Опытный тяжелый бомбардировщик Consolidated (Ford) XB-24N Liberator. США
В годы Второй Мировой войны четырехмоторный тяжелый дальний бомбардировщик Consolidated-Vultee (Convair) B-24 Liberator (освободитель) был одним из самых известных и распространенных типов самолетов ВВС армии США. Совместно с тяжелыми бомбардировщиками Boeing B-17 Flying Fortress (летающая крепость) «освободители» ежедневно наносили удары по целям в территории нацистской Германии, а постоянно расширяющееся производство также позволило неуклонно увеличивать количество подразделений «освободителей» на Тихом океане и на Дальнем Востоке. По сравнению с «летающими крепостями» «освободители» имели несколько большую дальность полета и поэтому были особенно пригодны для данного театра боевых действий.
Тяжелые бомбардировщики B-24 имели одну отличительную освоенность, позволявшую безошибочно определять в воздухе эти машины. В дополнение к крылу большого удлинения и фюзеляжу большой высоты «освободитель» имел двухкилевое хвостовое оперение с округлыми верхними и нижними законцовками шайб. В конце тридцатых годов компания Consolidated испытывала значительные трудности с курсовой устойчивостью своего нового самолета, и её инженеры сочли, что большое по площади двухкилевое оперение является идеальным решением. В 1939 году двухкилевое хвостовое оперение появилось не только на прототипе тяжелого бомбардировщика XB-24, но и на прототипе многоцелевой летающей лодки XP4Y-1 Corregidor, а затем после ряда неудачных модификаций хвостовой части и на четырехмоторной летающей лодке PB4Y-2 Coronado.
Двухкилевое хвостовое оперение очень хорошо подходило для «освободителей» первых серий. Однако чем больше машины загружались вооружением, топливом и бомбами и чем больше первоначальные изящные и сбалансированные формы изменялись за счет установки оборонительных пулеметных башен, тем все больше ухудшалась путевая устойчивость. В результате самолет получил склонность «плавать» из стороны в сторону. Это не снижало точность при ковровых бомбардировках, но снижало управляемость «освободителей».
Впрочем решение этой проблемы лежало на поверхности. Один из поставленных по ленд-лизу бомбардировщиков B-24A (в Великобританию машины поставлялись под обозначением LB-30B и так получили обозначение Consolidated Liberator II) был модифицирован в персональный самолет Уинстона Черчилля. Среди прочих изменений самолет, известный как Liberator II AL504 Commando, получил высокое однокилевое оперение с форкилем, занимавшим заднюю часть фюзеляжа. После модификации самолета было отмечено улучшение его путевой устойчивости. В мае 1943 года компания вернулась к этому однокилевому оперению, когда радикально переработала бомбардировщики Liberator в предназначавшиеся для авиации ВМС США патрульные самолеты. Машины, получившие обозначение PB4Y-2 Privateer, имели однокилевое хвостовое оперение с удлиненным форкилем. Для патрульных самолетов дальнего действия, занимавшихся поиском и уничтожением вражеских подводных лодок, требовалась хорошая устойчивость, и новое вертикальное оперение было способно ее обеспечить.
Компания Consolidated-Vultee использовала опыт работ, полученный при переоборудовании B-24 в патрульный самолет, и установила аналогичное хвостовое оперение для стандартного «освободителя» армейских ВВС. Экспериментальный прототип XB-24K, изготовленный компанией Ford Motor Company (Ford) на заводе Willow Run, штат Мичиган, получил однокилевое хвостовое оперение и силовую установку из четырех 1350-сильных (992 кВт) двигателей Pratt & Whitney R-1830-75 Wasp. Результаты испытаний были очень убедительными, и в апреле 1944 года командование ВВС армии США приняло решение, что следующие поставки, намеченные на 1945 год, будут исключительно с однокилевым хвостовым оперением. Следует сказать, что на заводе Willow Run было не только изготовлено большое количество бомбардировщиков B-24, но и внедрялись методы производства, заимствованные из практики автомобилестроительной промышленности.
В ноябре 1944 года было завершено изготовление прототипа XB-24N, представлявшего собой бомбардировщик модификации B-24J, в конструкцию которого был внесен ряд изменений. Помимо нового хвостового оперения они касались вооружения. Носовая оборонительная установка теперь была сферической и оснащалась двумя 12,7-мм пулеметами. Такая же оборонительная установка находилась в хвостовой оконечности фюзеляжа, которая чем-то напоминала заднюю часть фюзеляжа «летающих крепостей» поздних модификаций. Однако турель была намного современнее. Остальное оборонительное вооружение состояло из двух двухпулеметных турелей, размещенных на верхней и нижней (эта турель была убирающейся) частях фюзеляжа, и двух крупнокалиберных пулеметов в бортах фюзеляжа за крылом. У стрелков бортовых пулеметов сектора обстрела назад было больше, чем у стрелков на самолетах более ранних модификаций.
В 1944 году компания Ford получила от командования ВВС армии США контракт на производство 5176 бомбардировщиков модификации B-24N. Однако помимо упомянутого выше прототипа компания Ford в период с мая по июнь 1945 года изготовила семь предсерийных YB-24N.
31 мая 1945 года заказ на 5168 бомбардировщиков был отменен. Причина отмены заказа была прозаической: война в Европе закончилась, и было очевидно, что боевые действия на Дальнем Востоке вскоре также прекратятся и что в новых «освободителях» нет особой необходимости. Кроме того, для организации выпуска новой модификации заводу Willow Run требовалось время на переоснащение своих производственных линий. Такая же судьба была и у C-87C – транспортного варианта бомбардировщика B-24N – достраивать его не стали.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Consolidated (Ford) XB-24N Liberator
Назначение: тяжелый бомбардировщик
Статус: прототип
Компания-производитель: Ford Motor Company, завод Willow Run, штат Мичиган
Экипаж: 9-10 человек
Силовая установка: четыре 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Pratt Whitney R-1830-75 Twin Wasp, развивавших мощность по 1350 л.с. и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 33,55 м
длина 20,49 м
высота 8,16 м
площадь крыла 97,49 м²
Масса:
пустого самолета 17388 кг
взлетная 25424 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 473 км/ч
крейсерская скорость 343 км/ч
посадочная скорость 153 км/ч
время набора высот 6100 метров 29 мин
практический потолок 8540 м
дальность полета с 8045-кг бомб 3218 км
максимальная дальность полета 5632 км
источники:
-
-
- Text Vávlav Němeček Výkres Stanislav Smékal «Letalda 39-45. Consolidated (Ford) XB-24N Liberator» «L+K» 21/82, str.831
- схемы и часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/bww2/b24n.html
-
перевод статьи впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-tyazhelyi-bombardirovschik-consolidated-ford-xb-24n