Опытный тяжелый истребитель Ponnier P.1. Франция
Французский пионер авиации Луи Альфред Понье (Louis Alfred Ponnier) после основания предпринимателем Рене Анрио (René Hanriot) авиастроительной компании стал ее техническим директором. Вследствие этого, когда компанией были построены самолеты в соответствии с идеями Понье (как например биплан F.1), они были известны под обозначением Hanriot. Лишь с 1912 года, когда Понье смог основать собственную компанию Avions Ponnier, он мог выпускать самолеты под собственной маркой.
Одним из первых был элегантный и пропорциональный очень удачный моноплан D.3, на котором в 1913 году пилот Жюль Ведрин (Jules Vedrines) успешно принял участие в популярных гонках на кубок Гордон-Беннета. Год спустя был создан биплан L.1, также обладавший приятными формами и сбалансированными летными характеристиками. К этому времени Луи Понье проектировал уже не сам, а сотрудничал с уже известным Эмилем Эженом Дюпоном (Emile Eugene Dupont). Эмиль Дюпон был одним из создателей рекордных монопланов компании Deperdussin и впоследствии ряда других известных французских самолетов, среди которых были машины компании Hanriot.
Со вступлением Франции в Первую Мировую войну производство спортивных самолетов было сменено на создание боевых машин и на базе биплана L.1 был разработан самолет-истребитель M.1. Первый полет состоялся в январе 1916 года и вскоре самолет испытывали французские военные летчики. Больших заказов M.1 не получил, поскольку к этому времени в крупносерийном производстве находились самолеты компаний Nieuport и Morane-Saulnier со схожими характеристиками. Компания Avions Ponnier построила небольшую серию M.1, которые были закуплены французскими ВВС (Aviation Militaire) и затем были переданы летным школам.
Спустя несколько недель к руководству компании Avions Ponnier обратились представители бельгийских ВВС, которые после провала с получением истребителей Nieuport заказали 30 истребителей M.1 для своих боевых частей. Луи Понье положительно отреагировал на заказ, но прежде ему было необходимо расширить производственные мощности. В этом же году им была приобретена и реорганизована с увеличением штата компания SAFCA (Societé Anonyme Française de Constructions Aéronautiques).
Бельгийцы, а точнее их летчики-истребители (среди которых был знаменитый ас Вилли Копенс [1]), ознакомились с характеристиками M.1 и выразили свое недовольство. Пилоты заявили, что эти машины стоит использовать не в качестве истребителей, а передать летным школам, сократив при этом количество закупки. Компания SAFCA поставила Бельгии лишь 10 комплектных самолетов M.1 (и еще несколько машин было в незавершенном состоянии), а бельгийские ВВС приобрели истребители Hanriot H.D.1, к которым командование французских ВВС не проявило большого интереса.
После относительно успешного истребителя M.1 компания SAFCA продолжила разработку боевых самолетов. Следующей ее машиной стал двухместный истребитель M.2, который не вызвал интереса у французских ВВС и остался в качестве прототипа.
В конце 1915 года Луи Альфред Понье начал работы над своим крупнейшим на тот момент самолетом – двухмоторным истребителем-бипланом P.1, который должен был бороться с немецкими бомбардировщиками и дирижаблями.
схемы опытного тяжелого истребителя Ponnier P.1
Конструкция P.1 была стандартной для того времени: деревянная решетчатая ферма прямоугольного поперечного сечения и округлая надставка над верхней частью фермы. В передней часть фюзеляжа размещалась кабина пилота, а у задней кромки несущих поверхностей – кабина стрелка. Хотя прототип P.1 летал без вооружения, предполагалось, что пилот будет вести огонь из одного или двух установленных неподвижно и стрелявших вперед 7,7-мм пулеметов Vickers, а стрелок – из двух пулеметов Lewis такого же калибра, размещенных на подвижной установке кругового вращения. Большая часть фюзеляжа имела полотняную обшивку и только передняя его часть (примерно до передних кромок крыльев) была из листов алюминия, а верхняя округлая надставка была фанерной.
