Опытные советские самолеты глазами запада. Истребитель Yak-19 (МиГ-15)
Небольшая, но интересная и забавная винтажная статья из июньского выпуска за 1950 год журнала «Air Force», которая посвящена истребителю МиГ-15 и которая, думаю, заинтересует коллег.
Ответ России на F-86
Новый советский истребитель со стреловидным крылом, который по всей видимости был создан на основе немецких чертежей усовершенствованного DFS-346
Автор: Чарльз У. КЕЙН
Бывший редактор журнала «The Airplane Spotter»
Менее чем за пять лет советские конструкторы, над которыми наши собственные инженеры до недавнего времени были склонны насмехаться, создали реактивный истребитель со стреловидным крылом, который может оказаться серьезным противником для любого боевого самолета в мире. Этот самолет усовершенствованной конструкции, предположительно носящий обозначение Yak-19 [МиГ-15; реальный Як-19 был экспериментальным истребителем с прямыми крылом и хвостовым оперением – byakin], уже принят на вооружение. Сообщается, что часть эскадрилий уже перевооружена на Yak-19.
Насколько он хорош по сравнению с таким совершенным типом как американский F-86? Разумеется, его планер, учитывая уровень немецких инженеров на русской службе, не уступал бы американскому. Двигатель «яка» очевидно является турбореактивным, но не с осевым компрессором, а с центробежным. Основой силовой установки русского самолета является эффективный турбореактивный двигатель Nene или Derwent, которые британцы продали Советскому Союзу [здесь и далее в тексте статьи Soviets – Советы; byakin]. Кроме того, русский самолет, вероятно, имеет меньшую удельную нагрузку на крыло, чем F-86, и, следовательно, должен иметь возможность превосходить его в маневренности. В целом, советский истребитель со стреловидным крылом выглядит грозным, качественным и эффективным боевым самолетом.
Уже в 1947 году было известно, что у русских есть скоростной одноместный реактивный истребитель со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Фильтрация информации, просочившаяся через Центральную Европу, позволила выяснить, что «исследовательский реактивный самолет» имел в своей основе непостроенный немецкий самолет DFS-346, который являлся дальнейшим развитием высотного разведчика DFS-228, созданного в 1943 году и оснащенного ракетным двигателем.
Сразу после окончания Второй Мировой войны считалось, что немцы около дюжины построенных DFS-228. Модель 228 развивала максимальную скорость 560 миль в час (901 км/ч) и предназначалась для авантюрной идеи ведения инфракрасной фотосъемки на высотах от 40000 до 75000 футов (от 12192 до 22860 м). Созданный на его базе DFS-346 должен был иметь стреловидные крыло и хвостовое оперение и оснащаться ракетным двигателем. В воздух DFS-346 должен был поднимать самолет-носитель, а силовая установка 346-го должна была запускаться на высоте 33000 футов (10058 м). Еще в 1944-45 годах ожидалось, что на высоте 66000 футов (20117 м) DFS-346 будет развивать скорость 1250 миль в час (2011 км/ч).
Хотя до сих пор считается, что русские не захватили неповрежденные DFS-228/346, технические характеристики этих машин и работавшие по этим программам немецкие технические специалисты появились в Москве в 1945 году. Поскольку первые сообщения о том, что самолет был построен, появились в 1947 году и затем в 1948 году были подкреплены дополнительными доказательствами, то можно сделать вывод, что Советскому Союзу потребовалось около 18 месяцев с момента падения Германии, чтобы создать самолет на базе DFS-346.
Оглядываясь назад, можно сказать, что эта информация оказалась удивительно точной. Предполагались два варианта. Первый имел боковые фюзеляжные воздухозаборники, похожие на воздухозаборники оснащенного стреловидным крылом британского Supermarine Type 510. У второго был носовой воздухозаборник.
О первом варианте имеется мало информации, но считается, что это модель с «острым носом», которая, как сообщает ТАСС, «летает быстрее скорости звука».
Второй вариант считается разработкой ОКБ Яковлева и имеет обозначение Yak-19. Наибольшим приближением к истребителю со стреловидным оперением подходит американский Douglas D-558-2 (Skyrocket), который является экспериментальным самолетом с комбинированной – турбореактивный и ракетный двигатели – силовой установкой.
Yak-19 и Skyrocket имеют почти нулевой угол поперечного V, и площади крыльев этих двух самолетов примерно одинаковые. На расположенной под стабилизатором нижней поверхности руля направления «яка» установлен крупный триммер.
В виде спереди истребитель-среднеплан Yak-19 выглядит лишенным всего лишнего. Консоли крыла имеют очень малый отрицательный угол поперечного V. Горизонтальное оперение высоко возвышается над фюзеляжем круглого поперечного сечения. Фонарь кабины пилота, имеющий сдвигающуюся назад подвижную часть, обеспечивает круговой обзор. Консоли стреловидного крыла с плоско-закругленными законцовками смещены далеко вперед и имеют небольшие сужения у задней кромки. Разрезные закрылки простираются от внешней части крошечных зализов, расположенных в местах соединения задних кромок консолей с фюзеляжем, до элеронов.
Реактивный двигатель, очевидно, установлен в задней части фюзеляжа. Во французских отчетах говорится, что колеса основных стоек шасси убираются в нижнюю часть фюзеляжа, поскольку для них нет места в тонких консолях крыла. Вооружение размещено в носовой части фюзеляжа. Сообщается, что на каждой стороне круглого воздухозаборника установлены по одной пушке крупного калибра.
Внешне Yak-19 выглядит крупнее чем North American F-86 (Sabre) и, также как и американская машина, «як» должен иметь сверхгладкую внешнюю отделку. Если смотреть на летящий самолет под определёнными углами, то создается впечатление, что его крыло имеет асимметричную форму.
Данный самолет является кульминацией советских разработок в области реактивной авиации, старт которым был дан десять лет назад. Первый «советский реактивный» самолет был испытан зимой 1941-42 годов капитаном Бахчиванджи [в тексте статьи Boshchirandzhii – Бощиранджий; byakin]. Это был обычный поршневой самолёт с турбореактивным двигателем в задней части фюзеляжа [первый советский реактивный самолет БИ-1 был оснащен жидкостным ракетным двигателем; byakin].
После окончания того, что в Советском Союзе называют «Великой Отечественной войной» (1941–1945) командование ВВС Красной Армии получило полную поддержку товарища Сталина [в тексте статьи General Stalin – генерал Сталин; byakin] в признании важности превосходства в воздухе. С 1945 года на реактивные истребители были перевооружены несколько эскадрилий. Сотни отобранных советских лейтенантов были награждены специальной медалью
«в знак признания успешного завершения испытаний новой летающей техники».
Известно не менее 20 моделей реактивных самолетов чисто советской конструкции. Некоторые из них показаны летящими группами численностью в эскадрилью; о других машинах доступна лишь самая краткая информация.
Самым известным реактивным истребителем был одномоторный Yak-15 (Як-15), который был впервые показан в августе 1946 года. За этим самолетом, у двигателя которого реактивное сопло располагалось под нижней частью фюзеляжа, последовал более традиционный «сквозной» одномоторный реактивный истребитель, который внешне напоминает Republic Thunderjet и который, вероятно, получил обозначение Yak-17 (Як-19). Данное обозначение не подтверждено; сообщается, что на машины данного типа перевооружена значительная часть истребительных эскадрилий.
Однако описанный в данной статье истребитель со стреловидным крылом отодвигает этот т.н. Yak-17 в тень.
источник: Charles W. Cain «Russia’s answer to the F-86» «Flight» June, 1950, pages 28, 29, 44