Опытный пассажирский самолет Sikorsky S.29A. США
Интересная винтажная статья из журнала «Flight» почти столетней давности, которая, думаю, заинтересует коллег.
КОММЕРЧЕСКИЙ БИПЛАН SIKORSKY S.29A
Некоторое время назад г-н Игорь Сикорский – русский авиаконструктор и пионер в области создания гигантских многомоторных самолетов (гигантские бипланы, созданные Сикорским в 1914 году были, пожалуй, первыми успешными самолетами, в которых использовалось более двух двигателей, а общий размах крыльев которых составлял около 100 футов [30,5 м]) – занимался проектированием и изготовлением двухмоторного «пассажирского» самолета средних размеров. Эта работа, которая была проведена в Нью-Йорке, США, где обосновались г-н Сикорский и несколько других русских (изгнанных из России революцией), только недавно достигла стадии, когда на аэродроме Рузвельт-филд (Roosevelt Field), штат Луизиана, под руководством адъюнкт-профессора университета Нью-Йорка Александра Клемина (Alexander Klemin) студентами старших курсов воздухоплавания были проведены первые летные испытания.
Из-за суровых погодных условий выполнить полную программу запланированных испытаний не удалось, но было получено достаточно данных, чтобы дать представление о летных характеристиках машины. Из сопроводительных иллюстраций можно заметить, что Sikorsky S.29A – это двухмоторный биплан с закрытым салоном. Общие линии самолета хотя и более или менее условны, но четкие и приятные.
Пилоту предоставляется расположенная далеко от носа фюзеляжа просторная кабина, сидя в которой он имеет отличный обзор во всех направлениях. В той же кабине предусмотрено место для механика, который сидит рядом с пилотом; места достаточно для обоих членов экипажа, которым обеспечен хороший уровень комфорта. В кабине удобно расположены различные приборы и органы управления.
Пассажирский салон, простирающийся от кабины пилота до носовой оконечности фюзеляжа, исключительно просторен и удобен, и в нем могут разместиться около десяти пассажиров. Размеры салона составляют 20 футов (6,1 м) на 4 фута (1,2 м) на 6 футов (1,8 м). Окна в бортах и носу фюзеляжа обеспечивают великолепный обзор, а пространство над головой позволяет пассажирам с легкостью передвигаться внутри салона. Вентиляция салона хорошая, и доступ пассажиров осуществляется через двери, расположенные на каждой стороне фюзеляжа. Каждая из дверей состоит из двух частей: верхней раздвижной части, которую можно открывать во время полета, и нижней части, которая откидывается вниз и образует трап из салона к земле. Дверь в задней части салона сообщается с кабиной пилота, в то время как две двери в центральной части кабины позволяют механику во время полета добраться через крылья до двигателей. Следует отметить, что интерьер салона свободен от всех проводов, паров бензина и т.д..
Силовая установка – два 400-сильных двигателя Liberty, установленных на нижнем крыле, – хорошо продуман; каждый двигатель снабжен маслом и т.д., образуя отдельный силовой блок, который можно легко и быстро снять или заменить. Топливная система, состоящая из шестеренчатого насоса и самотечного бака, проста и надежна, а риск возгорания сведен к минимуму. Двигатели установлены на прочных жестких стальных (швеллерных) рамах; рамы смонтированы на нижнем крыле и выступают вперед, образуя аккуратные моторные гондолы. Радиаторы расположены в задней части этих гондол и в целях изменения открытой для воздуха площади поверхности могут выдвигаться в воздушный поток и задвигаться обратно.
Что касается конструктивных особенностей: общая конструкция S.29A, которая в основном состоит из металла, может быть названа «прочной» и простой, и сообщается, что с производственной точки зрения она особенно перспективна. Лонжероны крыльев изготовлены из стальных холоднокатаных уголков и швеллеров, образующих двутавровую балку. Множество силовых нервюр, расположенных на расстоянии около 3 футов (0,91 м) друг от друга и сделанных из дюралюминиевых швеллеров и скоб толщиной 0,035-0,055 дюйма (0,89-1,40 мм) соединяют два основных лонжерона, причем шесть вспомогательных стенок проходят в крыле параллельно заднему лонжерону. Легкие промежуточные нервюры с толщиной швеллерного профиля 0,02 дюйма (0,51 мм) приклепаны к лонжеронам и вспомогательным стенкам.
Стабилизатор и отклоняющиеся поверхности, которые имеют большие размеры и которые легко управляются, также сделаны из стали и дюралюминия. Угол атаки стабилизатора регулируется из кабины пилота, а в конструкцию рулей направления внедрено несколько новейших разработок. Два внешних руля направления (всего их три) выполнены с выпуклостью на одной (внутренней) стороне – данная компоновка обладает определенными преимуществами при полете на одном двигателе. Когда оба двигателя включены, рули направления в обычном положении нейтрализуют друг друга, но если один из двигателей выключается или выходит из строя, то руль направления, находящийся в потоке все еще работающего двигателя, будет проявлять тенденцию к повороту, противодействуя создаваемому двигателем эффекту разворота.
Фюзеляж также изготовлен из стали и дюралюминия. Лонжероны изготовлены из стальных уголков, в районе пассажирского салона стойки выполнены из стальных швеллеров, а в задней части фюзеляжа – из дюралюминиевых швеллеров. Поперечные связи в районе пассажирского салона осуществляются с помощью узловых накладок.
Хорошо подрессоренные, хотя и обладающие недостаточной шириной колеи основные стойки шасси оснащены амортизаторами, которые обеспечивают ход 12 дюймов (305 мм) и которые размещены внутри крыла.
