От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

10

Девятнадцатый век для империи Цин стал чередой военных катастроф, закончился он полным поражением в войне с Японией 1894-1895 годов, когда империя лишилась самого мощного и современного Бэйянского (Северного) флота, и восстанием ихэтуаней, подавляло которое в итоге все мировое сообщество того времени (Альянс Восьми держав), что привело к разорению наиболее развитых провинций страны.

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

Хотя реванш в ближайших планах Цинь не значился, огромная империя с большой береговой линией без защиты флота оставаться не могла. Была принята программа возрождения имперского флота.

Основой флота, многоцелевыми кораблями, пригодными и для представительских целей и для боевых действий, китайцы по-прежнему считали крейсера. В связи с полной технической отсталостью Китая заказ современных крупных боевых кораблей был возможен только за границей. Китайцы обратились по наработанным связям к судостроителям Германии.

Верфь «Вулкан» из Штеттина строила ранее для Китая пару броненосцев типа Dingyuan (1881). Проект, созданный немцами по китайскому заказу, ничем революционным не отличался, в нем можно найти черты британского типа Apollo, итальянского типа Regioni, голландского типа Gelderland и, разумеется, немецкого типа Gazelle.

На рубеже 1896-1897 годов в Штеттине было заложено три бронепалубных крейсера. В Китае их называли класс Hǎiróng (海 容). Современными японскими аналогами были японские бронепалубные крейсера типа Suma.

4 мая 1898 года головной Hai Yung прошел скоростные испытания в присутствии китайского посла в Германской империи Лу Хайхуаня. Крейсер немного не дотянул до 21 узла, что весьма вдохновило представителей заказчика.

Доставку в Китай проводила немецкая команда. 13 мая головной крейсер покинул Германию, 12 июля прошел Гонконг, а 27 июля он прибыл в Дагу.

Ввели в строй крейсера в декабре 1898 года.

В конце 19-начале 20-го века эти крейсера стали основой китайского флота.

Однако их реальная боевая ценность соответствовала уровню бронепалубных крейсеров 3-го класса ведущих морских держав. Ни по вооружению ни по скорости новые китайские корабли не могли сравниться с зарубежными одноклассниками. Фактически они могли служить лишь в береговой обороне, но и здесь им не хватало бронирования, а осадка ограничивала прибрежные операции.

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

«Хайжун» («Хай-Юн»,«Hai Yung», pinyin «Hairong», кит. трад. 海容). Вулкан, Штеттин, Германия. Заложен 1896-январь 1897, спущен на воду 15 сентября 1897 года, введен в строй 12 декабря 1898 года. Погиб 11 августа 1937года.

«Хай- Чоу» («Хай-Чжоу», «Hai Chou», pinyin «Haichou», кит. упр. 海筹). Вулкан, Штеттин, Германия. Заложен 1896-январь 1897, спущен на воду 11 декабря 1897 года, введен в строй 12 декабря 1898 года. Погиб 11 августа 1937года.

«Хайчэнь» («Хай-Чжень», «Hai Chen», pinyin «Haichen», кит. трад. 海琛, «Жемчужина моря»). Вулкан, Штеттин, Германия. Заложен 1896-январь 1897, спущен на воду 1 января (12 февраля) 1898 года, введён в строй 12 декабря 1898 года, одновременно с другими крейсерами. Погиб 11 августа 1937года.

Водоизмещение стандартное 2680/полное 2950 т. Длина 99,97м. Ширина12,42 м. Осадка 5,79 м

Двигатели-две паровые машины, 8 цилиндрических паровых котлов, 7500 л.с. Скорость 19-19,5 уз. Запас угля 200/580 т. Экипаж 244 человека.

Броня: палуба 37 мм, скосы 70 мм, рубка 37 мм, щиты орудий 37-51 мм

Вооружение: 3(2)×1—150 мм/40, 8×1 105 мм/40, 6×1— 47 мм(12 x 37 мм QF Hotchkiss), 6 пул., 3 ТА 356 мм.

У крейсеров был стальной корпус с таранным форштевнем, выраженными полубаком и полуютом. Силуэт выделялся двумя дымовыми трубами и двумя мачтами с боевыми марсами. Экипаж состоял из 244 офицеров и матросов.

Силовая установка состояла из двух паровых машин, двух валов и 8 цилиндрических котлов мощностью 7500 л.с. Контрактная максимальная скорость 19,5 узлов, на испытаниях в Германии на 8400 л.с. максимальный результат составил 20,75 узлов. В Китае максимальный показатель составил 20,25 узлов, а реальная скорость-19 узлов.

