Интересная винтажная статья из ведомственного журнала «Air defense magazine», которая, думаю, заинтересует коллег.
ЗАГАДОЧНЫЙ MiG-29 ЗАКРЫВАЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ
За последние 10 лет технологический разрыв между Советским Союзом и Соединенными Штатами значительно сократился, причем это сокращение иногда шло с пугающей быстротой. Сделанные разведывательными спутниками снимки советского летно-испытательного центра Ramenskoye (Раменское; Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова), юго-запад от Москвы, показывают несколько прототипов самолетов.
В связи с этим в течение ближайших нескольких лет ожидается принятие на вооружение следующего поколения советских боевых самолетов. Министр военно-воздушных сил США Верн Орр (Verne Orr) недавно сказал:
«По сравнению с F-15 и F-16, эти самолеты нового поколения могут дать Советам преимущества в средней скорости и дальности атак наземных целей с воздуха».
Самым ожидаемым и вместе с тем самым загадочным среди них является новый истребитель разработки ОКБ МиГ. По некоторым предположениям истребитель, получивший обозначение Ram-L (Ramenskoye type L), является советским аналогом F-18.
Еще в 1977 году в журнале «Международное оборонное обозрение» (International Defense Review; IDR) Ram-L описывался как
«предположительно являющийся продукцией ОКБ Микояна с обозначением MiG-29. Его появление уже в течение некоторого времени ожидалось на Западе, и этот самолет прежде всего рассматривался в качестве советского ответа на американские F-15, F-16 и F-18. Также считается, что он обладает способностью перехватывать низколетящие западные ударные самолеты, такие как F-111, Tornado и отмененный (sic!) бомбардировщик B-1, поскольку характеристики его радара и его способность на шести узлах подвески нести ракеты воздух-воздух дают ему такую возможность».
В то время журнал IDR описывал Ram-L как имеющий
«на вооружении ракеты воздух-воздух, которые может включать четыре ракеты AA-7 Apex (дальность: 32,5 км у варианта с РЛ ГСН и 15 км у варианта с ИК ГСН; РВВ Р-23 разработки ГосМКБ «Вымпел») и две AA-8 Aphid (дальность: 15 км у варианта с РЛ ГСН и 7 км у варианта с ИК ГСН; РВВ Р-60 разработки ГосМКБ «Вымпел»). Сообщается, что при боевой массе (50 процентов запаса топлива во внутренних баках и четыре ракеты воздух-воздух) тяговооруженность MiG-29 превышает соотношение 1 к 1, что сопоставимо с тяговооруженностью F-16 и F-18. По своей конфигурации MiG-29 напоминает нечто среднее между MiG-25 Foxbat (МиГ-25) и F-15 Eagle. Он немного меньше и легче, чем Su-15 Flagon (Су-15), имеет одноместную кабину, два двигателя, два киля и крылья, похожие на те, что у F-15. Его размеры, авионика и летно-технические характеристики не оставляют сомнений в том, что он станет преемником стареющего MiG-21 Fishbed, имеющего авионику с ограниченными возможностями, в качестве низко- и средневысотного истребителя завоевания господства в воздухе».
По словам Джорджа Панялева (George Panyalev) информация из его статьи, опубликованной в декабрьском 1981 года выпуске журнала IDR, за исключением небольших изменений, остается верной и сегодня. Однако он добавил:
«Тем не менее, следует сразу же отметить, что этот летательный аппарат не так похож на F-18, как это принято считать, хотя и имеет некоторые его особенности».
В то время как Панялев, похоже, уверен в технических характеристиках и возможностях Ram-L, американские источники гораздо более осторожны в своих оценках.
Панялев утверждает, что по своему внешнему виду Ram-L больше всего напоминает уменьшенную версию F-15. Однако он предупреждает, что не намерен иметь в виду, что Ram-L является уменьшенной копией F-15 и что вероятнее всего Советы пришли к аналогичной конструкции, поскольку перед создателями Ram-L были поставлены схожие задачи.
Однако Билл Ганстон в своей недавно опубликованной книге «Иллюстрированное руководство по современным советским военно-воздушным силам» (An Illustrated Guide to the Modern Soviet Air Force; Salamander Books, Ltd., 1982) утверждает, что Ram-L имеет конфигурацию, аналогичную YF-17 или F-18.
Хотя данные все еще носят предположительный характер, журнал IDR сообщает, что Ram-L не обладает конструктивными особенностями, которые однозначно характеризуют самолет как ближний маневренный истребитель. Наличие двух килей означает, что самолет способен летать на больших углах атаки, но тип и небольшие размеры корневых наплывов скорее всего указывают на использование Ram-L в качестве перехватчика, а не маневренного истребителя.
