Опытный гигантский 125-местный пассажирский самолет Альфреда У. Лоусона. США
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Постройка самого большого самолета Америки
Пионер авиации Альфред Уильям Лоусон (Alfred William Lawson), построивший первый коммерческий пассажирский самолет с пассажирским салоном и первый трехмоторный самолет с отапливаемым пассажирским салоном и спальными местами, – рассказывает читателям журнала «» о своих планах по созданию 125-местного пассажирского авиалайнера массой 50 тонн, который он сейчас строит на своей фабрике в Нью-Джерси.
Замечание редактора: известный как один из самых новаторских пионеров авиации Альфред Лоусон является одним из тех немногих людей, которые еще в первые дни полетов осмелились заглянуть в будущее и предсказать, что настанет день, когда гигантские воздушные корабли будут доставлять пассажиров в пункты назначения по всему миру быстро, комфортно и безопасно. Не довольствуясь простым предсказанием, он спокойно разрабатывал проект гигантского пассажирского самолета, который, когда он будет изготовлен, станет самым крупным созданным в Америке самолетом. В этом интервью, одном из немногих, которые он когда-либо давал, он раскрывает интересные факты, касающиеся его прошлых и нынешних работ в области авиации и подробно объясняет особенности конструкции своего огромного 125-местного авиалайнера.
Еще в далекие первые дни авиации – в 1908 году, – когда я был редактором журнала «Fly» – национального авиационного журнала тех лет – меня считали человеком, предсказывающим неудачу. Общественность, которая всегда скептически относится к инженерным инновациям, насмехалась и глумилась над моими прогнозами в области авиации. Везде меня считали чудаком. Теперь, когда я вспоминаю те прошедшие бурные дни, у меня в голове возникает только один вопрос: как меня не отправили на костер с обвинением в колдовстве.
В течение двадцати двух лет, которые я посвятил работам в области авиации, я упорно придерживался своих теорий и принципов в те моменты времени, когда будущее авиации казалось сомнительным. Я видел, как авиационная промышленность прошла путь от бизнеса, находящегося в серьезном положении, к самой процветающей отрасли нашей великой американской промышленности. Сегодня, будучи не менее восторженным в своей вере в авиацию, чем двадцать два года назад, я являюсь сторонником авиалайнеров. Однако на этот раз у меня легион последователей. Кругосветный перелет дирижабля «Граф Цеппелин» (LZ-129 Graf Zeppelin) – так сказать воплощение одной из моих идей – продемонстрировал, что мои идеи не так фантастичны, как раньше считалось.
Я довольно редко отвлекаюсь от повседневной работы и лишь для того, чтобы ответить на вопросы журналистов. Моя задача и моя работа в области авиации всегда были своего рода «неслышным управлением». В связи с этим я в интересах авиастроительной отрасли, которая занимала мое внимание днем и ночью в течение двадцати двух лет, был вынужден на краткий миг выйти в центр внимания. Я рад рассказать о моем супер авиалайнере и о будущем, которое ждет эту отрасль аэронавтики.
В настоящее время на моей фабрике в Трентоне (Trenton), штат Нью-Джерси, я строю огромный двухпалубный супер авиалайнер, который будет перевозить 125 пассажиров. Самолет готов лишь частично, и для его завершения потребуется еще один год. Это будет стоить около 500 000 долларов.
Еще в 1909 году в моей голове родился первый авиалайнер. Его идею я видел в виде несовершенного фюзеляжа в стиле Луи Блерио. Однако только в 1919 году авиационная промышленность развилась до достаточного уровня, чтобы позволить мне построить авиалайнер. В течение этих промежуточных десяти лет я размышлял о крупных и практичных грузопассажирских самолетах и одновременно спокойно накапливал знания и опыт, необходимые для их постройки.
В 1919 году я впервые продемонстрировал практическое использование авиалайнера в успешном полете из Милуоки через Нью-Йорк в Вашингтон и обратно, во время которого я лично выступил в ролях навигатора и штурмана, имея под рукой только карту, компас и используя для управления только собственное умение ориентироваться. 27 августа 1919 года, без какого-либо предварительного уведомления, я преодолел первый круг путешествия от точки в десяти милях к северу от Милуоки до Чикаго – расстояние длиной более ста миль (161 км) – менее чем за час.