Крейсера защищала карапасная броневая палуба толщиной 37 мм, со скосами до 70 мм. В оконечностях палуба замыкалась 25 мм броней, машины защищались 32 мм палубой и 70 мм скосами.

Орудийные щиты -51 мм, рубка 37-51 мм.

Крейсера получили скорострельную артиллерию-150мм/40 пушки Круппа размещались по схеме треугольника-два орудия рядом на баке и одно на корме. 105 и 47 мм пушки устанавливались побортно на верхней палубе. В состав вспомогательной артиллерии вошли 8 105 мм пушек Круппа, а затем добавили 6 37 мм пушек Гочкиса. Четыре 105 мм стояли в специальных спонсонах, еще четыре-по бортам.

После окончания Второй революции военно-морское ведомство решило модернизировать флот и приняло на вооружение радиостанцию ​​Siemens Telefunken 2.5TK, которая обеспечивала дальность действия 1700 км. Бывшие системы Marconi были переданы на Nan Chen. Кроме того, старое украшение в виде носового дракона было снято, а кормовая боевая мачта удалена, чтобы снизить центр тяжести.

В 1928 году орудия Hotchkiss были заменены на четыре 6-фунтовых (47-мм орудия) Vickers и четыре 3-фунтовых (37-мм орудия.

В 1930-х годах вооружение крейсеров было модернизировано добавлением одной зенитной пушки 40 мм/39 2pdr QF Mk II «пом-пом» в корме и заменой двух орудий 150 мм на полубаке одним— в диаметральной плоскости.

Минно-торпедное вооружение состояло из трех подводных торпедных аппаратов калибра 357мм, носового и двух бортовых.

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

В 1899 году Бэйянский флот был реорганизован. Главнокомандующим вместо Е Цзугуя был назначен Сачжэнь Бин. Крейсера типа «Хайжун» были тогда одними из самых современных и боеспособных кораблей флота.

Новые крейсера в Китае сразу попали в водоворот большой политики. Флот базировался на Тяньцзинь, а «Хайжун» (в порту Дагу) стал флагманом. Командующий флотом, Е Зулун, в отличие от армейских частей, в основном соблюдал нейтралитет во время интервенции Альянса 8 наций. После ультиматума он увел крейсер из Дагу под контроль союзников.

Восстание боксеров, его подавление всем цивилизованным миром, привело к наложению на империю Цин огромных контрибуций. Разоренной стране справиться с ними было трудно и одним из способов облегчить долговое бремя стала идея продать новые крейсера.

Первой приценилась Япония, а осенью 1901 года и Россия попыталась прозондировать вопрос покупки. Не сошлись в цене, китайцы просили 7 миллионов рублей, а русские предлагали максимум 5,6 миллионов. Ни японские, ни российские специалисты большой ценности в «китайцах» не видели, поэтому переговоры зашли в тупик.

Во время русско-японской войне невольно активное участие принял крейсер «Хайжун». Летом 1904 года он стоял в порту Чифу, 29 июля туда прорвался с почтой миноносец «Решительный». Затем он начал процедуру интернирования, замки орудий были сданы китайцам, флаг был спущен. Но китайский адмирал Цао (Са Чжэньбинь), имея крейсера «Хайжун» и «Хайци». не смог защитить интернированный миноносец, который ночью 30 июля был захвачен японским десантом во главе с лейтенантом Тарасима. Грубое нарушение международного права вызвало международный скандал и наказание адмирала.

Следующий миноносец, «Расторопный», доставивший 3 ноября 1904 года из Порт-Артура депешу русскому консулу в Чифу, заблокированный японским отрядом из двух крейсеров и миноносцев, был подорван и затоплен экипажем. Экипаж его на крейсере «Хайжун» был доставлен в Шанхай, где была интернирована канонерка «Маньчжур».

Вечером 1 января 1905 года пять русских эсминцев и несколько других судов прорвались из Порт-Артура и 2 января вошли в Чифу (Яньтай). «Хайжун» 6 января 1905 года ушел в Яньтай из Шанхая для наблюдения за интернированными русскими кораблями.

Когда 2-я ТОЭ подошла к Южному Китаю, китайские крейсера ( Hai Chi, Hai Bian, Hai Yung и Hai Chen) патрулировали шанхайское побережье, чтобы не дать интернированным кораблям присоединиться к эскадре Рожественского. После завершения войны интернированные в китайских портах русские корабли были возвращены.

Осенью 1905 года Китай заказал 7 радиостанций Marconi, три из них передали армии, а четыре установили на четырех крейсерах (типов Hai Chi и Hai Yung) впервые в китайском флоте.

