Опытный лёгкий истребитель танков FV4401 Contentious. Великобритания. (1963 год)
Однако, по настоянию заказчика, в проекте FV4401 пришлось объединить массу различных технических и тактических качеств, что привело к его значительному усложнению. Военные желали получить в ближайшем будущем авиатранспортабельную противотанковую самоходную артиллерийскую установку с высокими огневыми характеристиками, в том числе скорострельностью. К этому времени танки вероятного противника получили достаточно серьезную защиту, из-за чего требовалось установить на FV4401 мощное и, следовательно, тяжелое орудие с соответствующими характеристиками отдачи. Кроме того, перед конструкторами стояла проблема обеспечения авиатранспортабельности. К счастью, экспериментальный характер проекта позволил воплотить в металле самые смелые задумки.
Для изменения «дифферента» корпуса ходовая часть получила оригинальную гидравлическую систему. По два средних опорных катка с каждого борта сохранили старую подвеску, полностью заимствованную у танка Comet. Передние и задние опорные катки, в свою очередь, получили подвеску новой конструкции. Эти катки были установлены на новых Г-образных балансирах, крепившихся к корпусу за среднюю свою часть. На одном из плеч балансира монтировался каток, другое соединялось с гидроцилиндром. Таким образом, меняя давление в двух парах цилиндров, соединенных с передними и задними опорными катками, можно было наклонять всю самоходку вперед или назад.
Ввиду экспериментального характера проекта первый прототип истребителя танка FV4401 собрали из обычной стали, броня на этом этапе не использовалась. Также прототип с условным обозначением UXM 127 имел упрощенную компоновку: топливные баки относительно простой конструкции на надгусеничных полках, открытая рубка с сеткой над моторно-трансмиссионным отделением и т.п. Рабочие места экипажа из двух человек (механик-водитель и командир-наводчик) разместили в передней части корпуса, по бокам от казенной части орудия.
Пользуясь соответствующей возможностью, британские инженеры решили опробовать на FV4401 другие новые технологии. Так, в состав электронного оборудования экспериментальной машины вошли телевизионные системы наблюдения за окружающей обстановкой. Предназначение еще одной части электроники САУ Contentious точно неизвестно. На фотографиях с испытаний запечатлена самоходка с некой аппаратурой над казенной частью орудия. Два короба с отходящими от них проводами, вероятно, содержали в себе часть электронного оборудования, но точных данных об их предназначении нет. Высказываются самые разные предположения, от оригинального способа установки контрольно-измерительной аппаратуры до малогабаритной радиолокационной станции поиска целей и наведения.
Испытания небронированного облегченного прототипа FV4401 проходили на полигонах в Керкубри и в Лалуорте. В условиях полигонов прежде всего изучались возможности оригинальной ходовой части, способной регулировать наклон корпуса. После небольших доводок и исправления ряда мелких недочетов прототип истребителя танков по команде экипажа с легкостью положение ствола. Примечательно, что при максимальном угле возвышения земли касались ведущие колеса, а при максимальном угле снижения – направляющие. Этот факт заметно ограничивал возможное значение углов вертикального наведения, но для машины, предназначенной для уничтожения танков огнем прямой наводкой, это посчитали приемлемым. Орудийная установка самостоятельно могла поворачиваться на небольшой угол и в вертикальной плоскости, что повышало точность огня, поскольку поворот всей машины не обеспечивал достаточно тонкое наведение.
В ходе испытаний, насколько известно, проверялись и огневые качества экспериментальной САУ. Машина FV4401 с достаточным успехом вела огонь по различным целям, имитировавшим танки противника. В ходе испытаний были выявлены некоторые проблемы автоматики заряжания. Точные значения скорострельности с использованием механизма подачи снарядов, к сожалению, неизвестны, но имеются сведения, согласно которым этот параметр был выше чем у танков с аналогичной пушкой и ручным заряжанием.
Проект FV4401 Contentious наглядно продемонстрировал возможность создания легкой авиатранспортабельной самоходной артиллерийской установки, способной поражать большое количество современных и перспективных танков. Однако в начале шестидесятых свои успехи показало другое направление. Новейшие противотанковые управляемые ракеты, несмотря на свое несовершенство, могли полноценно конкурировать с тяжелыми и сложными истребителями танков. Они уже были способны с приемлемой точностью уничтожать цели на сравнительно больших дистанциях, а также позволяли монтировать пусковые установки и системы управления на любой подходящей технике.
Появление противотанковых ракет почти привело к закрытию проекта FV4401. Вернее, работы по исходному его варианту после испытаний прекратились, но спустя некоторое время была предпринята попытка повысить огневую мощь этого истребителя танков при помощи нарезной пушки L7 калибра 105 миллиметров. По имеющимся данным, с прототипа САУ Contentious демонтировали старое орудие QF 20 pounder и установили новое, благодаря чему огневая мощь боевой машины выросла соответствующим образом. Однако и в таком виде проект FV4401 не имел особых перспектив.
В ходе проекта FV4401 был построен, как минимум, один прототип, вооруженный 84-мм пушкой и позже получивший новое орудие. В некоторых источниках утверждается, что в испытаниях использовалось до трех экспериментальных машин, однако какие-либо серьезные доказательства этого отсутствуют. Как бы то ни было, к настоящему времени сохранился лишь один экземпляр – та самая машина со знаком «UMX 127», запечатленная на большинстве фотографий шестидесятых годов. Сейчас эта самоходка хранится в одном из павильонов Бовингтонского танкового музея. Местоположение других прототипов – если они действительно существовали – неизвестно. Вероятно, в ходе проекта был собран лишь один экземпляр «спорного» истребителя танков.
Источник — http://topwar.ru