Опытный учебный самолет и пикирующий бомбардировщик CANSA/FIAT FC.12. Италия
Авиастроительная компания Aeronautica Gabardini S. A. (ANSA) была основана в 1913 году в Камери (Cameri), провинция Новара. Ее создателем был туринский художник и пионер авиации Джузеппе Габардини. Помимо творческого начала сеньор Габардини обладал техническим даром. В 1909 году им был создан и облетан самолет, представлявший собой моноплан наипростейшей конструкции. На протяжении двадцатых и тридцатых годов XX века компания производила учебные и спортивные самолеты, но были также изготовлены и прототипы истребителей – бипланы G.8 и G.9.
В 1936 году компания была реструктуризирована и сменила название на Costruzioni Aeronautiche Novaresi S. A. (CANSA). В таком виде компания просуществовала всего три года: в 1939 году по финансовым причинам компания CANSA стала частью концерна FIAT и сменила название на CANSA/FIAT. Соответственно изменили свое обозначение и разрабатывавшиеся компанией самолеты – они стали носить обозначение FC. В производственной программе компании остались разработанные конструкторским бюро компании учебные низкоплан C.4 и биплан C.5, а также производство по субподрядам узлов самолетов концерна FIAT.
Первым самолетом, разработанным компанией CANSA уже в составе концерна FIAT и получившим обозначение FC, стал учебный двухместный моноплан FC.12. Проект самолета, предложенный компанией CANSA/FIAT итальянскому министерству авиации, представлял собой недорогую в производстве и одновременно мощную машину, которая должна была идеально соответствовать реальной подготовке пилотов-истребителей.
Самолет должен был оснащаться мощным двигателем, винтом изменяемого шага, убирающимися основными стойками шасси и одним синхронизированными пулеметом, размещенным над мотором. Механизация крыла должна была состоять из элеронов и закрылков. Одним из основных преимуществ проекта FC.12 было – в соответствии с требованиями министерства авиации – отсутствие в конструкции самолета дефицитных материалов (алюминий, стальные сплавы и т.д.).
Еще одним преимуществом проекта была самая низкая стоимость самолета. В погоне за снижением цены компания CANSA/FIAT зашла так далеко, что запланировала использование в конструкции FC.12 силовой установки, систем и оборудования уже существующих самолетов.
Характерную для истребителей концерна FIAT носовую часть FC.12 получил довольно просто – при выборе силовой установки. Во время проектирования FC.12 его главный конструктор Джакомо Моссо за образец взял британский учебный самолет Miles Master, оснащенный 715-сильным [526 кВт] двигателем Rolls-Royce Kestrel и рекламировавшийся как самый быстрый учебный самолет мира с максимальной скоростью в 432 км/ч. Сеньор Моссо искал двигатель в диапазоне мощностей 600-700 л.с. (441-515 кВт) и его выбор пал на 12-цилиндровый инвертированный рядный двигатель жидкостного охлаждения FIAT A.30RAbis, развивавший мощность 600 л.с..
Данный двигатель находился в серийном производстве и устанавливался на находившиеся на тот момент на вооружении Regia Aeronautica истребители-бипланы FIAT CR.32 и самолеты-разведчики IMAM Ro.37. Помимо двигателя сеньор Моссо для своего FC.12 позаимствовал у CR.32 и Ro.37 моторную раму, капот, радиаторы оборудование кабины пилота и воздушный винт.
Хотя двигатели FIAT A.30RAbis уже и были устаревшими, их было на тот момент достаточное количество, и они могли быть переданы итальянскими ВВС за очень низкую цену или даже даром. Инженерам компании CANSA/FIAT удалось изящно вписать двигатель в планер. Это наряду с простым цельнодеревянным планером должно было сделать стоимость самолета еще более благоприятной.
Однако FC.12 опоздал: примерно годом ранее министерство авиации заказало серийное производство учебных самолетов Ambrosini SAI S.7 и Nardi FN.315 и не имело никакого желания продолжать разработку еще одного типа учебного самолета. Тем не менее, в компании CANSA/FIAT было принято решение достроить прототип FC.12; руководство компании считало, что ему удастся протолкнуть свой самолет в серийное производство.
Поскольку компания построила прототип по собственной инициативе, то военные отказались присваивать прототипу номер военного регистра М.M.. В результате машина была зарегистрирована в качестве гражданского самолета и получила номер I-TUFF. Первый полет прототипа FC.12 состоялся 16 октября 1940 года в Камери под управлением заводского летчика-испытателя Фаусто Марони.
Машина отличалась двумя расположенными тандемом открытыми кабинами, типичным капотом CR.32 и убирающимися основными стойками шасси (по конструктивным соображениям – чтобы подшипниковым узлом не ослаблять деревянно-фанерную структуру крыла – стойки убирались в подкрыльевые ниши поворотом назад) и фиксированной хвостовой стойкой. На заводских испытаниях самолет показал хорошие летные качества, он был надежным, прочным и способным выдерживать грубые посадки. В то же самолет время прототип FC.12 обладал отличными взлетно-посадочными характеристиками, имели хорошую маневренность и имел коэффициент безопасности 14.