В 1906 году крейсера «Хайжун» и «Хай Чи» провели полугодовое путешествие по портам Юго-Восточной Азии, где имелись значительные китайские общины- Гонконг, Манила, Сайгон, Бангкок, Сингапур, Батавия, Семаранг, Сурабайя, Мунток, Бангку и Пенанг. Возвращались через Сингапур, поход получил название «Тур доброй воли».

В 1908 году новым командующим китайским флотом был назначен адмирал Са Чжэньбинь. Он поднял флаг на крейсере «Хай Чи» и вместе с «Хайжун», «Хай- Чоу», «Хайчэнь» и другими кораблями отправился в Сямэнь встречать американский Великий белый флот.

В 1910 году китайцев, с которых все основные колониальные державы уже получили что хотели, решили нагнуть и португальцы. Угрожая обстрелом прибрежных городов, они требовали расширить границы Макао, своей колонии на юге Китая. Но китайцы заняли жесткую позицию, в Макао вошли крейсера «Хайжун» и «Хай- Бан», португальцы согласились на переговоры, а после начала Октябрьской 1910 года революции в Португалии колониальные претензии были сняты.

Крейсера приняли активное участие в Синьхайской революции 1911 года по свержению династии Цин. Вспыхнувшее в сентябре 1911 года Учанское восстание империя попыталась подавить армией и флотом (эскадра адмирала Са Чжэньбина, в том числе и крейсера типа «Хайжун»). 12 октября каратели были отправлены в трехградье Ухань, корабли поднялись по Янцзы и 16 октября обстреляли повстанцев возле Ханькоу, который был взят правительственными войсками в начале ноября. Многие офицеры флота симпатизировали повстанцам и стрельба шла чаще всего «в никуда». Имперские войска устроили в Ханькоу настоящую резню, что окончательно настроило против правительства флот.

В итоге адмирал Са Чжэньбин увел корабли вниз по Янцзы в Цзюцзян и перешел на сторону восставших. «Флот Цзюцзян» был разделен на две части: первая под командой Хуана Чжунъина, а вторая (Тан Сянмин) должна была вернуться в Вуан.

Во вторую часть входили крейсера «Хайжун»,«Хайчэнь» и миноносец «Хюэ». Когда правительственные силы атаковали второй город трехградья Ханьян, они пришли на помощь повстанцам и вели бои с имперскими войсками 19,20,24 ноября. Отличился крейсер «Хайжун», под вечер он подошел к Башне желтого журавля, а цинские войска революционный флаг приняли за британский и огня не открыли. В итоге крейсер в упор, с 500 метров расстрелял позиции имперских войск, но в перестрелке с береговыми батареями потерял 1 убитого (командир) и 6 раненых (в т.ч. 3 офицера). Труба была пробита осколками, а в борту было две пробоины. Имперским войскам пришлось доставлять в Ханьян тяжелые пушки по железной дороге.

22 октября по приказу губернатора Ли Юаньхуна «Хайжун» и «Хайчэнь» атаковали цинские позиции на реке Чэньцзяцзи в Ухане, прикрывая переправу третьей дивизии Революционной армии. Однако имперская артиллерия обладала пушками 100 мм и выше, крейсера получили несколько попаданий и потеряли 10 членов экипажей. Были повреждены правый борт, задняя мачта, труба «Хайжун», а торпедное отделение «Хайчэнь» было полностью разрушено. Однако артиллеристам крейсеров удалось уничтожить около 400 солдат правительственных войск. 23-го крейсера успешно прикрывали переправу Революционной армии, но цинские войска после отступления контратаковали и 24-го захватили Циншань.

25-го повстанцы под прикрытием одного из крейсеров попытались высадить десант в Янлуо, но были отброшены.

7 декабря, после падения уровня Янцзы, крейсера вернулись в Цзюцзян, а 18-го ушли в Шанхай для пополнения припасов и ремонта.

После падения империи и установления Китайской республики крейсера разделили-«Хайжун» и «Хайчоу» перешли в Центральный флот с базированием на Шанхай, «Хай-Чжэнь» — в Южный флот в Кантоне (Гуанчжоу). Крейсера принимали активное участие в подавлении различных восстаний после Синхайской революции.

25 декабря 1915 года Юньнань стал независимым, и началась новая гражданская война. В апреле 1916 года армия Бэйян реквизировала пароходы «Хай Янь», «Синь Минь» и «Синью» для переброски 12-й дивизии в Фуцзянь, в то время как крейсера «Хай Чи» и «Хайжун» обеспечивали сопровождение.

