Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия

1

В многонациональной Австро-Венгерской империи в годы становления летательных аппаратов тяжелее воздуха на слуху было имя инженера Йозефа Заблатнига (Ing. Josef Sablatnig) [1]. Связано это было, в частности, с полетами на бипланах конструкции братьев Райт, победой в 1912 году в соревнованиях Rundflug [2] и созданием собственного самолета. В сентябре и октябре 1910 года он бывал в Праге и на самолете Wright [3] в местном аэроклубе и затем в Высочанах (Vysočany) выполнял показательные полеты и полеты с пассажирами.

В 1913 году инженер Йозеф Заблатниг переехал в Германию, где как он считал имеется больше возможностей для авиастроительной отрасли, нежели в родном Клагенфурте (Klagenfurt). В этом же году он стал директором расположенной в Тельтове (Teltow) авиастроительной компании Union Flugzeugwerke, где под его руководством усовершенствовали спортивный и акробатический самолет Union Pfeil. Под управлением Вальтера Хохдорфа (Walter Höhndorf) [4] этот самолет участвовал в эффектных показательных полетах.

Вскоре Заблатниг получил немецкое подданство и в октябре 1915 года в Берлине основал собственную небольшую компанию Sablatnig Flugzeugbau GmbH., в которой с помощью давнего друга немецкого конструктора доктора-инженера Ханса Зеехазе (Dr. Ing. Hanse Seehase) стал проектировать и строить свой первый в Германии самолет. Зеехазе, работавший до этого в компании LVG, уже имел достаточно опыта, знал немецкие производственные процессы и стандарты, был знаком с организационными и деловыми вопросами и, кроме того, был признанным в стране экспертом. Следует отметить, что проекты самолетов (причем довольно крупных) и в таком количестве появились в небольшой мастерской на берлинской улице Кёпеникер (Köpenickerstrasse). В качестве субподрядчиков выступали фридрихсхафенская компания Bootsbau Retel и берлинская компания Götze, которую инженер Заблатниг в 1916 году полностью взял под свой контроль.

Поскольку у доктора-инженера Зеехазе была слабость к гидросамолетам (не только из-за фамилии), то он имел контакты с представителями немецкого военно-морского флота как в частной сфере, так и при выполнении исследований вовремя работ в высшей технической школе в Берлин-Шарлоттенбурге (Berlin-Charlottenburg). Первым самолетом, отмеченным маркой Sablatnig, стал поплавковый самолет-разведчик SF.1. Машина получила от авиации Императорских военно-морских сил (Marineflieger) регистрационный номер 490, после чего была протестирована в Травемюнде командой ВМФ по испытаниям гидросамолетов (SVK – Seeflugzeug Versuchs-Kommando). По результатам этих испытаний была заказана серия улучшенных гидросамолетов SF.2, получивших в сентябре 1916 года регистрационные номера 580-585. Весной 1917 года SF.2 по лицензии были построены компаниями LFG (рег.н. 705-714) и LVG (рег.н. 791-800). SF.2 действовали на Балтике и в Северном море в качестве самолетов-разведчиков и за хорошие характеристики снискали себе лестное прозвище «Sabi».

К этому времени в компании Sablatnig появился новый конструктор инженер Найгенфинд (Neigenfind), под руководством которого был разработан имевший более тяжелое вооружение поплавковый самолет SF.3, предназначенный действовать вдали от берега. Машина, получившая регистрационный номер 619, осталась единственным прототипом.

Затем инженеры Заблатниг и Найгенфинд решили попробовать свои силы в создании – разумеется поплавкового – одноместного истребителя. Новый самолет получил обозначение SF.4, и Marineflieger заказала для испытаний два экземпляра, выделив им регистрационные номера 900 и 901.

Все машины серии SF отличались элегантными тонкими корпусами, тщательно закапотированными двигателями и коническими обтекателями винтов. Грациозность корпуса дополняло похожее на плавник хвостовое оперение.

SF.4 был разработан в качестве одностоечного биплана с крыльями неравного размаха и усиленными межплоскостными стойками I-образной формы (продолжавшимися над верхней стороной крыла и служившими своего рода кóзлами для тросов) и системой расчалок. Элероны были установлены только на верхнем крыле. Оба элерона имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Крылья также имели деревянный каркас и полотняную обшивку. Хвостовое оперение имело подобную конструкцию за исключением того, что киль покрывался фанерой.

Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение с закругленной верхней частью. Силовой набо фюзеляжа был деревянным и состоял из шпангоутов и стрингеров, обшивка корпуса была фанерной.

В носовой части фюзеляжа устанавливался шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения Benz Bz.III, развивавший мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт. Коробчатые водорадиаторы были установлены по бортам фюзеляжа за двигателем.