Крылья самолета были двухлонжеронными разного размаха. Элероны были установлены только на верхнем крыле. В качестве обшивки крыльев использовалось полотно. Хвостовое оперение было интересно тем, что однокилевое вертикальное оперение было дополнено небольшими поверхностями, установленными выше и ниже горизонтального оперения и ближе к краям стабилизатора, соединенными тросами с рулем направления и отклонявшимися вместе с ним.
двухместный двухмоторный опытный тяжелый истребитель Ponnier P.1 на первый взгляд выглядел неплохо
на данном снимке опытного тяжелого истребителя Ponnier P.1 хорошо показаны пропорции машины
Силовая установка состояла из двух 80-сильных (59 кВт) девятицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения Le Rhone 9C, установленных в гондолах на стойках межкрыльевом пространстве. Моторы, приводившие в движение тянущие двухлопастные деревянные воздушные винты, были покрыты алюминиевыми капотами с вырезами внизу для выхода горячего воздуха и с «полуконусами» по бортам. На P.1 был установлен любимый Луи Альфредом Понье элемент конструкции самолета – большие конические обтекатели втулок винтов. Следует подчеркнуть, что, несмотря на цельнодеревянную конструкцию самолета, в нем были широко использованы листы алюминия не только в обшивке передней части, но и в гондолах двигателей (частично использовалась сталь) и даже в спицах колес шасси.
на данном снимке особенно хорошо показаны крупные моторные гондолы опытного тяжелого истребителя Ponnier P.1
В основных стойках шасси применялись сдвоенные колеса и амортизация в виде резиновых жгутов. Основные стойки были размещены под нижней поверхностью нижнего крыла и соединялись с опорами, поддерживавшими гондолы двигателей.
Постройка первого и единственного экземпляра P.1 была завершена в январе 1916 года, и вскоре после этого поднялся в воздух. Подробные сведения о результатах испытаний не сохранились, но есть уверенность, что авиационное техническое отделение (Section Technique de l'Aéronautique — STAé) не рекомендовало P.1 к серийному производству. Скорее всего, причинами этому были низкие летные характеристики, ограниченные обзор и секторы обстрела стрелка, и ограниченный обзор в стороны у пилота, поскольку ему мешали громоздкие гондолы и капоты двигателей.
первый и единственный P.1 не нс камуфляжной окраски. Полотняная обшивка была покрыта защитной серо-кремовой краской, а металлические части – бесцветным лаком. На самолет были нанесены опознавательные знаки (кокарды на верхнее и нижнее крылья и выкрашенный в цвета национального флага руль направления)
В это время STAé выбирало лучший самолет из предложенных компаниями SPAD, Blériot и Ponnier, и выбор пал на SPAD SA.4, являвшийся улучшенной версией SA.3. Опытный тяжелый истребитель Ponnier P.1 остался без серийного производства и заказов, а Blériot 65, который якобы был конструктивно сход с SPAD SA.4, не стали строить вообще.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Ponnier P.1
Назначение: тяжелый истребитель
Компания-производитель: Avions Ponnier/SAFCA, Реймс
Экипаж: 2 чел.
Размеры:
размах крыльев 12,70 м
длина 7,25 м
высота 2,70 м
площадь крыльев 30,00 м²
Вес:
пустого 630 кг
взлетный 1000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 160 км/ч
крейсерская скорость 140 км/ч
практический потолок 4500 м
продолжительность полета 2,5 ч
- Вилли Омер Жан Франсуа Коппенс де Хоутулс (Willy Omer François Jean Coppens de Houthulst); 6 июля 1892 года – 21 декабря 1986 года; – ас Первой Мировой войны; 37 подтвержденных побед, 6 неподтвержденных побед
источник: Text: Miroslav Balous, Foto: Petr Kolmann «Letadla 14-18 Ponnier P.1» «L+K» 10-2013