Опытные высотные истребители Vultee XP-54. США
Содержание:
Предисловие редакции: Несмотря на свой футуристический внешний вид и некоторые новейшие технические решения опытный истребитель Vultee XP-54, также называвшийся получивший название «Swoose Goose», не смог достичь ожидаемых характеристик. Он так и не пошел дальше стадии прототипа. Об опытном истребителе Vultee XP-54 рассказывает Ганс Редеманн.
В конце 1939 года военно-воздушным силам армии США (US Army Air Force – USAAF) требовался современный истребитель, который должен был превосходить состоящие на вооружении модели и серийное производство которого должно было начаться в 1942 году. Компания Vultee Aircraft Inc. (Vultee) совместно с Ситцем (Sitz) из Нэшвилла, штат Теннесси, приняла участие конкурсу по спецификации R-40 C-II, выпущенной 1 февраля 1940 года.
К моменту выпуска спецификации R-40 C-II в конструкторском бюро компании Vultee работало над проектом истребителя с характеристиками, схожими с требованиями спецификации. Проект, получивший внутрифирменное обозначение Model 78, должен был оснащаться 12-цилиндровым двигателем Allison V-1710. Данный проект был соответствующим образом переработан, и его разработка продолжилась под обозначением Model 84 (в USAAF проекту было присвоено официальное обозначение XP-54).
В июне 1940 года предварительные расчетные данные о характеристиках XP-54, полученные в результате испытаний различных моделей в аэродинамических трубах, были одобрены Командованием материально-технического обеспечения (Air Material Command – AMC; [Командование МТО]) ВВС армии США. После рассмотрения всей представленной проектной документации компания Vultee была признана победителем конкурса и 8 января 1941 года получил контракт на изготовление и испытания опытного самолета. Второй прототип был заказан 17 марта 1942 года.
XP-54 представлял собой свободнонесущий одномоторный среднеплан цельнометаллической конструкции. Его отличительными чертами были двухбалочная схема, W-образная конструкция крыла и толкающий воздушный винт. В то время как передняя кромка центроплана крыла имела стреловидность 24 градуса, внешние консоли крыла имели прямую кромку. Относительное удлинение крыла, которое имело установочную массу 1716 кг, составляло 6,3.
![отличительными особенностями истребителя Vultee XP-54 были крыло типа «обратная чайка», двухбалочная схема и толкающий воздушный винт. На снимке летящий второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211). Снимок airwar](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/07/Vultee_XP-54-105.jpg)
отличительными особенностями истребителя Vultee XP-54 были крыло типа «обратная чайка», двухбалочная схема и толкающий воздушный винт. На снимке летящий второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211). Снимок airwar
Очень тонкий фюзеляж был выполнен в виде монококовой конструкции из легких сплавов. Как и в случае с крылом, в качестве материала конструкторы в основном использовали магниевые сплавы. Фюзеляж имел круглое поперечное сечение и технологически был разделен на три части.
Необычная силовая установка завершала перечень отличительных особенностей самолета. Для достижения максимальной скорости 800 км/ч истребитель XP-54 должен был оснащаться новым 24-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Pratt & Whitney X-1800-A3G, который должен был развивать мощность 2000 л.с. (1470 кВт).
Однако данный двигатель все еще находился в разработке, и потому конструкторами компании было принято решение заменить его на 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Lycoming XH-2470-1, который на взлете развивал мощность 2300 л.с. (1691 кВт). Двигатель приводил в движение четырёхлопастный толкающий винт изменяемого шага диаметром 4,01 метра. Топливо размещалось в фюзеляжных и крыльевых протектированных баках общей емкостью 872 литра. Общая масса двух хвостовых балок составляла всего 201 кг.
В процессе проектирования в конструкцию XP-54 был внесен ряд изменений, приведших к увеличению взлетной массы машины. В сентябре 1940 года в конструкцию самолета была добавлена герметичная кабина с принудительной вентиляцией, поскольку Командование МТО теперь требовало от истребителя хороших высотных характеристик. Но это потребовало не только установки турбокомпрессора для двигателя, но и более тяжелой брони. В результате всех изменений взлетная масса ХР-54 увеличилась с первоначальных 5200 кг до более чем 8000 кг.
Планер опытного истребителя XP-54 был разработан в соответствии с самыми современными на тот момент достижениями аэродинамики. Планер был исключительно чистым и обладал некоторыми интересными конструктивными особенностями. Особого внимания заслуживает центральная часть крыла, центроплан крыла, который был оснащен разработанной НАКА системой воздухозаборников. Данное техническое решение позволило полностью разместить все радиаторы в крыле. Другой интересной особенностью было использование закрылков крыла. Помимо своей обычной задачи закрылки были предназначены для регулирования проходящего через радиаторы потока воздуха.
