Опытный тяжелый дальний бомбардировщик Bloch (SNCASO) MB-162 В.5. Франция

17
Опытный тяжелый дальний бомбардировщик Bloch (SNCASO) MB-162 В.5. Франция

Опытный тяжелый дальний бомбардировщик Bloch (SNCASO) MB-162 В.5. Франция

На международном авиасалоне, прошедшем в Париже в ноябре 1938 года, когда уже чувствовалось горячее дыхание приближающейся мировой войны, многие европейские страны представили свои новинки в области военного и гражданского авиастроения. В экспозиции Национального общества самолётостроения юго-западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest; SNCASO) большое внимание привлекал макет четырехмоторного тяжелого дальнего бомбардировщика SO-162 B.5, который в технической литературе более известен под обозначением Bloch MB-162 B.5. Такое двойное обозначение объясняется тем, что разработка этого самолета была начата в Курбевуа конструкторским бюро бывшей компании Avions Marcel Bloch (Bloch). Эта компании после национализации стала частью объединения SNCASO, а ее владелец Марсель Блох [1] вошел в совет директоров SNCASO.

макет MB-162 на Парижской авиавыставке

макет MB-162 на Парижской авиавыставке

макет MB-162 на Парижской авиавыставке

макет MB-162 на Парижской авиавыставке

Как это ни покажется странным, но самолет, на базе которого был создан MB-162 B.5, не являлся боевой машиной. В середине 1930-х годов командование ВВС Франции не предпринимало усилий по модернизации своего парка тяжелых бомбардировщиков и больше полагалось на продукцию компании Farman. В 1937 году компанией Bloch был создан четырехмоторный дальний коммерческий самолет, предназначенный для перевозки авиакомпанией Air Afrique двенадцати пассажиров в французскую тропическую Африку. На следующем этапе разработки двигатели Hispano Suiza 12Xirs, первоначально установленные на пассажирском самолете, были заменены не 14-цилиндровые радиальные двигатели Gnȏme-Rhȏne 14N, а однокилевое хвостовое оперение было заменено на двухкилевое. Так был создан пассажирский самолет Bloch MB-161, который после окончания Второй Мировой войны в модернизированном варианте изготавливалась объединением SNCASE (Национальное общество самолётостроения юго-восточной Франции) и эксплуатировалась под обозначением SE-161 Languedoc. Пассажирские самолеты SE-161 действовали в составе авиакомпании Air Fracne, а также в компаниях LOT (Польша) и ČSA (Чехословакия).

пассажирский самолет MB-160

пассажирский самолет MB-160

пассажирский самолет SE-161 Languedoc

пассажирский самолет SE-161 Languedoc

Одновременно с разработкой пассажирского самолета MB-161 конструкторы компании разработали дальний почтовый самолет MB-162 Raid. В новой машине использовались те же крыло, хвостовое оперение и шасси в сочетании с фюзеляжем большего удлинения и меньшего поперечного сечения. Обладая по сравнению с MB-161 большей дальностью полета, MB-162 Raid был способен доставлять почту и пассажиров на расстояние до 7000 километров. Опыт проектирования показал, что созданная машина будет обладать отличными летными характеристиками, и объединение SNCASO по собственной инициативе начало работы по созданию на базе почтового самолета пятиместного бомбардировщика MB-162 B.5. Проектирование MB-162 B.5 было выполнено в 1938 году, когда министерство авиации разработало спецификацию A 20 на новый тяжелый бомбардировщик. Поскольку проект MB-162 B.5 соответствовал ее требованиям, то министерство авиации заказало изготовление прототипа самолета.

схема тяжелого дальнего бомбардировщика MB-162 B.5

схема тяжелого дальнего бомбардировщика MB-162 B.5

На тот момент MB-162 B.5 представлял собой вершину развития скоростных четырехмоторных самолетов, способных действовать в дневное время. Помимо отличных летных характеристик MB-162 B.5 опередил своего сверстника – первый вариант американского тяжелого бомбардировщика B-17 Flying Fortress – в вопросе мощи оборонительного вооружения, которое включало в себя две подвижные 20-мм пушки Hispano с боезапасом по 180 снарядов на ствол. Пушки защищали заднюю полусферу; первая из этих пушек размещалась в верхней части фюзеляжа, а вторая – в нижней части. Пушечное вооружение дополнялось 7,5-мм пулеметами MAC 34 с боезапасом по 800 патронов на ствол. Первый пулемет был установлен в застекленной носовой части фюзеляжа, а второй – в нижней части фюзеляжа. Максимальная бомбовая нагрузка MB-162 B.5 составляла 3600 кг.

