Опытный истребитель Gloster F.5/34. Великобритания
Об опытном истребителе Gloster F.5/34 писал уважаемый коллега Сергей Сыч; информация данной переведенной статьи дополняет материал нашего коллеги.
Известный неофициально как «Безымянный Истребитель компании Глостер» (Gloster «Unnamed Fighter»), F.5/34 был последним проектом Х.П. Фолланда (H.P. Folland) для этой компании. Над проектом истребителя Фолланд начал работать в 1935 году в тесном взаимодействии с Х.Э. Престоном (H. E. Preston).
схемы Gloster F.5/34
Спецификация F.5/34, по которой в серийное производство были запущены Hurricane и Spitfire, была самым амбициозным шагом вперед в требованиях к конструкциям истребителей. Согласно спецификации одноместный истребитель должен был иметь тяжелое вооружение из шести или восьми пулеметов Browning с обеспечивающим непрерывный огонь в течение 15 секунд боезапасом из 300 патронов на ствол, убирающиеся шасси, закрытую кабину, кислородное оборудование для пилота, максимальную скорость 275 миль/ч (442,475 км/ч) на высоте 15000 фт (4572 м) и 265 миль/ч (426,385 км/ч) на высоте 20000 фт (6096 м), практический потолок 33000 фт (10058,4 м) и продолжительность полета 90 минут. Таким образом, в этой спецификации были объединены все далекоидущие и передовые конструктивные особенности, которые были рассчитаны на наращивание характеристик и эффективности эксплуатации первого поколения истребителей-монопланов Королевских ВВС.
K5604, один из двух построенных F.5/34, был первым истребителем-монопланом компании Gloster (имперский военный музей (Imperial War Museum))
Фюзеляж Gloster F.5 34 имел монококовую конструкцию, созданную вокруг легких, построенных из овального сечения шпангоутов, и дюралюминиевой обшивки. Усиленные шпангоуты обеспечивали прочные точки крепления для крыла, хвостового оперения и рамы крепления двигателя. Крыло самолётабыло выполнено неразъемным с одним легкосплавным лонжероном, проходящим через него от законцовки до законцовки, и нервюрами, выполненными из швеллеров со стальными и легкосплавными трубчатыми стойками. Дюралюминиевая работающая обшивка был использована на крыле и хвостовом оперении, но с полотняным покрытием элеронов Файза, рулей направления и высоты. Щелевые закрылки были цельнометаллическими и управлявшимися гидравлическим приводом. Выполненная из стальной трубы большая усиленная аварийная арка была размещена внутри неподвижной части фонаря кабины за головой пилота. Все три элемента шасси компании Dowty были убирающимися; основные стойки шасси убирались назад и вверх в крыло, оставляя значительную часть каждого колеса выступающей ниже его нижней поверхности. В этом положении они могли выдержать полный вес самолета в случае посадки с убранными шасси. Хвостовое колесо убиралось в подобной манере, также оставляя часть колеса выступающей.
редукторный наддувный двигатель Mercury IX истребителя F.5/34 вращал трехлопастный винт изменяемого шага de Havilland (Предоставлено Rolls-Royce)
Вооружение из восьми 0,303" (7,7-мм) пулеметов Browning было установлено в крыле вне зоны ометания винта. В этом положении пулеметы имели беспрепятственный темп стрельбы, были устранены вес и сложность систем синхронизации, и пилот в полной мере пользовался растущей надежностью дистанционного управления пулеметов Browning. Большие откидные панели на верхней поверхности крыла обеспечивали хороший доступ к пулеметам для быстрого перевооружения между боевыми вылетами.
это изображение Gloster F.5/34 показывает заметное сходство с Gladiator-ом и E.28/39, в частности, в форме кабины и оперения (Flight International)
840-сильный девятицилиндровый редукторный наддувный двигатель воздушного охлаждения Bristol Mercury IX был искусно заключен в удлиненный капот с кольцевым выхлопным коллектором на передней кромке и управляемыми жалюзями системы охлаждения и вращал трехлопастный винт переменного шага диаметром 10 фт 6 дйм (3,2 м).
K8089, второй F.5 34, оснащался восемью расположенными в крыле пулеметами
Главным образом из-за участия компании в разработке и производстве истребителей Gauntlet и Gladiator, которые поглощали все силы ее конструкторского бюро, задача по постройке K5604, прототипа F.5/34, выполнялась медленно. Вследствие этого первый полет под управлением Джерри Сайера (Gerry Sayer) состоялся лишь в конце 1937 года. Схожий по совей концепции второй самолет K.8089 совешил свой первый полет в марте 1938 года.
прототип F.5/34 взлетает с аэродрома в Хасселкоте (Flight International)
Однако к этому времени истребителями Hurricane оснащались эскадрильи Королевских ВВС, а в производстве находился Spitfire. И хотя F.5/34 компании Gloster имел максимальную скорость на высоте 16000 футов (4876,8 м) 316 миль/ч (508,444 км/ч), на высоту 15000 футов (4572 м) забирался за 7,8 мин, имел практический потолок 32500 фт (9906 м), а также приятные характеристики управляемости, он не смог выиграть заказ на производство. Оба K5604 и K8089 были переданы на хранение Министерству авиации и были использованы для летных экспериментов в Королевском авиационном НИИ (RAE — Royal Aircraft Establishment), Фарнборо, и в других учреждениях вплоть до мая 1941 года, когда они стали наземными учебными планерами, получив серийные номера 2232M и 2231M соответственно.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: одноместный дневной истребитель-моноплан. Металлическая конструкция с работающей обшивкой с полотняным покрытием управляющих поверхностей
Размещение: пилот в закрытой кабине
Силовая установка: один 840-сильных девятицилиндровый редукторный наддувный радиальный двигатель Bristol Mercury IX воздушного охлаждения, вращавший трехлопастный металлический винт изменяемого шага de Havilland диаметром 10 фт 6 дйм (3,19 м)
Топливо:
бензин 68 галлонов (309 литров)
масло 6 галлон (27 литров)
Размеры:
размах крыла 38 фт 2 дйм (11,5 м)
длина 32 фт 0 дйм (9,7 м)
высота 10 фт 2 дйм (3,09 м)
площадь крыла 230 фт² (21,3 м²)
угол атаки 1°
средняя хорда 7 фт 1 дйм (2,1 м)
ширина колеи 10 фт 3 дйм (3,11 м)
Вес:
пустого 4190 фнт (1900 кг)
с полной нагрузкой 5400 фнт (2449 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 16000 фт (4876 м) 316 миль/ч (508,5 км/ч)
скорость сваливания 68 миль/ч (109 км/ч)
подъем на высоту 20000 фт (6096 м) 11 мин
практический потолок 32500 фт (9905 м)
Вооружение: восемь неподвижных 0,303" (7,7-мм) пулеметов Browning, устанавленных в крыле с боезапасом 2600 патронов
Производство: в течение 1936-38 годов компанией Gloster Aircraft Co Ltd, Хасселкот (Hucclecote), Глостершир, были изготовлены два F.5/34
источник: DEREK N. JAMES "Gloster Aircraft Since 1917"