14

Содержание:

Предисловие редакции: Несмотря на свой футуристический внешний вид и некоторые новейшие технические решения опытный истребитель Vultee XP-54, также называвшийся получивший название «Swoose Goose», не смог достичь ожидаемых характеристик. Он так и не пошел дальше стадии прототипа. Об опытном истребителе Vultee XP-54 рассказывает Ганс Редеманн.

В конце 1939 года военно-воздушным силам армии США (US Army Air Force – USAAF) требовался современный истребитель, который должен был превосходить состоящие на вооружении модели и серийное производство которого должно было начаться в 1942 году. Компания Vultee Aircraft Inc. (Vultee) совместно с Ситцем (Sitz) из Нэшвилла, штат Теннесси, приняла участие конкурсу по спецификации R-40 C-II, выпущенной 1 февраля 1940 года.

К моменту выпуска спецификации R-40 C-II в конструкторском бюро компании Vultee работало над проектом истребителя с характеристиками, схожими с требованиями спецификации. Проект, получивший внутрифирменное обозначение Model 78, должен был оснащаться 12-цилиндровым двигателем Allison V-1710. Данный проект был соответствующим образом переработан, и его разработка продолжилась под обозначением Model 84 (в USAAF проекту было присвоено официальное обозначение XP-54).

В июне 1940 года предварительные расчетные данные о характеристиках XP-54, полученные в результате испытаний различных моделей в аэродинамических трубах, были одобрены Командованием материально-технического обеспечения (Air Material Command – AMC; [Командование МТО]) ВВС армии США. После рассмотрения всей представленной проектной документации компания Vultee была признана победителем конкурса и 8 января 1941 года получил контракт на изготовление и испытания опытного самолета. Второй прототип был заказан 17 марта 1942 года.

XP-54 представлял собой свободнонесущий одномоторный среднеплан цельнометаллической конструкции. Его отличительными чертами были двухбалочная схема, W-образная конструкция крыла и толкающий воздушный винт. В то время как передняя кромка центроплана крыла имела стреловидность 24 градуса, внешние консоли крыла имели прямую кромку. Относительное удлинение крыла, которое имело установочную массу 1716 кг, составляло 6,3.

отличительными особенностями истребителя Vultee XP-54 были крыло типа «обратная чайка», двухбалочная схема и толкающий воздушный винт. На снимке летящий второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211). Снимок airwar

отличительными особенностями истребителя Vultee XP-54 были крыло типа «обратная чайка», двухбалочная схема и толкающий воздушный винт. На снимке летящий второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211). Снимок airwar

Очень тонкий фюзеляж был выполнен в виде монококовой конструкции из легких сплавов. Как и в случае с крылом, в качестве материала конструкторы в основном использовали магниевые сплавы. Фюзеляж имел круглое поперечное сечение и технологически был разделен на три части.

схема опытного истребителя Vultee XP-54. Рисунок Ганса Редеманна

схема опытного истребителя Vultee XP-54. Рисунок Ганса Редеманна

Необычная силовая установка завершала перечень отличительных особенностей самолета. Для достижения максимальной скорости 800 км/ч истребитель XP-54 должен был оснащаться новым 24-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Pratt & Whitney X-1800-A3G, который должен был развивать мощность 2000 л.с. (1470 кВт).

Однако данный двигатель все еще находился в разработке, и потому конструкторами компании было принято решение заменить его на 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Lycoming XH-2470-1, который на взлете развивал мощность 2300 л.с. (1691 кВт). Двигатель приводил в движение четырёхлопастный толкающий винт изменяемого шага диаметром 4,01 метра. Топливо размещалось в фюзеляжных и крыльевых протектированных баках общей емкостью 872 литра. Общая масса двух хвостовых балок составляла всего 201 кг.

В процессе проектирования в конструкцию XP-54 был внесен ряд изменений, приведших к увеличению взлетной массы машины. В сентябре 1940 года в конструкцию самолета была добавлена герметичная кабина с принудительной вентиляцией, поскольку Командование МТО теперь требовало от истребителя хороших высотных характеристик. Но это потребовало не только установки турбокомпрессора для двигателя, но и более тяжелой брони. В результате всех изменений взлетная масса ХР-54 увеличилась с первоначальных 5200 кг до более чем 8000 кг.

Планер опытного истребителя XP-54 был разработан в соответствии с самыми современными на тот момент достижениями аэродинамики. Планер был исключительно чистым и обладал некоторыми интересными конструктивными особенностями. Особого внимания заслуживает центральная часть крыла, центроплан крыла, который был оснащен разработанной НАКА системой воздухозаборников. Данное техническое решение позволило полностью разместить все радиаторы в крыле. Другой интересной особенностью было использование закрылков крыла. Помимо своей обычной задачи закрылки были предназначены для регулирования проходящего через радиаторы потока воздуха.