Хотя работы по MB-162 B.5 велась в рамках программы перевооружения, они не имели высокого приоритета, и руководство объединения SNCASO поставило его в очередь за разработкой пассажирского самолета MB-161. Следствием этого стало то, что прототип бомбардировщика был собран в Виллакубле лишь весной 1940 года. Но даже спустя столь долгое время он сохранил свой высокий технический уровень. К этому времени от 900-сильных (660 кВт) двигателей отказались в пользу более мощных 1030/1100-сильных (757/808 кВт) 14-цилиндровых радиальных двигателей Gnȏme-Rhȏne 14N 48/49, отличавшихся направлением вращения [2]. Во время парижского авиасалона 1938 года указывалась возможность установки радиальных двигателей Hispano Suiza 14AA мощностью 1100 л.с. (808 кВт), однако эти моторы не пошли в серийное производство.

MB-162 имел цельнометаллическую конструкцию. Силовой набор крыла был типичен для компании Bloch: два лонжерона, связанные наклонными стержнями, образовывали работающую на кручение коробку; носок и законцовки являлись отъемными. У задней кромки подвешивались щитки, приводимые в действие гидросистемой. Крыло делилось на четыре части и обшивалось листами «ведаля». Бензобаки размещались между главными лонжеронами. Максимальный запас горючего равнялся 6500 литров, распределенных между восемью баками.

Фюзеляж представлял из себя цельнометаллический монокок. Экипаж из пяти человек состоял из двух пилотов, штурмана-бомбардира, стрелка-радиста и верхнего стрелка. Основные стойки шасси убирались вперед по полету во внутренние мотогондолы и частично закрывались каждая двумя створками.

Летные испытания прототипа MB-162-01 начались 1 июня 1940 года – критический для Франции период кампании на Западном фронте. Результаты испытательных полетов были более чем удовлетворительными. Результаты показали, что за счет более совершенной аэродинамики MB-162 B.5 превосходил почти во всем машину компании Boeing, уступая «летающей крепости» только в дальности полета и практическом потолке. К сожалению MB-162 B.5 появился слишком поздно.

прототип MB-162-01 во время испытаний

прототип MB-162-01 во время испытаний

 прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

 прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

 прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

прототип MB-162-01 в полете; компьютерная графика

вариант окраски прототипа MB-162-01 во время его испытаний

вариант окраски прототипа MB-162-01 во время его испытаний

Когда немецкие войска приблизились к Виллакубле, прототип был эвакуировали в Бордо на аэродром Мериньяк (Mérignac), но вскоре немцы прибыли и туда. Завод объединения SNCASO вошел в сферу деятельности немецкой компании Focke-Wulf, которая продолжала испытания прототипа до 1942 года. В следующем году самолет перелетел в Германию, где был включен в состав печально известной «группы Гартенфельдта». Под руководством майора Гартенфельдта эта специальная группа проводила различные диверсионные мероприятия, в которых она использовала самолеты негерманского происхождения. В феврале 1944 года группа была переименована в I/KG200, когда прототип MB-162 B.5 находился на одним из финских аэродромов. Там следы этой машины теряются.

захваченный немцами прототип MB-162-01

захваченный немцами прототип MB-162-01

схема прототипа MB-162-01, действовавшего в составе «группы Гартенфельдта»

схема прототипа MB-162-01, действовавшего в составе «группы Гартенфельдта»

вариант окраски прототипа MB-162-01, действовавшего в составе «группы Гартенфельдта»

вариант окраски прототипа MB-162-01, действовавшего в составе «группы Гартенфельдта»

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bloch (SNCASO) MB-162 B.5

Назначение: тяжелый дальний бомбардировщик

Статус: опытный

Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est – SNCASO (ранее Avions Marcel Bloch), завод в Курбевуа, сборка в Виллакубле

Экипаж: 5 чел.

Размеры:

размах крыла 28,10 м
длина 21,90 м
высота 3,76 м
площадь крыла 109,20 м²

Масса:

пустого самолета 11875кг
взлетная нормальная 19020 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 5500 метров 550 км/ч
время набора высоты 5000 метров 18 мин
практический потолок 9000 м
дальность полета
• с 3600 кг бомбовой нагрузки и 3800 литров топлива 1400 км
• с 1600 кг бомбовой нагрузки и 6500 литров топлива 6500 км

Вооружение:

• стрелковое – две 20-мм пушки (боезапас 180 снарядов) и два 7,5 мм пулемета (боезапас по 800 патронов)
• бомбовое – 3600 кг

Количество изготовленных: 1 экз.


[1] в 1949 Марсель Блох сменил фамилию на Дассо (Dassault); возглавлял компанию Avions Marcel Dassault

[2] использование в многомоторных самолетах двигателей противоположного вращения являлось одной из отличительных особенностей французского довоенного авиастроения, позволявшей ликвидировать воздействие крутящего момента

источники:

текст – VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 BLOCH MB-162 В5» «L+K» 14/83, стр.551

часть фотографий и текста – http://www.airwar.ru/enc/bww2/mb162.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account