Опытные советские самолеты глазами запада. Часть 1 Сверхтяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 (Antonov An-400 [Condor])
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «Кларенс Э. Робинсон-мл. «Советы модернизируют свою авиацию: три новейших истребителя»» и «Мандрагора … U-2 из СССР. И Советский Союз имел высотный самолёт-разведчик».
Предисловие: На просторах интернета нашел винтажную книгу 1984 года «An Illustrated Guide to Future Fighters and Combat Aircraft 1984», в которой показано, как на западе первоначально представляли опытные советские самолеты нового поколения. В данном небольшом цикле статей будет представлена информация о взглядах ее автора Билла Ганстона (Bill Gunston) на военно-транспортный самолет Ан-124, истребители МиГ-29 и Су-27, стратегический бомбардировщик Ту-160.
* * *
В последние годы очевидным пробелом в номенклатуре советских авиационных силовых установок были турбореактивные двигатели с высокой степенью двухконтурности, что в свою очередь сдерживало создание очень крупных транспортных самолетов. Однако как только в середине семидесятых годов стало ясно, что конструкторами под руководством Владимира Алексеевича Лотарева (Запорожское машиностроительное конструкторское бюро [ЗМКБ] «Прогресс» – byakin) создан требуемый двигатель, ОКБ Антонова продвинулось далеко вперед в разработке нового гигантского грузового самолета.
An-400 (настоящее обозначение неизвестно; Ан-124, внутренне обозначение изделие «400» – byakin), получивший от НАТО обозначение Condor, своими формами и грузоподъемностью очень напоминает состоящий на вооружении ВВС США грузовой самолет С-5 Galaxy. Однако русский самолет крупнее и имеет более мощные двигатели. Можно смело предположить, что загрузка и выгрузка в обширное внутреннее пространство производятся не только через занимающую всю заднюю часть фюзеляжа откидную аппарель-трап, но и через носовую часть, откидывающуюся на шарнирах вверх, как у Galaxy, т.е. обеспечение неограниченного доступа внутрь фюзеляжа с обоих его концов. В качестве альтернативного варианта возможна загрузка/выгрузка путем раскрыва в носовой части левой и правой створок. Предыдущий советский военно-транспортный самолёт (скорее всего Ил-76 – byakin) имел застекленную носовую кабину с сиденьями для штурмана и/или наблюдателя (даже тогда, когда там установлен радар).
нарисованные специально для этой книги виды сбоку и сверху точны настолько, насколько это возможно при очень ограниченной информации, имеющейся в середине 1984 года; обратите внимание на многоколесное шасси, низкорасположенное горизонтальное оперение, заднюю пушечную турель и (один из наверняка известных элементов) значительные выходные тракты двигателей. Подробная конструкция носовой и кормовой створок неизвестна и художник разумно предположил, что носовые створки крепятся шарнирно и открываются поворотом вверх
Безусловно, An-400 будет оснащен многоколесным шасси, способным распределять вес на как можно большую опорную поверхность. Способность An-400 действовать с грунтовых аэродромов также принимается как само собой разумеющееся для почти всех советских боевых самолетов за исключением, быть может, авиации войск ПВО. Разумным будет предположить, что у An-400 больше колес в стойках шасси, чем у Galaxy (у американской машины их 28 штук). Так же, как и находящиеся в настоящее время на вооружении военно-транспортной авиации тяжелые грузовые самолеты, An-400 будет оснащен системой подкачки и спуска шин в полете в соответствии с общим весом и поверхностью, на которую будет совершена посадка.
рисунок официального художника министерства обороны США, показывающий выгрузку из An-400 мобильного комплекса SS-20, оснащенного ракетой с тремя боеголовками. Condor может быстро перемещать данное оружие на большие расстояния
Относительно наименования установленных на самолете двигателей пока существует неопределенность. В изданной министерством обороны США в 1984 году публикации «Советская военная мощь» (Soviet Military Power) утверждается, что на самолет установлены
«четыре турбореактивных двухконтурных двигателя Кузнецова с тягой 44000 фунтов (19960 кг) каждый».
Однако такой двигатель неизвестен. Более вероятным представляется использование двигателей D-18T в связи с очевидным соотнесением указанного в публикации министерства обороны США общего веса и тяги двигателей. Менее очевидным кажется соотнесение максимального веса и полезной нагрузки, которые больше, чем у Galaxy, с фюзеляжем, который по оценкам значительно короче.
Первые An-400 предназначены для гражданской авиации и, вероятно, серийные машины будут распределены между военно-транспортной авиацией и Аэрофлотом. Предполагается, что одной из основных задач An-400 будет быстрая переброска основных систем вооружения на большие расстояния. Очевидно, что первый кандидат на переброску по воздуху – ракетный комплекс SS-20, представляющий собой ракету большой дальности с ядерной БЧ на подвижном носителе (15П645 Пионер; советский подвижный грунтовый ракетный комплекс [ПГРК] с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45 – byakin). Другими вариантами перевозки могут стать 200 полностью экипированных солдат (встречается утверждение, что их число может быть увеличено до 500) или два основных боевых танка.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: An-400
Назначение: сверхтяжелый военно-транспортный самолет
Компания-производитель: ОКБ Антонова, СССР
|
An-400 Condor |
Ан-124-100 |
Силовая установка: |
|
|
тип двигателя |
ТРДД D-18T |
ТРДД Д-18Т |
тяга, фнт (кгс) |
4×51660 (4×23430) |
(2×23400) |
общая тяга, фнт (кгс) |
206640 (93720) |
(93600) |
Размеры: |
|
|
размах крыла, фт дйм (м) |
243 6 (74,2) |
(73,3) |
длина, фт дйм (м) |
236 3 (72,0) |
(69,1) |
высота, фт дйм (м) |
65 7 (20,0) |
(21,8) |
площадь крыла, фт² (м²) |
7800 (725) |
(628) |
Вес: |
|
|
пустого, фнт (кг) |
397000 (180080) |
(178400) |
максимальный, фнт (кг) |
882000 (400075) |
(392000) |
Летные характеристики: |
|
|
крейсерская скорость, миль/ч (км/ч) |
497 (800) |
(800-850) |
дальность полета с максимальной (120 000 кг) полезной нагрузкой, миль (км) |
4970 (8000) |
(4800) |
дальность полета с полезной нагрузкой 80 000 кг, миль (км) |
|
(7500) |
Вооружение: |
нет |
нет |
История: первый полет, вероятно, в конце 1982 года; введение в эксплуатацию в 1985 году
Страны-эксплуатанты: Советский Союз
источники:
- Bill Gunston «An Illustrated Guide to Future Fighters and Combat Aircraft 1984»
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ан-124