Панялев пишет:
«Одной из наиболее интересных конструктивных особенностей является конфигурация воздухозаборников с двойным клином и изменяемым углом. Этот тип воздухозаборников не только подходит для полетов на больших углах атаки, но а также показывает, что советские военно-воздушные силы не считают, что могут обойтись без высоких сверхзвуковых скоростей (более чем М = 1,85). В переводе на практический военный язык это означает, что Ram-L при встрече с приближающимся вражеским самолетом должен будет облетать его на сверхзвуковой скорости по широкой огибающей. Похоже, это указывает на то, что Ram-L не представляет никакой попытки догнать или обогнать американцев в области легких истребителей, таких как F-16. Напротив, его превосходство в скорости и характеристиках его ракет воздух-воздух будут представлять некоторую проблему для легких истребителей».
Утверждается, что недавно MiG-29 показал следующие летные характеристики: максимальная скорость М = 2,8, мгновенная угловая скорость разворота 16,8 градусов и скорость установившегося разворота 8,26 градусов в секунду.
Сравнивая Ram-L с F-18, Панялев говорит:
«Если посмотреть на тяговооруженность и удельную нагрузку на крыло – два наиболее важных параметра для любого боевого самолета, – то можно увидеть, что при максимальной тяге и при отсутствии внешних подвесок у Ram-L примерно на 10 процентов ниже удельная нагрузка на крыло и как минимум на 30 процентов выше тяговооруженность (около 1,3 против 1,0). Сравнение соотношений общей площади смачиваемой поверхности к массе, площади поверхности к сопротивлению, полезных нагрузок и внутреннего запаса топлива выявляет следующие различия.
При меньшей примерно на 20 процентов общей площади поверхности Ram-L имеет на 15 процентов меньшую массу и примерно на восемь процентов меньшее сопротивление. Полезная нагрузка (топливо плюс боевая нагрузка) составляет 52 процента от общей массы F-18 и только 44 процента о массы Ram-L. Однако это очевидное различие следует рассматривать в свете того факта, что значение, указанное для западных боевых самолетов, всегда является максимально возможной полезной нагрузкой, тогда как для самолетов Варшавского договора предполагается более реалистичная в военном отношении полезная нагрузка для максимальной взлетной массы. Как и следовало ожидать доля топлива для F-18 выше (около 20 процентов, так как в советских боевых самолетах относительно больше места по-прежнему занимают авионика и другое оборудование).
С аэродинамической точки зрения (с точки зрения аэродинамического качества, индуктивного сопротивления и сверхзвукового сопротивления) оба самолета практически идентичны. Сравнение боевых характеристик показывает, что на уровне моря и при скорости М = 0,9 по избыточной удельной мощности Ram-L обладает более чем 30-процентным превосходством над F-18. В случае угловых скоростей разворота – сравнение производится на высоте 3000 метров и при скорости М = 0,7 – характеристики Ram-L на 10 процентов выше характеристик F-18. С другой стороны, F-18 имеет явное преимущество в дальности полета. Хотя удельные дальности (расстояния, пройденные на единицу топлива) для этих двух самолетов существенно не отличаются, поскольку F-18 немного более эффективен, примерно на 25 процентов больший запас топлива приводит значительно большей разнице в радиусах полета. При полете по профилю «большая высота – малая высота – большая высота» радиус действия F-18 больше в 1,5 раза».
Хотя по-прежнему нет точной информации о вероятной дате принятия на вооружение Ram-L, Билл Свиттман в «Кратком руководстве по советской военной авиации» (The Presidio Concise Guide to Soviet Military Aircraft; Hamlyn Publishing Group, Ltd., 1981) пишет, что самолет будет принят на вооружение в середине 1980-х годов. Панялев соглашается с ним, оценивая ввод в эксплуатацию примерно в 1985 году.
Как замечает Панялев, Советы по-видимому, наконец, сравнялись с Западом по крайней мере в области истребительной авиации. Если в 1960-х годах разница в качестве между восточными и западными боевыми самолетами представляла собой зияющую пропасть, которая была эквивалентна целому поколению, то сегодня этот разрыв составляет всего пять или шесть лет. Эпоха, в которой количество Варшавского договора могло быть сбалансировано западным качеством, быстро подходит к концу.
Помощник министра ВВС США Элтон Кил (Alton Keel) признает, что F-15 и F-16, вероятно, продолжат обладать преимуществом в дальности боевого применения ракет воздух-воздух, добавив, что
«причина для беспокойства о том, как долго мы сможем сохранять наше технологическое преимущество».
Несмотря на то, что Ram-L был общей темой в журналах по авионике и в околовоенной прессе, вероятно, в ближайшее время в руководствах по распознаванию ПВО сухопутных войск фотографии этого нового реактивного самолета не появится.
источник: «MYSTERIOUS MiG-29 CLOSES TECHNOLOGICAL GAP» «AIR DEFENSE MAGAZINE» OCTOBER-DECEMBER 1984, стр.19-20