Из-за высокого расположения фюзеляжа, что, в свою очередь, было обусловлено дорожным просветом толкающего воздушного винта, посадка пилота в кабину перед стартом и ее штатное покидание после приземления стали технической проблемой особого рода. Данная проблема была решена с помощью похожего на лифт сиденья с электрическим приводом, которое выдвигалось вниз, а затем возвращалось пилотом в штатное положение в кабине. В чрезвычайной ситуации сиденье можно было катапультировать вниз с помощью системы качающихся рычагов. Хотя это было довольно сложной технической задачей, конструкция герметичной кабины с принудительной вентиляцией позволила значительно упростить ее решение.

Вся носовая часть фюзеляжа XP-54 была шарнирно соединена с поворотной цапфой носовой стойки шасси. Её можно было перемещать на три градуса вверх и на шесть градусов вниз – данный процесс контролировался с помощью специального прицела-компенсатора. Две 37-мм пушки с боезапасом по 120 снарядов на ствол были установлены неподвижно в носовой части фюзеляжа, а над ними подвижно установлены два 12,7-мм пулемета с боезапасом по 1000 патронов на ствол.

одной из особенностей опытного истребителя Vultee XP-54 была носовая часть фюзеляжа, которая могла отклоняться в вертикальной плоскости. Снимок KL-Dokumentation

одной из особенностей опытного истребителя Vultee XP-54 была носовая часть фюзеляжа, которая могла отклоняться в вертикальной плоскости. Снимок KL-Dokumentation

Тем временем изготовление первого прототипа истребителя ХР-54 (41-1210) продвинулось настолько далеко, что в начале 1943 года он был готов к проведению испытаний. После заключительных проверок работоспособности отдельных бортовых систем и первых рулежек 15 января 1943 года с аэродрома испытательного летного центра Сухое озеро Мурок (ныне авиабаза ВВС США Эдвардс) прототип ХР-54 (41-1210) совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Фрэнка Дэвиса (Frank Davis).

Хотя летные характеристики новой машины были относительно хорошими, уже после первых пробных полетов стало очевидно, что ее характеристики были намного ниже расчетных значений. Прототип ХР-54 (41-1210) достиг максимальной скорости всего 646 км/ч. Этого было совершенно недостаточно для перспективного истребителя того времени. К этому добавилось решение Командования МТО прекратить дальнейшее развитие двигателя Lycoming XH-2470. Хотя в компании Vultee предполагали, что вполне возможно оснастить XP-54 спаренным двигателем Allison-3420 без серьезных изменений конструкции самолета, это решение привело бы к значительным задержкам в ходе программы.

в целях улучшения устойчивости на первом прототипе истребителя Vultee XP-54 (41-1210) кили вертикального оперения были увеличены. Снимок KL-Dokumentation

в целях улучшения устойчивости на первом прототипе истребителя Vultee XP-54 (41-1210) кили вертикального оперения были увеличены. Снимок KL-Dokumentation

Хотя к этому времени Командование МТО уже не придавало слишком большого значения серийному производству XP-54, летные испытаний прототипа продолжались. После общего налета в 63 часов 10 минут первый прототип XP-54 был передан на авиабазу Райт-филд для проведения дальнейших испытаний.

24 мая 1944 года в воздух, наконец, поднялся второй прототип XP-54 (41-1211), который после перевода на авиабазу Нортон, штат Калифорния, был частично разобран. Затем на авиабазе Эглин, штат Флорида, носовая часть XP-54 участвовала в экспериментальных стрельбах.

после второго полета второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211) был частично разобран. Снимок airwar

после второго полета второй прототип истребителя Vultee XP-54 (41-1211) был частично разобран. Снимок airwar

Продолжающиеся трудности с двигателями Lycoming и особенно отсутствие запасных частей привели летом 1944 года к окончательному решению завершению программу испытаний XP-54. Позднее оба самолета были списаны и отправлены на слом.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Vultee XP-54

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Lycoming XH-2470-1, развивавший мощность 2300 л.с. (1691 кВт)

Размеры:

размах крыла 16,42 м
длина 16,70 м
высота 3,68 м
площадь крыла 42,36 м²

Масса:

пустого самолёта 6970 кг
полезной нагрузки 1430 кг
взлетная 8400 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 8700 метров 646 км/ч
скороподъемность на уровне земли 11,6 м/с
практический потолок 11285 м
продолжительность полета на постоянной мощности 88 мин

Вооружение: две 37-мм пушки T-12/T-13 с боезапасом по 120 снарядов в ствол и два 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2 с боезапасом по 1000 патронов в ствол

источник: Hans Redemann «Vultee XP-54. Fliegende Guns» «Klassiker der Luftfahrt» 2005-06, Seiten 18-21

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnye-vysotnye-istrebiteli-vultee-xp-54-ssha

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account