11
Опытный истребитель Salmson Sal.3 C1. Франция

Опытный истребитель Salmson Sal.3 C1. Франция

В конце 1917 года командование французской военной авиации (Aviation Militaire) выпустило спецификацию на новый одноместный самолет-истребитель с требованием представить прототип в начале следующего года. Компания Société des Moteurs Salmson (Salmson), никогда до этого не разрабатывавшая одноместные истребители, решила попытать счастья в создании машин этой категории. Первоначально компания Salmson занималась производством авиационных силовых установок, особенно столь нетипичных радиальных двигателей водяного охлаждения, но в 1916 году было создано авиастроительное отделение компании.

Под руководством известного довоенного авиатора Рене Муэно был спроектирован и серийно выпускался двухместный одномоторный биплан S.M.1A.3/Sal.1A.3, который в боевых частях использовался в качестве самолета-разведчика. При разработке S.M.1 Рене Муэно использовал некоторые из своих довоенных идей и патентов, таких как размещение 240-сильного (196 кВт) двигателя Salmson 9A2c в центре тяжести самолета поперек продольной оси, оснащение мотора удлиненными валами и передача мощности на повернутые на 90° воздушные винты, размещенные перед крыльями в середине межкрыльевого пространства на расстоянии одной трети размаха консолей. Водяные радиаторы были размещены по бортам фюзеляжа в его передней части – там, где у обычных самолетов размещались двигатели. Самолеты-разведчики S.M.1A.3/Sal.1A.3 были необычными и технически сложными. Эти самолеты не соответствовали требованиям французской военной авиации, и после изготовления 155 серийных машин их производство прекратилось.

Весной 1917 года в небо впервые поднялся самый известный самолет компании Salmson – двухместный одномоторный разведчик Sal.2 A2. В годы Первой Мировой войны во Франции было изготовлено 3200 машин данного типа; еще 600 машин после окончания войны было изготовлено по лицензии в Японии. Самолеты-разведчики Sal.2 A2 применялись не только французской военной авиацией, но и состояли на вооружении в Бельгии, Испании, Перу, Польше, Российской империи и затем в СССР, США и в Чехословакии.

Разработанный конструкторами компании Salmson одноместный истребитель получил обозначение Sal.3 C1 и представлял собой своего рода уменьшенный вариант двухместного разведчика Sal.2 A2. Схожими были не только формы самолетов, но и технические решения и ряд узлов и сборочных единиц машин. В первую очередь это касается силовой установки: «родного» девятицилиндрового радиального двигателя жидкостного охлаждения.

Основа фюзеляжа имела почти квадратное поперечное сечение и представляла собой ферменную конструкцию из стальных труб, образовывавших лонжероны и поперечные элементы и соеди­нявшихся между собой не с помощью сварки, а соединительными элементами из алюминиевого сплава. Ферменную конструкцию дополняли вспомогательные шпангоуты, придававшие фюзеляжу округлый внешний вид. Передняя часть фюзеляжа до кабины пилота покрывалась фанерой, затем в качестве обшивки использовалось полотно.

схема опытного истребителя Salmson Sal.3 C1

схема опытного истребителя Salmson Sal.3 C1 (Petr Kolmann, L+K)

230-сильный (169 кВт) двигатель Salmson 9Za с круглым лобовым радиатором и кольцевым выхлопным коллектором (выпускные отверстия были расположены по обеим сторонам) устанав­ливался в передней части фюзеляжа. Силовая установка покрывалась капотом, изготовленным из листов алюминия и имевшим большое количество вентиляционных щелей. Капот имел круглое поперечное сечение и соединялся с округлой передней частью фюзеляжа.

Крылья самолета имели одинаковые размах и длину хорды. Крылья соединялись между собой с помощью четырех пар I-образных стоек и системы расчалок в двухстоечную бипланную коробку. С фюзеляжем верхнее крыло соединялось при помощи двух пар центропланных стоек.

Каждое из крыльев имело цельнодеревянный силовой набор, основу которого составляли два лонжерона, и полотняную обшивку. Элероны, устанавливавшиеся на верхнем и нижнем крыльях, имели роговую компенсацию и тросовое управление. Силовой набор элеронов состоял из стальных труб и профилей из алюминиевого сплава; обшивка была полотняной.

Хвостовое оперение было классическим однокилевым. Горизонтальное оперение представляло собой руль высоты, тогда как вертикальное состояло из киля и руля направления. Так же как и элероны, элементы хвостового оперения имели силовой набор из стальных труб и профилей из алюминиевого сплава. В качестве обшивки использовалось полотно.

Основные стойки шасси были совершенно обычными и состояли из V-образно соединенных стальных труб. Стойки соединялись между собой межколесной осью и системой расчалок; колеса были снабжены амортизацией в виде резиновых жгутов. Хвостовой костыль изготавливался из ясеня и оснащался стальным башмаком.