Вооружение должно было состоять из синхронизированного 7,92-мм пулемета LMG 08/15 (Spandau) системы Хайрама Максима и размещаться на правой стороне между пилотом и двигателем.

Шасси состояло из размещенной на стойках пары однореданных деревянных поплавков.

Первый экземпляр SF.4 (рег.н. 900) был принят Marineflieger 17 февраля 1917 года. Уже во время испытаний в SVK самолет продемонстрировал некоторые неудачные свойства, прежде всего низкую маневренность в продольной оси в сочетании с малой эффективностью элеронов.

Инженер Найгенфинд понял, что SF.4 (рег.н. 900) испытания в SVK не пройдет и что компания все равно не выиграет конкурс на гидросамолет-истребитель нового типа. Следствием этого стало решение закончить постройку второго экземпляра SF.4 (рег.н. 901) в виде триплана. Весной 1917 года постройка SF.4d [5] была завершена. От первой машины второй самолет отличался незначительно: были внесены изменения в переднюю часть фюзеляжа, цилиндры двигателя Benz Bz.III не были закапотированы, бвли изменены стойки поплавков и увеличено вертикальное оперение.

Три новых крыла имели прямой вид в плане и небольшую длину хорд. Элероны устанавливались уже на все крылья. Новой, конечно же, были и система тросовых расчалок. Летные и весовые характеристики SF.4d остались неизвестными; сохранились лишь данные о размахе и площади крыльев (9,25 м и 28,38 м²) и длине (8,63 м) самолета.

Истребители SF.4 и SF.4d оказались неудачными, но одновременно с ними компания Sablatnig построила другие боевые гидросамолеты: SF.5 [6], SF.6, SF.7 и SF.8. Кроме того была закуплена лицензия на производство многоцелевых гидросамолетов Friedrichshafen FF.39 и FF.49. Помимо морских самолетов компания Sablatnig изготавливала сухопутные машины. Были построены не пошедшие в серию прототипы самолетов-разведчиков C.I, C.II (бипланы) и C.III (моноплан). Также был построен опытный ночной бомбардировщик Sablatnig N.1.

После окончания войны компания занялась спортивными и транспортными самолетами и продолжала заниматься авиастроением вплоть до 1946 года. Затем фирма была переведена в Варнемюнде, где занялась другими видами деятельности и просуществовала до сентября 1974 года – даты смерти доктора-инженера Йозефа Заблатнига.

Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия

 
схемы опытного гидросамолета-истребителя SF.4 (рег.н. 900)
Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия
опытный гидросамолет-истребитель SF.4 (рег.н. 900), вид сбоку

Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия
элегантный внешний вид опытного гидросамолета-истребителя SF.4 (рег.н. 900) никак не сочетался с плохой маневренностью этого самолета
Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия
в варианте биплана был завершен только один SF.4
Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия 
опытный гидросамолет-истребитель SF.4 (рег.н. 900) нес морской камуфляж: верхние плоскости были покрыты шестиугольниками трех цветов (серый, синий и темно-синий), боковые поверхности были серыми, нижние – светло-голубыми. Стойки были темно-синими, нижние части поплавков — черными

Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия 
схема триплана опытного гидросамолета-истребителя SF.4d (рег.н. 901)

Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия 
опытный гидросамолет-истребитель SF.4d (рег.н. 9010)

Опытный гидросамолет-истребитель Sablatnig SF.4. Германия
второй прототип был изготовлен в варианте триплана, но показал небольшие улучшения

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*

Тип: гидросамолет-истребитель

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения Benz Bz.III, развивавший мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 12,00 м
длина 8,33 м
высота 3,73 м
крыльев 28,26 м²

Вес:

пустого 790 кг
взлетный 1070 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 158 км/ч
крейсерская скорость на высоте 140 км/ч
время подъема на высоту 
1000 метров 5,5 мин
2000 м 14 мин
потолок 6500 м
продолжительность полета 3 ч

Компания-производитель: Sablatnig Flugzeugbau GmbH, Берлин

Количество изготовленных: 2 экземпляра


* – приведены данные SF.4 (рег.н. 900)

  1. Заблатниг был словенцем, его настоящая фамилия была Саблатник (Sablatnik); «k» было сменено на «g» для большей «немецкости»
  2. полёт по замкнутой кривой по границам Австрии
  3. самолет был немецкого производства с колесным шасси
  4. в Первую Мировую войну Вальтер Хохдорф стал летчиком-истребителем и асом
  5. «d» – dreidecker (триплан)
  6. в 1917-18 годах было изготовлено 100 экземпляров, из которых 10 машин было передано Турции

источники: 

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account