Потерпев неудачу с учебным самолетов (командование итальянских ВВС считало, что FC.12 потребляет много топлива и невыгоден в эксплуатации и что летные школы должны оснащаться самолетами с менее мощными двигателями или истребителями, изъятыми первой линии), руководство компании CANSA/FIAT решило переоборудовать машину и представить ее военным в новом качестве – в варианте легкого пикирующего бомбардировщика.
Стимулом для переделки послужило успешное применение немецкими ВВС пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87B. Командование итальянских ВВС заказало переоборудование FC.12 в пикирующий бомбардировщик в надежде на то, что машины данного типа в оперативном плане дополнят немецкие самолеты.
Прототип, по-прежнему несший гражданское обозначение I-TUFF, имел уже полностью застекленную кабину экипажа (было высказано мнение, что в серийном производстве заднюю кабину планировалось полностью переделать и разместить в ней стрелка спиной к направлению полета), аэродинамическими тормозами, установленными на верхние и нижние поверхности консолей крыла, и четырьмя держателями 50-кг бомб, размещенными на нижней поверхности крыла.
Также переоборудованный самолет отличался вооружением: в отличие от предыдущего учебного варианта FC.12 нес четыре 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT – два несинхронизированных в крыле и два синхронизированных в фюзеляже над двигателем – с боезапасом по 250 патронов на ствол. В передней части кабины экипажа перед пилотом был установлен прицел.
Осенью 1940 года легкий пикирующий бомбардировщик FC.12 был доставлен в Гуидонию, где был тщательно испытан. Затем машина была направлена на полигон Лоната Поццоло (Lonata Pozzolo), где были проведены боевые стрельбы и учебные бомбометания с пикированием с высот 6000 и 2000 метров. Во время этих испытаний была достигнута высокая точность попадания.
Несмотря на то, что тестирование самолета прошло успешно, программа пикирующего бомбардировщика FC.12 была закрыта. Итальянское министерство авиации не было заинтересовано ни в каком варианте FC.12 (машина предлагалась в качестве легкого истребителя), более ценя компанию CANSA/FIAT лишь в качестве субподрядчика концерна FIAT.
В компании CANSA/FIAT пытались спасти ситуацию, начав разработку нового учебного самолета FC.14 под 450-сильные двигатели FIAT A.20, снимавшиеся с выработавших свой ресурс истребителей CR.20. Данные самолет должен был сочетать в себе фюзеляж FC.12 с крылом меньших размаха и площади. К сожалению, постройка прототипа FC.14 не была завершена.
Попытка переделать FC.12 под установку 12-цилиндрового инвертированного рядного двигателя воздушного охлаждения Isotta Fraschini Delta также не была реализована. Позднее для компании CANSA/FIAT также неудачей закончилась программа создания более современной цельнометаллической машины – тяжелого истребителя, скоростного бомбардировщика и самолета разведчика FC.20 и FC.20bis.
схемы учебного самолета CANSA/FIAT FC.12
прототип FC.12 в первоначальном варианте учебного самолета с двумя открытыми кабинами (машина не имела военного номера)
схемы легкого пикирующего бомбардировщика CANSA/FIAT FC.12
прототип FC.12 в варианте пикирующего бомбардировщика
в своем окончательном варианте FC.12 получил белую полосу в задней части фюзеляжа
прототип FC.12 получил камуфляжную окраску всех поверхностей. Верхние и боковые поверхности фюзеляжа и вертикального оперения и верхние поверхности крыла и горизонтального оперения были выкрашены в песчаный цвет с добавлением зеленых и рыжих пятен неправильной формы. Нижние поверхности были выкрашены в серый цвет. Хотя машина не была принята военными, на консоли крыла и на борта фюзеляжа были нанесены опознавательные знаки Королевских ВВС Италии времен фашистского режима; также на борта фюзеляжа был нанесен номер гражданской регистрации
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: CANSA/FIAT FC.12
Назначение: легкий пикирующий бомбардировщик
Компания-производитель: CANSA/FIAT (Costruzioni Aeronautiche Novaresi S. A.), Камери, провинция Новара
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения FIAT A.30RAbis, развивавший мощность 600 л.с. и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 11,00 м
длина 8,50 м
высота 2,58 м
площадь крыла 19,00 м²
Вес:
пустого 1600 кг
максимальный взлетный 2350 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 425 км/ч
крейсерская скорость 350 км/ч
минимальная скорость 115 км/ч
скороподъемность 7,00 м/с
практический потолок 7600 м
дальность полета 1100 км
Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT и 200 кг бомб
Количество изготовленных: 1 экз.
источник: MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN "CANSA/FIAT FC.12" L+K 09/2005