Вооружение самолета состояло из двух синхронизированных 7,7-мм пулеметов Vickers, размещен­ных в верхней части фюзеляжа перед кабиной пилота и предназначенных для стрельбы вперед сквозь зону ометания винта. Патронные коробки находились под пулеметами.

Постройка прототипа Sal.3 C1 была завершена в ноябре 1917 года, и 1 декабря машина выполнила свой первый полет. Уже после первых полетов машина была подвергнута критике со стороны летчика-испытателя. Обзор из кабины по всем направления был сочтен пилотом недостаточным. Помимо этого он жаловался на требовавшее постоянного внимания утомительное пилотирование, поскольку самолет имел недостаточную устойчивость в большинстве режимов полета.

на данном снимке опытного истребителя Salmson Sal.3 C1 хорошо заметен крупный радиальный двигатель Salmson 9Z

на данном снимке опытного истребителя Salmson Sal.3 C1 хорошо заметен крупный радиальный двигатель Salmson 9Z

снимок единственного опытного истребителя Salmson Sal.3 C1; вид сбоку

снимок единственного опытного истребителя Salmson Sal.3 C1; вид сбоку

Несмотря на это, в конце января 1918 года прототип был отправлен в Виллакубле для участия в отборочных испытаниях, проводимых командованием военной авиации. Подробная информация о ходе этих испытаний отсутствует, но не подлежит сомнению тот факт, что Sal.3 C1 не прошел начальных отборочных испытаний и сразу же был отвергнут командованием военной авиации.

прототип истребителя Salmson Sal.3 C1 получил примерно такую же камуфляжную окраску, какую имели самолеты-разведчики Sal.2 A2. Верхние и боковые поверхности были покрыты произвольно расположенными пятнами пяти цветов: коричневого, светло- и темно-зеленого, охры и, в меньшей степени, черного. Нижние поверхности были покрыты алюминиевой краской. Капот двигателя остался неокрашенным и имел тот же цвет, что и нижние поверхности. Межкрыльевые стойки были выкрашены в цвет красного дерева

Прототип истребителя Salmson Sal.3 C1 получил примерно такую же камуфляжную окраску, какую имели самолеты-разведчики Sal.2 A2. Верхние и боковые поверхности были покрыты произвольно расположенными пятнами пяти цветов: коричневого, светло- и темно-зеленого, охры и, в меньшей степени, черного. Нижние поверхности были покрыты алюминиевой краской. Капот двигателя остался неокрашенным и имел тот же цвет, что и нижние поверхности. Межкрыльевые стойки были выкрашены в цвет красного дерева

Для конструкторов компании Salmson стало очевидным, что простое масштабирование планера хорошо показавшего себя самолета не означает, что новый самолет автоматически будет удачным. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции с компаниями, имевшими большой опыт создания истребителей (SPAD и Nieuport), шансы новичков из компании Salmson были очень маленькими.

Командование французской военной авиации желало получить истребитель не только с высокими летными характеристиками, но и с высокой технологичностью в производстве и низкой стоимостью изготовления, эксплуатации и технического обслуживания. Все это никак не относилось к прототипу Sal.3 C1. Впрочем, прототипы ряда других авиастроительных компаний также были отвергнуты командованием военной авиации. Хотя Sal.3 C1 показал лучшую максимальную скорость, чем его конкурент SPAD S.XIII, его начальная скороподъемность, а также другие показатели и поведение в полете были хуже.

После провала компания Salmson продолжила совершенствование своего истребителя в надежде избавиться от выявленных недостатков. Прототип Sal.3 C1 прошел серию заводских испытаний, по результатам которым в его конструкцию был внесен ряд изменений. Так, например, были изменены размещение пилота в кабине с обеспечением последнему лучшего обзора и комфорта (сиденье поднято выше, пулеметы смещены на 150 мм назад) и был установлен более мощный 260-сильный (191 кВт) двигатель Salmson 9Zm с новым пропеллером.

Осенью 1918 года компания Salmson предложила его французской военной авиации в одном «пакете» с двухместными Sal.2 A2, подчеркнув преимущества одновременного использования самолетов двух типов и, как следствие, снижение эксплуатационных расходов. Однако командо­вание отвергло данное предложение.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Salmson Sal.3 C1

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель: Société des Moteurs Salmson, Бийанкур (Billancourt), департамент Сена

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель Salmson 9Zm, развивавший мощность 260 л.с. (191 кВт) и вращавший два двухлопастных винт

Размеры:

размах крыльев 9,85 м
длина 6,40 м
высота 2,48 м
площадь крыльев 23,94 м²

Масса:

пустого 697 кг
взлетная 1027 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 215 км/ч
крейсерская скорость 185 км/ч
время набора высоты 2000 метров 5,4 мин
практический потолок 7000 м
дальность полета 350 км

Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers


источник: Miroslav Balous «Salmson Sal.3 C1» // Letectvi+Kosmonautika 11-2012, стр. 44-45 (Letadla 14-18)

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account