Ниже приведены общие характеристики пассажирского самолета Sikorsky S-29A, а также подробности двух испытаний по определению летных характеристик. Интересно отметить, что последние были выполнены самим г-ном Сикорским:
Размах крыла (верхнее) | 69 футов (21,03 м) |
Размах крыла (нижнее) | 63 фута (19,20 м) |
Длина хорды (верхнее крыло) | 10 футов 3 дюйма (3,12 м) |
Длина хорды (нижнее крыло) | 5 футов (1,52 м) |
Общая длина | 49 футов 10 дюймов (15,19 м) |
Общая высота | 13 футов 6 дюймов (4,11 м) |
Общая площадь крыльев | 992 кв. фута (92,2 м²) |
Площадь стабилизатора | 58 кв. футов (5,4 м²) |
Площадь элеронов | 72 кв. фута (6,7 м²) |
Площадь рулей высоты | 50 кв. футов (4,7 м²) |
Площадь рулей направления | 38 кв. футов (3,5 м²) |
Аэродинамический профиль крыла | Sikorsky 18 (модифицированный Gottingen 436) |
Угол атаки относительно линии действия тяги | 4 град. |
Масса снаряженного самолета | 7775 фунтов (3527 кг) |
Расчетная масса полезной нагрузки | 4225 фунтов (1916 кг) |
Расчетная общая масса | 12000 фунтов (5443 кг) |
Удельная нагрузка на крыло | 12,1 фунтов на кв. фут (59,1 кг/м²) |
Удельная нагрузка на мощность | 15 фунтов на л.с. (6,8 кг/л.с.) |
Коэффициент запаса прочности | 4-5 |
Воздушные винты | |
Тип | Hamilton |
диаметр | 10 футов 4 дюйма (3,15 м) |
шаг | 5 футов 10 дюймов (1,78 м) |
Эксплуатационные испытания. – Полеты с одним отключенным двигателем. Развороты в правую и левую стороны были сделаны на высоте 1100 футов (335 м), при этом правый двигатель был полностью отключен, а частота вращения вала левого двигателя был снижен до 750 оборотов в минуту. И вправо, и влево повороты делались легко, но никаких попыток выполнить крутой разворот не предпринималось.
Данные:
Масса снаряженного самолета (с водой) | 7775 фунтов (3527 кг) |
Полезная нагрузка: | |
9 человек | 1530 фунтов (694 кг) |
108 галлонов топлива | 648 фунтов (294 кг) |
9 галлонов масла | 67 фунтов (30 кг) |
Оборудование и т.д. | 241 фунт (109 кг) |
Общая полезная нагрузка | 2486 фунтов (1128 кг) |
Общая масса | 10261 фунт (4654 кг) |
Высота начала записи показаний барографа | 500 футов (152 м) |
Высота окончания записи показаний барографа | 1350 футов (411 м) |
Продолжительность набора высоты с одним двигателем | 15 минут |
Обороты в минуту (правый двигатель) | 1540 |
Обороты в минуту (левый двигатель) | 750 |
Средняя скорость самолета во время набора высоты | 70 миль в минуту (113 км/ч) |
Скороподъемность, скорректированная к воздуху в стандартных условиях, на высоте 1125 футов (343 м) | 28,4 футов в минуту (8,7 м/мин) |
Температура | 38°F (3,3°С) |
Испытания на максимальные скорость, скороподъемность и практический потолок
12 человек | 2040 фунтов (925 кг) |
128 галлонов топлива | 648 фунтов (348 кг) |
12 галлонов масла | 89 фунтов (40 кг) |
Общая полезная нагрузка | 3082 фунта (1398 кг) |
Общая масса | 10857 фунт (4925 кг) |
Максимальная скорость, скорректированная к воздуху в стандартных условиях, на высоте 550 футов (249 м) | 111,2 миль в час (178,9 км/ч) |
Минимальная скорость | 55,6 миль в час (89,5 км/ч) |
Практический потолок | 12300 футов (3749 м) |
Набор высоты 5000 футов (1524 м) | 8,8 минут |
Набор высоты 10000 футов (3048 м) | 23 минуты |
Обороты в минуту на высоте 10000 футов (3048 м) | 1550 (правый); 1525 (левый) |
Обороты в минуту на высотах более 10000 футов (3048 м) | 1525 (правый); 1475 (левый) |
Наблюдатели во время эксплуатационных испытаний сообщили, что управление машиной было исключительно простым и что в суровых погодных условиях в полете наблюдалась отличная устойчивость. Посадка всегда выполнялась с удобством и комфортом, и выход из самолета был быстрым.
Лейтенант К. Э. Арчер (Lieut. C. E. Archer), авиабаза МакКук-филд, сообщал о самолете Сикорского следующее:
«Он прост в управлении, и требуется очень небольшое движение колеса для прямого полета или разворотов. В полете жесткость конструкции была особенно заметна и не было ни малейшей вибрации ни в одной части, хотя во время полета двигатели работали неровно. Машина взлетела с одним работающим двигателем и за несколько минут набрала высоту 150 футов (46 м); взлет был выполнен за 9½ секунд.
В заключение г-н Сикорский утверждает, что машина была построена в довольно сложных условиях с очень небольшим количеством доступного цехового оборудования. Таким образом, вся конструкция может быть усовершенствована и может быть облегчена (без ущерба для прочности) примерно на 750 фунтов (340 кг).»
источник: «THE SIKORSKY S.29A COMMERCIAL BIPLANE» «FLIGHT» May 14, 1925, стр.285-286