«Хайжун» 27 апреля 1916 года в густом тумане около Фучжоу столкнулся с военным транспортом «Синью» (на борту около 1000 военных). Транспорт затонул, капитан и два электрика выжили, но весь экипаж и более 700 армейцев утонули. В истории китайского флота страшнее была только гибель парохода «Гаошэн», потопленного японцами во время боя у Асана в 1894 году. Сам крейсер нуждался в капитальном ремонте.

В августе 1917 года правительство Пекина объявило войну Германии, поэтому «Хайжун» и «Хайчоу» участвовали в конфискации немецких и австрийских кораблей, застрявших в Китае.

Китай принял посильное участие в интервенции в Россию во время гражданской войны. В июле 1918 г. «Хайжун» был направлен во Владивосток в составе международной эскадры стран Антанты. Ему даже обновили систему связи, установив новую ДВ-радиостанцию. Здесь он находился до 1919 года. Крейсер участвовал в борьбе с большевиками, организовав военные патрули в городе. 20 мая 1919 года «Хайчоу» заменил во Владивостоке «Хайжун», который вернулся в Шанхай на ремонт в сухой док на верфи Jiangnan. 25 октября «Хайчоу» вернулся в Сямэнь, чтобы контролировать лояльность гарнизона, а его, в свою очередь, заменил «Хайжун». 5 июля 1920 года дальневосточные интервенты во Владивостоке объединились в военный союз пяти стран, включая Китай, но после создания Советами Дальневосточной республики, интервентов одного за другим начали изгонять с Дальнего Востока. «Хайжун» вернулся в ноябре 1920 года.

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

А затем и сам Китай вступил в период гражданских войн. В 1922 году захватившая власть в Пекине «Чжилийская клика» начала войну против манчжурского милитариста Чжан Цзолиня. Крейсера «Хайжун» и «Хайчоу» применялись для обстрела позиций манчжуров у Шанхайгуань, благодаря чему правительственные войска и победили. При этом третий крейсер, «Хайчэнь», был в составе сил союзного Чжан Цзолиню кантонского правительства.

В апреле 1923 года крейсера прошли модернизацию электрооборудования, в Шанхае электроустановку перевели на переменный ток.

В январе 1924 года кантонские корабли перебазировались в Циндао, но об участии в боях информации нет.

В 1927 году Гоминьдан практически собрал разваленную интригами региональных элит страну, республику возглавил Чан Кайши.

«Хайжун» и «Хайчоу» вновь вошли в состав Центрального флота в низовьях Янцзы, в конфликте с Японией в январе-марте 1932 года не участвовали. «Хай-Чжэнь» до июля 1933 года стоял в Циндао, после чего вышел из подчинения командования Северо-Восточного флота и ушёл в Кантон.

         Крейсер «Хай-Чжэнь» (после модернизации)


Крейсер «Хай-Чжэнь» (после модернизации)

Несмотря на древность, крейсера оставались в составе флота, обнищавшая за войны и смуты страна могла себе позволить лишь несколько современных кораблей.

21 июня 1935 года все три крейсера сошлись в междоусобном столкновении. Чан-Кайши отдал приказ кантонским крейсерам «Хайчэнь» и «Хайци» перейти в Нанкин, но заподозрил их в измене и попытке сбежать к японцам в Маньчжоу-го. Высланная навстречу шанхайская эскадра (лёгкие крейсера «Нинхай» и «Инжуй», бронепалубные крейсера «Хайжун» и «Хайчоу» и канонерка «Юнсян») пыталась взять потенциальных изменников под контроль, но когда «Нинхай» открыл предупредительный огонь, кантонцы просто укрылись в Гонконге. Только в июле, уговорами, их убедили все-таки перейти в Нанкин.

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай
От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

Крейсер в 1900 году

Крейсер в 1900 году

В начале второй войны с Японией 11 августа 1937 году старые корабли пригодились лишь для затопления в низовьях Янцзы (160 км к западу от Шанхая) у города Цзянцзин, чтобы преградить японцам путь к Нанкину.

В спешке с «Хайжун» удалось снять только 105 мм орудия для арсенала и зенитные пушки для канонерки «Йонг Суй». 150 мм орудие успели снять только одно.

25 апреля 1959 года Шанхайское инженерное бюро подняло корпус «Хайжун» и разобрало его на металлолом.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronepalubnye-kreisera-ot-imperii-cin-do-gomindana-haijun-5e60f2cabb66e44bc5f4fbbe?&

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account