1938 года.

Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
в 1939 году серийные пикирующие бомбардировщики из состава эскадрильи VB-5 имели красные переднюю часть капота двигателя и хвостовое оперение
Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
в течение 1940 года эскадрилья VB-6 из состава авиагруппы авианосца «Энтерпрайз» летал на пикирующих бомбардировщиках BT-1. Самолеты по большей части были неокрашенными. Исключение составляли красные полосы в задней части фюзеляжа и верхних поверхностях крыла, красная передняя часть капота двигателя, желтые верхние поверхности крыла и синее хвостовое оперение. На фюзеляж самолета были нанесены бортовой номер, принадлежность к ВМС США (US NAVY) и эмблема эскадрильи, на вертикальное оперение был нанесен номер, присвоенный управлением аэронавтики

Две оставшиеся у компании машины были переделаны в усовершенствованный прототип XBT-2 и экспериментальный самолет BT-1S. Управление аэронавтики присвоило серийным бомбардировщикам BT-1 военные номера с 0590 по 0626 и с 0628 по 0643; прототип XBT-2 имел номер 0627, экспериментальный самолет BT-1S – 0643. Серийные пикирующие бомбардировщики BT-1 чаще всего летали в составе эскадрилий VB-5 (авианосец «Йорктаун» [USS Yorktown]) и VB-6 (авианосец «Энтерпрайз» [USS Enterprise]).

Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
экспериментальный самолет BT-1S оснащался неубирающейся носовой стойкой шасси и предназначался для проверки применимости ее в палубной авиации

Между тем в 1937 году – во время производства пикирующих бомбардировщиков BT-1 – компания Northrop, Эль-Сегундо, стала подразделением концерна Douglas, руководство которого не только не завершило производство, но и привлекло к перспективным работам Эдда Хайнеманна и прототип XBT-2. Джек Нортроп продолжил деятельность в своем втором предприятии в Инглвуде (Inglewood), тогда как Эд Хайнеманн продолжил работы над новым проектом на базе XBT-2, получившим в компании Douglas Aircraft он носил обозначение XSBD[3]. После установки девятицилиндрового 1200-сильного (895 кВт) двигателя Wright R-1820-60 Cyclone, введения механизма полной уборки основных стоек шасси, изменения формы носовой части фюзеляжа, вертикального оперения и фонаря кабины самолет успешно пошел испытания, был принят на вооружение и под обозначением Dauntless отлично проявил себя во Второй Мировой войне.

Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
сравнение BT-1 и XBT-2. На верхнем снимке прототип XBT-1 (BuNo 9745; снимок сделан 5 декабря 1936 года), на нижнем – прототип XBT-2 (BuNo 0627; снимок сделан 23 июля 1938 года)
Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
прототип Douglas XBT-2, Эль-Сегундо, примерно 1939 год

Следует сказать, что с пикирующими бомбардировщиками BT-1 в палубной авиации ВМС США завершилась эпоха красочно окрашенных самолетов: в 1940 году ее боевые самолеты красились в светло-серый цвет [4]. Незадолго до наступления 1941 года быстро устаревшие пикировщики BT-1 были переведены на роль учебных самолетов. В декабре 1941 года – в месяц, когда Соединенные Штаты официально вступили во Вторую Мировую войну, – на вооружении ВМС США было менее сорока пригодных к полетам BT-1. Отдельные экземпляры продолжали эксплуатироваться в составе боевых частей, но большая часть на авиационных базах ВМС США Майами и Сан-Диего (NAS Miami и NAS San Diego) использовались в качестве учебных. В течение 1942 года число пригодных к полетам машин непрерывно уменьшалось и ряд из них стали нелетными планерами для обучения механиков.

Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1. США
с пикирующими бомбардировщиками BT-1 в палубной авиации ВМС США завершилась эпоха красочно окрашенных самолетов

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Northrop BT-1

Назначение: палубный пикирующий бомбардировщик

Компания-производитель: Northrop Corporation, Ингвуд и Эль-Сегундо, штат Калифорния

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один четырнадцатицилиндровый радиальный двухрядный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-94, развивавший мощность 825 л.с. (606 кВт) и вращавший двухлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 12,65 м
длина 9,65 м
высота 3,02 м
площадь крыла 29,64 м²²

Вес:

пустого 2095 кг
взлетный 3270 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 2900 метров 357 км/ч
крейсерская скорость 305 км/ч
начальная скороподъемность 6,45 м/с
практический потолок 7720 м
дальность полета1850 км

Вооружение: 

стрелковое – один 12,7-мм пулемет и 7,62-мм пулемет
бомбовое – 1000-фунтовая (454 кг) бомба под фюзеляжем

Количество изготовленных: 1 прототип, 52 серийных и 2 опытных

ПРИЛОЖЕНИЕ

Палубные пикирующие бомбардировщики Northrop BT-1 приняли участие в фильме 1941 года «Пикирующий бомбардировщик».

<iframe src="http://vk.com/video_ext.php?oid=-52306940&id=164913438&hash=18c97e44fd17e2a7" width="607" height="360" frameborder="0"></iframe>


  1. 20 июня 1941 года преобразован в ВВС Армии США (USAAF – United States Army Air Forces)
  2. справедливости ради следует сказать, что были выпущены 61 пикирующий бомбардировщик Great Lakes BG и 257 пикирующих бомбардировщиков Curtiss SBC Helldiver. Машины компании Curtiss стали последними американскими палубными самолетами-бипланами
  3. новое обозначение машины показывало, что к задачам бомбардировщика были добавлены функции разведчика (литера «S»; Scout) и что машина разрабатывается компанией Douglas (литера «D»)
  4. данная схема действовала с 30 декабря 1940 года по 13 сентября 1941 года

источники: 

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account