Опытные учебные самолеты Boeing-Stearman ХАТ-15 Crewmaker. США
Большинство американских самолетов категории AT (Advanced Trainer — учебно-тренировочный самолёт для повышенной лётной подготовки), созданных в годы Второй Мировой войны, своим появлением обязаны лихорадке разработок, развязанной в период 1941-1942 годов по инициативе командования ВВС армии США (первоначально авиационного корпуса армии США). После вступления США в войну производство авиационной техники в этой стране получило поистине «американские» масштабы. Однако речь шла не только о количестве самих самолетов, но и об обеспечении достаточного количества летного и наземного персонала – от экипажей до последнего механика. Тяжелые дальние бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator представляли для своего времени вершину развития технологий в области авиастроения и предъявляли серьезные требования к членам экипажей. То же самое можно было сказать про средние бомбардировщики North Američan B-25 Mitchell, Martin B-26 Marauder и др..
В частности, для подготовки комплектных экипажей бомбардировщиков и тренировки их взаимодействия в боевой обстановке срочно требовались небольшие учебные бомбардировщики – baby bomber, – самолеты, которые должны были быть недорогими в производстве и при этом оснащенными всем комплектом оборудования, с которым они будут работать на боевых машинах. Заказы на разработку «бэби-бомбера» получили несколько авиастроительных компаний «второго эшелона», которые не были обременены крупносерийным производством боевых самолетов. В тот момент самой серьезной проблемой был прогнозируемый дефицит алюминия и его сплавов, и поэтому в спецификации на разрабатываемый самолет был сделан акцент на использование в его конструкции нестратегических и легкодоступных материалов.
Большим опытом в этой области обладала компания Stearman Aircraft Co. (Stearman), Уичита, штат Канзас. Эта компания была основана в 1927 году и вскоре стала известна своими спортивными, транспортными и сельскохозяйственными одномоторными бипланами, из которых PT-17 Kaydet можно часто видеть в фильмах и авиашоу и по сей день. В апреле 1938 года Уильям Боинг включил компанию Stearman в состав своего концерна United Aircraft, и с этих пор она выступала в качестве подразделения Stearman Division компании Boeing Airplane Company (Boeing). Компания Stearman имела некоторую степень автономии, но ее продукция была в основном также успешна, как у головной компании Boeing.
Компания Stearman участвовала в конкурсе на создание учебно-тренировочного самолета для экипажа из четырех человек, состоящего из двух пилотов, бомбардира и стрелка-радиста. Его крупногабаритный фюзеляж мог вместить в себя десять 45,4-кг бомб и на его верхней поверхности фюзеляжа была установлена башня с силовым приводом и вооружением из одного 7,62-мм пулемета.
В документации компании Stearman проект получил обозначение X-120, но в ВВС армии США за проектом было зарезервировано обозначение XAT-15; по заведенной в то время традиции машине было присвоено «боевое» наименование Crewmaker (что-то вроде изготовитель экипажей). В целом, самолет выглядел солидно и многообещающе, и, возможно, военно-воздушные силы какой-либо небольшой страны захотели бы заполучить его в качестве полноценного бомбардировщика.
В соответствии с техническим заданием XAT-15 имел смешанную конструкцию. Основу силового набора фюзеляжа составляла ферма, сваренная из стальных труб; форму фюзеляжу придавали вспомогательные шпангоуты. В качестве обшивки фюзеляжа в основном использовалось полотно. Только носовая часть фюзеляжа, зона вокруг кабины экипажа вплоть до бомбоотсека и задняя часть имели дюралюминиевую обшивку. Крыло и хвостовое оперение имели цельнодеревянный силовой набор и фанерную обшивку. Силовая установка машины состояла из двух девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Pratt & Whitney (также входила в состав United Aircraft) R-1340-AN-1 Wasp Junior, развивавших мощность по 550 л.с. (404 кВт) и вращавших двухлопастные винты изменяемого шага.
Участников конкурса на создание учебного бомбардировщика было много. Компания Beech представила XAT-11, компания Fairchild – ХАТ-13 и ХАТ-14, компания Boeing-Stearman XAT-15 и Cessna – XAT-17. Учебный самолет XAT-15 был изготовлен в двух экземплярах (серийные номера ВВС армии США 41-23162 и 41-23163), и руководство компании Boeing-Stearman возлагало большие надежды на успех. Компания Boeing получила заказ на 1045 серийных учебных самолетов AT-15, из которых только 360 должны были быть изготовлены на заводе компании Stearman в Уичите под обозначением AT-15-BW. Из общего заказа 325 машин, которым было присвоено обозначение AT-15-BL, по лицензии должна была изготовить компания Bellanca на заводе Нью-Касле, штат Делавэр. Еще 360 самолётов, которым присвоено обозначение AT-15-MC, по лицензии должна была выпустить компания McDonnell Aircraft Co. на заводе компании в Сент-Луисе, штат Миссури.
Первый из двух прототипов XAT-15 приступил к лётным испытаниям в апреле 1942 года, и, в принципе, все выглядело хорошо. Тем не менее, победителем стал цельнодеревянный учебный самолёт Fairchild AT-21 Gunner (стрелок). Машина компании Fairchild имела более простую конструкцию и ознаменовала собой поворотный момент во взглядах командования ВВС армии США на подготовку комплектных экипажей. Компания Fairchild начала разработку машин (ХАТ-13 и XAT-14), которые были в той же категории, что и XAT-15, но ВВС армии США сделали больший акцент на подготовке бортовых стрелков. Результатам смены приоритетов стал AT-21 с верхнефюзеляжной башней, оснащённой силовым приводом и вооружённой спаренными 7,62-мм пулемётами.
В литературе в качестве причины отказа от XAT-15 указывается пересмотр технической политики (прогнозы относительно дефицита дюралюминия не подтвердились), но в данном случае это не так, так как учебные самолёты AT-21 Gunner были полностью деревянными. Количество изготовленных самолётов семейства AT-21 было гораздо меньше количества заказанных AT-15 Crewmaker: компания Fairchild изготовила 106 экземпляров AT-21-FA, компания Bellanca – 39 экземпляров AT-21-BL и компания McDonnell – 30 экземпляров AT-21-MC. В то время McDonnell была ещё незначительной компанией, но вскоре благодаря заказам авиации ВМС США на реактивные палубные самолёты она встала на ноги и смогла поглотить такого гиганта американского авиапрома как компанию Douglas (но только лишь для того, чтобы спустя несколько лет быть поглощённой концерном Boeing).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Boeing-Stearman ХАТ-15 Crewmaker
Назначение: учебный самолет
Статус: прототип
Компания-производитель: подразделение Stearman Division компании Boeing Airplane Co., Уичита, штат Канзас
Экипаж: 3 человека
Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp Junior, развивавших мощность по 550 л.с. (404 кВт) и вращавших двухлопастные винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 18,20 м
длина 12,90 м
высота 4,00 м
площадь крыла 42,51 м²
Масса:
пустого самолета 4830 кг
взлетная 6520 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 2525 метров 333 км/ч
крейсерская скорость 300 км/ч
время набора высоты 3050 метров 11,9 мин
практический потолок 5770 м
дальность полета 1370 км
источник: Text Václav Němeček, Výkres Martin Salajka «Boeing-Stearman ХАТ-15 Crewmaker» «L+K» 13/98, str.41/1141
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnye-uchebnye-samolety-boeing-stearman-hat-15-crewmaker-s