Опытный истребитель Salmson Sal.3 C1. Франция
В конце 1917 года командование французской военной авиации (Aviation Militaire) выпустило спецификацию на новый одноместный самолет-истребитель с требованием представить прототип в начале следующего года. Компания Société des Moteurs Salmson (Salmson), никогда до этого не разрабатывавшая одноместные истребители, решила попытать счастья в создании машин этой категории. Первоначально компания Salmson занималась производством авиационных силовых установок, особенно столь нетипичных радиальных двигателей водяного охлаждения, но в 1916 году было создано авиастроительное отделение компании.
Под руководством известного довоенного авиатора Рене Муэно был спроектирован и серийно выпускался двухместный одномоторный биплан S.M.1A.3/Sal.1A.3, который в боевых частях использовался в качестве самолета-разведчика. При разработке S.M.1 Рене Муэно использовал некоторые из своих довоенных идей и патентов, таких как размещение 240-сильного (196 кВт) двигателя Salmson 9A2c в центре тяжести самолета поперек продольной оси, оснащение мотора удлиненными валами и передача мощности на повернутые на 90° воздушные винты, размещенные перед крыльями в середине межкрыльевого пространства на расстоянии одной трети размаха консолей. Водяные радиаторы были размещены по бортам фюзеляжа в его передней части – там, где у обычных самолетов размещались двигатели. Самолеты-разведчики S.M.1A.3/Sal.1A.3 были необычными и технически сложными. Эти самолеты не соответствовали требованиям французской военной авиации, и после изготовления 155 серийных машин их производство прекратилось.
Весной 1917 года в небо впервые поднялся самый известный самолет компании Salmson – двухместный одномоторный разведчик Sal.2 A2. В годы Первой Мировой войны во Франции было изготовлено 3200 машин данного типа; еще 600 машин после окончания войны было изготовлено по лицензии в Японии. Самолеты-разведчики Sal.2 A2 применялись не только французской военной авиацией, но и состояли на вооружении в Бельгии, Испании, Перу, Польше, Российской империи и затем в СССР, США и в Чехословакии.
Разработанный конструкторами компании Salmson одноместный истребитель получил обозначение Sal.3 C1 и представлял собой своего рода уменьшенный вариант двухместного разведчика Sal.2 A2. Схожими были не только формы самолетов, но и технические решения и ряд узлов и сборочных единиц машин. В первую очередь это касается силовой установки: «родного» девятицилиндрового радиального двигателя жидкостного охлаждения.
Основа фюзеляжа имела почти квадратное поперечное сечение и представляла собой ферменную конструкцию из стальных труб, образовывавших лонжероны и поперечные элементы и соединявшихся между собой не с помощью сварки, а соединительными элементами из алюминиевого сплава. Ферменную конструкцию дополняли вспомогательные шпангоуты, придававшие фюзеляжу округлый внешний вид. Передняя часть фюзеляжа до кабины пилота покрывалась фанерой, затем в качестве обшивки использовалось полотно.
230-сильный (169 кВт) двигатель Salmson 9Za с круглым лобовым радиатором и кольцевым выхлопным коллектором (выпускные отверстия были расположены по обеим сторонам) устанавливался в передней части фюзеляжа. Силовая установка покрывалась капотом, изготовленным из листов алюминия и имевшим большое количество вентиляционных щелей. Капот имел круглое поперечное сечение и соединялся с округлой передней частью фюзеляжа.
Крылья самолета имели одинаковые размах и длину хорды. Крылья соединялись между собой с помощью четырех пар I-образных стоек и системы расчалок в двухстоечную бипланную коробку. С фюзеляжем верхнее крыло соединялось при помощи двух пар центропланных стоек.
Каждое из крыльев имело цельнодеревянный силовой набор, основу которого составляли два лонжерона, и полотняную обшивку. Элероны, устанавливавшиеся на верхнем и нижнем крыльях, имели роговую компенсацию и тросовое управление. Силовой набор элеронов состоял из стальных труб и профилей из алюминиевого сплава; обшивка была полотняной.
Хвостовое оперение было классическим однокилевым. Горизонтальное оперение представляло собой руль высоты, тогда как вертикальное состояло из киля и руля направления. Так же как и элероны, элементы хвостового оперения имели силовой набор из стальных труб и профилей из алюминиевого сплава. В качестве обшивки использовалось полотно.