В тот день ставки в Милуоки были очень высоки, и мало кто мог себе представить, что столь тяжелая машина сможет оторваться от земли. Они называли меня сумасбродным мечтателем. Но сегодня я сижу в своем офисе на Бродвее, 1819, Нью-Йорк, и время от времени в моей голове мелькают картины созданных мной типов коммерческих самолетов, пролетающих над американским и Европейским континентами, – все мечты, которые сбылись.
Когда 125-местный авиалайнер Лоусона окажется успешным, чего я ожидаю, я расширю свою фабрику и запущу самолеты данного типа в серийное производство. Когда вы начнем производство, мы сможем выпускать эти гигантские авиалайнеры также быстро, как и маленькие дешевые автомобили.
В строящемся 125-местном авиалайнере Лоусона передняя секция фюзеляжа имеет скругленную оконечности для снижения лобового сопротивления и предназначается для размещения пилотов и механиков. Два пилота будут сидеть спереди и выполнять полет с помощью двойного управления. Под кабиной пилотов предусмотрено место для размещения механиков. Они останутся там до тех пор, пока какая-то чрезвычайная ситуация не заставит их ползти по крыльям к двигателям.
По обеим сторонам пассажирского салона примерно на середине его длины расположены две двери, через которые будут проходить механики, чтобы добраться до двигателей. Самолету не нужно совершать посадку для проведения ремонта.
Между кабиной пилотов и передней оконечностью пассажирского салона находятся служебные помещения, где проводник может пересчитать билеты и обсудить с пилотами: прибудет ли самолет вовремя.
За кабиной пилотов и служебными помещениями расположен пассажирский салон. В его центральной части расположен проход, по обеим сторонам которого установлены сдвоенные пассажирские сиденья. На верхней палубе находятся еще два ряда сидений, также разделенных проходом. Доступ на верхнюю палубу осуществляется через трап. Внутри салон напоминает обычный пульмановский вагон, предназначенный для поездок днем и ночью; отличие заключалось в том, что сиденья заменяются спальными местами.
Пассажиры будут совершать поездки на сиденьях, хотя за два часа авиалайнер можно переоснастить спальными местами. Портье в обычном белом пиджаке будет подавать легкие обеды и раскладывать столы между креслами для карточных игр или для пассажиров, которые предпочитают тратить время на написание писем.
Отсек за пассажирским салоном будет использоваться для перевозки грузов или почты, а также для сортировки почты во время полета. В этой части самолета будут установлены два туалета.
Самолет оснащен двенадцатью моторами. Только восемь из них потребуются для удержания в воздухе самолёта, масса которого составляет пятьдесят тонн. Каждый из этих двигателей может развивать мощность 400 лошадиных сил. Четыре резервных двигателя обеспечат безопасность самолета.
Шесть человек в составе экипажа – это все, что понадобится для управления новым супер авиалайнером компании Lawson, и поэтому эксплуатационные расходы будут низкими. Кстати, длина фюзеляжа составляет 100 футов (30,48 м), а размах крыльев – 200 футов (60,96 м). Когда я проектировал этот гигантский самолет, я делал акцент не только на безопасности и экономичности, но и еще на скорости. Согласно расчетам, мой самолет сможет легко развивать скорость 100 миль в час (161 км/ч) и поддерживать ее в течение длительного времени.
Когда я говорю о воздушных перевозках, то я решительно заявляю, что знаю, о чем говорю, поскольку являюсь экспертом в данной области. В 1913 году, когда я ежедневно летал из своего дома в Нью-Джерси в свой офис в Нью-Йорке, меня окрестили первым пригородным авиапассажиром. В 1918 году я построил первый коммерческий самолет, в защищенном от погоды салоне которого пассажиры могли вставать и ходить. В 1920 году я построил первый трехмоторный авиалайнер со спальными местами, отапливаемым пассажирским салоном и почтовыми желобами.
И если мне будет позволено еще одно отступление, то те, кто следил за яркими страницами истории авиации, вспомнят, что 10 августа 1918 года я предстал перед чиновниками Военного министерства и предложил трансокеанскую систему посадочных станций на протяжении всего маршрута из Америки в Европу. Сегодня такая система находится в процессе строительства.
источник: Alfred Albelli «Modern Mechanics and Inventions» Jul, 1930, стр.80-83