Опытный истребитель Sopwith L.R.T.Tr. Великобритания
Внешний вид этого самолета не был неизменным; этот аэроплан был истребителем, "самолетом-разведчиком дальнего радиуса действия" — он имел не только три крыла, но и также экипаж из трех человек. Из-за компоновки триплана возник вопрос с обозначением самолета — "T." или "Tr.": очевидно "Tr." был обозначением оперативного применения, а "T." — "тянущий (tractor)", как в SL.T.BP.
Данный истребитель компании Sopwith является одним из самых неуклюжих из числа построенных за исключением, возможно, соперничавшего с ним за это звание истребителем триплан Armstrong Whitworth F.K.6 (12). Эту точку зрения вряд ли можно поставить под сомнение, хотя неясное различие может быть связано не только с трипланной несущей поверхностью с гондолой стрелка на верхнем крыле (у машины Фредерика Кольховена были две гондолы у среднего крыла), но и с четырехколесным шасси, которое хотя и отражало характерное для Sopwith применение разрезных осей, тем не менее относилось скорее к сельскохозяйственной, нежели авиационной практике.
Согласно данной концепции шасси передние колеса позволяли снизить риск капотирования и, следовательно, уменьшить опасность для находившегося в гондоле стрелка. Хвост самолета обычно находился в воздухе, но тем не менее он был оснащен хвостовым костылем, позволявшим машине садиться и с опущенной хвостовой частью. Для защиты от падения на бок с каждой консоли нижнего крыла были установлены направленные назад полозья. Полозья устанавливались под внешними межплоскостными стойками, которые были обшиты планками.
схемы истребителя Sopwith L.R.T.Tr
Еще одним намеком на "сельскохозяйственное назначение" было то, что на летном поле этот триплан заслужил прозвище "ящик для упаковки яиц" — наименовение было особенно уместно из-за изящного углубления кабины в обтекаемой гондоле верхнего крыла, которая, кажется, так никогда и не подверглась размещению в ней пулеметной установки. Более важным является то, что эта гондола может дать необходимую подсказку к основным принципам проектирования: место ее расположения теоретически предоставляло практически ничем не ограниченный сектор обстрела и, безусловно, посностью исключало необходимость в устройствах синхронихации. Последние были относительным новшеством, когда в начале 1916 года проектирование самолета шло полным ходом.
Тем не менее, само упоминание о синхронизаторе навидит на мысль о пулеметном вооружении. Вполне возможно, что гондола (которая изначально была спроектирована меньших размеров и в любом случае по меньшей мере один раз подверглась изменениям формы — поздняя версия имела более короткую и притупленную носовую часть и бензобак с подачей топлива самотеком) была предназначена для установки одного пулемета Lewis, однако существует мнение, что имелось ввиду более тяжелое вооружение. Вероятность того, что планировалась установка фиксированной или вращающейся безоткатной пушки Дэвиса (Davis), была относительно небольшой по причине низкоразмещенных вертикальных поверхностей хвостового оперения самолета. Фотографии ясно показывают, что у самолета был не только подфюзеляжный киль, но и значительная часть руля направления располагалась ниже фюзеляжа, однако следует признать, что вертикальное оперение большой площади должно быть востребовано самолетом с опущенным носом и выступающими гондолой и шасси. Что касается веса, то на двухфунтовку (40-мм) Дэвиса приходилось 70 фунтов (31,75 кг) и в гондоле моглио быть размещено небольшое количество снарядов.
на этой фотографии хорошо показаны все характерные черты сознанного L.R.T.Tr., в частности гондола, форма крыла и хвостового оперения, шасси и крепление для пулемета Lewis в задней кабине. Наряду с тем, что 's' в 'Rolls' перевернуто и что «Rolls-Royce» было написано не через дефис (это, пожалуй, первый случай, когда был призван каллиграф для написания названия компании) заголовок Sopwith гласит: «S.87—Sopwith Triplane. 250 hp Rolls-Royce—1916»
С другой стороны, установка в гондоле бака для подачи топлива самотеком в качестве дополнения большого топливного бака, размещенного под сиденьем пилота (сам летчик целиком размещался выше верхних фюзеляжных лонжеронов), возможно, означало акцент на большую дальность в ущерб вооружению. Однако даже в этом случае самолет не был безоружным: в кабине за пилотом нахдился второй стрелок, вооруженный пулеметом Lewis на поворотной штыревой установке, отличавшейся перфорированной орудийной (планшета-построителя) линейкой (gun-arm). Кроме того, стелок был оснащен вторым комплектом органов управления.
на данной фотографии хорошо показаны подкрыльевые полозья
Изложенные факты и догадки явно соответствуют функциям самолета сопровождения дальнего действия и противодирижабельного патруля. Еще одной особенностью, которая несомненно совместима с самолетом дальнего действия, является высокое относительное удлинение расположенных с выносом крыльев триплана. Хорды крыльев имели длину примерно 4 фута (1,22 м), что давало соотношение 13 к 1. Для 1916 года это очень высокий показатель, с которым могли посоперничать Caproni Ca.41 и построенный ранее Sopwith GPH с толкающим винтом и 80-футовым (24,38 м) размахом крыльев. Однако даже в данном случае Sopwith L.R.T.Tr. отличался близко размещенными лонжеронами крыльев и элеронами на всех трех крыльях. В отличие от крыльев элероны имели малое удлинение.
четырехколесное основное шасси L.R.T.Tr. обеспечивало устойчивость фюзеляжа самолета, размеры которого хорошо показаны на этой фотографии
Еще одной примечательной особенностью трехстоечной трипланной коробки были стойки запатентованной компанией Sigrist формы. Стойки включали в себя деревянные переднюю и заднюю части, размещенные по обе стороны Н-образной центральной металлический и соединявшиеся болтами, которые проходили от передней до задней кромок. В корневых частях нижнего крыла устанавливались воздушные тормоза. Эти тормозные поверхности шарнирно отклонялись вверх посредством расположенного в кабине пилота маховика.
вариант окраски истребителя Sopwith L.R.T.Tr
Тем не менее, интерес к L.R.T.Tr. не ограничивался вооружением и аэродинамикой: это был первый самолет компании Sopwith, на который должен был быть установлен двигатель Rolls-Royce. Известный как 250-сильный Rolls-Royce и одновременно как Rolls-Royce Mk.I, этот двигатель был одним из первых моторов исторического семейства. Хотя этот двигатель имел схему размещения радиатора в задней части двигателяна данном самолете он был установлен впереди с редуктором, установленным в большей части открыто.
Несмотря на вызывавшие интерес необычные особенности, L.R.T.Tr. был одним из тех самолетов, о которых в компании Sopwith не было принято вспоминать с гордостью — этот самолет был быстро отправлен в бруклэндский ангар.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж: 3 (пилот и двое стрелков)
Силовая установка: 1×250 л.с. Rolls-Royce Mk.I
Размеры:
размах крыльев 53 фт (16,1 м)
длина 38 фут (11,6 м)
Летные характеристики:
максимальная скорость 107 миль/ч (172 км/ч)
Вооружение:
1× 0.303" (7,7 мм) Lewis в гондоле
1× 0.303" (7,7 мм) Lewis в кабине
источник: H.F. KING "SOPWITH AIRCRAFT 1912-1920"