Опытный легкий штурмовик Cavalier Turbo Mustang III. США
Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ CAVALIER
Турбовинтовой «мустанг» для непосредственной поддержки с воздуха
Новая версия истребителя Mustang, оснащенная турбовинтовым двигателем и предназначенная для действий на малых высотах и непосредственной поддержки сухопутных сил, недавно была создана компанией Cavalier Aircraft Corporation, Сарасота, штат Флорида. Эта компания, которая с 1962 года специализируется на переоборудовании в военные и гражданские варианты этого знаменитого дальнего истребителя сопровождения времен Второй Мировой войны, предложила военно-воздушным силам США боевой самолет Mustang 3 в качестве временного решения по программе истребителя AX, согласно которой самолет, удовлетворяющий ее требованиям, поступит на вооружение примерно в 1970-х годах.
Внешне новый «мустанг» отличается сменой силовой установки. От расположенного перед крылом изящного капота двигателя не осталось и следа. Вместо этого новый капот плотно закрывает силовую установку меньшего диаметра. Исчезла и другая, отличавшая «мустанг» деталь – радиатор, размещавшийся под центральной частью фюзеляжа. Использование турбовинтового двигателя является логичным решением, направленным на увеличение привлекательности машины со стороны потенциальных иностранных заказчиков. В настоящее время лишь немногие страны согласны на переоснащение подразделений своих ВВС – особенно тех частей, которые предназначены для выполнение боевых задач, – самолетами с поршневыми двигателями. Причин этому множество, и одной из них является топливо. Использующийся в качестве топлива высокооктановый бензин представляет большую пожароопасность, особенно в передовых районах боевых действий. Помимо этого газотурбинный двигатель имеет более высокую удельную мощность, он проще в обслуживании, дешевле и надежнее своего поршневого аналога. На ум сразу приходят только два самолета с поршневыми двигателями, которые состоят на вооружении ВВС и ВМС США – North American T-28 Trojan и Douglas A-1 Skyraider, – которые в настоящее время являются устаревшими конструкциями.
Подобные соображения побудили руководство компании Cavalier обратить внимание на турбовинтовые двигатели для своего нового военного варианта «мустанга». Для замены 1680-сильного двигателя Rolls-Royce/Packard Merlin был необходим турбовинтовой двигатель мощностью 1500-2500 л.с. и очевидным выбором был Rolls-Royce Dart с 45 миллионами часов коммерческой эксплуатации и большими наработкой на отказ (330000 часов на отказ) и межремонтным ресурсом (6000 часов). Кроме того, имеется в наличии вариант данного двигателя с мощностью 3200 л.с., так что после переделки самолета под номинальный вариант турбовинтового двигателя Dart потребности клиентов могут быть удовлетворены в самом широком диапазоне мощностей без изменения конструкции планера. Конкретной версией, выбранной для начальных испытаний, стал Dart Mk 510 мощностью 1490 л.с., но в компании Cavalier планируют установить 2185-сильный Dart Mk 529. Очевидно, что окончательный выбор двигателя будет за заказчиком, равно как вариант комплектации самолета и ряд заменяемых элементов комплекта оборудования.
Двигатель заключен в плотно прилегающий капот с раскрывающимися створками. Капоты такого типа обычно используются с двигателями Dart, и они упрощают обслуживание в полевых условиях. Для преобразования мощности двигателя в тягу используется пропеллер Dowty-Rotol, имеющий диаметр 11 футов 6 дюймов (3,51 м) и являющийся частью силовой установки пассажирского самолета Vickers V.700 Viscount.
Помимо очевидных изменений, связанных с силовой установкой, в конструкцию «мустанга» было внесено большое количество крупных и мелких модификаций. Высота киля и руля направления была увеличена с целью повышения курсовой устойчивости, в то время как изменение в конструкции фюзеляжа позволяли устанавливать одно или два сиденья, необходимых для боевого применения или для обучения. Задняя часть фюзеляж получила более прочные лонжероны. За счет установки дополнительных лонжеронов и стенок конструкция крыла была усилена с целью обеспечить достаточный запас прочности при подвесе боевой нагрузки. Размещенные на законцовках крыла два 120-галлонных (454 литров) [1] входят в стандартную комплектацию и увеличивают время пребывания самолета в зоне ожидания вызова до 4 часов.
Также предлагается ряд дополнительных изменений. К ним относятся установка бронирования (капота двигателя, кабины экипажа и топливопроводов в крыле), катапультируемых кресел, и обшивку всех топливных баков сетчатым пеноматериалом. Панель управления вооружением была переработана и теперь установлена на светозащитном комингсе кабины, так что выбор используемого вида боевой нагрузки может производиться без необходимости пилоту отводить взгляд от цели. Прицел самолета, оснащенный подсветкой и не имеющий счетно-решающего устройства, совместим с широким спектром видов боевой нагрузки. Прицел самолета очень компактный, он не закрывает обзор вперед и не затеняет приборную панель.