Основные стойки шасси были совершенно обычными и состояли из V-образно соединенных стальных труб. Стойки соединялись между собой межколесной осью и системой расчалок; колеса были снабжены амортизацией в виде резиновых жгутов. Хвостовой костыль изготавливался из ясеня и оснащался стальным башмаком.
Вооружение самолета состояло из двух синхронизированных 7,7-мм пулеметов Vickers, размещенных в верхней части фюзеляжа перед кабиной пилота и предназначенных для стрельбы вперед сквозь зону ометания винта. Патронные коробки находились под пулеметами.
Постройка прототипа Sal.3 C1 была завершена в ноябре 1917 года, и 1 декабря машина выполнила свой первый полет. Уже после первых полетов машина была подвергнута критике со стороны летчика-испытателя. Обзор из кабины по всем направления был сочтен пилотом недостаточным. Помимо этого он жаловался на требовавшее постоянного внимания утомительное пилотирование, поскольку самолет имел недостаточную устойчивость в большинстве режимов полета.

на данном снимке опытного истребителя Salmson Sal.3 C1 хорошо заметен крупный радиальный двигатель Salmson 9Z
Несмотря на это, в конце января 1918 года прототип был отправлен в Виллакубле для участия в отборочных испытаниях, проводимых командованием военной авиации. Подробная информация о ходе этих испытаний отсутствует, но не подлежит сомнению тот факт, что Sal.3 C1 не прошел начальных отборочных испытаний и сразу же был отвергнут командованием военной авиации.

Прототип истребителя Salmson Sal.3 C1 получил примерно такую же камуфляжную окраску, какую имели самолеты-разведчики Sal.2 A2. Верхние и боковые поверхности были покрыты произвольно расположенными пятнами пяти цветов: коричневого, светло- и темно-зеленого, охры и, в меньшей степени, черного. Нижние поверхности были покрыты алюминиевой краской. Капот двигателя остался неокрашенным и имел тот же цвет, что и нижние поверхности. Межкрыльевые стойки были выкрашены в цвет красного дерева
Для конструкторов компании Salmson стало очевидным, что простое масштабирование планера хорошо показавшего себя самолета не означает, что новый самолет автоматически будет удачным. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции с компаниями, имевшими большой опыт создания истребителей (SPAD и Nieuport), шансы новичков из компании Salmson были очень маленькими.
Командование французской военной авиации желало получить истребитель не только с высокими летными характеристиками, но и с высокой технологичностью в производстве и низкой стоимостью изготовления, эксплуатации и технического обслуживания. Все это никак не относилось к прототипу Sal.3 C1. Впрочем, прототипы ряда других авиастроительных компаний также были отвергнуты командованием военной авиации. Хотя Sal.3 C1 показал лучшую максимальную скорость, чем его конкурент SPAD S.XIII, его начальная скороподъемность, а также другие показатели и поведение в полете были хуже.
После провала компания Salmson продолжила совершенствование своего истребителя в надежде избавиться от выявленных недостатков. Прототип Sal.3 C1 прошел серию заводских испытаний, по результатам которым в его конструкцию был внесен ряд изменений. Так, например, были изменены размещение пилота в кабине с обеспечением последнему лучшего обзора и комфорта (сиденье поднято выше, пулеметы смещены на 150 мм назад) и был установлен более мощный 260-сильный (191 кВт) двигатель Salmson 9Zm с новым пропеллером.
Осенью 1918 года компания Salmson предложила его французской военной авиации в одном «пакете» с двухместными Sal.2 A2, подчеркнув преимущества одновременного использования самолетов двух типов и, как следствие, снижение эксплуатационных расходов. Однако командование отвергло данное предложение.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Salmson Sal.3 C1
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Société des Moteurs Salmson, Бийанкур (Billancourt), департамент Сена
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель Salmson 9Zm, развивавший мощность 260 л.с. (191 кВт) и вращавший два двухлопастных винт
Размеры:
размах крыльев 9,85 м
длина 6,40 м
высота 2,48 м
площадь крыльев 23,94 м²
Масса:
пустого 697 кг
взлетная 1027 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 215 км/ч
крейсерская скорость 185 км/ч
время набора высоты 2000 метров 5,4 мин
практический потолок 7000 м
дальность полета 350 км
Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers
источник: Miroslav Balous «Salmson Sal.3 C1» // Letectvi+Kosmonautika 11-2012, стр. 44-45 (Letadla 14-18)