Опытный истребитель Mitsubishi Ki-18 (三菱 キ18). Япония
В организованном в 1934 году Императорской армией новом конкурсе истребителей компания Mitsubishi первоначально не участвовала, тогда как Nakajima представила низкоплан с неубирающимися шасси (впоследствии получивший обозначение Ki-11), который внешне походил на Boeing P-26. Компания Kawasaki приняла участие в конкурсе с истребителем-полуторапланом, ставшим известным как Ki-10. Ki-11 несколько превосходил Ki-10 в скорости, но машина Kawasaki была маневренней. Однако на вооружение Императорской армии был принят, правда без особого энтузиазма, самолет Kawasaki под обозначением "истребитель тип 95".
В это же время истребитель, созданный компаний Mitsubishi по спецификации Императорского флота 9-си, показал выдающиеся характеристики и не только снискал уважение со стороны флота, но и армии. С согласия военно-морского флота армия заказала для оценки экземпляр истребителя спецификации 9-си (впоследствии A5M1, кодовое обозначение союзников Claude).
опытный истребитель Ki-18
Взамен флотских самолет, получивший обозначение Ki-18, должен был иметь армейские оборудование и системы. Отличия от флотской модели заключались в направлении движения дросселя (у армейских машин прямой ход рычага был для режима малого газа), установке стандартных армейских пулеметов, нового более длинного капота двигателя, а также для улучшения управляемости была увеличена площадь руля направления. Чтобы машина не зарывалась в пыль и грязь отнюдь не бетонных аэродромов Китая и Манчжурии также были установлены колеса увеличенного диаметра с соответствующими обтекателями. Обратное движение дросселя, вероятно, следовало из французского влияния. Вооружение по традиции состояло из двух пулеметов винтовочного калибра.
опытный истребитель Ki-18
Изготовление самолета было завершено в августе 1935 года, после чего вплоть до весны 1936 года машина проходила испытания в авиатехническом исследовательском институте в Тачикаве и в армейской летной школе Акено. По предложению инструктора летной школы Акено капитана Удзиро Мацумура (Capt Oujiro Matsumura) начале 1936 года двигатель Kotobuki 5 был заменен на Kotobuki 3. Безредукторный двигатель Kotobuki 3 оказался армейским предпочтением. Во время летных испытаний, проводившихся в основном капитаном Мацумара, на высоте 3050 метров была достигнута скорость 444 км/ч. На максимальной скорости высота 5000 метров достигалась за 6 минут 25,8 секунд. Испытания Ki-18 продолжались, пока истребитель во время вынужденной посадки не получил ужасные повреждения.
вариант окраски опытного истребителя Ki-18
С точки зрения летавших на Ki-18 пилотов, самолету не доставало устойчивости и управляемости, но никаких изменений сделано не было. Тем не менее, во время испытаний в летной школе Акено Ki-18 получил отличные во всех отношениях оценки и было предложено запустить эту модель в серийное производство. Эти рекомендации летной школы Акено были противопоставлены оценки авиатехнического исследовательского института, выразившего недовольство двигателем, который был назван ненадежным. Поддержав претензии более старшей огранизации, воздушного штаб армии принял решение, что характеристики Ki-18 были недостаточны для принятия этого самолета на вооружение. Таким образом, было принято решение о проведении нового конкурса, для участия в котором были приглашены три авиастроительные компании.
модель опытного истребителя Ki-18
История Ki-18 закончилась после изготовления одного самолета и выражения недовольства со стороны воздушного штаба армии. Это вызвало удивление в компании Mitsubishi, поскольку Императорский флот признал этот самолет революционным. С большой долей вероятности можно сказать, что к непринятию Ki-18 на вооружение привели бесконечные соперничество и ревность между армией и флотом. Тем не менее, эта машина поколебала "сухопутную" уверенность в том, что "хороший истребитель должен иметь два крыла", и именно на основе результатов испытаний Ki-18 были сформулированы требования на перспективный истребитель.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: однодвигательный одноместный истребитель-моноплан. Цельнометаллическая конструкция с полотняной обшивкой поверхностей управления
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: 600-сильный девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Nakajima Kotobuki 5, вращавший двухлопастный металлический винт фиксированного шага
Размеры:
размах крыла 11,00 м
длина 7,65 м
высота 3,15 м
площадь крыла 17,80 м²
Вес:
пустого 1100 кг
с полной нагрузкой 1422 кг
удельная нагрузка на крыло 80 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 2,37 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3050 метров 444 км/ч
крейсерская скорость 389 км/ч
посадочная скорость 113 км/ч
скорость набора высоты 5000 метров 6 мин 26 сек
практическая дальность 900 км
практический потолок 9800 м
Вооружение: два 7,7-мм синхpонных пулемета "тип 89"
Производство: в 1935 году изготовлен 1 самолет
источники:
- Robert C Mikesh & Shorzoe Abe "Japanese Aircraft 1910-1941"
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki18.html