Из-за высокого расположения фюзеляжа, что, в свою очередь, было обусловлено дорожным просветом толкающего воздушного винта, посадка пилота в кабину перед стартом и ее штатное покидание после приземления стали технической проблемой особого рода. Данная проблема была решена с помощью похожего на лифт сиденья с электрическим приводом, которое выдвигалось вниз, а затем возвращалось пилотом в штатное положение в кабине. В чрезвычайной ситуации сиденье можно было катапультировать вниз с помощью системы качающихся рычагов. Хотя это было довольно сложной технической задачей, конструкция герметичной кабины с принудительной вентиляцией позволила значительно упростить ее решение.
Вся носовая часть фюзеляжа XP-54 была шарнирно соединена с поворотной цапфой носовой стойки шасси. Её можно было перемещать на три градуса вверх и на шесть градусов вниз – данный процесс контролировался с помощью специального прицела-компенсатора. Две 37-мм пушки с боезапасом по 120 снарядов на ствол были установлены неподвижно в носовой части фюзеляжа, а над ними подвижно установлены два 12,7-мм пулемета с боезапасом по 1000 патронов на ствол.
![одной из особенностей опытного истребителя Vultee XP-54 была носовая часть фюзеляжа, которая могла отклоняться в вертикальной плоскости. Снимок KL-Dokumentation](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/07/Vultee_XP-54-03.jpg)
одной из особенностей опытного истребителя Vultee XP-54 была носовая часть фюзеляжа, которая могла отклоняться в вертикальной плоскости. Снимок KL-Dokumentation
Тем временем изготовление первого прототипа истребителя ХР-54 (41-1210) продвинулось настолько далеко, что в начале 1943 года он был готов к проведению испытаний. После заключительных проверок работоспособности отдельных бортовых систем и первых рулежек 15 января 1943 года с аэродрома испытательного летного центра Сухое озеро Мурок (ныне авиабаза ВВС США Эдвардс) прототип ХР-54 (41-1210) совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Фрэнка Дэвиса (Frank Davis).
Хотя летные характеристики новой машины были относительно хорошими, уже после первых пробных полетов стало очевидно, что ее характеристики были намного ниже расчетных значений. Прототип ХР-54 (41-1210) достиг максимальной скорости всего 646 км/ч. Этого было совершенно недостаточно для перспективного истребителя того времени. К этому добавилось решение Командования МТО прекратить дальнейшее развитие двигателя Lycoming XH-2470. Хотя в компании Vultee предполагали, что вполне возможно оснастить XP-54 спаренным двигателем Allison-3420 без серьезных изменений конструкции самолета, это решение привело бы к значительным задержкам в ходе программы.
![в целях улучшения устойчивости на первом прототипе истребителя Vultee XP-54 (41-1210) кили вертикального оперения были увеличены. Снимок KL-Dokumentation](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/07/Vultee_XP-54-01.jpg)
в целях улучшения устойчивости на первом прототипе истребителя Vultee XP-54 (41-1210) кили вертикального оперения были увеличены. Снимок KL-Dokumentation
Хотя к этому времени Командование МТО уже не придавало слишком большого значения серийному производству XP-54, летные испытаний прототипа продолжались. После общего налета в 63 часов 10 минут первый прототип XP-54 был передан на авиабазу Райт-филд для проведения дальнейших испытаний.
24 мая 1944 года в воздух, наконец, поднялся второй прототип XP-54 (41-1211), который после перевода на авиабазу Нортон, штат Калифорния, был частично разобран. Затем на авиабазе Эглин, штат Флорида, носовая часть XP-54 участвовала в экспериментальных стрельбах.
![после второго полета второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211) был частично разобран. Снимок airwar](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/07/Vultee_XP-54-102-768x433.jpg)
после второго полета второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211) был частично разобран. Снимок airwar
Продолжающиеся трудности с двигателями Lycoming и особенно отсутствие запасных частей привели летом 1944 года к окончательному решению завершению программу испытаний XP-54. Позднее оба самолета были списаны и отправлены на слом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Vultee XP-54
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Lycoming XH-2470-1, развивавший мощность 2300 л.с. (1691 кВт)
Размеры:
размах крыла 16,42 м
длина 16,70 м
высота 3,68 м
площадь крыла 42,36 м²
Масса:
пустого самолёта 6970 кг
полезной нагрузки 1430 кг
взлетная 8400 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 8700 метров 646 км/ч
скороподъемность на уровне земли 11,6 м/с
практический потолок 11285 м
продолжительность полета на постоянной мощности 88 мин
Вооружение: две 37-мм пушки T-12/T-13 с боезапасом по 120 снарядов в ствол и два 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2 с боезапасом по 1000 патронов в ствол
источник: Hans Redemann «Vultee XP-54. Fliegende Guns» «Klassiker der Luftfahrt» 2005-06, Seiten 18-21
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnye-vysotnye-istrebiteli-vultee-xp-54-ssha