Крыло сохраняет шесть пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) с общим боекомплектом 2000 патронов и оснащено шестью пилонами (по три на каждой консоли), из которых два внутренних рассчитаны на подвеску 1000 фунтов (454 кг) боевой нагрузки, а остальные четыре – на подвеску 750 фунтов (340 кг) боевой нагрузки. В дополнение к прикрепленным к законцовкам крыла 120-галлонным топливным бакам самолет может нести на внутренних пилонах два подвесных топливных бака емкостью по 110 галлонов (416 л) каждый. В корневых частях крыла размещены два 92-галлонных (348 л) самоуплотняющихся топливных бака.
Исходная масса пустого снаряженного самолета Mustang 3 (с двигателем Dart 510 и шестью пилонами) составляет 6816 фунтов (3092 кг). Полностью укомплектованный самолет с пилонами, но без вооружения, имеет массу 8959 фунтов (4064 кг), в то время как различные (и многочисленные) комбинации вооружения (включая шесть пулеметов с вооружением), которые может нести самолет, увеличивают его массу до 14000 фунтов (6350 кг).
Расчетные длины разбега «турбо-мустанга», оснащенного двигателями Dart 510 и Dart 529 (взлетная масса 10100 фунтов [4581 кг], число оборотом в минуту 100%, уровень моря и международная стандартная атмосфера), составляют 825 футов (251 м) и 750 футов (229 м) соответственно, в то время как дистанция до набора высоты 50 футов (15 м) составляют 1320 футов (402 м) и 1200 футов (366 м) соответственно. Характеристики самолета Mustang 3 с двигателем Dart 529 при выполнении различных боевых задач показаны на рисунке ниже.
Преимуществами самолета Mustang 3, о которых заявляют в компании Cavalier, являются:
- простота конструкции с запланированным потенциалом роста;
- продемонстрированная высокая надежность в сочетании с низкой уязвимостью за счет небольшого силуэта;
- немедленная доступность в сочетании с производство с низкой себестоимостью;
- хорошие взлетно-посадочные характеристики с грунтовых аэродромов;
- диапазон скоростей от 75 до 470 узлов (от 139 до 880 км/ч) с отличной манёвренностью особенно в районе средних скоростей;
- большие грузоподъемность, радиус действия и время барражирования;
- низкий уровень шума двигателя для максимальной неожиданности;
- низкая инфракрасная сигнатура, частично обусловленная типом силовой установки и частично расположением выхлопной трубы над крылом, которое экранирует выход горячего газа.
Mustang 3 уже был продемонстрирован представителям тактического авиационного командования ВВС США на авиабазе Лэнгли, штат Вирджиния, а дальнейшая демонстрация самолета будет проведена представителям командования разработки систем оружия ВВС США на авиабазе Эдвардс, штат Мэриленд. Несмотря на несомненный интерес к новому самолету компании Cavalier было бы преждевременно ожидать, что ВВС США на данном этапе разместят заказ на серийное производство. Скорее всего, произойдет то, что страны Центральной Америки – страны, на вооружении военно-воздушных сил которых «мустанги» состоят с окончания Второй Мировой войны, – увидят в оснащенной турбовинтовым двигателем разработке возможность приобрести совершенно новые самолеты, с которыми они уже имеют большой опыт эксплуатации и для которых существуют крупные запасы запасных частей.
Предполагается, что в течение четырех с половиной лет компания Cavalier способна поставить более двух тысяч. Это означает, что можно ожидать организации серийного производства новых «турбо-мустангов», в котором в качестве основного субподрядчика может выступить компания North American-Rockwell, создавшая и изготавливавшая оригинальные «мустанги». В качестве альтернативы и для небольших заказов может быть проведено переоборудование уже изготовленных машин. Очевидно, что конструкция самолета в соответствии с потребностями страны-клиента может быть значительно изменена. В частности, можно ожидать, что может быть выбран американский двигатель – например, 2800-сильный турбовинтовой двигатель GE T-64 может оказаться предпочтительным там. Где требуется высокий уровень мощности. Двигатель Lycoming T55 будет альтернативой с меньшей мощностью (2500 л.с.).
Таким образом, благодаря предприимчивости руководства компании Cavalier, этот выдающийся самолет – продукт рекомендации Британской комиссии по закупкам 1940 года – вернулся на круги своя и, похоже, прослужит еще двадцать лет.
[1] хотя журнал «Flight» британский, но сам самолет является американским и поэтому для пересчета в литры галлоны приняты не британскими (4,55 литра), а американскими (3,79 литра)
источник: «CAVALIER TREATMENT» «FLIGHT International» 21 November 1968, стр.833-836