Шторьх по-японски. Опытный самолет связи Kobeseiko Te-Gō (テ号観測機). Япония

15

Шторьх по-японски. Опытный самолет связи Kobeseiko Te-Gō (テ号観測機). Япония

Летом 1937 года немецкая команда, триумфально выступившая в соревнованиях военных самолетов в аэропорту Дюбендорф под Цюрихом, продемонстрировала не только самые скоростные истребители и бомбардировщики, но и самый тихоходный самолет того времени – Fieseler Fi 156 Storch (аист; военный номер D-IJFN). Изумленным военным из многих стран Европы и мира «Шторьх» продемонстрировал способность взлетать и совершать посадку на площадку небольших размеров и практически полную управляемость на скоростях порядка 50 км/ч. Закрылки и слоты, которые были секретом успеха Fi 156, уже были давно известны авиационных конструкторам, но до недавного времени столь специализированное использование средств механизации крыла ограничивалось только спортивными самолетами, разработанными под жесткие требования авиагонок спортивных и туристических самолетов (Challenge International de Tourisme; в этих соревнованиях приняли участие чехословацкие самолеты Aero A-200, польские самолеты RWD-6, RWD-9 и др.).

В «Шторьхе» военные увидели самолет, который можно было бы считать идеальным для штабной фельдъегерской и связной службы, для ближней тактической разведки, для управления артиллерийским огнем и даже для транспортировки раненых. Проблема с организацией аэродромной сети практически исчезла. В те годы военно-воздушных силы многих стран для выполнения перечисленных выше задач заказывали и испытывали винтокрылую технику, но демонстрация возможностей Fi 156 вернула интерес к самолетам. Понятно, что в различных странах захотели получить машины с характеристиками «Шторьха». Однако не всегда результаты работ конструкторов были успешным. В СССР пошли на это путем чистого копирования оригинального Fi 156, а в других странах (например, в США и Великобритании) после тщательного тестирования прототипов самолета-аналога предпочтение было отдано военным вариантам гражданских легких спортивных самолетов.

В Японии военно-воздушные силы Императорской армии также проявили интерес к легким самолетам связи. В командовании армейских ВВС интерес также колебался между винтокрылыми машинами и классическими самолетами, спроектированными по типу Fi 156. В 1939 году армейские ВВС тестировали американский автожир Kellett KD-1A, который вскоре разбился из-за неопытности пилота. Обломки KD-1A были переданы компании Kayaba, которая разработала собственный автожир Ka-1, запущенный в серийное производство и изготовленный в 98 экземплярах.

Однако в 1940 году командование армейских ВВС захотело иметь запасной вариант в виде более легкого в управлении самолета. Компании Kokusai была поручена разработка более крупный самолет-аналог Fi 156, получивший обозначение Ki-76 (кодовое обозначение союзников Stella) с двигателем мощностью 310 л.с. (230 кВт). Вскоре после этого авиационный факультет Технического университета Осаки получил заказ на постройку более легкой машины, которая более близка к немецкому оригиналу. Как и «Шторьх» японский самолет должен был оснащаться двигателем Argus As 10C мощностью 240 л.с. (176 кВт), который выпускался по лицензии компанией Kobe. Работы по новой машине начались в 1941 году.

Разработкой самолета руководил заведующий кафедрой технологий профессор Тэцуо Мики. Самолет, который должен был выполнять аналогичные «Шторху» задачи, не мог не основываться на основных элементах его конструкции. Разрабатываемый под руководством Мики самолет Те-Go (на японском языке это означало «самолет с неподвижным крылом») был подкосным высокопланом смешанной конструкции с полотняной обшивкой. Только капот двигателя и часть фюзеляжа в районе кабины экипажа получили обшивку из дюралюминиевых панелей. На передней кромке крыла почти по всему его размаху был расположен щелевой предкрылок. На задней кромке крыла по всему его размаху были установлены закрылки по типу закрылков Фаулера, т.е. с большим выносом назад и небольшим увеличением площади несущей поверхности. Внешние части закрылков сохранили функцию закрылков. Схожесть с немецким «Шторьхом» подчеркивали «длинноногие» основные стойки шасси с большим ходом амортизаторов. Кабина самолета была двухместной, но не такой специально застекленной как на Fi 156. Обзор вниз стал возможен благодаря остеклению бортов кабины перед подкосами крыла. Как уже говорилось ранее силовая установка состояла из одного изготавливавшегося по лицензии двигателя Argus As 10C, вращавшего деревянный двухлопастный винт. Защиту от атак сзади обеспечивал одиночный 7,7-мм пулемет обр.89 с барабанным магазином на 69 патронов. Пулемет находился внутри самолета и огонь из него можно было вести после смещения остекления верхней части кабины.

схема самолета связи Kobeseiko Те-Go

схема самолета связи Kobeseiko Те-Go

Прототип Те-Go был изготовлен в 1942 году на расположенном в Осаке небольшом заводе компании Kobeseiko К. K (Kobeseiko), а некоторые детали были изготовлены в механических мастерских университета. Летные испытания продолжились в 1942 году, во время которых было определено, что Те-Go обладает более высокими характеристиками, чем относительно громоздкий Ki-76. Перед представителями армейских ВВС, которые должны были принять решение о зачислении в рядовой состав, состоялась демонстрация самолетов-конкурентов. Однако во время полета прототип Те-Go разбился по необъяснимым причинам, что означало конец программы. Победителем стал Ki-76, изготовленный в более чем девятистах экземплярах.

прототип самолета связи Kobeseiko Те-Go

прототип самолета связи Kobeseiko Те-Go

прототип самолета связи Kobeseiko Те-Go. Снимок airwar.ru

прототип самолета связи Kobeseiko Те-Go. Снимок airwar.ru

опытный самолет связи Kobeseiko Те-Go летал в типичной для опытных самолетов желто-оранжевой окраске, однако металлическая часть обшивки осталась неокрашенной. На обе поверхности крыла и борта фюзеляжа самолета были нанесены опознавательные знаки

опытный самолет связи Kobeseiko Те-Go летал в типичной для опытных самолетов желто-оранжевой окраске, однако металлическая часть обшивки осталась неокрашенной. На обе поверхности крыла и борта фюзеляжа самолета были нанесены опознавательные знаки

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Kobeseiko Те-Go

Назначение: самолет связи

Статус: прототип

Компания-производитель: Kobeseiko К. K., Осака

Силовая установка: один инвертированный восьмицилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Kobeseiko-Argus As 10C, развивавший мощность 240 л.с. (176 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыла 13,00 м
длина 9,50 м
высота 3,50 м
площадь крыла 20,00 м²

Масса:

пустого самолета 780 кг.
взлетная 1130 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 180 км/ч

Количество изготовленных: 1 экземпляр

источник: Text Václav Němeček Výkres Martin Salajka «Letadla 39-45. Kobeseiko Те-Go» «Letectví + kosmonautika» 4/95, str.34/286

в перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnyi-samolet-svyazi-kobeseiko-te-go-yaponiya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account